ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5066
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
терпеливым
,
когда
ожидание
может
внести
ясность
в
материал
или
когда
аналитик
преследует
не
-
которую
отдаленную
цель
.
Но
следует
помнить
,
что
наше
молчание
обычно
является
стрессирующим
элементом
для
пациента
.
Ведь
это
один
из
видов
деятельности
аналитика
и
поэтому
имеет
много
различных
значений
для
пациента
,
зависящих
от
аналитической
ситуации
и
ситуации
перенос
—
контрперенос
(
Левин
, 1954, 55;
Лоевенштейн
, 1956;
Стоун
, 1961,
с
. 45, 95—105).
Пациент
нуждается
в
нашем
молчании
для
того
,
чтобы
детализировать
свои
собственные
мысли
,
фантазии
– 461 –
и
чувства
.
Ему
нужно
время
для
того
,
чтобы
забыть
о
нашем
присутствии
или
,
более
точно
,
отодвинуть
наше
реальное
присутствие
на
задний
план
,
так
,
чтобы
он
мог
позволить
себе
заняться
фантазиями
и
чувствами
переноса
.
Пациент
может
чувствовать
наше
молчание
как
враждебное
или
комфортное
,
требовательное
или
успокаивающее
в
зависимости
от
его
реакций
переноса
.
Более
того
,
пациент
также
может
замечать
у
нас
следы
чувств
и
отношений
,
которые
мы
не
осознаем
.
Аналитик
должен
быть
способен
выносить
молчание
своих
пациентов
без
враждебности
и
скуки
.
Я
был
чрезвычайно
удивлен
,
когда
пациент
совершенно
точно
«
угадывал
»,
хотя
я
молчал
и
был
невидим
для
него
,
что
я
нетерпелив
.
Я
полагаю
,
что
некоторые
пациенты
интуитивно
определяют
наше
отношение
по
минутному
изменению
скорости
дыхания
,
его
интенсивности
,
по
небольшим
движениям
тела
.
Искусство
вербального
общения
с
пациентом
требует
также
чувства
подходящего
времени
для
интерпретации
.
Это
будет
обсуждаться
более
детально
во
втором
томе
.
Здесь
я
хотел
бы
лишь
указать
на
то
,
что
это
связано
с
несколькими
различными
моментами
.
Прежде
всего
,
встает
вопрос
,
когда
следует
вмешаться
.
Решение
зависит
от
нескольких
вещей
.
Аналитик
ждет
,
пока
данное
психотическое
событие
станет
демонстрируемым
для
разумного
Эго
пациента
.
Или
же
аналитик
ждет
,
пока
аффект
или
импульс
достигнут
интенсивности
,
которая
,
по
мнению
аналитика
,
будет
оптимальной
в
это
время
.
Или
же
аналитик
ждет
,
пока
станет
ясно
,
что
происходит
на
сеансе
,
даже
если
то
,
чего
ждал
аналитик
ранее
,
утрачено
.
Выбор
подходящего
времени
также
относится
к
тому
,
когда
и
как
аналитик
вмешивается
в
различных
фазах
анализа
.
На
ранних
стадиях
анализа
,
или
в
первое
время
,
когда
появляется
болезненный
материал
,
аналитик
может
вмешаться
раньше
,
когда
интенсивность
аффекта
невелика
.
На
более
поздних
стадиях
может
быть
лучше
молчаливо
разрешить
чувствам
пациента
стать
более
интенсивными
,
так
,
чтобы
он
смог
пережить
реальную
примитивную
силу
своих
эмоций
и
побуждений
.
Выбор
подходящего
времени
также
предполагает
,
что
аналитик
имеет
в
виду
различия
в
дозировке
перед
уик
-
эндами
,
каникулами
,
праздниками
и
т
.
д
.
– 462 –
4.223.
Черты
,
имеющие
отношение
к
облегчению
развития
невроза
переноса
и
рабочего
альянса
Как
я
отмечал
ранее
,
склад
ума
и
черты
характера
,
которые
содействуют
развитию
невроза
переноса
,
в
основе
своей
являются
противоположными
тем
чертам
,
которые
содействуют
рабочему
альянсу
(
Стоун
, 1961;
с
. 33, 106;
Гринсон
, 1965
а
).
Для
того
чтобы
облегчить
развитие
невроза
переноса
,
аналитик
должен
постоянно
фрустрировать
стремление
пациента
к
невротическому
удовлетворению
и
утешению
,
а
также
он
должен
оставаться
относительно
анонимным
.
Обоснования
для
этого
описаны
в
секции
4.213.
Для
того
чтобы
выполнять
эти
требования
довольно
постоянно
,
аналитик
должен
разрешить
свои
основные
конфликты
,
связанные
с
причинением
боли
и
сохранением
дистанции
в
отношении
страдающего
пациента
.
Это
означает
,
что
аналитик
должен
обладать
способностью
сдерживать
свои
терапевтические
намерения
,
должен
контролировать
свое
стремление
к
близости
,
должен
«
заглушить
»
свою
личность
(
Стоун
, 1962,
с
. 20).
Фрейд
пошел
весьма
далеко
,
предложив
аналитику
взять
за
образец
хирурга
,
отбросив
свою
человеческую
симпатию
,
приняв
отношение
эмоциональной
холодности
(19126,
с
. 115).
В
той
же
самой
работе
Фрейд
высказывает
мнение
,
что
аналитику
следует
воздержаться
от
внедрения
своей
личности
в
лечение
,
он
вводит
сравнение
с
«
зеркалом
» (
с
. 118).
Несколькими
годами
позже
он
высказывает
www.NataHaus.ru
предложение
,
что
лечение
должно
выполняться
при
соблюдении
абстиненции
,
и
говорит
далее
: «
Под
этим
я
понимаю
не
только
физическую
абстиненцию
...» (1915
а
,
с
. 165).
Я
умышленно
выбрал
именно
эти
цитаты
для
того
,
чтобы
стало
ясно
,
почему
может
сложиться
такое
впечатление
,
что
Фрейд
полагал
полезной
строгую
и
жестокую
атмосферу
для
невроза
переноса
.
Однако
я
не
думаю
,
что
из
этих
цитат
складывается
точная
картина
того
,
что
Фрейд
имел
ввиду
.
По
моему
мнению
,
он
подчеркивал
«
неестественные
»
аспекты
психоаналитической
техники
,
потому
что
они
были
чуждыми
,
искусственными
для
обычных
взаимоотношений
доктор
—
пациент
и
обычной
психотерапии
его
дней
.
– 463 –
Например
,
в
работе
,
написанной
в
том
же
году
,
что
»
и
цитированная
выше
,
где
он
рекомендует
эмоцоиональную
холодность
и
отношение
«
зеркала
»,
Фрейд
утверждает
: «
Таким
образом
,
решение
загадки
состоит
в
том
,
что
перенос
к
аналитику
вызывает
сопротивление
лечению
только
в
случае
негативного
переноса
или
в
случае
позитивного
переноса
репрессированных
эротических
импульсов
.
Если
мы
«
передвинем
»
перенос
,
сделав
,
его
сознательным
,
мы
отделим
от
личности
аналитика
только
эти
два
компонента
эмоционального
акта
;
другой
компонент
,
который
является
допустимым
для
созна
-
тельного
Эго
и
не
вызывает
возражений
,
сохраняется
и
является
проводником
успеха
в
психоанализе
,
а
также
в
других
методах
лечения
» (
Фрейд
, 1912
а
,
с
. 105).
В
работе
,
посвященной
технике
,
вышедшей
годом
позже
,
в
качестве
рекомендаций
об
«
эмоциональной
холодности
»
и
«
зеркале
»
Фрейд
писал
: «
Первоочередной
целью
лечения
остается
расположить
пациента
к
лечению
и
к
личности
доктора
.
Для
того
чтобы
обеспечить
это
,
не
нужно
ничего
делать
,
нужно
лишь
дать
пациенту
время
.
Если
доктор
проявляет
серьезный
интерес
к
нему
,
внимательно
работает
над
сопротивлениями
,
которые
появляются
в
начале
анализа
,
и
избегает
определенных
ошибок
,
пациент
сам
сформирует
такое
расположение
и
свяжет
доктора
с
одним
из
образцов
тех
людей
,
которые
,
как
он
привык
,
обращались
с
ним
с
любовью
.
Можно
поплатиться
первым
успехом
,
если
с
момента
начала
лечения
аналитиком
был
выбран
какой
-
то
другой
отправной
момент
,
а
не
полное
сочувствия
понимание
,
например
,
морализирование
,
или
же
если
аналитик
ведет
себя
как
представитель
или
приверженец
какой
-
то
соперничающей
партии
—
например
,
как
другой
член
супружеской
пары
».
Возможно
наиболее
«
разоблачающей
»
личностью
Фрейда
является
его
эссе
«
Наблюдения
по
переносу
любви
» (1915
а
).
Я
процитирую
лишь
избранные
места
,
которые
показывают
его
участие
,
заботу
о
пациенте
. «
Любой
,
кто
принимает
аналитическую
технику
,
будет
более
не
способен
пользоваться
ложью
и
притворством
,
что
доктора
обычно
находят
неизбежным
,
и
,
даже
если
с
самыми
лучшими
намерениями
он
попытается
сделать
это
,
он
,
весьма
вероятно
,
вскоре
выдаст
себя
...
Вместе
с
тем
,
эксперимент
по
развитию
нежных
чувств
по
от
-
– 464 –
ношению
к
пациенту
также
небезопасен
.
Наш
контроль
над
собою
не
настолько
совершенен
,
чтобы
мы
могли
быть
уверены
,
что
однажды
эти
чувства
не
зайдут
дальше
,
чем
мы
рассчитывали
» (
с
. 164). «
Курс
,
которым
должен
следовать
аналитик
,
не
ограничивается
перечисленным
здесь
,
это
нечто
,
для
чего
нет
модели
в
реальной
жизни
.
Он
должен
проявлять
заботу
,
не
уходя
от
переноса
любви
,
не
отвергая
его
,
не
делая
его
безвкусным
для
пациента
;
просто
он
должен
твердо
воздерживаться
от
любых
ответов
на
него
.
Он
должен
понимать
,
что
такое
перенос
любви
,
не
обращаться
с
ним
так
,
как
будто
это
ситуация
,
которая
должна
пройти
через
лечение
и
вернуться
назад
,
к
своим
неосознанным
истокам
» (
с
. 166).
«
Опять
же
,
когда
женщина
просит
любви
,
отвергать
и
отказывать
—
это
огорчительная
роль
для
мужчины
,
и
,
несмотря
на
неврозы
и
сопротивления
,
в
женщине
высоких
принципов
,
которая
признает
свою
страсть
,
есть
какое
-
то
особое
очарование
...
Но
это
совершенно
не
означает
,
что
аналитик
должен
уступить
.
Как
бы
высоко
он
ни
ценил
любовь
,
еще
выше
он
должен
ценить
возможность
помочь
своей
пациентке
в
решающий
период
ее
жизни
.
Она
должна
научиться
у
него
преодолевать
принцип
удовольствия
,
отвергать
удовлетворение
,
которое
«
идет
в
руки
»,
но
социально
не
приемлемо
,
в
пользу
более
отдаленного
,
которое
может
быть
весьма
непреоделенным
,
но
которое
и
психологически
и
соци
-
ально
безупречно
» (
с
. 170).
www.NataHaus.ru
Я
полагаю
,
что
эти
цитаты
из
работ
Фрейда
четко
показывают
,
что
,
хотя
он
и
полагал
,
что
депривации
в
инкогнито
необходимы
для
роста
и
развития
невроза
переноса
,
он
чувствовал
,
что
аналитик
должен
быть
способен
поддерживать
отношения
совершенно
иного
свойства
для
того
,
чтобы
психоаналитическая
терапия
была
эффективной
.
При
чтении
работ
психоаналитиков
,
посвятивших
себя
проблемам
техники
,
складывается
впечатление
,
что
почти
все
они
испытывают
затруднения
по
этому
вопросу
.
Депривация
и
инкогнито
являются
необходимыми
,
но
не
достаточными
.
По
моему
мнению
,
некоторые
авторы
,
такие
как
Ференци
(19286),
де
Форест
(1954),
Лоранд
(1946)
и
Нахт
(1962),
заходят
слишком
далеко
в
противоположном
направлении
,
преувеличивая
важность
удовлетворения
,
одновремен
-
– 465 –
но
недооценивая
значение
депривации
.
Фрейд
(19136)
говорит
о
необходимости
гибко
пользоваться
всеми
правилами
;
Феничел
(1941)
описывает
«
колебания
»
аналитика
и
необходимость
аналитику
быть
свободным
и
естественным
,
с
этим
соглашаются
и
другие
авторы
—
Стерба
, (1934),
Лоевельд
(I960)
и
Меннингер
(1958)
и
др
.
По
моему
мнению
,
в
работах
Элизабет
Зетцель
(1956)
и
Стоуна
(1961)
должным
образом
подчеркнуты
и
разделены
депривационные
аспекты
техники
и
аспекты
,
дающие
удовлетворение
.
Для
того
,
чтобы
действительно
понять
пациента
,
требуется
большее
,
чем
интеллектуальные
или
теоретические
соображения
.
Для
получения
инсайта
,
чего
требует
психоанализ
,
аналитик
должен
быть
способен
стать
эмоционально
связанным
и
принять
определенное
обязательство
перед
пациентом
.
Ему
должен
нравиться
пациент
;
длительное
неприятие
или
отсутствие
интереса
,
точно
так
же
,
как
и
слишком
сильная
любовь
,
будут
мешать
лечению
(
Гринакре
, 1959;
Стоун
, 1961,
с
. 29, 44, 61).
Аналитик
должен
иметь
желание
помогать
и
лечить
пациента
,
он
должен
беспокоиться
о
благоденствии
пациента
,
не
теряя
при
этом
из
виду
своих
отдаленных
целей
.
Определенная
доля
сочувствия
,
дружеского
отношения
,
тепла
и
уважения
к
правам
пациента
яв
-
ляется
необходимым
условием
.
Офис
аналитика
—
место
лечения
,
а
не
исследовательская
лаборатория
.
Мы
можем
испытывать
реальную
любовь
к
нашим
пациентам
,
потому
что
они
в
определенном
смысле
являются
больными
,
беспомощными
детьми
,
вне
зависимости
от
того
,
что
представляет
собой
их
внешность
.
Они
никогда
не
повзрослеют
,
если
мы
не
разовьем
их
потенциальные
возможности
,
не
обеспечим
их
взаимоуважение
и
чувство
собственного
достоинства
,
поэтому
не
следует
налагать
излишних
деприваций
,
подвергать
их
унижению
.
Это
приводит
нас
к
самой
сердцевине
вопроса
.
Как
может
аналитик
устойчиво
поддерживать
отношения
деприваций
и
инкогнито
и
вместе
с
тем
постоянно
выказывать
свое
сочувствие
и
заботу
?
В
предыдущей
секции
,
посвященной
общению
с
пациентом
,
я
уже
приводил
примеры
того
,
как
это
может
быть
достигнуто
.
Иллюстрации
этого
будут
также
даны
во
втором
томе
.
Здесь
позвольте
мне
подчеркнуть
еще
раз
,
что
каждую
– 466 –
процедуру
(
анализа
)
психоанализа
,
которая
является
странной
или
искусственной
для
пациента
,
я
тщательно
объясняю
ему
в
подходящее
время
.
Например
,
когда
пациент
в
начале
анализа
задает
вопрос
,
я
стараюсь
дать
ему
возможность
исследовать
причины
данного
вопроса
,
а
затем
объясняю
,
что
то
,
что
я
не
отвечаю
на
вопрос
,
имеет
определенную
цель
,
а
именно
:
позволяет
пролить
свет
на
истоки
его
любопытства
,
затем
я
добавляю
,
что
в
будущем
я
,
как
правило
,,
не
буду
отвечать
па
вопросы
.
Вместе
с
тем
иногда
я
отвечаю
на
вопрос
,
но
только
в
том
случае
,
если
чувствую
,
что
вопрос
реалистичный
и
ответ
на
него
избавит
от
множества
не
относящихся
к
делу
объяснений
.
Однажды
пациент
рассказал
мне
о
чрезвычайно
фрустрирующем
сеансе
с
предыдущим
аналитиком
.
У
пациента
было
сновидение
,
что
он
играет
защитником
в
футбольной
команде
:
они
разыгрывают
Т
-
комбинацию
,
и
,
к
его
изумлению
,
центральный
нападающий
превращается
в
Адольфа
Гитлера
(
в
Т
-
комбинации
защитник
стоит
прямо
за
центральным
нападающим
,
который
сгибается
,
удерживая
футбольный
мяч
на
земле
между
ногами
.
Задача
центрального
игрока
состоит
в
.
том
,
чтобы
послать
мяч
назад
,
между
своими
ногами
,
защитнику
,
который
затем
передает
его
другому
игроку
или
пройдет
с
ним
вперед
и
т
.
д
.).
Это
стандартная
футбольная
комбинация
,
и
любой
,
кто
знает
хоть
что
-
нибудь
об
американском
футболе
,
знает
о
ней
очень
хорошо
.
www.NataHaus.ru
Аналитик
,
о
котором
идет
речь
,
был
сорокалетним
американцем
,
который
знал
бы
все
это
,
если
бы
в
молодости
был
футбольным
болельщиком
,
и
не
знал
этого
,
если
бы
никогда
не
интересовался
этим
.
Таким
образом
,
неуверенность
пациента
была
оправданна
.
Пациент
хотел
перейти
к
ассоциациям
об
Адольфе
Гитлере
и
своей
личной
позиции
по
отношению
к
нему
в
сновидении
.
Но
прежде
всего
он
спросил
,
знает
ли
аналитик
,
что
такое
Т
-
комбинация
,
поскольку
это
казалось
решающим
моментом
для
понимания
сновидения
.
Аналитик
промолчал
.
Тогда
пациент
неохотно
объяснил
и
описал
,
что
такое
Т
-
комбинация
,
кто
такой
защитник
,
кто
такой
центральный
игрок
и
т
.
д
.
Большая
часть
сеанса
была
потрачена
на
это
.
Было
жалко
тратить
время
на
такие
тривиальности
,
ведь
аналитик
мог
сказать
в
самом
начале
сеанса
(
как
оказалось
),
что
он
знает
все
– 467 –
это
.
Но
даже
более
важно
,
что
поведение
аналитика
показывает
,
что
он
следовал
«
правилу
»,
истинной
цели
которого
он
не
понимал
,
и
из
-
за
этого
позволил
себе
и
пациенту
испытать
ненужную
фрустрацию
и
впустую
потратил
время
.
Часто
необходимо
исследовать
интимные
детали
сексуальной
жизни
пациента
или
его
туалетных
привычек
,
что
очень
смущает
многих
пациентов
.
Когда
я
считаю
нужным
задавать
пациенту
такие
вопросы
и
ощущаю
это
унижение
,
я
либо
исследую
вместе
с
ним
его
смущение
,
либо
,
по
меньшей
мере
,
показываю
,
что
я
понимаю
,
что
раскрытие
этих
вопросов
болезненно
,
но
необходимо
.
Я
обычно
прямо
отмечаю
сексуальные
или
враждебные
чувства
пациента
ко
мне
;
если
кажется
,
что
он
чрезмерно
расстроен
из
-
за
моего
вмешательства
,
тогда
я
показываю
тоном
или
словами
,
что
я
осознаю
его
затруднения
и
сочувствую
им
.
Я
не
обращаюсь
с
пациентом
,
как
с
маленьким
ребенком
,
но
стараюсь
выяснить
,
сколь
сильную
боль
он
в
состоянии
вынести
,
продолжая
продуктивно
работать
.
Я
стараюсь
защищать
чувство
самоуважения
пациента
,
но
,
если
я
чувствую
,
что
необходимо
сказать
нечто
,
что
,
как
я
знаю
,
будет
восприниматься
как
унижение
,
я
сознательно
сделаю
,
это
,
хотя
при
этом
могу
выразить
каким
-
то
образом
свое
сожаление
.
Например
,
недавно
я
сказал
пациенту
в
конце
сеанса
: «
Я
знаю
,
что
это
щекотливое
положение
для
вас
.
Но
в
конце
концов
вы
сможете
рассказать
мне
то
,
что
терзает
вас
, —
что
вы
любите
меня
и
хотели
,
чтобы
и
я
любил
вас
,
однако
,
все
,
что
я
могу
вам
на
это
сказать
:
да
,
хорошо
,
мы
должны
вместе
исследовать
это
».
Если
анализ
смещается
назад
,
в
какие
-
то
старые
невротические
паттерны
поведения
,
я
пытаюсь
контролировать
свои
чувства
печали
и
разочарования
,
точно
так
же
,
как
я
сдерживаю
свое
удовольствие
и
гордость
,
когда
он
делает
огромный
шаг
вперед
.
Но
при
этом
я
позволяю
некоторой
части
своих
чувств
проявиться
,
поскольку
отсутствие
эмоций
кажется
проявлением
холодности
и
негуманности
.
Я
стараюсь
регулировать
чувства
пациента
,
вызванные
неудачей
или
триумфом
,
напоминая
ему
(
и
себе
)
о
наших
целях
.
Для
того
чтобы
поддерживать
эту
способность
переходить
из
одного
положения
в
другое
,
противоположное
,
– 468 –
т
.
е
.
вызывать
фрустрацию
и
давать
удовлетворение
,
соблюдать
дистанцию
и
быть
близким
пациенту
,
использовать
самые
различные
сочетания
того
и
другого
,
нужно
,
чтобы
аналитик
обладал
высоким
уровнем
эмоциональной
мобильности
и
гибкости
.
Я
не
имею
под
этим
в
виду
изменчивость
и
нестабильность
.
Аналитическая
ситуация
требует
,
чтобы
аналитик
был
реальным
человеком
,
заслуживающим
доверия
.
Аналитик
должен
обладать
способностью
к
эмоциональному
сопереживанию
со
своими
пациентами
,
но
,
точно
так
же
он
должен
обладать
и
способностью
сдерживать
себя
.
Сопереживание
обеспечивает
возможность
эмфатического
понимания
,
отчуждение
дает
шанс
обдумать
,
оценить
,
вспомнить
и
т
.
д
.
Сочувствие
,
забота
и
тепло
всегда
должны
быть
в
распоряжении
аналитика
,
но
он
также
должен
быть
способен
занять
позицию
бесстрастного
,
стороннего
наблюдателя
.
Существуют
и
такие
ситуации
,
когда
требуется
и
то
,
и
другое
;
болезненный
инсайт
должен
даваться
с
точностью
хирургического
разреза
,
тон
голоса
в
этом
случае
должен
показывать
заботу
.
Когда
я
описываю
сочувствие
и
заботу
,
проявляемые
аналитиком
,
я
не
хочу
этим
сказать
,
что
такие
чувства
следует
проявлять
открыто
,
заметно
,
при
первом
же
признаке
дискомфорта
у
пациента
.
Я
полагаю
,
что
наличие
таких
чувств
должно
быть
видно
из
того
,
как
аналитик
работает
;
они
должны
ощущаться
в
атмосфере
аналитической
ситуации
.
Анализ
не
может
выполняться
успешно
в
здоровой
и
www.NataHaus.ru
крепкой
манере
,
равно
как
в
веселой
и
беспечной
.
Но
он
не
будет
плодотворным
и
тогда
,
когда
проводится
в
мрачной
,
унылой
тональности
,
тональности
агонии
.
Искреннее
приятие
и
толерантность
аналитика
ко
всему
материалу
пациента
,
его
внимательное
отношение
ко
всем
деталям
,
вне
зависимости
от
того
,
насколько
они
безобразны
или
примитивны
,
его
прямой
,
решительный
подход
даже
к
наиболее
деликатным
вопросам
без
признаков
жестокости
или
фальшивого
рыцарства
—
все
эти
элементы
вносят
вклад
в
аналитическую
атмосферу
.
Желание
заботиться
не
следует
смешивать
с
патологическим
терапевтическим
рвением
.
Оно
должно
проявляться
в
серьезности
целей
,
которые
ставятся
аналитиком
,
его
постоянных
поисках
инсайта
,
его
уважении
к
различному
инструментарию
своей
профессии
без
пре
-
– 469 –
вращения
его
в
культ
или
ритуал
,
оно
должно
проявляться
в
его
желании
и
способности
бороться
годами
за
достижение
целей
.
То
,
что
аналитик
дает
болезненные
инсайты
,
является
таким
же
признаком
его
терапевтического
намерения
,
как
и
его
забота
о
чувстве
собственного
достоинства
пациента
.
Равно
важно
выносить
вспышки
враждебности
со
стороны
пациента
,
его
попытки
унизить
без
отмщения
и
оставаться
невозмутимым
при
его
сексуальных
провокациях
.
Это
не
означает
,
что
аналитик
не
должен
иметь
чувств
и
фантазий
по
отношению
к
своим
пациентам
,
это
означает
лишь
,
что
они
должны
находиться
в
определенных
пределах
,
так
,
чтобы
аналитик
был
в
состоянии
контролировать
свои
ответы
,
которые
становились
бы
открытыми
настолько
,
насколько
это
требуется
для
пациента
.
Аналитик
должен
позволять
чувствам
переноса
пациента
достигать
оптимальной
интенсивности
.
Это
требует
,
чтобы
аналитик
обладал
способностью
выносить
стресс
,
тревогу
и
депрессию
спокойно
и
терпеливо
.
Все
это
возможно
лишь
в
том
случае
,
когда
сам
аналитик
прошел
через
глубокое
психоаналитическое
переживание
и
продолжает
заниматься
самоанализом
.
Тем
не
менее
,
профессиональная
вредность
очень
велика
,
и
терапевтические
результаты
при
лечении
аналитика
оставляют
желать
лучшего
(
Фрейд
, 1937
а
,
с
. 248—250;
Вилис
, 1956;
Гринсон
, 1966).
Сейчас
я
хотел
бы
непосредственно
процитировать
Фрейда
.
«
Давайте
сделаем
небольшую
паузу
для
того
,
чтобы
заверить
аналитика
в
своем
искреннем
сочувствии
,
ведь
ему
приходится
в
своей
деятельности
выполнять
самые
строгие
требования
.
Это
выглядит
так
,
как
если
бы
анализ
был
третьей
«
невозможной
»
профессией
,
когда
заранее
уверен
в
том
,
что
достигнешь
только
таких
результатов
,
которые
не
принесут
удовлетворения
.
Две
другие
профессии
известны
уже
довольно
давно
—
это
образование
и
правительственная
работа
.
Очевидно
,
что
мы
не
можем
требовать
того
,
чтобы
будущий
аналитик
стал
совершенством
,
прежде
чем
займется
анализом
,
ибо
где
и
как
бедняга
приобретает
те
идеальные
качества
,
которые
ему
потребуются
в
его
профессии
?
Ответ
—
в
,
анализе
себя
,
с
которого
начинается
его
подготовка
к
будущей
деятельности
.
Из
-
за
практических
причин
этот
анализ
может
быть
коротким
и
неполным
...
– 470 –
Не
следует
удивляться
,
что
эффектом
поглощенности
своим
репрессированным
материалом
,
который
борется
за
свое
освобождение
в
человеческом
разуме
,
будет
активизация
всех
тех
инстинктивных
влечений
,
которые
обычно
аналитик
способен
был
сдерживать
.
Причем
эти
«
опасности
анализа
»,
хотя
они
и
угрожают
нам
,
являются
пассивными
и
активными
партнерами
в
аналитической
ситуации
,
и
нам
не
следует
отказываться
от
их
помощи
.
Не
может
быть
сомнений
и
в
том
,
как
их
использовать
.
Однако
каждый
аналитик
должен
периодически
—
через
пять
лет
или
около
того
—
сам
проходить
анализ
,
не
стыдясь
предпринимать
такой
шаг
...
Нашей
целью
не
является
уничтожение
любой
своеобразности
человеческого
характера
ради
схематической
«
нормальности
»,
также
не
требуется
,
чтобы
личность
,
которая
«
тщательно
проанализирована
»,
не
чувствовала
никаких
страстей
и
не
имела
внутренних
конфликтов
.
Дело
аналитика
состоит
в
том
,
чтобы
добиться
наилучших
из
возможных
условий
для
функционирования
Эго
;
тогда
его
задача
будет
выполнена
» (
Фрейд
, 1937
а
,
с
. 248—250).
Из
этого
видно
,
что
скромность
—
еще
одно
важное
требование
,
которое
аналитическая
ситуация
предъявляет
к
психоаналитику
(
Шарпе
, 1947,
с
. 110—112).
Аналитик
передает
инсайт
,
который
обычно
болезнен
,
сообщая
его
в
атмосфере
откровенности
,
сочувствия
и
сдержанности
.
То
,
что
я
описал
,
отражает
то
,
как
я
пытаюсь
разрешить
конфликт
между