Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8975

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Такие  более  серьезные  расстройства  личности, как

шизофреническое  поведение, бихевиористы  объясняют
бегством от реальности, которое.


background image

www.koob.ru

«Иные»

по их мнению, для некоторых людей оказывается самым

действенным средством спасения от жизненного стресса. Как
мы  увидим  дальше,  этому  объяснению  соответствуют  и
предлагаемые бихевиористами методы терапии.

Когнитивный подход

Этот  подход  основан  на  том  принципе, что  чувства  и

действия человека перестают соответствовать ситуации, после
того  как  он  начинает  расшифровывать  эту  ситуацию,
пользуясь  иррациональными  и  потому  неадекватными
соображениями. Например, эмоциональное  расстройство,
сопровождаемое чувством тревоги и бессилия, связано скорее
с  ложной  когнитивной  интерпретацией  человеком  тех  или
иных событий, нежели с самими этими событиями.

Эллис (Ellis, 1962) выделил  ряд

иррациональных

представлений,

  которые, по  его  мнению, бывают  причиной

большинства  неадекватных  поступков  человека. Вот
некоторые из них: «главное-заставить всех, с кем приходится
сталкиваться, полюбить  себя»; «важно  всегда  проявлять
компетентность, вести  себя, сообразуясь  с  обстоятельствами,
и  доводить  до  успешного  конца  любое  начинание»;
«переживать 

жизнь 

как 

катастрофу, если 

события

развертываются  не  так, как  тою  хотелось  бы»; «людей,
желающих  нам  зла, следует  всегда  порицать  и  наказывать»;
«против  суровой  жизненной  реальности  всегда  можно  найти
эффективное средство».

Подобные  представления  покоятся  на  заложенных  в

каждого  из  нас  глубинных  потребностях (потребность
рассчитывать  на  поддержку  других, потребность  быть
любимым, проявлять  свою  компетентность  и  т. п.),
удовлетворение  которых  необходимо  для  душевного
равновесия. Весь  парадокс, однако, заключается  в  том, что,
поскольку  мы  приписываем  этим  потребностям  чрезмерное
значение, их удовлетворение становится

Активиру

ющее событие

с

т

+

р

Представ

ление 

о

ситуации

("у  меня

2^

Е

 С С

Объектив

ный 

анализ

ситуации

1

35


background image

www.koob.ru

Неспособ

ность 

к

объективному

анализу

~-'\ Позитивное """V   действие
расстройство

поведения


background image

www.koob.ru

ис.^12.5. Согласно теории АВС Эллиса. причиной стресса (С) и вызываемых им

РРустрации  или  неадапгивного  поведения  бывает  не  столько  сама  ситуация (А).
колько связанные с нею убеждения (В).

136

Глава 12

очень  трудной  или  даже  невыполнимой  задачей, а  сами  мы  при  этом

испытываем эмоциональные расстройства и тревогу.

В  своей «теории  АВС» Эллис (Ellis , 1976) показывает, каким  образом

эмоциональную  реакцию (С) человек  чаще  всего  приписывает «активирующему
событию» (А), тогда как на самом деле она обусловлена теми представлениями (В) об
этом событии, которые имеются у человека (рис. 12.5).

Так, стресс (С), в результате  которого студент может провалиться на экзамене,

вызван  скорее  мыслью, что «ему  ни  за  что  его  не  сдать» (В), нежели  содержанием
самого экзамена (А). Очень часто для того. чтобы исправить положение, достаточно
лишь объективно оценить ситуацию, рассмотрев каждый ее аспект с разумной точки
зрения  и  осознав,  что  «это  еще  не  конец  света».  Именно  так  и  следует  поступать  в
большинстве  жизненных  обстоятельств, имея  в  виду  их  материальные, социальные
или аффективные последствия.

Гуманистический подход

В главе 10 мы рассмотрели развитие личности с точки зрения гуманистической

психологии. Напомним, что  в  теории личности по Роджерсу центральным понятием
является «реальное Я», т. е. те  представления, которые человек имеет о самом  себе,
своих восприятиях, ценностях, чувствах и установках.

По  мнению  Роджерса, с  одной  стороны, индивидуум  стремится  привести  в

соответствие с этими представлениями о самом себе, т. е. со своим «реальным

 Я»,

 как

можно больше своих внешних переживаний. С другой стороны, он пытается сблизить
представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют
его «идеальное  Я» и  соответствуют  тому, чем  он  хотел  бы  быть. Таким  образом,
«реальное Я» может так и не достичь соответствия «идеальному Я» либо из-за того,
что  под  давлением  внешних  обстоятельств  человек  вынужден  отказывать  себе  в
определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства,
ценности или установки, которые только отдаляют его «реальное Я» от «идеального^.

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

nctkLunc "а'\ РСДПОПиЕ

 Л

ИДЕАЛЬНОЕ
"я"

Рис. 12.6. По Роджерсу, тревога и неадаптивные формы

поведения  возникают  в  результате  несоответствия  между
«реальным  Я», страдающим  под  бременем  тех  или  иных
жизненных обстоятельств, и глубинными чувствами человека.
составляющими его «идеальное Я».


background image

www.koob.ru

«Иные»

                            137

Тревога и нарушение психологической адаптации могут

быть  результатом  несоответствия  между «реальным  Я» и
жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я»
и  тем  идеальным  образом. который  сложился  у  человека  о
себе самом,-с другой (рис. 12.6).

Социо-культурный подход

В 60-е  годы  появилось  новое  течение, развиваемое

главным образом психиатрами и вновь поставившее во главу
угла  те  представления  о  психических  нарушениях, которых
придерживались  обычные  люди  и  особенно  представители
традиционной психиатрии.

Согласно  этому  подходу, «безумных» порождает  само

общество своим отношением к аномальному поведению и его
истолкованием. Ведь  психическое  заболевание, как  отмечает
Szasz, представляет  собой  не  то, что  человек «имеет», а
скорее  то, «чем  он  является» или «что  делает» и  к  чему
бессознательно  стремится. Таким  образом, по  мнению  этого
автора, психическое заболевание-это миф. Приклеивая ярлык
психически  больного  человеку, которому  просто  несколько
труднее  жить, чем  другим  людям

1

,  с  него  снимают

ответственность за  его проблемы, что  и  побуждает  его вести
себя как подобает «больному».

Как  уже  говорилось  в  главе 10, наше

восприятие

поведения других людей значит для нас гораздо больше, чем
само  по  себе  это  поведение. В  этом  смысле, как  полагает
Гофман (Goffman, 1961), ярлык, наклееный  на  человека,
поведение  которого  выходит  за  рамки  принятых  норм.
способен  лишь подкрепить ту интерпретацию  его поведения,
которую  мы  собираемся  сделать, и  изменить  наше
собственное поведение по отношению к нему. Все это может
привести  к  одиночеству  человека «с  ярлыком» и  к  еще
большей неспособности его общаться  с другими. Чаще всего
такая  изоляция  приводит  его  в  больницу, условия  которой
таковы, что  имевшаяся  аномалия  достигает крайней  степени,
а  это  в  свою  очередь  более  или  менее  ясно «подтверждает»
посгавленный ранее диагноз.

Лэинг (Laing)

2

  гоже  отвергает  медицинский  подход  к

психическим  нарушениям, основанный  на  классификации
симптомов, которые, по  его  мнению, представляют  собой
просто-напросто «досужие  вымыслы» в  попытке  постичь
неизвестное. Согласно 

Лэингу, больной 

становится

шизофреником не сам по себе, а благодаря обществу, которое
его  гаковым  делает; поэтому  в  первую  очередь  следует
изменить общество и отношения между людьми. С этой точки
зрения 

кризис, переживаемый 

больным, важно

интерпретировать не как симптом деструкции, а как

См. в  документе 11.10, как  Бейтсон  интерпретирует

ситуацию  двойного  принуждения, в  которой  оказался
ребенок-шизофреник.

Лэинг  возглавляет  направление, вызывающее  в  Англии

многочисленные 

споры, которое 

Купер 

назвал

«антипсихиатрией» и  которое  пытается  доказать, то