Файл: Вроно М.Ш. - Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2595

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Формирование избирательности познавательной деятельности, являющееся
объектом нашего анализа, существенно определяется характером усвоения
ребенком социального опыта. Это усвоение происходит в процессе формирования
основных видов деятельности — игровой и учебной, в системе развития эмоций,
потребностей и мотиваций, интересов и направленности личности.

Сформулированная выше общая проблема исследования была конкретизирована
постановкой нескольких взаимосвязанных задач:

1) На каких из изученных нами возрастных этапах выявляется аномалия
избирательности познавательной деятельности;

2) Какова связь аномалии развития данного аспекта познавательной деятельности
с развитием других ее сторон, с уровнем развития мыслительных операций и
перцептивных действий;

3) О соотношении формирования особенностей восприятия и мышления.

В целях исследования нами был разработан комплекс экспериментально-
психологических методик, позволяющий соотнести на разных возрастных этапах
существенные аспекты познавательной деятельности. Для исследования
мышления: 1) уровень развития мыслительных операций и 2) уровень
избирательности актуализации знаний. Для изучения восприятия: 1) уровень
развития перцептивных действий, 2) уровень развития избирательности
восприятия. Часть материалов по этой тематике была изложена в предыдущих
работах авторов (1, 2, 9, 18).

В настоящее исследование было включено 155 детей в возрасте от 5 до 14 лет,
наблюдавшихся в 1-м клиническом отделении Института клинической
психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР . Части из них был поставлен диагноз:
шизофрения с малопрогредиентным течением процесса. Во многих случаях
дифференциальная диагностика (шизоидная психопатия — малопрогредиентная
шизофрения) вызывала значительные трудности. Части был поставлен диагноз
шизоидная психопатия.

Исследованные больные были разделены на 4 возрастные группы: дошкольников
5—6 лет (35 чел.), младших школьников 7— 8 лет (35 чел.), 9—11 лет (40 чел.) и
подростков 11 —14 лет (45 чел.). Исследование проводилось в сопоставлении с
соответствующими возрастными группами здоровых детей из детских садов и
учащихся московских школ (200 чел.).

Для определения

уровня формирования мыслительных операций

нами был

модифицирован ряд методик, разработанных для изучения психического развития
ребенка школой Ж. Пиаже (21).

Одна из них — методика на «пересечение классов», требующая понимания
принадлежности предмета одновременно к нескольким пересекающимся классам.
Она направлена на определение уровня сформированности операции включения в
класс как показателя перехода на уровень конкретных операций в развитии
мышления. Задача заключалась в следующем: ребенку предъявлялось два ряда
карточек (по 4 в каждом ряду) с изображением на них отдельных предметов. На
карточках первого ряда были изображены одинаковые по форме, но


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

различающиеся по цвету листья дуба, на карточках второго ряда — одинаковые
по цвету разные предметы (дом, ключ, лопата, зонтик — все зеленого цвета). На
пересечении указанных двух рядов помещалась пустая карточка. От испытуемого
требовалось назвать предмет, который занимал бы промежуточное положение
между двумя рядами, т. е. предмет, объединяющий общие свойства обоих рядов.
Искомый предмет — зеленый лист — имеет общее свойство (форму) с
предметами первого ряда и сходен с предметами второго ряда по цвету.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что с возрастом повышается
уровень обобщения указанных признаков в обеих сопоставляемых группах. Об
этом свидетельствует увеличение числа самостоятельных решений и,
соответственно, уменьшение с возрастом числа испытуемых в обеих группах, у
которых так и не удалось сформировать в процессе эксперимента операций,
необходимых для решения задачи. Существенная закономерность заключается в
том, что дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на
всех возрастных этапах по уровню развития обобщения.

В качестве задачи, требующей абстрагирования и обобщения формальных
признаков, нами была использована задача на свободную классификацию
геометрических фигур. Выбор оснований для классификации был ограничен
тремя наглядно изображенными и играющими роль различительных признаками
— цветом, формой и величиной. Главными критериями для оценки
операционного уровня выполнения задания были умение произвести
классификацию на основании нескольких признаков при наличии операционной
схемы действия, которая реализовалась в способности испытуемых решить
задачу. Результаты сопоставления группы больных шизофренией и группы
здоровых в возрастном аспекте по указанному показателю представлены в
таблице 1.

Таблица 1 Результаты классификации геометрических фигур

% решений

Испытуемые

5 — 6 лет 7—8 лет 9—11 лет 12—14 лет

Здоровые испытуемые 18

54

60

71

Больные шизофренией 41

57

64

75

Приведенные данные свидетельствуют о возрастной динамике обеих
сопоставляемых групп в сторону повышения операционального уровня
классификации, что выражается в увеличении с возрастом числа решивших в
обеих группах. Существенная закономерность заключается в опережении
формирования анализируемых операций в группе больных шизофренией.

Аналогичная закономерность проявляется и при решении формально-логической
задачи на определение объема понятий (типа «Кого на свете больше: голубей или
птиц?»). Решение задачи подобного типа производится на основе операции
включения подкласса в класс. Результаты решения такого рода задач отражены в
таблице 2.

Таблица 2 Определение объема понятий

Испытуемые

% правильных решений


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

5 — 6 лет 7—8 лет 9—11 лет 12—14 лет

Здоровые испытуемые 18

30

83

94

Больные шизофренией 46

80

86

100

Совокупность приведенных фактов, таким образом, свидетельствует о
закономерно проявляющемся опережении развития мыслительных операций
абстрагирования и обобщения, а также формально-логических операций в группе
больных шизофренией (по сравнению с группой здоровых). Это опережение
выступает при решении определенного типа задач, требующих либо формально-
логического анализа, либо анализа свойств и отношений, не иерархированных по
степени социальной значимости (например, количественных отношений,
внешнеформальных признаков и т. д.).

Изучение закономерностей

формирования операционной стороны зрительного

восприятия

проводилось на примере исследования становления двух

перцептивных действий — моделирования и отнесения к эталону. С этой целью
использовались модифицированные варианты методик геометрического
моделирования и отнесения к эталону (идентификации формы) (8). Методика
перцептивного моделирования представляет собой набор из 8 таблиц
(2 вспомогательные и 6 основных), на которых изображены круг или квадрат и
различные детали, из которых можно составить эти фигуры. Ребенок должен был
указать, из каких деталей можно сложить круг или квадрат. Задание могло быть
выполнено в умственном или практическом плане, для этого каждая таблица была
дополнена набором соответствующих фигур из картона. В таблице 3 приведены
данные-выполнения этого задания больными и здоровыми детьми.

Таблица 3 Выполнение перцептивного моделирования

Условные единицы выполнения

Испытуемые

5 — 6 лет 7 — 8 лет 9—11 лет 12—14 лет

Здоровые испытуемые 11,4

14,1

15,6

16,8

Больные шизофренией 11,1

14,1

14,8

15,8

Приведенные результаты свидетельствуют о развитии с возрастом данной
операции как в группе здоровых, так и в группе аномальных детей, а также о
совпадении темпов формирования операции перцептивного моделирования в
контрольной и экспериментальной группах.

Методика идентификации формы представляет собой набор из 20 карточек, на
4 из которых изображены негеометрические эталоны формы, а на остальных 16 —
различные предметы, которые могут быть отнесены к образцам-эталонам по
форме. Ребенок должен был разложить карточки по форме по 4 образцам.
Полученные данные показывают, что изучаемая операция развивается с возрастом
в обеих сравниваемых группах, однако здоровые дети опережают детей, больных
шизофренией, по уровню сформированности этой операции на всех возрастных
этапах. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о
неравномерности развития операционной стороны восприятия в группе детей,
больных шизофренией. Эта неравномерность проявляется в наличии
определенных затруднений у детей, больных шизофренией, в оперировании с


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

предметными изображениями при сохранном оперировании с более
формальными, геометрическими изображениями. Из литературы известно, что у
детей с синдромом аутизма и ранней детской шизофренией страдают именно те
стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием
предметной практики. Таким образом, полученные в нашей работе результаты
согласуются с фактами и положениями других исследователей (7, 13, 15, 29).

Если

операционный аспект

(в мышлении и в восприятии) в первую очередь

отражает формирование

способов

познавательной деятельности, уровень

развития мыслительных операций и перцептивных действий, то другая сторона
познавательной деятельности, изучаемая нами,—

избирательность

мышления и

восприятия — отражает в первую очередь

степень усвоения социально

значимых признаков и отношений.

Общим методическим приемом при изучении избирательности познавательной
деятельности было использование методик «открытого типа», создание ситуаций
неопределенности. Эта неопределенность задавалась как «глухой инструкцией»,
допускающей возможность многозначных решений, так и (при изучении
восприятия) созданием ситуаций, в которых процесс опознания происходил в
условиях неполноты или зашумленности стимульной информации. Снятие
неопределенности требует опоры на прошлый опыт, на систему знаний о
значимости функций и свойств предметов, на обобщенные образы-эталоны,
которые формируются в процессе практического взаимодействия ребенка с миром
вещей, опосредствованного его общением со взрослыми и сверстниками.

Существенным показателем

избирательности мышления

является характер

актуализации знаний. Для изучения этого аспекта мышления был создан
специальный комплекс методик. В него был включен разработанный нами ранее
вариант методики сравнения предметов (17). Задачи предлагались с «глухой
инструкцией», т. е. испытуемому предоставлялась полная свобода выбора
оснований для обобщения предметов. В тех же целях нами была модифицирована
методика «конструирования объектов», разработанная для эмпирического
исследования предметного содержания сознания у детей школьного возраста (23).
Для выполнения задач на «конструирование» испытуемый должен был
актуализировать предмет по заданным (четырем) признакам. Заданный комплекс
свойств может более или менее однозначно вести к актуализации определенного
предмета. Так, например, наиболее вероятным ответом на комплекс свойств
«белый, пушистый, холодный, скрипучий» является «снег». Но даже и в этом
случае остается вероятность, хотя и не-154

большая, актуализации других предметов. Методика построена так, что
большинство заданий предоставляют возможность актуализации широкого круга
предметов.

Исследовался уровень избирательности мышления методом сравнения предметов.
Показателем избирательности является коэффициент стандартности, отражающий
процентное отношение наиболее часто используемых группой здоровых свойств к
общему числу актуализированных этой группой признаков. На всех
анализируемых возрастных этапах средний коэффициент стандартности,
характеризующий группу больных шизофренией, значительно ниже показателя,
характеризующего группу здоровых.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Результаты сравнительного исследования в возрастном аспекте групп больных
шизофренией и здоровых детей методом «конструирование объектов» показали: в
группе здоровых испытуемых отмечается высокий показатель избирательности
(коэффициент стандартности 47 %) довольно рано (у младших школьников в
возрасте 7—8 лет), в дальнейшем он уже мало изменяется; средний коэффициент
стандартности значительно ниже в группе больных шизофренией на всех
анализируемых возрастных этапах.

Для изучения

закономерностей формирования избирательности восприятия

были выбраны методики так называемого «открытого типа», характеризующиеся
«глухой инструкцией» и особым стимульным материалом. Одна из таких методик
— узнавание контурных изображений (от фрагментов контура до полного
изображения). В нашей работе использовано контурное изображение собаки (13).
Стимульным материалом служили 4 карточки с изображениями разной степени
завершенности контура собаки (от небольших фрагментов — лапы, хвост,— до
полного контура). Испытуемому предлагалось ответить на вопрос: «Что
изображено?». Оценивалась успешность опознания в зависимости от полноты
изображения (правильный ответ «собака» на каждую из карточек). В таблице
4 представлены результаты выполнения этой методики здоровыми и больными
детьми.

Таблица 4. Узнавание контурного изображения

Возрастные группы

% правильных узнаваний на III этапе

Испытуемые

5 — 6 лет 7—8 лет 9—11 лет 12—14 лет

Здоровые испытуемые 22,5

55

55

62,5

Больные шизофренией 22,7

25

53

51,7

Как видно из таблицы, здоровые дети опережают группу аномальных детей по
успешности узнавания неполного контурного изображения на двух возрастных
этапах. В целом же успешность узнавания неполного контурного изображения
увеличивается с возрастом в обеих сравниваемых группах.

Другая методика такого типа — фигуры Липера (25). Фрагментарные
изображения Липера представляют собой набор из 5 карточек с неполным (в виде
пятен) изображением различных предметов. Испытуемому предлагалось ответить
на вопрос: «Что изображено?» Тест-объекты были различны по трудности
узнавания. Оценка ответов проводилась на основании правильного узнавания
каждого изображения и по характеру ответов. Дети, больные шизофренией, хуже,
чем их здоровые сверстники, узнают фрагментарные, неопределенные
изображения, для правильного опознания которых необходимо привлечение
эталонов-образов прошлого опыта. Полученные в этих методиках результаты
позволяют говорить о худшем, по сравнению со здоровыми сверстниками,
опознании изображений предметов в условиях стимульной зашумленности или
неполноты. Положительная возрастная динамика выполнения такого рода заданий
в обеих сравниваемых группах при одновременном отставании детей, больных
шизофренией, от здоровых ровесников позволяет сделать предположение об
особом характере становления избирательности восприятия детей, больных
шизофренией.