Файл: Вроно М.Ш. - Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2866

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Совокупность приведенных данных свидетельствует, таким образом, о ряде
существенных различий между сопоставляемыми группами, касающимися
характера, способов и уровня усвоения детьми социально детерминированного
опыта, зафиксированного в системе знании. Эти особенности заключаются в
меньшей избирательности познавательной деятельности у больных шизофренией
(на всех возрастных этапах) по сравнению со здоровыми детьми, в менее
устойчивом характере связей и отношений, лежащих в основе формирования
обобщенных образов-эталонов, общих представлений и понятий.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о сложном характере
взаимоотношений, которые складываются в процессе формирования двух
анализируемых аспектов познавательных процессов: операционного и аспекта
избирательности. Прежде всего очевидна их тесная связь, которая выражается в
том, что с повышением операционного уровня повышается избирательность
познавательных процессов, а высокая избирательность обеспечивает более
высокий уровень выполнения определенного круга задач. Однако при высокой
степени взаимообусловленности этих двух аспектов познавательной деятельности
формирование каждого из них подчинено разным закономерностям, что связано с
различием содержания, которое каждый из этих аспектов отражает. Так,
операционный аспект отражает прежде всего характеристику

способов

мышления

и восприятия, в то время как

семантическое содержание, социальная

значимость, личностное отношение

в большей степени отражаются в характере

избирательности. Высокий уровень развития мыслительных операций, например,
во многом способствует обобщению предметов по единому логическому
основанию, но такое обобщение может оказаться

формальным,

не учитывающим

специфических характеристик объекта. Несовпадение развития указанных двух
сторон познавательной деятельности отчетливо выступает в особенностях
рассматриваемого нами аномального типа познавательной деятельности и
выступает как пример дисгармонии, диссоциации психического развития.
Выявленная диссоциация формирования двух аспектов познавательной
деятельности и, в первую очередь, мышления допускает поиск более общего
фактора, обусловливающего как отставание и искаженный характер
избирательности использования знаний, так и опережение темпов развития
формально-операционной стороны мышления. Можно полагать, что связанная с
дефицитом социальных контактов недостаточная направленность
интеллектуальных установок на социально значимые аспекты действительности
создает условия для преимущественной ориентировки на «формальные» аспекты,
для формирования специфических односторонних интересов и способностей.

Анализ полученных данных позволяет предположить наличие связи между
«формализмом» и необычностью мышления, характерных для больных
шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в
игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядоположенности
свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию
и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу
обобщения предметов. Крайним случаем такого обобщения является создание так
называемого «вербального комплекса», когда предметы объединяются по чисто
словесной общности и при этом не вполне учитывается, что одно и то же слово
может иметь разные значения и обозначать разные признаки (например, плащ и
ночь обобщаются на том основании, что они «могут быть длинными»). Такой
формальный подход дает возможность сближать далекие, разнородные объекты и
понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

мышления.

Выявленные закономерности аномального формирования познавательной
деятельности в онтогенезе позволяют по-новому подойти к раскрытию природы
целого круга хорошо известный клиницистам своеобразных особенностей,
интеллектуальной деятельности больных шизофренией: таких особенностей, как
«формальная» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-
отвлеченному. мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов
мыслительных задач, требующих формально-логического анализа, при
беспомощности в довольно простых ситуациях, требующих ориентировки в
реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений,
основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и
отношениях.

Рассмотрение всей совокупности полученных данных дает основание для
следующих выводов и предположений:

1) У исследованной группы аномальных детей, характеризующихся шизоидными
чертами психики, на всех изученных возрастных этапах выявились особенности
формирования познавательной деятельности по сравнению с контрольной
группой здоровых.

2) Обнаруженные особенности характеризуются изменением соотношения и
динамики развития существенных сторон познавательной деятельности.

3) При данном типе аномалии развития отмечается прежде всего снижение темпа
формирования и особый характер избирательности познавательной деятельности.
Снижение избирательности связано с ослаблением ее детерминации опытом
социально-практического использования предметов окружающей
действительности, что проявляется в ухудшении ориентировки ребенка в
практической значимости свойств и отношений предметов.

4) Своеобразие формирования познавательных процессов выражается, с другой
стороны, или в опережении, или в совпадении темпов (по сравнению со
здоровыми сверстниками) развития операционной стороны познавательной
деятельности, ее формальнологического аспекта, что отчетливо проявляется в
способности к абстрагированию и обобщению предметных признаков, не
дифференцированных по социально-практической значимости.

5) Обнаружилось несоответствие темпов развития разных сторон познавательной
деятельности у детей, больных шизофренией. При опережающем развитии
мыслительных операций наблюдалось отставание развития перцептивных
действий, связанных, в первую очередь, с формированием предметного
восприятия.

6) Выявленные особенности данного типа аномалии развития познавательной
деятельности выступают как диссоциация, дисгармония, характеризующаяся
парциальным искажением формирования одних ее аспектов при нормальном или
усиленном развитии других ее сторон.

Можно предположить, что анализируемый тип патологии познавательной
деятельности формируется как одна из сторон определенного типа аномального


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

развития личности и тесно связан с такими существенными аномалиями
личностного развития, как недостаточная потребность в общении и установлении
эмоциональных контактов. Недостаточность общения со взрослыми и
сверстниками имеет непосредственное отношение к формированию аномалии
ведущих видов деятельности, характеризующих разные этапы возрастного
развития — игровой и учебной. Аутистические игры не формируют у ребенка
усвоения общественных функций предметов и не воссоздают полноценных
социальных отношений между людьми. У исследованных аномальных детей не
формируется достаточной мотивации учебной деятельности и потребности в
получении социальных оценок ее результатов. Можно полагать, что связанная с
дефицитом социальных контактов недостаточная направленность личностных
установок на социально значимые аспекты действительности создает условия для
преимущественной ориентировки на «формальные» аспекты действительности,
для формирования специфических односторонних интересов и способностей. Все
это служит основанием для предположения об общих факторах,
детерминирующих, с одной стороны, недостаточность избирательности
познавательной деятельности и ускоренное развитие операционной стороны
мышления — с другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алейникова С. М. Сравнительное исследование формирования мышления у
детей, больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. В сб.:
Экспериментально-психологические исследования патологии психической
деятельности при шизофрении (под ред. Ю. Ф. Полякова), М., 1982, с. 106.

2. Алейникова С. М. Захарова Н. В. Сравнительное изучение особенностей
перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией. Журн.
невропатол. и психиатр., 1984, № 10, с. 1543.

3. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). М., 1980.

4. Башина В. М., Пивоварова Г. Н. Синдром аутизма у детей. Жури. невропатол. и
психиатр., 1970, № 6, с. 941.

5. Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. М., 1971.

6. Вроно М. Ш. О раннем детском аутизме (синдром Каннера). Журн. Педиатрия,
1976, № 7, с. 78.

7. Гиппенрейтер М. В. Некоторые особенности перцептивного развития аутичных
детей. Дипломная работа, МГУ, 1981.

8. Диагностика умственного развития дошкольников (под ред. Л. А. Венгера и
В. В. Холмовской), М., 1978.

9. Захарова Н. В. Экспериментально-психологический подход к изучению
формирования особенностей артельного восприятия у детей, больных
шизофренией. В сб.: Экспериментально-психологические исследования патологии
психической деятельности при шизофрении (под ред. Ю. Ф. Полякова). М., 1982,
с. 89.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

10. Каган А. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

И. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). М.,
1979.

12. Козлова И. А. Клинические особенности шизофрении раннего детского
возраста. Канд. дисс., М., 1967.

13. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически
больных детей. М., 1963.

14. Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании пато-
психологических симптомов ранней детской шизофрении. Вестник МГУ, сер. 14
«Психология», 1980, № 1, с. 41.

15. Лебединский В. В. Нарушение социализации при ранней детской
шизофрении.— Тезисы научных сообщений советских психологов XXII
Международному психологическому конгрессу. Лейпциг, 6—12 июня 1980 г., М.,
1980, с. 89.

16. Лебединский В. В., Новикова Е. Ю. О формировании понятий детей, больных
шизофренией. Журн. невропатол. и психиатр., 1975, № 11. с. 1673.

17. Мелешко Т. К. Вариант методики исследования процесса сравнения у больных
шизофренией. В кн.: Вопросы экспериментальной патопсихологии (под ред.
Б. В. Зейгарник), М., 1965, с.

18. Мелешко Т. К. Об особом типе формирования познавательной деятельности
при шизофрении. В сб.: Экспериментально-психологические исследования
патологии психической деятельности при шизофрении (под ред. Ю. Ф. Полякова),
М„ 1982, с. 59.

19. Мелешко Т. К., Критская В. П., Литва к В. А. Патология познавательной
деятельности и проблема ее обусловленности при шизофрении. В сб.:
Экспериментально-психологические исследования патологии психической
деятельности при шизофрении (под ред. Ю. Ф. Полякова), М., 1982, с. 28.

20. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.,
1974.

21. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М„ 1963.

22. Симеон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.

23. Слободчиков В. И. Эмпирическое исследование организации предметного
содержания сознания. В кн.: Опыт системного исследования психики ребенка
(под ред. Н. И. Непомнящей). М., 1975, с. 84.

24. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

25. Франсе Р. Восприятие формы и объектов. В кн.: Экспериментальная


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

психология (под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже). М., 1978, с. 273.

26. Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией Журн.
невропатол. и психиатр., 1970,

№ 8, с.

1229.

27. Asрегgег Н. Die autistichen Psychopaten im Kindsalter.— Archiv fur Psychiatrie
und Nervenkranheiten, 1944, 117, s. 76.

28. Hermelin В., OConnor N. Psychological experiment with autistic children, Oxford,
1980.

29. HingtgenJ. N., Bryson C. Q. Recent development in the study of Early Childhood
Psychoses: Infantile Autism, Childhood Schizophrenia and Related Disorders.—
«Schizophrenia Bulletin», 1972, 5, p. 8.

30. Kanner L. Autistic disturbance of affective contact.—Nerv Child 1943, 2, p. 217.

31. Rutter M., Schopler E. (ed.). Autism: a Reappraisal of Concepts and Treatment. N.
— Y. and London, 1980.

РЕЗЮМЕ

Исследовались особенности становления познавательной деятельности у детей,
больных малопрогредиентной шизофренией по сравнению со здоровыми
ровесниками в возрасте от 5 до 14 лет. В ходе работы сопоставлялись данные
истории жизни больного ребенка и материалы экспериментально-
психологического исследования. Комплекс экспериментально-психологических
методик включал в себя две группы методов: I — изучение развития
операционной стороны познавательной деятельности (логические операции и
перцептивные действия); II — изучение избирательности мышления и
восприятия. Полученные данные показывают, что у детей, больных шизофренией,
изменено соотношение динамики развития выделенных сторон познавательной
деятельности: снижение избирательности познавательной деятельности при
опережающем (или таком же, как и у здоровых) развитии операционной стороны,
что проявляется в диссоциированном, дисгармоничном развитии познавательной
деятельности в целом.

Сравнительно-возрастные и

сравнительно-клинические
особенности электроактивности

головного мозга у больных

шизофренией детей, по

Проблемы

шизофрении

детского и

подросткового

возраста

М. Ш. Вроно (под. ред.)

Многолетнее изучение особенностей изменений электроактивности головного
мозга у больных шизофренией детей, подростков и лиц юношеского возраста,
проводимое в работающей на базе детской клиники группе лаборатории
нейрофизиологии Института Клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР,
позволило выделить в качестве наиболее важных три направления исследований в
этой области.

Это, во-первых, исследование нарушений возрастных закономерностей развития