ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4742
Скачиваний: 209
Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
1. Краткие общие сведения
К
данной
группе
относятся
характеры, обусловленные
мягкой
задержкой
психофизиологического развития без каких-либо выраженных эндокринных расстройств. Это люди,
которые и в зрелом возрасте несут в себе черты детства и юношества. И. П. Павлов причислял таких
людей к художественному типу в противоположность мыслительному. Данная группа состоит из трех
типов характера: истерического, ювенильного, неустойчивого. Так сложилось, что в группе
инфантильно-ювенильных характеров не предусмотрены разные названия для психопата и акцентуанта,
оба обозначаются одними и теми же словами: истерик, ювенил, неустойчивый. Наиболее подробно я
остановлюсь на истерическом характере, как представляющем наибольшие трудности для
взаимодействия.
Понятие
инфантильность
многозначно. В
психоанализе
под
инфантильностью
подразумеваются неизжитые переживания и комплексы, возникшие в результате психического
травмирующего опыта в детстве. С этим инфантильным содержанием предлагается расстаться через
его осознавание так, чтобы на место детских комплексов пришла свобода вести себя по взрослому
выбору, а не автоматически, следуя теперь уже неадекватной, заложенной когда-то в детстве
программе.
К экзистенциально-гуманистической психотерапии детскому (инфантильному) придается
значение открытого, подлинного, правдивого, не искаженного трафаретами и условностями отношения
к миру. В этом смысле от детского не избавляются, а к нему приходят через духовное очищение.
Глубокий исследователь детства В. В. Зеньковский называл его «золотым временем» жизни. /21, с. 292/
В некоторых эстетических концепциях под инфантильностью имеется в виду свежее своими
непосредственными, яркими чувствами образное творчество без глубокой рефлексии и анализа.
Клиническая характерология понимает под инфантильно-ювенильным определенные
психофизиологические особенности, свойственные большинству детей и юношей.
2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
Часть нижеперечисленных черт относится к инфантильным, то есть свойственным детям, часть
к ювенильным, то есть свойственным юношам, а часть к инфантильно-ювенильным, то есть
свойственным и тем и другим.
1. Яркость, красочность впечатлений. Дети и юноши остро чувствуют, очаровываются
красочным, ярким, блестящим, и переливающийся мир их чувств подвижен, как бурная мелкая горная
речка. Чувства их еще можно сравнить с бенгальским огнем, который быстро вспыхивает, горит ярким
пламенем и так же стремительно гаснет.
2. В душевной жизни ребенка преобладают впечатления, образы, а не абстрактная аналитическая
структурированная мысль.
3. Жизнь моментом. Нет серьезной тревоги о завтрашнем дне. Глаза широко открыты
происходящему в данный момент. Душа целиком им захвачена.
4. Яркость воображения и фантазии. Порой фантазия так увлекает и в своей яркости становится
такой реальной, что ребенок начинает верить в нее, как в действительность. В этом суть невинной
детской лжи. Юношескому возрасту присуща лиричность и мечтательность.
5. Отсутствие прочного внутреннего стержня. У ребенка еще нет стойкого мировоззрения,
устоявшихся принципов. Психика пластична и легка, отзывчива на все новое, необычное. Отношение к
миру меняется от настроения данной минуты. Ребенок склонен заражаться интересом к тому или иному
в зависимости от того, чем интересуются и восхищаются в данный момент значимые для него люди
(психический аналог того, что в мире взрослых именуют модой).
6. Стремление быть в центре внимания (эгоцентризм). Что бы ни делал ребенок, он просит,
чтобы посмотрели, как это у него получается, требует много внимания к себе. В этом есть смысл:
взрослые, наблюдая за ребенком, могут ему что-то подсказать, чему-то научить. По мере развития
ребенка потребность быть на виду уменьшается, вновь обостряясь в подростково-юношеском возрасте.
7. Легкая душевная холодноватость. Ребенок не способен тревожно, глубоко входить в
проблемы близких. Он слишком поглощен собой и своими интересами. Часто не задумывается о
состоянии родителей, объективной ситуации — занимайтесь им и точка. Может громче всех плакать в
случае какого-то семейного горя, но и раньше всех начинает смеяться.
8. Деятельничание. Ребенок и подросток не могут долго находиться в бездействии. Их увлечения
зачастую шумные и подвижные. Но если нет «кнута и пряника», то легко бросают начатое и
переключаются на что-нибудь другое. Стойкая волевая самостоятельная целеустремленность
свойственна меньшинству детей.
9. Эмоционально-субъективное мышление. Все оценки существуют в луче хорошего или
плохого отношения к данному человеку в данный момент. Меняется это отношение и, соответственно,
меняется мнение. Взрослый, зрелый человек способен, в отличие от ребенка, уважать и высоко ценить
даже того, к кому испытывает сильную личную антипатию, и наоборот, ясно видеть недостатки у
любимых людей.
10. В моменты печали и радости у ребенка ярко выражен компонент двигательной экспрессии в
отличие от потаенно-внутреннего переживания взрослого. Дети кричат, топают ногами, изгибаются
дугой на руках матери, прыгают от счастья, бурно рыдают в кратковременном отчаянии — это все так
называемое «подкорковое» реагирование. У детей, в отличие от взрослых, редки глубокие, цельные,
долгие депрессии.
11. Упрямое стремление поступать вопреки советам и просьбам старших является яркой
подростково-юношеской чертой. У детей данная черта не столь стойкая и проявляется в так
называемые периоды негативизма (кризисы возрастного развития). Подросток в ответ на разумные
предложения старших отвечает, что ему все равно, и делает наоборот, лишь бы доказать свою
самостоятельность.
12. Высокая способность вытеснять из сознания неприятное. Ребенок и подросток, когда
случается что-то неприятное, способны как бы забыть про это и весело жить, пока не придет время
расплаты.
В группе инфантильно-ювенильных характеров чаще встречаются лица женского пола. Вообще
женщины по своей природе ближе к детству и юности. Благодаря этому женственность несет в себе
живую, подвижную впечатлительность, мягкую непосредственность, преобладание чувствительного
сердца над холодной логикой, легкое кокетство, стремление нравиться внешними средствами
(прической, одеждой), лиричность, мечтательность.
Глава 2 (А). Истерический характер
1. Ядро характера
Данный характер обычно описывается под названиями: истерический, демонстративный,
театральный, гистрионический (histrionic с древнегреческого значит актерский). В русской психиатрии
чаще употребляют название истерический характер. К. Шнайдер предлагал называть людей данного
типа — «требующие признания». С истерическим характером не следует отождествлять истерический
невроз, истерические аффективно-шоковые реакции, истерию как массовое явление психического
заражения (кликушество).
Ядром данного характера является
эгоцентризм на фоне дисгармонического инфантилизма
.
Эгоцентризм — это стремление, во многом бессознательное, во что бы то ни стало обращать на себя
внимание. Как попасть в центре человеческого внимания? Глубокий талантливый человек оказывается
там невольно, так как люди сами обращают на него внимание в силу значительности его личности и
высоких творческих достижений. Сам он обычно не стремится в центр внимания, порой ему бывает
там даже неловко. Часто ему претит, мешает популярность и связанная с ней шумиха вокруг его
персоны.
По контрасту с этим легче понять истерического человека. Он жаждет быть в центре внимания и
при этом малоразборчив в средствах, более того, у него имеются свои средства. Главное из них —
демонстративность
, то есть стремление всячески выставлять себя, как бы выходя из среды незаметных
зрителей на сцену. Эту особенность называют иногда театральностью. По выражению К. Ясперса,
истерик «пытается казаться больше, чем он есть на самом деле», а русский детский психиатр Г. Е.
Сухарева иронично добавляет «и порой даже больше, чем мог бы быть».
Перечислим некоторые формы демонстрации, то есть способы привлечения к себе внимания.
1. Резкие или неожиданные в данной ситуации действия (споткнуться, уронить стакан и т. д.).
2. Нарушение шаблонов. Человеку протягивают руку, а он подчеркнуто прячет свою в карман,
или его публично награждают, а он на глазах у всех отдает свой ценный подарок уборщице.
3. Все время, не умолкая, присутствовать, не давая другим вставить слова, комментировать
происходящее, все заполняя собой.
4. Играть контрастами — одежды, голоса, настроения. Жаловаться на тяжелую жизнь и
показывать, как героически ее переносит. Можно завести «серенькую» подружку (друга) и тем
обеспечить выгодный для себя контраст. Изобразить какую-то ситуацию так, чтобы все в ней
получались безразличные или плохие и только он (она) хороший.
5. Стараться необычно шутить, хохмить, быть шумным, то есть заметным.
6. Плести интригу, являясь центром событий и не давая никому остаться безучастным.
7. В конце концов, можно делать какие-то гадости, язвить, жалить тех, кто не обращает
внимания.
8. «Болеть» и жаловаться на жизнь. Способ надежный, так как люди склонны уделять внимание
больным, несчастным, тем, кто в беде.
9. Устраивать театр в жизни. Буря в стакане воды, много шума из ничего при непременном
наличии зрителей.
10. Эксцентрическое поведение. В яркой экстравагантной одежде заявиться на лекцию с
опозданием. Эффект следует моментально: о лекторе все забывают и смотрят на пришедшего.
11. Если нет идеи лучше, то почему бы просто не использовать ложь и не хвастать о чем-нибудь
эдаком.
12. Удивить хлесткой самокритикой так, чтобы окружающие ахнули.
13. Можно совершить подвиг: на глазах у толпы спасти утопающего, потушить пожар.
Эгоцентризм не идентичен эгоизму: порой бескорыстные альтруистические действия привлекают
внимание лучше, чем эгоистические.
Некоторые истерические люди способны на высокий
альтруизм.
14. Очаровать всех своей милой обходительностью, показать, как сильно любишь окружающих,
и они в благодарность ответят признанием (если их не оттолкнет фальшь).
15. Выразительно предстать скромной тихой жертвой, которая уже не ищет никакого утешения,
а потому получит его в большом количестве.
Список можно было бы продолжать, но важнее подчеркнуть главный способ демонстрации,
неотъемлемый от истерической личности. Это —
поза
, то есть разнообразный показ себя. Поза
пронизывает все основные проявления истерического человека на людях, а иногда и в одиночестве,
когда он пытается предстать больше, чем есть, для самого себя. В позе все картинно-красиво,
необычно сделано для привлечения внимания. Или наоборот, все может быть подчеркнуто безобразно,
уродливо, цинично, эпатирующе, что привлекает внимание совсем не меньше. В зависимости от
особенностей характера, воспитания и обстоятельств истерический человек пользуется
преимущественно тем или иным вариантом позы. Некоторые истерические люди предпочитают любое
внимание, даже самое негативное, его полному отсутствию.
Мы чувствуем позу по ее нарочитости, искусственности, ходульности, фальши. В ней нет
искреннего человеческого тепла и глубины. Поза может быть яркой, интересной, но и тогда она
фальшива и холодна. Поза может рядиться в одежды глубокомыслия, серьезности, многозначительного
молчания, но это всего лишь одежды, а под ними голое желание произвести впечатление.
Рассмотрим
механизм вытеснения
, без которого демонстративное позирование наткнулось бы
на придирчивую самокритику, сдерживающие моменты внешней обстановки и стало бы невозможным.
Благодаря вытеснению все, что мешает привлечению внимания, изгоняется из сознания, как бы не
существует. Вытеснение помогает человеку не думать о чем-то неприятном, замечать в окружающей
жизни одно и не замечать другое, верить, игнорируя правду, в то, во что хочется верить. Из-за наличия
у истерика инфантильно-ювенильных черт механизм вытеснения работает легко и слаженно. У
истерика яркая красочность впечатлений, восторг или негодование создают вытеснительный занавес
аффекта, за которым многое скрывается из виду, в том числе доводы здравого смысла, трудности
других людей, свои обязанности перед ними. Вспомним чеховский рассказ «Попрыгунья». Героиня
рассказа Ольга Ивановна радостно возбуждена, что все складывается «преоригинально, во вкусе
французских экспрессионистов»: роща, пение птиц, солнечные пятна на траве, но вот беда, не хватает
ей так нужного для полноты картины розового платья. И она посылает издалека приехавшего,
голодного, уставшего мужа за этим платьем, охваченная, как ребенок, своим желанием, вытесняя все
остальное.
Та же Ольга Ивановна, зачарованная страстью художника и красотой Волги, сужается душой до
происходящего в данный момент (инфантильная особенность), и, как дым, уходит из ее сознания
память о муже: «Что Дымов? Почему Дымов? Какое мне дело до Дымова? Волга, луна, красота, моя
любовь. Мой восторг, а никакого нет Дымова... Ах, я ничего не знаю...».
Подвижность психики, отсутствие прочного внутреннего стержня, склонность ярко воображать
и фантазировать с потерей грани между фантазией и реальностью, некоторая поверхностность и
холодноватость чувств, отсутствие въедливого самоанализа-самокритики — все это дает возможность
механизму вытеснения проявиться в полной мере. У истерического психопата вытеснение может
достигать патологической степени, вплоть до жонглирования своей психикой: что хочется — то
думается и видится в окружающем. Вытеснение обслуживает главную потребность такого человека в
привлечении к себе внимания, убирает с его пути все трудности, внутренние и внешние, и в результате
эгоцентризм расцветает махровым цветом.
У истерика —
дисгармонический инфантилизм
, то есть какие-то черты у него представлены
даже ярче, чем у детей (эгоцентризм, демонстративность, поза), какие-то на детском уровне
(красочность впечатлений, жизнь моментом, подвижность психики, отсутствие прочного внутреннего
стержня, яркость воображения, субъективизм мышления, поверхностность чувств, способность
вытеснять неприятное, внешне шумное самовыражение), а какие-то взрослые, совершенно недетские.
К таковым относятся сексуальность, повышенная раздражительность, расчетливость. Некоторые
истерики могут рано достигать физической, телесной зрелости, то есть быть акселератами в этом
отношении. У юноши начинает пробиваться борода, а у девушки появляется пышный бюст, что
совершенно не исключает их психической незрелости.
Итоговое краткое объяснение. Из всех душевно незрелых черт у истерического человека на
первый план выходит эгоцентризм, то есть сильное, во многом бессознательное желание привлекать к
себе внимание, используя любые, подходящие к ситуации средства. Эгоцентризм является главным
компонентом ядра истерического характера. Демонстративность (поза) служит способом, которым
истерик
реализует
потребность
в
привлечении
внимания. Механизмом, позволяющим
демонстративности проявиться во всей полноте, является вытеснение внутренних и внешних
сдерживающих моментов. Высокая способность к вытеснению объясняется наличием инфантильно-
ювенильных черт психики. Все выше перечисленное составляет ансамбль истерического характера (как
психопатии, так и акцентуации).
Итак, ядро истерического характера можно представить следующим образом:
1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
2. Демонстративность (поза) — способ реализации эгоцентризма.
3. Вытеснение — механизм, облегчающий демонстративность.
4. Дисгармонический инфантилизм — почва для успешной работы вытеснения.
2. Особенности проявления в детстве
Психопатию истерического круга редко диагностируют раньше пубертатного периода. Во-
первых, потому что инфантильные черты в детстве, включая эгоцентризм, являются возрастной
физиологической нормой. Во-вторых, трудно исключить до окончания пубертата, что ребенок даст
скачок в развитии душевной зрелости. Тем не менее, изучая детство, отрочество тех людей, которые в
зрелом (по паспорту) возрасте однозначно диагностировались как истерические, можно выделить ряд
характерных особенностей. Иногда, наблюдая даже пятилетнего малыша, можно осторожно
предположить, что мы имеем дело с истерической личностью.
1. Уже с раннего детства поведение окрашено выраженным стремлением привлечь к себе
внимание. Мимо такого малыша буквально невозможно пройти, чтобы он как-нибудь не «зацепил»
вашего внимания разнообразными просьбами, предложениями, капризами, гримасами, шалостями. Все
это не ради того, чтобы действительно повзаимодействовать с какой-то целью, поиграть. Это сразу же
выясняется: как только вы серьезно откликаетесь на него, он начинает жеманиться, кривляться,
всячески показывать себя. Настоящей игры, взаимодействия не получается. Если вы не можете в
данный момент с ним общаться, он будет проявлять либо бурную ласку, либо бурную обиду, чтобы все-
таки получить внимание.
2. Некоторым истерическим детям быстро наскучивают игрушки, хотя они любят их получать.
Любимой игрушкой нередко оказывается взрослый. С настоящей игрушкой нужно играть самому, а
взрослого возможно заставить заниматься собой.
3. Такие дети, особенно девочки, любят наряжаться, кокетничают, шумно выбегают к занятым
разговором взрослым, чтобы те срочно полюбовались их прелестными туфельками или колготками
(юбка кокетливо идет вверх).
4. Многие охотно выступают в художественной самодеятельности, крайне ревниво и завистливо
относясь к аплодисментам и похвалам в чужой адрес. Как отмечала Г. Е. Сухарева, движения их
пластичны и легки, есть чувство ритма. На вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» —
многие отвечают: «Артисткой».
5. Рано начинают сочинять небылицы о себе. Бывает так, что их рассказы взаимоисключают
друг друга. Их это редко смущает, иногда даже удается ловко выкрутиться, отказавшись от какого-то
своего рассказа, или придумать новый.
6. Если в младших классах учитель приводит такого ученика в пример, то это положительно
влияет на его успехи. Если за спинами истерика и психастеника стоит учитель и наблюдает, то буквы у
истерика становятся ровнее, красивее, а у психастеника от неловкости одни загогулины с кляксами
выходят. Некоторые истерики прекрасно учатся в младших классах. У них часто блестящая память,
быстрая сообразительность, хорошо «подвешен язык», могут удивлять необычным словотворчеством,
богатым воображением. В старших классах, где при выполнении заданий больше используется
абстрактная аналитическая мысль, успехи становятся скромнее.
7. Истерики не любят насмешек, но если в школе на них никто не обращает внимания, то могут
стремиться вызвать безобидные насмешки над собой. Достигнув этого, стараются стать школьным
«клоуном», который вызывает злой смех уже не над собой, а над другими детьми, учителями, и
становятся своеобразными героями класса.
8. Из-за наушничанья, стремления к первенству отношения с одноклассниками часто бывают
непростыми. Тем более что некоторые дети «раскусывают» театральную наигранность дружеского
отношения к себе и не дают истерику «подлизаться».
9. В подростковом возрасте усиливаются нарушения поведения в виде прогулов, дерзости,
побегов из дому. Серьезные преступления не типичны. Много хвастовства и «петушения». Истерику
важно занять престижное положение среди сверстников, и если это не получается в труде, учебе,
спорте, то проще всего изобразить из себя крутого пижона, которому на все наплевать, кроме мнения
своей уличной компании. Однако истинным лидером такой компании ему удается стать редко, и тогда
в душе назревает конфликт между положением праздношатающегося в обычной уличной компании и
тем высоким местом в жизни, которое хотелось бы занять.
10. Проявляют большую настойчивость в достижении цели, связанной с привлечением
внимания. Очень беспокоятся о своей внешности. Девушки могут морить себя голодом и истязать
физическими упражнениями ради того, чтобы иметь хорошую фигуру. Когда же речь идет об обычной
систематической работе, то степень прилагаемого напряжения намного меньше.
11. В случае краха высоких притязаний, ущемления самолюбия могут развиться истерические
невротические реакции. У детей и подростков нередко пропадает голос, наступает спазм век,
появляется кашель, рвота, случаются истерические припадки, возможны демонстративные суициды.
Иногда они «уходят в болезнь» и таким образом получают оправдание неспособности осуществить
свои высокие притязания.
3. Варианты истерического характера
В своем выделении вариантов я опирался на характерные жизненные типажи.
1. Практичные истерики. У них вытеснение направляется не только эгоцентризмом, но и
желанием получить выгоду, ради нее они способны контролировать свои эгоцентрические проявления.
На людей и события, которые сулят выгоду, практичные истерики смотрят сквозь «очки
доброжелательности», но к тому, что им не выгодно, они относятся безразлично или высокомерно-
брезгливо. Таким образом, в сумме их психической жизни устанавливается некий баланс между
эгоцентризмом и выгодой. Эти люди аккуратны в своих делах, их не собьешь на поступок, идущий
вразрез с их интересами. Они могут, как Скарлет О'Хара из «Унесенных ветром», с легкостью