Файл: Волков П.В. - Клиническая характерология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4167

Скачиваний: 203

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(благодаря  вытеснению) сказать про что-то неприятное: «Ну, об этом  я  подумаю  завтра». В вопросах
же своей выгоды подобные истерические люди легкомыслием не отличаются. Во всем остальном они
остаются  вечными  детьми (юношами), отличаясь  яркостью  капризных  чувств, красочностью
воображения, подвижностью  психики, стремлением  выставлять  себя  и  т. д. Вот  почему  порой,
несмотря на то, что в них проглядывает что-то хищно-практичное, легко помириться с такими людьми.
Для этого достаточно подлить воды на мельницу их эгоцентризма комплиментом, восхищением.

2. Умные истерики. Встречаются не часто. Речь идет не просто о богатой эрудиции и формально

высоком  интеллекте,  а  о  способности  глубоко  жизненно  обобщать  явления,  проникать  в  суть  вещей.
Такой  человек, будучи  истериком, старается  показать  себя, намекнуть  словом, поведением, что  он
умнее окружающих. Присущи ему и другие, уже много раз перечислявшиеся инфантильно-ювенильные
черты. Но вот  что интересно: ему действительно есть  что сказать, и потому не так жаль, что рядом с
ним  другие  становятся  малозаметнее (отчасти  он  сам  их  умеет  такими  сделать). Несмотря  на
содержательность  своих  мыслей, порой  он «выдает» нечто  позерски  экстравагантное. Сила  умного
истерика заключается в том, что в его позе преобладает блистательный ум, а не дешевая театральность.
К  тому  же  такой  истерик, в  отличие  от  примитивного, тонко  сообразует  свое  позерство  с
особенностями ситуации.

3. «Серые», примитивные истерики. Про женщину такого типа метко говорят — «королева без

королевства и  подданных». Этим  истерикам не  хватает  внешнего блеска, остроумия, игры ума. У них
нет  яркого  таланта  в  какой-либо  области, а  претензий  на  особое  положение  и  отношение  хоть
отбавляй. Их  жизнь  полна  внутреннего  конфликта  между  их  скромными  возможностями  и
завышенными  притязаниями. Такому  человеку  повезет, если  удастся  найти  подходящего  супруга,
рядом с которым он будет ощущать себя значительным, как порой жена генерала сама себя генералом
ощущает (механизм  обратной  проекции). Если  же  у  них  имеется  хоть  мало-мальский  талант, то  они
выставляют его как только возможно.

4. «Астенические» истерики. Подобных  застенчиво-робких  истериков  выделял  Э. Кречмер. У

них  на  самом  деле  имеется  комплекс  неполноценности, нерешительность, тревожность. По  этой
причине  на  людях  эти  истерики  держатся  тихо  и  скромно. Их  принимают  за  астеников. Однако  если
приглядеться, то  можно  заметить, что  застенчивость, нерешительность  преломлены  истерической
позой. В  некоторые  моменты  жизни  эта  поза  обнажается  до  крикливой  театральности, вылезают
претензии: «И  я  хочу  есть  кокосы, хочу, чтобы  и  мне  целовали  руки, посвящали  стихи». Хотя  это
нередко  душевно  тонкие, по-детски  милые  люди, рыдающие  по  ночам  из-за  отсутствия  красивой
одухотворенной  жизни. Порой  они  находят  себя  в  том, что  несут  какой-то  крест: самоотверженно
ухаживают  за  больным  родственником, занимаются  посильной  благотворительностью, страдают  от
несчастной любви без надежды на взаимность. Вся эта жертвенность по-настоящему им помогает, если
имеются  восхищенные  зрители, без  которых  жертвенность  была  бы  только  тяжестью  и  углубляла
отчаяние.

5. Стервозно-язвительные, безнравственные  истерики.  Внимание, которое  жаждет  привлечь

истерический человек, бывает

совершенно разного качества

: от восхищения и почитания до жалости

и сострадания. Некоторые истерики «любят» негодование, ненависть — так они больше нравятся себе.
Одна  из  неприятных  истерических  черт — язвительность: выискивающе-острое  стремление  ранить
других  людей  откровенно  или  под  видом  невинного  комментария, шутки. Например, комплимент:
«Знаешь, дорогая, тебе  так  идет  новое  платье, оно  просто  замечательно  скрывает  дефекты  твоей
фигуры», — может  довести  чувствительного  человека  до  слез. Язвительность  является  частью
стервозности, то  есть  удовольствия, получаемого  от  гадостей: от  маленьких  острых «шпилек» до
настоящей  подлости. При  этом  стервозно-язвительному  истерику  не  стыдно, наоборот, он  гордится
собой: «Ай да я! Как ловко выбил из седла седока. Так этому паразиту и нужно». Подобным истерикам
нравится  плести  интриги, сочинять  анонимки, клеветать. И  все-таки  истерик  данного  типа  редко
бывает  прожженным, законченным  негодяем. Детско-юношеская  структура  его психики не  позволяет
этого. По  временам  он  бывает  легким, симпатичным, а  язвительность  и  стервозность
трансформируются в остроумие и лихое веселье.

Вкрапления  язвительности, стервозности, душевной  холодности, расчета  могут быть у любого,

даже самого милого, истерического человека хотя бы в форме капризной колкости.

Поскольку  среди  истерических  людей  женщины  преобладают (хотя  и  мужчин  не  мало), мне

хочется выделить два женских варианта этого характера.

6. Суперженщина. Она вбирает в себя все вышеописанные варианты, на то она и «супер», чтобы


background image

быть  любой. С  утра — она  интеллектуалка, днем — экстрасенс, колдунья, вечером — своя «в  доску»
разбитная  деваха. А все  дело в  том, что были разные  ситуации, и  она  играла  разные  роли. Нет  такой
двери, куда бы  не  смогла войти  суперженщина. Порой она может обнаженно-самокритично сказать о
себе: «Я — стерва», а  в  подтексте  звучит: «Мне  все  нипочем. Полюбуйтесь, удивитесь  моей
самокритике!». Обычно  вокруг  нее  свита  мужчин, которыми  она  командует. Но  и  у  нее  бывают
периоды растерянности, когда встречает мужчину, который не теряется перед ее напором, спокойно и
ясно  на  все  дает  ответ, видит  ее  уловки, «снимает» с  нее  роли-одежды. В  результате  такая  женщина
оказывается в роли Голого Короля, не зная теперь, чем прикрыть свою суть — одержимое позерство.
Однако если при этом такой мужчина отнесется к ней доброжелательно, то и она, чуть настороженно,
ответит  тем  же, так как в глубине души у нее появляется уважение и желание завоевать его, позируя
великодушно-благородным отношением к нему.

7. «Фифочка».  Это  прежде  всего — дамочка, некое  ангелоподобное  существо. Она  носит

пышные, украшенные  ленточками  и  рюшечками  платья, обрамленные  локонами  прически, любит
элегантные сумочки, кружевные зонтики и украшения. Из детей предпочитает девочек, потому что их
можно  наряжать. Она  падает  в  обмороки, охает, ахает, и  мужчины  с  удовольствием  подставляют  ей
свои  крепкие  плечи  и  вскоре  с  удивлением  обнаруживают  на  них  острые  коготки. Этот  хрупкий, не
приспособленный  к  жизни  ангел  быстро  прибирает  их  к  рукам, а  при  разводе  и  их  имущество. Она
оказывается на редкость выносливой, и из шумных скандалов выходит победительницей. Разведенного
же  мужа, которого  обобрала  до  нитки, выставляет  своим  знакомым  как  тирана  и  ищет, несчастная,
сочувствия.

8. Вероятно, к  инфантильно-ювенильной  группе  принадлежат  патологические  лгуны,

псевдологи. Часть  из  них  истерики. Они  достаточно  подробно  изучены. Их  главная  особенность —
неспособность  контролировать  возбудимое воображение, что выражается  выдуманными рассказами  о
собственной  неординарности. Вспомните  барона  Мюнхгаузена  и  ювенильно-легкомысленного
Хлестакова.

4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)

Сосредоточимся  в этой главе на не самых приятных особенностях взаимодействия истериков с

окружающими, чтобы быть готовыми к ним в жизни.

1. «Двойной  наговор».  Например, девушка  сообщает  подруге «А» под  большим  секретом, что

подруга «Б» говорит  о  ней  гадости. Затем  она  сообщает  подруге «Б» то  же  самое  про  подругу «А».
Подруги «А» и «Б», не выясняя отношений, их разрывают, а наша героиня уже не мучается ревностью,
что они относятся друг к другу лучше, чем к ней.

2. «Двойное отношение». Принцип этого взаимодействия уже описан в главе об эпилептоидных

манипуляциях. В  отличие  от  эпилептоида  истерику  проще  быть  по  отношению  к  вышестоящим  не
верноподданным  слугой, а милым  паинькой. Учитель или начальник не верит жалобам  окружающих,
которых  третирует  истерик, так  как  не  представляет  себе  того  милейшего  человека  в  столь
неблаговидной роли.

3. «Хотелось бы поговорить по душам, подруга». Это написано на передней стороне майки, а на

задней — «Ну что, наелась гадостей?» Игра  развивается  так. Игрок предлагает поговорить по душам,
начинает  говорить  о  чем-то  с  многозначительным  видом  и  резко  осекается. Жертва  просит
продолжения. Игрок  таинственно  отказывается. Жертва  настаивает. Наконец, игрок, как  бы  под
давлением и исключительно ради совместной дружбы, нехотя соглашается... и очень тонко, так, что не
придерешься, смешивает собеседника с грязью. Ведь тот так сильно хотел правды, а кто сказал, что она
всегда должна быть приятной?

4. «Да, но».  Общая  суть  игры  описана  Э. Берном. На  передней  стороне  майки  написано:

«Помогите!», а на задней — «А вы, оказывается, слабак!» Нередко истерик успешно играет в эту игру с
неопытным  психотерапевтом. Психотерапевт  бросается  на  призыв  о  помощи. Его  благодарят  и
приглашают  продолжать  дальше, что  он  и  делает. Однако  что  бы  он  ни  предлагал, все  оказывается
неточным, а он — неспособным помочь. В финале пациент победоносно  закрывает за собой  дверь, а
оставшийся в одиночестве терапевт чувствует себя последним ничтожеством. Антитезисом к этой игре
могли  бы  служить  твердо  поставленные  перед  пациентом  вопросы: а) Как  вы  хотите, чтобы  я  вам
помог? б) Каким  будет  ваш первый шаг на пути решения данной  проблемы? Я готов помогать вам в
поисках, но выбор и осуществление первого шага принадлежат вам.


background image

5. «Динамо». Общее  описание  также  принадлежит  Э. Берну. На  передней  стороне  майки

написано: «Ну, разве  я  не  хороша? Дерзай!», а  на  задней: «Все  вы, мужики, одинаковые». Подобное
взаимодействие  может  осуществлять  женщина  не  только  истерического  характера, но  для  последней
это  типично. Она  кокетничает  и  заигрывает  с  все  возрастающей  откровенностью, наконец, мужчина
откликается  и  пробует  перейти  к  физическим действиям. Тут-то  он и получает презрительный  взгляд
оскорбленной  невинности  и  громко  произнесенное  обвинение  в  нахальстве. Обычно  мужчина
конфузится  и  ретируется, но  найдется  и  такой, который  в  гневе  изнасилует. Нередко, но  совсем  не
обязательно, что у такой девушки была подобная мама, которая говорила, что все мужики сволочи, и с
воодушевлением  наводила «боевой» марафет  перед  зеркалом, а  потом  не  замечала, как  начинала
сексуально кокетничать. Девушка дублирует мамин пример: у нее такое же мнение о мужчинах и такое
же  поведение  по  отношению  к  ним. Антитезисом  служит  психологическая  проницательность: поняв,
что это игра, можно либо в нее не вступать, либо ограничиться легким вежливым флиртом без намека
на  физические  действия. Также, чтобы  не  попасть  впросак, возможно  заранее  поговорить  с  такой
женщиной о ее намерениях и планах, после чего игра станет затруднительной.

6. «Пойдем  погуляем» — написано  на  передней  стороне  майки  и «до  свидания» на  задней.

Девушка  раздосадована, что  к  ее  жениху  пришел  в  гости  друг, а  ей  бы  хотелось, чтобы  любимый
принадлежал только ей. Выводя погулять собачку, она приглашает с собой друга жениха. Он вежливо
соглашается. Как  только  они  переступают  порог  подъезда, она  мило, но  твердо  говорит  ему: «До
свидания». Друг  в  шоке уходит, но долго не  может забыть, как его элегантно выставили вон. В этом
эпизоде  заметна  холодная  деловитость  истерической  девушки, впрочем, так  мог  поступить  и
истерический юноша.

Большое  значение  в  межличностном  взаимодействии  истерика  играет  его  умение  с  помощью

вытеснения убедительно входить в роль. Сознательно выдумывать и притворяться сложно, это требует
напряженного  усилия  и  борьбы  с  внутренним  стыдом, который  возникает  при  этом. За  притворство
стыдно  не  только  перед  другими, но  и  перед  собой. И  вот, достаточно  истерику  полностью  войти  в
роль, чтобы  все  эти  затруднения  исчезли. Кроме  того, роль  дает  дополнительные  возможности.
Вспомним  случай  из  рассказа  Л. Пантелеева «Честное слово», когда  мальчик, войдя  в  роль  часового,
смог  простоять  на  одном  месте  целый  день.  Одним  усилием  воли  сделать  подобное  было  бы  крайне
сложно. Итак, полное  вхождение  в  роль  дает  дополнительные  ресурсы  и  снимает  с  исполнителя
напряженное внутреннее усилие и борьбы со стыдом.

Сила  истерика  в том и заключается, что он входит в какую-то роль, благодаря которой все его

слова и действия становятся легкими и убедительными. При этом менее важно, точно ли согласуются
какие-то  его  слова  и  поступки  с  фактами  действительности: люди  скорее  пренебрегут  легким
расхождением  с  фактами  и  поверят  человеку, который  так «искренен» в  своих  утверждениях. По
причине  вышесказанного  многие  истерики  бывают  не  только  хорошими  артистами  на  сцене, но  и
умелыми продавцами и ловкими авантюристами.

Истерик  может  быть  эффективным  продавцом, потому  что  способен  полностью  отречься  от

самого себя и войти в ту роль, которая по ситуации наиболее выгодна. Он как бы говорит покупателю:
«Я  буду  ровно  таков, как  вы  пожелаете (ради  ваших  денежек, разумеется)». Конечно, искреннее
расположение  к  человеку  и  продиктованное  ролью  отличаются, как  правда  отличается  от  тонкой
фальши, но далеко не каждый это распознает.

Имеются  социальные  положения, когда  человек  невольно  попадает  в  центр  внимания: актер,

певец, ведущий  шоу, общественный  деятель, руководитель  престижной  организации, художник,
журналист, писатель и т. д. Естественно, что эти положения привлекательны для истериков. Порой они
становятся людьми перечисленных профессий не потому, что обладают соответствующими талантами,
а из-за потребности занять положение, которое даст им возможность привлечь внимание.

Многие истерики очаровательны с высшими, милы с равными и надменны с низшими.

5. Семейная и сексуальная жизнь

Плохо, когда  любой  ребенок, а  истерический  в  особенности, воспитывается  по  типу «кумира

семьи»: его  обожают, многое  прощают, восхищаются  не  только  действительными  успехами, но  и
любыми проявлениями, включая отрицательные. Взрослые в своем умилении ребенком создают у того
впечатление, что  он  неподражаем. Такой  ребенок  не  обучается  различать «что  такое  хорошо  и  что
такое плохо». Понятно, как трудно ему будет приспособиться к миру, который совсем не жаждет ему


background image

рукоплескать. За  свои  неудачи  и  конфликты  во  внешнем  мире  он  станет  обвинять  родителей,
превращая  их  в «козлов  отпущения». Однако  некоторой  части  истериков  удается  прямо-таки
удивительная вещь: не реализовав ни одной из своих претензий, они способны, как отмечал К. Ясперс,
«раздуть» свое самомнение и ощущать себя так, как если бы все претензии осуществились.

Если истерическому ребенку, подростку начинает доставаться меньше внимания (рождение еще

одного  ребенка, появление  в  доме  отчима), то  они, чтобы  вернуть  себе  былую  заботу, буквально
заставляют делать это, попадая в какие-то истории, заболевая неясными болезнями. А. Е. Личко в связи
с  истерическими  нарушениями  поведения  вообще  замечает: «Родным  и  близким  надо  объяснить, что
нарушения  поведения  обычно  носят  демонстративный  характер, поэтому  они  должны  встречать
спокойное  осуждение  без  сцен, скандалов, бурных  обсуждений  с  привлечением  знакомых  и  всякого
рода  посредников, которые  обычно  становятся  для  истероидного  подростка  только  желанными
зрителями. Однако никогда проступки не должны оставаться незамеченными и безнаказанными — это
может только подталкивать на более серьезные нарушения» /6, с. 263/.

Истерик, по  крайней  мере  на  короткий  период, может  ужиться  почти  с  любым  человеком.

Правда, для этого он должен очень сильно зависеть от этого человека. Происходит это, как отмечал К.
Леонгард, по  причине  способности  истерика  полностью  отречься  от  своей  личности  ради  своей
выгоды, «искренне» разыгрывая  ту  роль, которая  нужна  партнеру. Если  продавцу  это  легко, так  как
приходится  подстраиваться  под  клиента  лишь  короткое  время, то  супругу  это  сделать  намного
сложнее, ведь брак вещь довольно длительная. Со временем очаровательный супруг все больше будет
выявлять  капризный  эгоцентризм  и  другие  трудности  своего  характера, а  если  потребность  в
приспособлении станет ненужной, то он заставит крутиться уже вокруг себя.

Часто  истерики  плохо  уживаются  друг  с  другом  по  причине  несовместимости  двух

эгоцентризмов. Быть может, отчасти этим объясняется недолговечность «звездных браков». Но бывает
и  так, что  два  истерика, как  два  ведущих  актера  на  одной  сцене, помогают  друг  другу  солировать,
потому что в тандеме каждый из них становится ярче, чем в одиночку. Подобным же образом поделить
сцену жизни удается и некоторым истерическим друзьям, подругам.

Бывает, что  истерическая  женщина  хорошо  уживается  с  шизоидом. Он  может  обращать

внимание лишь на то, что хочет (живость, яркость натуры, телесное изящество, легкий подвижный ум),
а  все  остальное выносить  за  скобки, как несущественное, не  спотыкаясь  об это в  своем  отношении к
даме сердца. Истеричка нередко тормошит, оживляет шизоида, помогает ему в практических делах. Он
же, если обладает внутренней значительностью, бросает отсвет этой значительности и на нее, а уж она
способна это украсить.

Трудно  согласиться  с  мнением, что  истеричка  прекрасно  уживается  с  психастеником. Скорее

всего, в  таких  случаях  речь  идет  о  психастеноподобном  мягком  шизофренике  или  циклоиде, а  не
психастенике  в  узком  смысле. Если  психастеник  окажется  тонким, духовно  зрелым  человеком, то он
чувствует  неподлинность  истерических  проявлений  и  не  может  уважать  такого  человека. Быть  же
близким  с  другим  человеком  без  уважения  к  нему  психастенику  трудно. К  тому  же  истерическая
женщина  будет  раздражаться  на  непрактичность, нерешительность, чрезмерную  застенчивость
психастеника. Однако и здесь бывают редкие исключения.

Сексуальность  истерических  мужчин  может  быть  юношески  острой  даже  в  зрелом  возрасте.

Многие истерические женщины бывают по-настоящему фригидны (биологически не созревают до того
возраста, в  котором  женщина  может  испытать  оргазм). Однако  зачастую  именно  эти  истерички
карикатурно подчеркивают свою сексуальную неотразимость, флиртуют — но все это лишь игра.

6. Духовная жизнь

В  творчестве  истерика  много  претензий  на  оригинальность, не  вполне  осознанного  для  него

самого  подражания, которое  может  быть  талантливым. В  своих  духовных  интересах  и  увлечениях
истерик  переменчив  и  всеяден. Многое  зависит  от  моды  и  популярности. Ему  самому  собственная
всеядность  кажется  необыкновенным  гармоническим развитием. Чаще речь идет об эрудированности,
«нахватанности» разнообразных знаний.

Истерический  человек  может  быть  гением  чувственности. Имеется  в  виду  не  только

сексуальность, сколько остронаблюдательное, утонченное, эстетизированное описание пряных земных
подробностей бытия. Это нашло свое выражение в произведениях Бунина, стихах Северянина, песнях
Вертинского, полотнах  Брюллова, Делакруа. По  своему  мироощущению  истерик  земной  реалист.


background image

Другое дело  мировоззрение — оно у него  зависит от веяний времени и эпохи. Если истерик верует в
Бога, то  талантлив  умением  соединить  Божественное  с  пронзительно  чувственным  восприятием
земного, вплоть до его обоготворения. Трудно выразить это лучше, чем И. А. Бунин:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Я  привел  этот  отрывок  не  ради  его  лирической  красоты, а  ради  того, чтобы  прочувствовать

сердцем  особенность  религиозности  истерических  людей, для  которых земное существование  не  есть
бренное, падшее, как для многих шизоидов, а дар от Бога.

Ко  многим  истерикам  подходит  высказывание, что  они  не  столько веруют, сколько верят, что

веруют. У  вульгарных  истериков  вера  носит  внешний  характер: большие  золотые  кресты  поверх
одежды, частое упоминание имени Господа всуе.

Для некоторых истериков типично интриговать многосложностью своих высказываний, следуя

напутствию Мефистофеля: «Где не хватает глубины ума, там удивите недостатком связи».

7. Дифференциальный диагноз

Главное  в  распознавании  истерического  человека — умение  видеть  демонстративную  позу  во

всех  ее  разнообразных  проявлениях: от  позы  интеллигента, жертвы  до  позы  безразличного  циника.
Поза (стремление казаться) неискренна, ходульна, не имеет внутри себя душевной зрелости и тепла.

Мышление  многих  истериков  эмоционально  прихотливо. В  течение  одной  беседы  он  может

неоднократно противоречить себе, но противоречия возникают не по причине дефекта логики (как при
шизофрении), а потому, что  мышление следует за постоянно  меняющимся настроением отношением.
Даже  при формально высоком  интеллекте, в  жизни  его ум  перемешан с глупостью. Многие истерики
совершенно  не  способны, как  замечал  П. Б. Ганнушкин, к  объективной  правде  о  самих  себе. К  ним
подходит высказывание, что у других соринку замечают, а в своем глазу бревна не видят. Они часто не
понимают, как их поза воспринимается тонкими  людьми, хотя для них очень важно, кто  и как к ним
относится. Когда  истерик  рассказывает о какой-то трудной  для  него ситуации, то часто складывается
впечатление, что он один хороший, а все вокруг плохие. Также диагностике помогает выявление букета
инфантильно-ювенильных  черт. От  истериков «веет  холодком», многим  свойственен  расчет,
практицизм, стервозность или хотя бы маленькая припрятанная «иголочка».

При  встрече  с истерическими людьми важно уметь  отличать истинную натуру человека  от той

роли, которую он играет. От истерической демонстрации ощущается наигрыш и фальшь. «Одеваться» в
позу  могут  и  циклоид, и  шизоид, и  шизотипальная  личность. Но  во  всех  этих  случаях  сквозь  позу
просвечивает  противоположное  позе  содержательное  ядро  соответствующего  характера, а
истерическая  поза  есть  только  поза, за  которой  ничего  не  стоит. Порой  истерик  рядится  в  шизоида,
играя  витиеватой  многосложностью  фраз, необычными  терминами, но шизоид чувствует, что за этим
нет  серьезной  содержательности, и  называет  такие  интеллектуальные  навороты «клюквой». В  наше
время  подобной «клюквы» становится  все  больше, так  как  нередко  брезгуют  глубокой  простотой  и
стараются непременно сказать что-то необыкновенно сложное.

Когда  демонстративность  приобретает  вычурные  и  разрушительные  формы, то  возможно

предполагать  шизофренический процесс. Например, четырнадцатилетний мальчик, чтобы обратить на
себя  внимание  близких, пытается  выдавить  себе  пальцами  глаза, так  что  портит  свое  зрение  и  сам
требует, чтобы его насильно и с унижением отправили в психбольницу, дабы «насладиться» всей чашей
страдания. Среди  психиатров  существует  высказывание: «Там, где  слишком  много  истерии, думай  о
шизофрении».

У  истериков  часто  встречается, как  отмечал  М. О. Гуревич, инфантильно-грацильное