ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4817
Скачиваний: 209
7. Астенические подростки (преимущественно мальчики) отчаянно борются с онанизмом,
ипохондрически преувеличивают его последствия, считают себя моральными уродами. Они нуждаются
в грамотном просвещении на эту тему. Некоторые из них предаются чувственно острым сексуальным
фантазиям, которым в реальности вряд ли последовали бы. Астеники стыдятся своего сексуального
влечения, краснеют и конфузятся при общении с противоположным полом. Отвергнутая любовь
переживается ими крайне болезненно, так как усиливает конфликт комплекса неполноценности и
ранимого самолюбия.
8. Астеническим детям трудно в школе. Их пугает неуемная возня, драки на переменах. В
школьном мире, с приматом грубой физической силы, они нередко становятся мишенью детской
агрессивности, особенно если внешне обнаружат свою чувствительность, пугливость, неумение
постоять за себя. Им трудны ответы у доски, экзамены, соревнования. Они уклоняются от
ответственных общественных постов, берегут себя от излишних нагрузок.
9. В подростково-юношеском возрасте у астеников обостряется сенситивность, то есть
чувствительность к оценке со стороны окружающих, особенно сверстников. Это выражается опасением
по поводу своей физической непривлекательности (дисморфофобия) и связанным с этим
самоограничением в приеме пищи (нервная анорексия). Дисморфофобия и анорексия подробно
исследовались М. В. Коркиной и соавторами /31/. У астеников, как правило, речь идет не о
переживании телесного недостатка как такового, а о том, кто и как отнесется к астенику в связи с этим.
От мысли, что он некрасив, уродлив, астеник приходит в ужас, готов на многое, лишь бы исправить
это. Девочки устраивают голодовки, чтобы стать стройными и красивыми. Все носит психологически
понятный характер. Чаще всего дефект выискивается там, где его могут заметить: фигура, рост, лицо,
кожа, размер и особенности половых органов (это могут заметить в бане или при половой близости).
Астенику досадно, что из-за какой-то мелочи (горбинка на носу, полноватые бедра) он, как ему
кажется, становится совсем непривлекательным и не может рассчитывать на возможность любить и
быть любимым, что очень важно в этом возрасте. Ему не дает покоя надежда устранить дефект и стать
привлекательным, он ищет все возможности, чтобы это осуществить. В отличие от шизофренических
случаев эти явления протекают намного мягче.
10. Молодым астеникам весьма свойственна реакция гиперкомпенсации, которая, по
определению А. Е. Личко /6, с. 47/, заключается в том, что подростки «ищут самоутверждения не там,
где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и
стеснительные, они натягивают на себя личину веселости, даже заносчивости, но в неожиданной
ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается
жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому
себе. Нежданное ими сочувствие сменяет браваду на бурно хлынувшие слезы».
11. Астеникам не типичны подростковые нарушения поведения: делинквентность,
злоупотребление алкоголем, побеги из дому, бродяжничество. Некоторые курят, чтобы с помощью
курения скрывать в компаниях свою застенчивость.
3. Варианты астенического характера
Данный вопрос практически не разработан. Мне представляется возможным выделить
следующие варианты:
1. Эмотивные астеники. Под эмотивностью К. Леонгард /8, с. 198/ понимал «чувствительность и
глубокие реакции в области тонких эмоций». Эмотивные люди мягкосердечны, жалостливы,
задушевны. Они легко впадают в растроганность, сентиментальность. Под влиянием трудных
обстоятельств становятся угнетенными, теряя способность сопротивляться и бороться. Это
застенчивые, боязливые, но чуткие и правдивые люди, глубоко чувствующие природу и искусство,
радость и горе. Одухотворенные эмотивные астеники полны сострадания, за других переживают
больше, чем за себя. Они способны разделять все трудности судьбы любимого человека. Им
свойственна серьезность переживаний без экзальтированности. Слабое место — неспособность драться
в широком смысле. Осторожным, кротким отношением к окружающим эмотивные астеники пытаются
защититься от людской агрессии.
2. Астеники с романтическим полетом в душе. Одухотворенность роднит их с эмотивными.
Однако главное для них — жизнь мечты. Они затаенно ждут спокойного тихого вечера, когда можно
будет предаться воображению разных ситуаций. В этих ситуациях представляют себя смелыми, лихо
раскованными, искрометно остроумными — то есть такими, какими не получается быть в обычной
жизни, но хотелось бы. Также мечтают о чем-то высоком, любовном, приключенческом. В мечте могут
пережить полнее и больше, чем в действительности, которая им тяжела и от которой лечатся
мечтаниями. Подобные астеники напоминают интровертов, но в отличие от шизоидов их мечты не
оторваны от жизни, а наполнены земной романтикой. В повседневной реальности они отзывчивы,
стремятся посильно помочь друзьям и близким. К людям, которых любят, относятся с большой
преданностью, теплом, очень дорожат их отношением к себе. Но в отличие от циклоидов способны
легко проявлять искреннее тепло и заботу лишь к узкому кругу духовно созвучных людей (в этот крут
могут не попасть родственники). Некоторые свою зажатость, застенчивость элегантно прячут за мило-
неряшливым стилем поведения. Одна из их проблем заключается в том, что они не умеют отказывать в
просьбах друзьям и потом мучаются под грузом дел, который оказался на их плечах.
3. Астеники, «застрявшие» в гиперкомпенсации. Есть астеники, которые до старости стараются
во что бы то ни стало казаться уверенными в себе, решительными, сильными. В результате они не
раскрывают заложенное в их душе богатство лирических переживаний. Но некоторым из них (далеко
не всем) удается благодаря гиперкомпенсации сделать карьеру. Как правило, эти астеники отличаются
особенно острым самолюбием-честолюбием, наличием так называемого стенического жала, меньшим
духовным богатством, чем описанные выше два варианта. Однако даже став начальниками, они не
воцаряются в кабинете, сохраняют человечность, стараются помогать людям.
4. Примитивно-занудливые астеники. Живут простыми интересами, заботами о близких. В их
душе нет полета романтической мечты. Многие по причине тревожности занудливы, стараются все
сделать по правилам, боятся отойти от заведенного порядка — «как бы чего не вышло!». Часть из них
производит ложное впечатление на людей с нелогичным мышлением. Дело же в том, что они не умеют
точно выражать словами свои переживания. Чувствуя это, они занудливо кругообразно пытаются
уточнить свою мысль, иногда используя простонародные выражения, отчего понять их становится еще
труднее. Примитивные астенические люди у многих не вызывают симпатии. Они часто угрюмо-
неразговорчивые, колючие или ранимо-капризные, завидующие своим удачливым знакомым. Также
немало среди них скучных ипохондриков, мучающих родственников вечным требованием поддержки и
жалости. Некоторые по причине трусливости подводят своих знакомых в отличие от одухотворенных
астеников, чье нравственное чувство заставит преодолеть трусливость и не подвести человека.
4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
Дефензивный конфликт астеника многообразно проявляется в его поведении. Характерно сказал
про себя один из них: «Я бегаю из норки во дворец». Астеник ищет в жизни маленький уютный уголок,
чтобы спрятать там душевную ранимость, комплекс неполноценности. Занимает самые скромные места
в жизни: библиотекарь, домашняя хозяйка и т. д. Однако острое самолюбие не желает с этим мириться
— хочется жить интересной жизнью, быть не хуже других. В «норке» становится неуютно, и астеник
пытается выйти в большую жизнь, сделать что-то значительное. Потом, не выдержав, снова спешит в
«норку». Этот конфликт: «Где же лучше: в норке или во дворце?» — долго мучает астеника, пока он не
найдет свое место в жизни.
Астеник, не разобравшийся в своем характере, требует от себя, как от других, а от других,
особенно близких людей, как от себя. Таким образом, он злоупотребляет механизмами проекции и
идентификации, размывая психологические границы между собой и окружающими, лишая себя и
других права на индивидуальность. Он сам страдает от подобной дисгармоничности и иногда называет
ее «дурацкой болезнью сравнения».
Астеническим людям трудно общаться из-за стеснительности, неуверенности в себе. Они
зажимаются, тушуются, не могут проявить себя в полной мере. Боятся сделать что-нибудь не то, не так,
опасаются насмешек, подозревают снисходительное отношение к себе, так как сами считают себя
никчемными. Их легко сбить, поставить в неловкое положение, сконфузить. Они остерегаются
вступать в контакт с людьми, если нет уверенности, что к ним хорошо отнесутся. Молчаливостью
стараются обезопасить себя от вопросов и неудачных ответов на них. Некоторые астеники стараются
держаться подчеркнуто сдержанно и спокойно, чтобы скрыть трепещущее внутри волнение. Редко кто
из них способен на людях закричать, грубо браниться, но они могут изображать сверхуверенность,
напускать на себя браваду. Иногда получается забавная картина из смеси жалкой застенчивости и
бравадной гиперкомпенсации.
Астеникам трудны ответственные решения, они ищут советов, поддержки, в некоторых случаях
согласны, чтобы решение было принято за них. Им трудно требовать и добиваться чего-то для себя —
становится неловко. Легче делать то же самое для других людей. Часто, чтобы избежать столкновений
с людьми, молчат или делают вид, что согласны, иногда поддакивают, стыдятся показать свою
неосведомленность или высказать точку зрения, которая не совпадает с только что прозвучавшей.
По известной концепции Альфреда Адлера, человек с ощущением своей неполноценности
компенсирует ее стремлением к власти /32/. Это верно по отношению к психастеноподобным
эпилептоидам, но вряд ли по отношению к астеникам. Астенику власть не сладка: ему страшно принять
несправедливое решение, кого-то обидеть, кому-то отказать, с кем-то бороться. Лично ему нужна не
власть, а признание своей полезности людям, уважение с их стороны. Астенику трудно быть в тягость
кому-то. Если он подумает, что это так, то постарается не навязываться, уйти.
Астеника легко обидеть. Он злопамятен в том смысле, что рана даже от маленькой обиды (если
она значима) долго болит и не заживает. Однако агрессивной мстительности в нем нет. Он может
«мстить» пассивно, например, мог бы обидчику сделать что-то хорошее, но не сделает. Астеники часто
недовольны своим робким характером, хотели бы, чтобы он был более решительным.
Астеник, совершая плохие поступки, потом мучается этим, особенно если ему убедительно
показать, что он поступил дурно. Ему тяжелы не только собственные безнравственные поступки, он так
устроен, что безнравственность других людей, как-то связанных с ним, остро им переживается, как
своя собственная. Например, астенической девочке стыдно за непотребное поведение своей подруги на
вечеринке, а астенической маме за некрасивые поступки своего ребенка, будто бы не ребенок, а она
сама совершает эти поступки.
Астеники с детства невольно учатся трем вещам: 1) предвидеть и обходить опасности стороной;
2) так вести себя с другими людьми, чтобы они их меньше обижали; 3) определять отношение к себе
других людей, если зависят от них. Часто астеники, чувствуя, что в людях разбираются «туманно»,
тянутся к изучению психологии. Однако порой свои коммуникативные трудности они решают проще
— через спиртное. Астеники начинают пить, чтобы быть смелее, увереннее в общении. Также
поднимают себе спиртным дух в депрессивных состояниях, связанных с переживанием своей
малоценности.
Иногда они прибегают к компенсаторным фантазиям, представляя, как хлесткими точными
словами положили на «лопатки» несправедливого начальника. Или воображают свои похороны, как
собравшиеся люди горюют, что потеряли человека, который был достоин любви, иного отношения,
что проглядели его, и все уже теперь безвозвратно потеряно. После этого на душе становится чуть
легче.
5. Семейная и сексуальная жизнь
Ряд астеников с выраженной раздражительной слабостью попадают в разряд ноющих домашних
тиранов. Сохранность семьи в таких случаях зависит от умения близких относиться к
раздражительности, как к прозрачной занавеске, сквозь которую не теряется из вида ласковый и
душевный астенический человек. И второй момент — сохранность семьи зависит от толерантности
близких к тем «ужасным» словам, которые астеник выкрикивает в раздражении. К счастью для
астеников, многие люди отличаются подобной толерантностью. Но если близкие решат, что эти слова
порождаются не дискомфортным состоянием, а соответствуют бессознательному отношению астеника
к ним, то разрыв семьи весьма вероятен. Некоторые люди, чаще это шизоиды, стихийно
психоаналитически относящиеся к любым неотслеженным высказываниям, как к неслучайным
оговоркам, долго астенической раздражительности не вынесут.
Астенические родители — обычно тревожно опекающие, создающие у ребенка впечатление, что
мир полон опасностей. Они сами невольно являются образцами страха перед жизнью. Тяжелые
астенические психопаты, будь их воля, держали бы свое любимое чадо при себе, не выпуская на улицу.
Однако в астенических родителях есть много хорошего: они дают много любви и ласки своим детям,
ответственно относятся к их развитию, дарят им свои светлые душевные особенности характера. Когда
астеническая мама в раздражении нашлепает своего ребенка, то тут же нередко целует его, извиняется,
плачет.
Важной гранью воспитания астенических детей является не прямая борьба с фантазированием, а
дополнение его развитием живой наблюдательности интересного вокруг них (природа, животные,
поведение людей). Познание мира вместе с умным собеседником приносит астенику удивительную
радость и помогает выйти из мира мечтаний в жизнь. Астеническим детям не подходит как излишняя
строгость, так и чрезмерная ласка. Излишняя строгость мешает развитию в ребенке жизнерадостности,
уверенности в себе. Чрезмерная ласка не способствует появлению дисциплинированности, умению
сдерживать себя. Лучше всего, по мнению Г. Е. Сухаревой, мягкая настойчивость. Для астенического
ребенка деструктивно воспитание по типу «Золушки», описанное О. В. Кербиковым /33/, когда ребенку
дают почувствовать, что, что бы он ни делал, все — плохо, и сам он — всегда плохой.
В выборе супруга действуют следующие противоположные закономерности. Если брак — это
партнерство, основанное на любви, то следует отметить, что любовь чаще зиждется на личностном
созвучии людей, а удачное партнерство — на их взаимодополнительности. Вот и получается нередко,
что когда два астеника вступают в брак, то между ними возникает симпатия, душевная связь, а
слабости одного не компенсируются силой другого. Возможно, астенику целесообразно искать супруга,
у которого, кроме астенических черт характера, имеются и другие, делающие их брак более
жизнеспособным. Астеник нередко привязывается к своему супругу, и ради того, чтобы не рвать
семейных уз, долго терпит обиды, пьянство, оскорбления и ощущает острую боль и опустошенность
при разрыве отношений. Некоторые астеники так нуждаются в тепле и любви, что даже готовы
вымаливать их и унижаться, производя жалкое впечатление.
Астеникам свойственна достаточно острая чувственность, в том числе и сексуальная. Порой
стеснительность мешает ей полнокровно проявиться. У астенических мужчин при первом контакте с
женщиной иногда случается психогенная импотенция, так как трудно одновременно делать два дела:
тревожно сдавать «экзамен» на мужскую полноценность и предаваться любви. В таких случаях важно
спокойное и мягкое отношение женщины.
6. Духовная жизнь
Астеникам свойственна ранимая романтическая одухотворенная реалистичность. Ранимая
духовность заключается в щемящей жалости ко всему хрупкому, нежному, беззащитному, с желанием
по возможности это беззащитное как-то защитить, уберечь. Астеническому человеку трудно без муки в
душе пройти мимо котят, мокнущих под дождем. Если есть возможность, то он постарается их
обогреть, накормить. Астенику по себе хорошо известно, что такое беззащитность и как велика
благодарность тому, кто искренне помог. Из этого знания и возникает особенная астеническая
жалостливость с талантом тонкого сочувствия и сопереживания.
Астеники трепетно чувствуют проявления живого в окружающем мире (феномен тонкой
биофилии по Э. Фромму). Хрупкие льдинки в проруби, истое пение птиц, осенние листья на ветру,
веселый солнечный дождик наполняют светлой радостью их душу, привязывают к земной жизни.
Астеническая душа редко несет в себе такую духовную мощь и размах, какие мы обнаруживаем у
шизофренических людей, шизоидов, циклоидов, некоторых психастеников. Вот почему среди
гениальных людей, изменивших жизнь человечества, трудно найти людей астенического склада.
Астеник и сам не стремится в заоблачные высоты духа, ему там холодно, страшновато и одиноко. Он и
в реальной жизни часто боится высоты и одиночества.
По известному выражению П. Тиллиха: «Бытие не только дается, оно требуется». Если человек
не проживает свою жизнь в соответствии со своим призванием, то ощущает себя пустым, его мучает
экзистенциальная вина за не по-своему прожитую жизнь. Астеникам, как и всем людям, необходимо
найти свой смысл жизни. Для этого большинству из них не нужно штудировать философию и
теологию, интеллектуально решать «вечные» проблемы — все равно разобраться в этом почти
невозможно. По интересному выражению С. Моэма на горных вершинах (как и на вершинах духа. —
П. В.
) чаще увидишь сплошной туман, а не ошеломительное зрелище /34, с. 33/.
Место астеника там, где нужна душевная чистота и жалостливость, где можно приносить
насущную, пусть малую пользу конкретным людям, где необходимы деликатность и добросовестность.
Человеческая преданность тем, кого полюбил, — ценная черта астеника. Многие одухотворенные
астеники бессознательно чувствуют, что самое дорогое для них в этом грубом мире — теплые души
близких людей. Сохранить искорку родной человеческой жизни, сберечь ее — вот главный и вполне
достаточный смысл жизни. Все остальное вторично по отношению к нему. Для сложного астеника
характерней путь в духовность, чем в конкретную религию. В своем духовном развитии он интуитивно
разделяет живое от мертвого, теплое от холодного, тонкое от грубого, ранимое от бесчувственного,
доброе от агрессивного, саморазвитие от ограниченного самодовольства.
Бывают ситуации, когда робкие астеники оказываются смелее, чем о них думают. Чаще всего
астеник совершает смелый поступок, когда его заедает совесть, и он не в состоянии пройти мимо
творящегося зла. В этом одухотворенному астенику помогает его непритязательность: ради правды ему
не страшно потерять богатство, карьеру, положение, так как он готов довольствоваться малыми
жизненными благами. Важнее сохранить чистоту души и богатство ее переживаний (их нет при
«грязной» совести).
Смерти астеник боится больше, чем крупных жизненных неприятностей, так как обычно не
чувствует реальности загробной жизни, и тогда земная жизнь — это все, что у него есть. Многим
астеникам удается вытеснить страх смерти, но не до конца, подспудно он живет в них и
актуализируется при любом серьезном напоминании.
Астеники, богатые романтическим переживанием тонких проявлений жизни, обычно
талантливы в лирико-поэтическом духе, реже — в научно-техническом и крайне редко в философском,
аналитическом ключе.
7. Дифференциальный диагноз
Астенический характер имеет относительно простой душевный рисунок. Однако диагноз
астенической психопатии и акцентуации не прост, так как их главное проявление — застенчивость —
встречается и у других характеров. Диагноз ставится на основании характерных особенностей,
проявляющихся уже в детстве и приобретающих типичную структуру к юности. Это особенно
показательно, если не было серьезной длительной психотравмирующей ситуации, которая могла бы
привести к астеноподобным особенностям характера.
При беседе с астеником мы чувствуем в нем переживание собственной неполноценности и
ранимое самолюбие, делающее это переживание особенно острым (дефензивный конфликт). Астеники
нередко прячут глаза, густо краснеют, не знают куда деть руки, робко зажаты, напряжены
стеснительностью. Обычно отмечается гиперкомпенсация, сквозь которую при соответствующем
построении беседы нетрудно разглядеть неуверенного в себе, чувствительного человека.
Типичные проблемы астеников: застенчивость, неуверенность в себе, ощущение своей
неполноценности, впечатлительность, чувствительность к оценке со стороны окружающих
(сенситивность), трудности общения, обидчивость, раздражительная слабость, утомляемость, масса
«нервных» соматических ощущений, ипохондричность, тревожная мнительность.
Дифференциация застенчивости
1. В случае эпилептоидов мы имеем дело либо с псевдозастенчивостью (маска), нарочитая
сделанность которой выдает себя. В случае истинной застенчивости у эпилептоида мы чувствуем, что
за напряженностью, возникающей от самой застенчивости (что типично и астенику), просвечивает
иная, дисфорическая, авторитарная, злобноватая напряженность.
2. В истерических случаях мы видим холодноватую позу застенчивости, от легкого, милого
кокетства ею, до карикатуры на нее.
3. У неустойчивых и ювенилов серьезная стойкая застенчивость наблюдается редко.
4. Застенчивость психастеника очень похожа на астеническую, только в ней еще больше
моментов двигательной неловкости.
5. Циклоид на спаде настроения застенчив, настроение поднялось, и от застенчивости не
осталось следа. Даже в застенчивости переживания движения циклоида не теряют своей
естественности, мы не обнаруживаем двигательной неловкости.
6. Шизоиды бывают остростеснительными, но часто без астенической внешней
выразительности (краски на лице, конфузливости и т. д.). При этом от застенчивого волнения у них
часто потеют ладони, бьется сердце, но внешне это незаметно. Чем сильнее шизоид стесняется, тем
больше уходит в себя, становится отрешеннее, порой красиво закидывая ногу на ногу и глубоко
откидываясь на спинку кресла.
7. При мягкой шизофрении (полифонический характер) застенчивость бывает гротескно-острой,
чудаковатой: человек, разговаривая с вами, почти отворачивается в противоположную сторону.
Нередко шизофреническая застенчивость отщеплена от робости, тревожности, каких-либо
вегетативных проявлений, чего никогда не бывает у астеников. Гиперкомпенсация нужна астеникам,
чтобы не казаться смешными, а выглядеть смелыми и раскованными. Шизофреническая же