ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6183
Скачиваний: 27
311
Глава 18
•
Убедительное выступление
РЕЗЮМЕ
Убеждающие речи произносятся для того, чтобы
сформировать или изменить мнение аудитории или
мотивировать слушателей совершить какието дей
ствия. Принципы, которыми следует руководство
ваться при составлении и презентации публике та
кой речи, соответствуют описанным нами шагам под
готовки информационной речи.
Вопервых, запишите четкую цель убеждающей
речи — заявление, говорящее о том, чего вы хотите
добиться от аудитории: что она должна думать или
делать.
Вовторых, проанализируйте область интересов и
уровень знаний аудитории и ее возможное отноше
ние к вашей цели.
Втретьих, в основной части вашей речи приведи
те хорошие доводы — заявления, отвечающие на во
прос, почему предложение должно быть принято.
Вчетвертых, постройте свою речь так, чтобы ее
организация соответствовала вашей цели и вашему
анализу аудитории. Есть четыре общепринятых орга
низационных схемы для убеждающих речей — это
изложение рациональных доводов, решение пробле
мы, сравнение достоинств и мотивация.
Впятых, постарайтесь мотивировать слушателей,
дополнительно поработав над своим языком, так что
бы вы могли пробудить их эмоции, особенно в клю
чевых местах вашей речи, в ее начале и заключении.
Вшестых, оправдывайте доверие, которое вам
оказывают. Одна из наиболее важных вещей, необ
ходимых для того, чтобы завоевать доверие слуша
телей, особенно в случае убеждающих речей, это
этичное поведение.
Вседьмых, преподносите вашу речь в убедитель
ной манере. Хорошая подача материала особенно
важна, когда вы хотите своими словами убедить дру
гих.
312
Глоссарий
ГЛОССАРИЙ
Агрессор
— человек, который добивается повышения соб
ственного статуса, критикуя почти все или порицая других,
когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные ка
чества и статус других.
Агрессивное поведение
— нападки на оппонента без учета
ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.
Адаптация к аудитории
— активный процесс вербального
и визуального приспособления материала для представления
конкретной аудитории.
Акроним
— слово, составленное из начальных букв слов,
входящих в сложное название.
Активная стратегия
— получение информации о человеке
со слов других людей.
Аналитик
— человек, от которого ожидают исследования
аргументации членов группы в ходе дискуссии.
Апеллирование к авторитетам
— использование в качестве
доказательства «экспертного» мнения человека, который не
является авторитетом в данном вопросе.
Аргумент ad hominem
—
аргумент, нацеленный на челове
ка, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса.
Артикуляция
— придание звукам речи формы, превраща
ющей их в распознаваемые оральные символы, сочетание ко
торых образует слово.
Ассоциация
— способность какойлибо мысли вызывать
воспоминание о другой мысли, связанной с первой.
Атрибуции
— причины, которыми мы объясняем поведе
ние других людей
.
Беглость
— отсутствие колебаний и таких речевых помех,
как «э», «так», «понимаете» и «как бы».
Беседа
— направляемое участниками, неформальное, не
подготовленное взаимодействие, являющееся последователь
ным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и
более людьми.
Близкие люди
— люди, которым мы доверяем свои самые
сокровенные чувства.
Взаимопонимание
— понимание того, что оратор и ауди
тория располагают одними и теми же сведениями, а также
испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.
Визуализация
— мысленное представление того, как вы
чтото успешно делаете.
Внешние шумы
— предметы, звуки и другие воздействия
окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от
того, что говорится или делается.
Внутренние шумы
— мысли и чувства, мешающие комму
никационному процессу.
Вознаграждения
— желательный результат отношений,
представляющий ценность для человека.
Вокальные помехи
— лишние звуки или слова, которые
нарушают плавность речи.
Вопросы о фактах
— вопросы, которые относятся к выяс
нению того, что есть правда и в какой степени нечто является
правдой.
Вопросы об оценках
— вопросы, которые касаются
субъективных суждений о том, что правильно, морально, хо
рошо или справедливо.
Восприятие
— процесс выборочного отражения информа
ции и приписывания ей значения.
Временной, или хронологический, порядок
— перечис
ление основных положений в соответствии с последователь
ностью идей или событий, с концентрацией внимания на том,
что идет первым, вторым, третьим и т. д.
Второстепенные или последующие вопросы
— заплани
рованные или спонтанные вопросы, которые задаются для
уточнения ответов на основные вопросы.
Выражение лица
— организация лицевых мышц, которая
передает эмоциональное состояние или реакцию на сообщение.
Высота голоса
— высокий или низкий тон.
«Гармонизатор»
— человек, от которого ожидают вмеша
тельства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает
нанести вред ее сплоченности или отношениям между отдель
ными членами группы.
Гетерогенная группа
— группа, состоящая из людей раз
ного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки,
а также разные установки и интересы.
Гипотетические примеры
— примеры, построенные путем
размышлений о будущих событиях.
Голосовые характеристики
— высота, громкость, темп и
звуковые качества речи.
Гомогенная группа
— группа, в которой все члены имеют
между собой очень много общего.
Действия, угрожающие репутации
— поведение, не учи
тывающее потребности, связанные с положительной или от
рицательной репутацией.
Декодирование
— процесс обратной трансформации сооб
щений в идеи и чувства.
Деловое обсуждение проблем
— дискуссия участников и
решение конкретных проблем или планирование возможных
направлений действий.
Денотация
— прямое точное значение, которое языковое
сообщество формально приписывает слову.
Дискриминация
— несправедливое обращение с людьми
или причинение им вреда на основании их принадлежности
к той или иной группе.
«Диспетчер»
— человек, который отслеживает действия
группы и помогает ей придерживаться повестки дня.
Доверие
— способность человека идти на риск, связанный
с тем, что его благополучие начинает зависеть от другого че
ловека, показатель того, насколько аудитория воспринимает
оратора как человека знающего, обаятельного и честного.
Жаргон
— техническая терминология или характерные
идиомы, употребляемые в специальной деятельности или уз
кими группами.
Жесты
— движения рук и пальцев, которые мы использу
ем, чтобы привлечь внимание собеседника.
Живая информация
— информация, которая затрагивает
наши чувства.
Жизненно важная информация
— информация, связанная
с вопросами, от которых зависит судьба человека.
Зависимость от технических средств
— поведенческая за
висимость, связанная с взаимодействием человека и машины.
Задавание вопросов
— реакция, предназначенная для по
лучения дополнительной информации или для уточнения уже
полученных сведений.
Закрытые вопросы
— точно сформулированные вопросы,
требующие краткого ответа.
Запоминание
— способность сохранять информацию и
воспроизводить ее, когда это необходимо.
Знакомые
— люди, которых мы знаем по имени, с кем мо
жем поговорить, когда представится возможность, но с ними
у нас чаще всего устанавливаются поверхностные отношения.
Значение
— осознание вами мыслей и чувств.
Зрительный контакт
— прямой взгляд на человека или
людей, с которыми мы разговариваем.
Изложение фактов
—
утверждение, которое можно про
верить.
313
Глоссарий
Импровизированная речь
— тщательно подготовленная и
отрепетированная речь, конкретная форма которой определя
ется в момент выступления.
Индексация
— интеллектуальная и вербальная практика
признания того, что отдельные случаи могут отличаться от
общих тенденций, хотя они позволяют нам делать обобщения.
Интеллектуально стимулирующая информация
— новая
для аудитории информация, отвечающая глубоко заложенной
в людях потребности в знаниях.
Интерактивная стратегия
— получение информации о дру
гом человеке в процессе разговора с ним.
Интервью
— беседа, состоящая из умело поставленных
вопросов и ответов на них.
Исторический контекст
— связи, сформировавшиеся меж
ду участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах
и влияющие на понимание в текущей ситуации.
Канал
— маршрут сообщения и средства его передачи.
Кинесика
— наука, изучающая движения и жесты, исполь
зующиеся в коммуникации.
Когнитивное реструктурирование
— выявление алогич
ных убеждений и формулирование более адекватных.
Кодирование
— процесс трансформации идей и чувств в
слова, звуки и действия.
Коммуникационная компетенция
— соответствие комму
никативного поведения данной ситуации и его эффектив
ность.
Коммуникация
— процесс создания и передачи значимых
сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодей
ствии или публичном выступлении.
Комплементарные взаимоотношения
— взаимоотноше
ния, в ходе которых один человек позволяет другому опреде
лить, кто будет иметь большую власть.
Конкретная цель
— точно сформулированная задача, в ко
торой явно описано поведение и которая позволяет измерить
его результаты.
Конкретные слова
— апелляция к нашим чувствам; мы
можем увидеть, услышать, обонять то, что они означают.
Коннотация
— чувства или оценки, которые у нас ассоци
ируются со словом.
Конструктивная критика
— описание конкретного нега
тивного поведения или действий человека и воздействия та
кого поведения на других людей.
Контекст
— физическое, социальное, историческое, психо
логическое и культурное окружение, в котором проходит про
цесс коммуникации.
Креативность
— способность человека генерировать новые
или оригинальные идеи и точки зрения.
Кредит доверия
— уровень доверия, которое аудитория
испытывает или будет испытывать к оратору.
Критический анализ
— процесс определения правдивости,
достоверности или вероятности представленной информации.
Круговая диаграмма
— диаграмма, которая показывает
соотношение между частями единого целого.
Культурное многообразие
— культурные различия между
людьми.
Культурный контекст
— убеждения, ценности, отношения,
социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о вре
мени.
Лидерство
— процесс влияния на членов группы для дос
тижения групповых целей.
Линейная диаграмма
— диаграмма, показывающая изме
нение одной или более переменных с течением времени.
Логический порядок
— размещение основных положений
речи в такой последовательности, которая позволяет убедить
аудиторию поверить во чтото либо или поступить определен
ным образом.
Ложная причина
— случай, когда приписываемая причи
на не связана с результатом или не ведет к нему.
Межличностный конфликт
— результат ситуации, когда
потребности или представления одного человека не соответ
ствуют потребностям или представлениям другого.
Метафора
— сопоставление, которое выражает фигураль
ную идентичность объектов.
Мнемоника
— приемы запоминания.
Мнемонический прием
— любая искусственная методика,
используемая для облегчения запоминания.
Мнение
— словесное выражение убеждений или устано
вок.
Модифицированная демонстрация
— подготовка некото
рых стадий демонстрации дома и выполнение перед аудито
рией лишь отдельных операций, входящих в состав полной
демонстрации.
Мозговой штурм
— метод свободных ассоциаций, направ
ленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.
«Монополист»
— человек, который непрерывно говорит,
стараясь создать впечатление, что он хорошо осведомлен и
ценен для группы.
Монотонность
— звучание голоса, при котором высота,
громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи
или фразы не отличаются заметным образом друг от друга.
Моральная дилемма
— выбор между двумя не удовлетво
ряющими нас вариантами.
Мотивация
— силы, действующие на организм извне и из
нутри, которые инициируют и направляют поведение.
Наводящие вопросы
— вопросы, сформулированные так,
что подсказывают ожидаемый от собеседника ответ.
Навыки
— целенаправленные действия или последова
тельность действий, которые мы можем выполнить и повто
рить в соответствующей ситуации.
Наглядное пособие
— средство развития выступления, по
зволяющее аудитории воспринимать информацию не только
на слух, но и зрительно.
Нагнетание конфликта
—
размышления или тягостные
раздумья над реальной проблемой или тем, что представля
ется проблемой, доводящие человека до состояния, когда кон
фликт считается более серьезным, чем он есть на самом деле,
и человек начинает обвинять партнера.
Надежность
— черты характера оратора и мотивы его вы
ступления.
Нападки
— враждебный или негативный ответ на то, что
вы написали.
Невербальная коммуникация
— движения и особенности
голоса человека при передаче им вербального сообщения.
Нейтральные вопросы
— вопросы, не содержащие в себе
подсказки ответа и не выдающие мнения интервьюера о пред
мете беседы.
Неконгруэнтность
— разрыв между неправильным вос
приятием себя и реальностью.
Непринужденные беседы
— обсуждение тем, которые воз
никают спонтанно.
Нервозность
— страх или тревога, связанные с публичным
выступлением.
Неформальные лидеры
— члены группы, чей авторитет
опирается на их влияние в группе.
Обобщение
— некритичный, не содержащий оценки про
цесс выработки альтернативы.
Обратная связь
— вербальная и физическая реакция на
людей и их сообщения.
Общая цель
— цель речи (развлечь, проинформировать,
убедить).
Ограниченное число основных положений
— количество
основных положений, не превышающее пяти.
314
Глоссарий
Огруппление
— ситуация, когда члены группы подавляют
открытое выражение реального конфликта во время приня
тия решений.
Окно Джогари
— инструмент для исследования взаимо
зависимости самораскрытия и обратной связи.
Описание чувств
— сообщение о наличии эмоции без ее
оценки.
Описательный тип разговора
— беспристрастная форму
лировка того, что человек видит и слышит.
Опрос
— способ, позволяющий получать информацию не
посредственно от людей с помощью анкет.
Организационная схема
— графическое
представление
сложной системы или процедуры с помощью символов и свя
зующих линий.
Основные вопросы
— открытые или закрытые вопросы,
которые интервьюер планирует заранее.
Основные положения
— развернутые предложения, пред
ставляющие идеи, содержащиеся в тезисе.
Основные правила
— предписанные нормы поведения,
способствующие достижению целей группы и организации
общения ее членов.
Ответственность
— умение отвечать за свои действия.
Открытая информация
— дополнительная информация,
которую собеседник может использовать для продолжения
разговора.
Открытые вопросы
— простые вопросы, позволяющие
сформулировать ответ в свободной форме.
Открытый разговор
— откровенный обмен мыслями и
чувствами без использования манипуляции.
«Отсутствующий»
— человек, который решает свои соб
ственные проблемы за счет группы, путем уклонения от дис
куссии или работы группы.
Парафраз
— изложение сути сообщения.
Парафраз содержания
— ответ, ориентированный на ло
гическое значение устного сообщения.
Парафраз чувств
— ответ, ориентированный на эмоции,
связанные с содержанием сообщения.
Параязык
— невербальное «звучание» сообщений; манера
передачи информации.
Пассивная стратегия
— получение информации о чело
веке на основе наблюдения.
Пассивное поведение
— нежелание высказывать свое мне
ние, показывать свои чувства или не принимать на себя от
ветственность за свои действия.
Паттерн
— это процесс выборочного отражения информа
ции и приписывания ей значения.
«Переводчик»
— человек, от которого ожидают знаком
ства с различиями в социальной, культурной и гендерной ори
ентации членов группы и умения использовать эти знания,
чтобы помочь членам группы понять друг друга.
Персонализация чувств или мнений
— использование
высказываний от первого лица для идентификации себя как
источника конкретных мыслей или чувств.
Персонификация информации
— приспособление инфор
мации к специфическим представлениям аудитории.
План адаптации речи
— письменная стратегия достижения
взаимопонимания с аудиторией, привлечения и поддержания
ее интереса, обеспечения понимания и избежания возможных
негативных реакций публики на вас как на оратора и на пред
мет или цель вашей речи.
Повествования
— описания, рассказы о личном опыте или
различные истории.
Поддерживающая роль
— специфический паттерн пове
дения, который помогает группе развиваться и поддерживать
хорошие отношения между ее членами, групповую сплочен
ность и эффективный уровень разрешения конфликтов.
Поза
— положение тела.
Полная демонстрация
— выполнение всего описываемо
го вами процесса перед аудиторией.
Понимание
— точная расшифровка сообщения путем при
своения ему правильного значения.
Последовательные цели
— цели, совместимые друг с дру
гом.
Поспешное обобщение
— представление обобщения, ко
торое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреп
лено только одним слабым примером.
Потребность присоединения
— желание находиться в об
ществе других людей.
Похвала
— описание конкретного положительного пове
дения или достижений другого человека.
Похожая структура основных положений
— схожая син
таксическая структура формулировки основных положений,
при которой они часто начинаются с одинаковых вводных
слов.
Правила беседы
— неписаные законы, которые опреде
ляют, какое поведение обязательно, предпочтительно или зап
рещено в определенном контексте.
Правило вежливости
— требование быть вежливым с лю
бым участником беседы.
Правило качества
— требование сообщать достоверную
информацию.
Правило количества
— требование сообщать такое коли
чество информации, которое достаточно или необходимо —
не слишком много и не слишком мало.
Правило нравственности
— требование говорить соответ
ственно этическим нормам.
Правило уместности
—
требование сообщать информа
цию, которая связана с обсуждаемой темой.
Правило хороших манер
— требование быть точными и
организованными, когда мы излагаем наши мысли.
Предмет
— определенная область знаний.
Предубеждение
— это заранее сложившееся суждение —
вера или точка зрения на то, что человек представляет собой,
без достаточных для этого оснований.
Приемлемые цели
— цели, которые члены команды счи
тают осмысленными и в достижении которых они лично за
интересованы.
Призыв
— описание поведения, которого оратор хочет до
биться от слушателей после того, как они выслушали все ар
гументы речи.
Прикосновение
— контакт рукой или телом с другим че
ловеком.
Примеры
— конкретные случаи, способные проиллюстри
ровать или объяснить общий фактический материал.
Принуждение
— способ разрешения конфликта с помо
щью силы, словесных нападок или манипуляции; при этом че
ловек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а
идеи одобрены.
Принятие перспективы
— представление себя на месте
другого.
Принятие решений
— процесс выбора одной из несколь
ких альтернатив.
Приспособление
— способ разрешения конфликта, когда
люди пытаются удовлетворить потребности другого и при
этом жертвуют своими потребностями.
Проверка восприятия
— утверждение, отражающее ваше
собственное понимание смысла невербальных сигналов, пе
реданных другими людьми.
Произношение
— форма и акцентирование различных
слогов слова.
«Протоколист»
— человек, который ведет точную запись
того, что решила группа и на чем основано это решение.
315
Глоссарий
Процедурная роль
— специфический паттерн поведения,
который помогает группе при решении проблем.
Проявление чувств
— выражение чувств посредством ми
мики, жестов и эмоциональных вербальных реакций.
Психологический контекст
— настроения и чувства, кото
рые каждый из собеседников привносит в общение.
Пунктуальность
— степень, в какой человек придержива
ется назначенных сроков.
Рабочая группа
— объединение из трех или более людей,
которые должны взаимодействовать между собой и влиять
друг
Рабочая среда
— физические условия, в которых работа
ет группа.
Разговор в форме предположений
— изложение инфор
мации в форме гипотезы с допущением возможности неточ
ного изложения.
Разговор на равных
— разговор без какихлибо слов или
невербальных сигналов, подчеркивающих превосходство.
Разговорный стиль
— манера выступления, которую слу
шатели воспринимают как разговор.
Разговорраппорт
— разговор, в котором человек делится
переживаниями и устанавливает отношения с людьми.
Разговорсообщение
— разговор, в котором человек де
лится информацией, демонстрирует знания, ведет перегово
ры и сохраняет независимость.
Разъяснительная речь
— речь, помогающая понять опре
деленную идею, для более глубокого раскрытия которой тре
буется обращение к внешним источникам.
Расизм
— уверенность в том, что поведение или качества
одной группы по своей сути лучше поведения или качеств
других групп и что это дает «господствующей» группе право
доминировать над «нижестоящей» группой или дискримини
ровать ее.
Рассуждение по аналогии
— рассуждение, при котором
выводы являются результатом сравнения с ситуацией с похо
жим сочетанием обстоятельств.
Рассуждение путем обобщения на основе примера
—
утверждение о том, что нечто, верное в некоторых случаях, бу
дет верным всегда.
Рассуждение путем указания на признак
— рассуждения,
при которых заключение основано на присутствии доступных
наблюдению данных, которые обычно или всегда сопровож
дают другие, не наблюдаемые непосредственно переменные.
Рассуждение путем установления причинноследствен
ных отношений
— метод рассуждения, при котором заключе
ние представляется как результат влияния какогото обстоя
тельства или набора обстоятельств.
Реакции поддержки
— это утешающие высказывания,
цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодуше
вить, успокоить, утешить или обрадовать.
Резюме
— краткий перечень ваших профессиональных
способностей и навыков.
Репетиция
— тренировка произнесения своей речи вслух.
Риторический вопрос
— вопрос, который не требует отве
та вслух, а подразумевает мысленный ответ.
Роль
— паттерн приобретенных форм поведения людей,
используемый для достижения ожидаемых целей в опреде
ленной ситуации.
Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи
—
специфические паттерны поведения, которые напрямую по
могают группе в достижении поставленных целей.
Самоисполняющиеся пророчества
— события, которые
происходят в результате собственных или чужих предсказа
ний, ожиданий или разговоров.
Самообладание
— уверенная манера держаться.
Самооценка
— общая оценка человеком своей компетент
ности и ценности.
Самораскрытие
— обмен биографическими данными, лич
ными представлениями и чувствами, неизвестными другому
человеку.
Своевременность информации
— предоставление инфор
мации, которая может быть использована немедленно.
Сдерживание чувств
— поведение, при котором человек
отрицает наличие у него чувств, удерживает их в себе и не
проявляет никаких вербальных или невербальных признаков
их существования.
Семантические шумы
— значение, непреднамеренно пере
данное посредством некоторых символов и препятствующее
точности декодирования.
Серьезная информация
— информация, связанная с фи
зическими, экономическими или психологическими послед
ствиями для слушателя.
Символы
— слова, звуки и действия, выражающие конк
ретное содержание значения.
Симметричные взаимоотношения
— взаимоотношения, в
ходе которых люди «не договариваются» по вопросу о том,
кто будет контролировать ситуацию.
Симпатическое реагирование
— чувство заботы, соучас
тия, сострадания, направленное на другого человека изза сло
жившейся у него ситуации.
Систематическая десенсибилизация
— многократное воз
действие вызывающего страх стимула и ассоциативное свя
зывание его с чемто приятным.
Ситуация группового принятия решений
— совместное
решение определенных задач.
Ситуация межличностного общения
— неформальный
разговор двух или более людей.
Ситуация публичного выступления
— выступление ора
тора перед аудиторией в общественном месте.
Сконструированные сообщения
— сообщения, кодируе
мые непосредственно в данный момент, чтобы отреагировать
на незнакомую ситуацию.
Слушание
— процесс направленного восприятия слуховых
и зрительных стимулов и приписывания им значения.
«Снимающий напряжение»
— человек, который опреде
ляет, когда члены группы находятся в состоянии стресса или
утомлены, и помогает снять напряжение или стимулировать
работу группы.
Собеседование
— спланированная беседа с целью обмена
инфомацией, которая необходима для принятия верного ре
шения.
Содержание деятельности
— работа или другая деятель
ность, которую, как считается, нужно сделать в определенный
период времени.
Сообщение
— сочетание значения, символов, кодирова
ниядекодирования и формы или способа организации.
Сопроводительное письмо
— короткое, правильно состав
ленное письмо, выражающее ваш интерес к той должности,
которую вы хотите занять.
Сосредоточение
— перцептивный процесс выбора и кон
центрации на конкретных стимулах из всего множества сти
мулов, достигающих наших органов чувств.
Сотрудничество
— разрешение проблем, при котором учи
тываются потребности и интересы каждой из сторон и нахо
дится взаимно удовлетворяющее решение.
Социальный контекст
— назначение события, а также уже
существующие взаимоотношения между участниками.
Сплоченность
— степень взаимодействия членов группы
при достижении общей цели.
Спонтанное выражение
— неосознанное кодирование со
общений.