Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3111

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

гласят: «Мама на кухне режит курицу», «Папа говорит по телефону и смотрит телек», «Я играю» . Курица, которую режет
мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то,

кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что
демонстрирует ее доминирующее положение в семье.

Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его

самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме
функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.

Вместе с тем,

откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует

о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также
символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для

подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.

Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо
высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более

эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время

как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.

Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия,
выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, «моя мама

заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются».

На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над

остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа
изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением.

Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.


background image

Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец.

Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его
рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о

достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем,
определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.

На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис.
163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой

и папа «говорят: «Привет!», здороваются с кем-то». Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.

В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое

восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с
этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе

анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. (см. комментарий к рис. 22). С тех пор,
благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение

мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.

На рисунке семьи животных, сделанном девятилетним Ильей К., папа изображен в виде гориллы, высоко поднявшей руку с

огромным кулаком и бьющей себя в грудь другой рукой (рис. 164). Наряду с папиной агрессивностью в рисунке подчеркнута
его мужественность (мощная волосатая фигура) и ярко выраженное доминирование в семье. Он нарисован первым, что

говорит о его высокой значимости для Ильи.

Описывая свой рисунок, Илья сообщил: «Папа-горилла. Мама-пантера... нет, кошка. Улитка-дочка. Змейша-брат, сын то
есть. Гремучий такой». Змея на рисунке изображена в агрессивной позе, изготовившейся к нападению. Это символизирует

взаимную агрессию в отношениях Ильи с отцом.

Родители рассказали, что отношения дома конфликтные, причем более всего Илья конфликтует с отцом. Илья хочет

непрерывно смотреть телевизор и устраивает по этому поводу шумные истерики, не хочет делать ничего из того, чего от него
требуют (в частности, не выполняет домашние задания). За это отец его регулярно наказывает. Рисунок мальчика позволяет

предположить, что к нему применяются, в частности, физические наказания. Родители уклонились от обсуждения этой темы
(отец сказал, что «возможно, сгоряча когда-нибудь дал ему подзатыльник» ).


background image

Восьмилетний Леня Р. изобразил в качестве наиболее агрессивной

фигуры (с самыми большими кулаками) себя самого (рис. 165). Себе он отвел также доминирующую роль в семье: его кулак

– самая верхняя точка рисунка. Папа изображен тоже в агрессивной позе, но, судя по рисунку, его противостояние сыну не

особенно успешно. Мама нарисована в предельно подчиненной позе: она лежит под ногами у Лени и его папы.

Родители обратились за консультацией в связи с агрессивным поведением мальчика дома и в школе. Учительница жалуется
на то, что он постоянно дерется, нарушает правила поведения, мешает на уроке. По словам мамы, дома Леня помогает,

многое делает сам, но при этом всегда жестко настаивает на своем; управлять его поведением родителям не удается.

В семье животных, изображенной пятнадцатилетним Игорем М., все персонажи в большей или меньшей мере агрессивны

(рис. 166). Игорь живет с родителями и тринадцатилетним братом, то есть состав изображенной семьи не полностью
соответствует реальному. По-видимому, этим мальчик хотел показать, что рисует не свою, а некую абстрактную семью.

Очевидно, сам он идентифицируется с чайкой: именно по отношению к ней волк является братом. Если бы за исходную была
выбрана позиция волка, то он был бы назван сыном, а чайка – сестрой. Об идентификации с чайкой говорит также

расположение персонажей (она выше волка, что соответствует роли старшего ребенка в семье) и выбор более
привлекательного животного.

На этом рисунке, как и на предыдущем, мама занимает низшую позицию в семейной иерархии, однако она отнюдь не
пассивна, как на рисунке Лени. Игорь изобразил ее в виде крокодила, являющегося одним из наиболее ярких символов

агрессии. Раскрытая пасть мамы-крокодила направлена на папу-льва: по-видимому, в семье Игоря папа является частым
объектом маминой вербальной агрессии.

В отличие от крокодила, крупные теплокровные хищники, такие как лев и волк, не всегда выступают в качестве символов

агрессивности. Иногда они отражают лишь представление о силе и активности. Однако в данном случае подчеркнута именно

их агрессивность. Папа-л ев нарисован с оскаленными зубами (символ вербальной агрессии), но выглядит отнюдь не
страшным и довольно бессильным. Сын-волк бесцеремонно пускает сигаретный дым ему прямо в лицо. Можно полагать, что

таким образом Игорь отобразил агрессивные подростковые реакции своего брата на отца.

Образ чайки, вообще говоря, не связан с агрессивной темой, это романтический символ, часто используемый
демонстративными подростками. Но в анализируемом рисунке романтические представления, воплощенные в этом
образе, остаются чисто абстрактными. Конкретным же его наполнением, как и у остальных персонажей, является
агрессивность, поскольку в рисунке подчеркнут очень большой и острый клюв, нацеленный на брата-волка. Это дает
основания думать, что Игорь агрессивен по отношению к своему младшему брату, причем весьма вероятна
физическая, а не только вербальная агрессия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение
гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат основой для
выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к
подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые
показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания,
имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с
другими людьми и т.п.

Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному

подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают
промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами. Общие принципы интерпретации рисунков

сохраняются и при обращении к тем рисуночным тестам, которые не могли быть проиллюстрированы в настоящей книге – в
частности, к тесту «Красивый рисунок». Критерии его оценки приведены в Приложении I (раздел «Использование цвета»).

Для более подробной диагностики отношения обследуемого к отдельным жизненным сферам могут применяться
дополнительные рисуночные тесты. Наиболее распространено использование рисунков дома и дерева, входящих в тест

Дж.Бука Н–Т–Р. Основные критерии их оценки включены в Приложение I.


background image

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ ! СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации

отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы несколько интерпретаций одновременно, в других –

только одна из них. Менее вероятные интерпретации указаны после слова иногда. При необходимости даны возрастные
границы, за пределами которых данный показатель не подлежит интерпретации.

В списке отсутствуют нейтральные, не оцениваемые варианты изображения. Например, не назван такой признак, как

средняя сила нажима на карандаш, а есть лишь варианты слабый нажим (то есть заметно слабее среднего) и сильный нажим
(то есть заметно сильнее среднего). Отсутствует вариант «изображение анфас»; приведены только варианты изображение со

спины, изображение в профиль и изображение в три четверти.

Чтобы более полно познакомиться с диагностическим значением признака, рекомендуется обращаться к соответствующим

иллюстрациям (их номера указаны в скобках). Однако некоторые признаки (например, использование цвета), не
проиллюстрированы в тексте и поэтому не сопровождаются подобными ссылками.

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

НАЖИМ НА КАРАНДАШ –

показатель психомоторного тонуса:

• Слабый нажим , местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) – астения ; пассивность ; иногда депрессивное или

субдепрессивное состояние ( с четырехлетнего возраста ).

• Сильный нажим , карандаш глубоко продавливает бумагу (24, 39, 44, 59) – эмоциональная напряженность ; ригидность ;

импульсивность ( с четырехлетнего возраста ).

• Сверхсильный нажим , карандаш рвет бумагу (67) – конфликтность ; гиперактивность ; иногда агрессивность ; острое

возбуждение , пограничное или психотическое состояние .

• Нажим сильно варьирует (29, 61, 74) – эмоциональная лабильность ( с четырехлетнего возраста ).

• Колебания нажима особо сильны

116, 120) – эмоциональная неустойчивость ; иногда острое состояние .

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ

• Штриховые линии (26, 29, 34 – 36, 40,

76) – тревожность как черта личности.

• Множественные линии (22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103) – тревога как состояние на момент обследования;
стрессовое состояние; иногда импульсивность.

• Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) – стремление
контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

• Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку (22, 143, 144, 154) – импульсивность; органическое поражение

мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).

• Линии, не доведенные до конца (25, 74, 110) – астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).

• Искажение формы линий (22) – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с

пятилетнего возраста).

РАЗМЕР РИСУНКОВ

• Увеличенный размер : рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте , несуществующее животное – весь лист (22,

29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) – тревога как состояние на момент обследования ; стрессовое состояние ;
иногда импульсивность ; гиперактивность .


background image

• Уменьшенный размер : рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте (30, 47, 48, 70, 79, 107, 125, 129) – депрессия ;
низкая самооценка .

• Размер рисунков сильно варьирует – эмоциональная лабильность .

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

• Смещен вверх , расположен в верхней половине листа , но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки , возможно ,

компенсаторное ; стремление к высоким достижениям .

• Смещен вниз , расположен в нижней половине листа (26, 31) – иногда снижение самооценки .

• Смещен вбок (21) – иногда органическое поражение . мозга .

• Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) – импульсивность ; острая тревога ; иногда пограничное , невротическое или
психотическое состояние .

• Помещен в углу листа (30, 70) – иногда депрессия или субдепрессия .

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ

• Большое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность ; живое воображение ,

творческая направленность .

• Повышенная тщательность , большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) – ригидность ; тревожность ;

иногда перфекционизм ; эпилепто - идная акцентуация ; органическое поражение мозга .

• Малое количество деталей , схематичность , в отношении к возрастной норме (14 – 19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102 - 104,

116, 127 – 129, 131) – астения ; импульсивность ; низкая эмоциональность ; негативизм ; отрицательное отношение к
обследованию ; интровертность , замкнутость ; иногда депрессия или субдепрессия ; шизоидная акцентуация ; сниженный

уровень умственного развития .

• Небрежность , в отношении к возрастной норме (22, 144) – импульсивность ; низкая мотивация ; иногда органическое

поражение мозга ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию . Тщательность и детализированность рисунков
сильно варьируют (74, 137, 148) – эмоциональная лабильность ; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым

персонажам :

• увеличение числа и разнообразия деталей – положительное отношение ;

• увеличение числа однообразных деталей – напряженное отношение ;

• бедность деталей , схематичность , небрежность – отрицательное отношение .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ

• Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент

обследования ; стрессовое состояние ; эмоциональная напряженность ; тревожность , неуверенность в себе ; иногда

перфекционизм .

• Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) - тревожность как личностная черта ; тревога
как состояние на момент обследования ; иногда художественный прием у людей , обучающихся или обучавшихся рисованию

( в этих случаях не интерпретируется );

• размашистая штриховка , местами выходящая за контур рисунка (31, 42), – острая тревога ; импульсивность ( с

шестилетнего возраста );

• особо тщательная штриховка (27, 98) – тревожность , неуверенность в себе ; ригидность ; иногда перфекционизм ;

• штриховка с сильным нажимом : за - чернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) –

эмоциональная напряженность ; острая тревога ; иногда пограничное или психотическое состояние .

• Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) – органическое поражение мозга ; иногда ощущение своей психологической
неустойчивости , плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния ; нарушения умственного

развития ( с пятилетнего возраста ).

• Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) – органическое поражение мозга ; импульсивность ;

иногда негативизм ; острое состояние ( с пятилетнего возраста ).