ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3103
Скачиваний: 58
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего,
целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к
взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей
инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».
Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать
принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос
противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ:
«Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет,
нарисуйте, пожалуйста, человека».
Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не
задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до
окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком.
Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно
попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый
человечек») или шаблонно карикатурным.
Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его,
сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.
После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста,
пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в
будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать
небольшой рассказ об изображенном персонаже.
По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому
дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно
пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для
взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной
дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его
можно рекомендовать и для маленького ребенка.
Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли
передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать
дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».
Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.
НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик 2 . Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего
дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть,
насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте
животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в
компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его,
объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле
нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует
посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если
придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости
выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел
и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле
не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение
реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно
изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно
выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?».
Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему
написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
• Чем оно питается?
• Где живет?
• Чем обычно занимается?
• Что любит делать больше всего?
• А чего больше всего не любит?
• Оно живет одно или с кем-нибудь?
• Есть у него друзья? Кто они?
• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
• Чего оно боится, или оно ничего не боится?
• Какого оно размера?
Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три
его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей
обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ
«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить:
скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления
обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления
обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное
животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.
Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед
обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно
несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании
рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще
какие-либо вопросы о его образе жизни.
Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам
удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несчастное несуществующее
животное, какое вам удастся придумать». По завершении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое
счастливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
РИСУНОК СЕМЬИ
Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка 1 .
Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом
применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе
всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую
своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос
иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью.
Вы знаете это лучше меня».
В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать
с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».
По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом
обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует
спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы
типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу
проводят в свободной форме.
ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ
Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.
Проведение тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать
семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят».
В сравнении с тестом «Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о
том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого
из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки.
Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при
определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты. Как показывает опыт, функциональная
установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между
членами семьи.
СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ
При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и
«Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлетнего возраста.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью,
состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной
семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.
Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть
нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей
семье.
Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет
непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий
выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы,
нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание
«член семьи».
Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи».
Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты
«Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать
вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.
Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте
«Семья животных» – идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть). Встречается и обратное соотношение: чтобы
произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте «Рисунок семьи» идеализированную картину, а в
тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений.
Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.
КРАСИВЫЙ РИСУНОК
Тест направлен на выявление эмоциональных особенностей человека. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в
значительно большей мере, чем черно-белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние. Тест доступен для детей
с трехлетнего возраста.
Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте цветными
карандашами какой-нибудь красивый рисунок – какой захотите». Во время рисования следует отмечать в протоколе
последовательность использования обследуемым разных цветов.
Этот тест позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемого более определенно, чем по свободному
рисунку, в котором встречается воспроизведение прежних отрицательных переживаний, не отражающих данную ситуацию.
Если же негативные переживания проявляются в «красивом» рисунке, где они противоречат инструкции, то можно полагать,
что они актуальны для обследуемого в настоящий момент.
Глава 2 РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем
возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество
изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму
изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или
графические шаблоны.
Первая форма изображения человека (дяди, тети) – это так
называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность
символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество
которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.
Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего
возраста.
Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию
примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных
частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины (рис. 2).
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал
человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально.
Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует
конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно
отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3).
К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные
детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4).
Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное
схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К
последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда. Варианты таких изображений приведены на
рис. 5, 6.