Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3108

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии

изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения

человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с
опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу,

как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер

соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам.

Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов

пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично
соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены (рис. 7).

Постепенно к восьми – девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например,

вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически (рис.
8) или наоборот.


background image

Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими (рис. 9, 10). Рисунки детей
предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет

способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала
подросткового возраста.

ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА

Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода

(12 – 14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко

изображение женщины (девочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеждой и прической, да и то не
всегда (рис. 11).

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, напротив, признаки,

характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркиваются. Мужчина обычно изображается очень широкоплечим,
мускулистым, женщина – с покатыми узкими плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличиваются

размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в рисунках девушек (рис.
12, 13).

В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола

встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специальное
профессиональное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Дальнейшие


background image

изменения относятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще
рисовать людей приблизительно своего возраста.

КОГНИТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны

значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных

способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть
связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными

художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные
нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие

приблизительные ориентиры.


background image

Головонога можно рассматривать как показатель нарушений в

развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат
схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей (подобные изображенному на рис. 2). С

восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки,
хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела.

Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном интеллектуализме –

преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при негативизме,

сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко
и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго овальное, прямоугольное или треугольное (рис. 14). При

получении такого рисунка следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз–теперь уже не схематически, а
более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между схемой и собственно рисунком.

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного

учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.


background image

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки,
ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставят за

каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За
правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.

За пластический способ изображения – 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных
пластических элементов) – 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными

линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены
одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальный балл – ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом
изображении) – 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).

Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

Возраст

Баллы

3; 6 – 4;0

4-13

4;1 - 5;0

8-17

5;1 – 6 ;0

14 – 22

6;1 - 7;0

18 – 25

7;1 – 8;0

20-26

8;1 - 9;0

22 – 27

9;1 – 10;0

23-28

10;1 – 11;0

24-30

11;1 – 13;0

25-30

13;1

26 – 30

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее
отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой,
полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем
догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка
принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации,
принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под
умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при
которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно
овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может
отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне.
Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно
четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром
– 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл – за волосы).

В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может

сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в
правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная

отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.