Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2924

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

дефектом.

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ИНТРОВЕРТНОСТЬ

Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение

имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изоб ражения отдельных частей
человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица

изображенного персонажа.

На рис. 32 изображен грустный и очень одинокий человек. Его одиночество подчеркнуто горизонтальным расположением

листа, который исходно был положен перед ребенком вертикально.

Угловатость фигуры и ее худоба, вытянутость типичны для интровертного типа

личности и особенно для шизоидной акцентуации (вытянутая фигура часта и при сензитивном типе, при психастенической

акцентуации). Изображение рук, прижатых к телу, – также признак интро-вертности.


background image

Родители Марины обратились к психологу с жалобой на то, что у девочки нет друзей и подруг. В беседе Марина жалуется на
чувство одиночества. Данные психологического обследования подтверждают наличие выраженной интровертности,

неконформности, своеобразия мышления. Таким образом, можно говорить о шизоидной акцентуации, не выходящей за
пределы психологической нормы. Для преодоления проблем общения рекомендовано участие в коллективной деятельности:

занятия в кружке или студии (желательно с художественной направленностью), посещение психологической группы

общения.

Более выраженная интровертная поза представлена на рис. 33: у мальчика и девочки руки сверхплотно прижаты к телу,
ноги плотно сдвинуты. Фигуры вытянутые, удлиненные, угловатые (особенно у мальчика).

Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. В
данном случае кисти резко уменьшены, почти отсутствуют, что является признаком нарушения общения. В рисунках весьма

слабо представлены черты лица (особенно у девочки): рот уменьшенного размера, глаза почти полностью скрыты волосами.
Это позволяет предположить, что у Маши не только интровертность, но и аутизация, т.е. выходящее за рамки

психологической нормы снижение активности в контактах, избегание общения.

Бедность деталей сочетается с периодически сильно ослабевающим нажимом на карандаш, что указывает на астеническое
состояние. Это не отменяет ранее сделанного замечания: сама по себе астения не определяет того, какие именно детали

редуцируются; то, что редуцированы именно черты лица, – свидетельство аутизации.

Маша страдает нервной анорексией: она упорно отказывается от еды, стремясь похудеть, хотя в период обследования и так

крайне истощена (вес 39 кг приросте 164 см). Ее искаженные представления о правильных пропорциях нормальной фигуры
отражены и в рисунке человека. Естественное следствие нарушений питания, вызванных анорексией, – астения.

При столь высокой выраженности нарушений общения Маша вряд ли сможет успешно включиться в работу кружка, студии
или группы общения. Она нуждается в индивидуальной психотерапии (по крайней мере, на первом этапе коррекции

имеющихся отклонений).

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ

Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны – представлена на рис. 34. Кисти рук
нормального размера, детально проработаны (признак благополучия в сфере общения). В изображении женщины

проявляются признаки эмоциональной нагрузки, тревоги, о чем свидетельствуют стирание и исправление линий, штриховая
линия, особенно в районе бедер. Ширина бедер преувеличена, вырез на платье нарисован с повышенным нажимом. Все это

говорит о повышенной значимости и напряженности сексуальной сферы, что естественно для данного возраста. Возможны
страхи (зачерненные глаза).

На рис. 35, 36 приведен специфический вариант сочетания экстравертной позы

с признаками нарушений общения: отсутствием кистей рук или их очень резким уменьшением. Такое сочетание типично при
склонности к широким, но формальным контактам. У Даши проблемы общения непосредственно связаны

с биографическими обстоятельствами: в течение раннего и в начале дошкольного возраста она воспитывалась без
родителей, в доме ребенка, и лишь позднее была удочерена. У Миши определить первопричину нарушений общения не

удалось, однако сам факт их наличия вполне подтверждается рассказом родителей. В обоих рисунках видны явные
проявления как общей тревожности, так и состояния тревоги на момент обследования: множественные линии, штриховая

линия. В рисунке Миши есть также штриховка.

Повышение уровня тревоги может быть объяснено тем, что в обоих случаях остается недостаточно удовлетворена присущая

экстра-вертной личности потребность в общении. Для ее удовлетворения рекомендуется участие в коллективной
деятельности. Особенно полезно посещение группы общения; оно позволило бы детям овладеть средствами общения.


background image

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ

Экстравертные тенденции представлены и в рис. 37. В нем ярко проявляется

также демонстратив-ностъ, т.е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего

внимания. Признаки демонстративности – подробно вырисованная одежда, прическа, украшения, а также сообщение
девочки о том, что она нарисовала не просто человека, а вельможу в богатой одежде. Возможны страхи (глаза с большой

зачерненной радужкой).

Обращение родителей вызвано явными проявлениями эмоционального неблагополучия Нины: она часто плачет, жалуется на

плохое настроение и т.п. Результаты психологического обследования позволили объяснить эмоциональный дискомфорт
девочки тем, что она не нашла адекватных форм удовлетворения потребности в признании, внимании к себе. Для

реализации этой потребности ей рекомендовано участие в театральной студии. Катамнестические данные подтвердили
правильность рекомендации. После того как Нина стала посещать студию, ее эмоциональное состояние заметно улучшилось;

беспокоившие родителей проявления неудовлетворенности почти прекратились.

Бывает так, что, выполняя задание по стандартной инструкции (рисунок

человека), испытуемый изображает, например, клоуна (рис. 38). И в этом случае имеется частое у демонстративных детей
стремление конкретизировать изображаемый персонаж. Представлена и склонность к украшательству: надпись на майке,

рисунок на носках.

Изображение клоуна, шута и других подобных персонажей часто встречается у детей, играющих соответствующую роль в

классе. Это дети с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства, получения необходимого им внимания к
себе используют нарушение правил.

На постоянное нарушение правил жалуется учительница, посоветовавшая родителям показать Артема психологу. Главная

рекомендация в этих случаях – стараться как можно чаще обращать внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, и как
можно менее эмоционально реагировать на негативные проявления.


background image

Ярко выраженная демонстративность в сочетании с высокой ригидностью

представлены на рис.39. Проявлением демонстративности служат обилие разнообразных деталей, особенно украшений,

особое внима ние к прическе, отделке на платье. Ригидность проявляется в обилии однообразных деталей (в навязчивом
повторении одного и того же узора на одежде), в сильном нажиме карандаша (вероятно, отражающем также эмоциональную

напряженность девочки), в повышенной тщательности и аккуратности рисунка.

Демонстративность обнаруживалась не только в рисунке, но и в поведении Инны: она сопровождала рисование

многочисленными автобиографическими комментариями, рассчитанными на привлечение внимания проверяющего. В
частности, она рассказала о своей поездке за границу, о посещении художественных музеев.

Поза на рисунке скорее экстравертная, хотя не выраженная. Крупно нарисованные открытые ладони, в изображении

которых проявились признаки эмоциональной напряженности (усиленный нажим, особо подчеркнутый зачерненными
манжетами, стирания и исправления), говорят о высокой и очень напряженной потребности в общении. Можно предположить

также высокую конфликтность в контактах. Расположение рисунка в верхней половине листа иногда рассматривается как

показатель завышенной самооценки, однако чаще всего это повышение компенсаторное, т. е. человек демонстрирует
высокую самооценку, тогда как в действительности она низка или, по крайней мере, неустойчива.

Степень выраженности признаков демонстративности в сочетании с эмоциональной напряженностью позволяет

предположить, что у Инны имеется истероидная акцентуация (в пределах психологической нормы). Причиной обращения
родителей послужили как отмеченные личностные особенности Инны, негативно проявляющиеся в ее поведении, так и

навязчивые страхи, появившиеся после недавнего падения с горки. В рисунке их признаком являются зачерненные глаза

(см. фрагмент на рис. 28). Рекомендовано сочетание групповой психотерапии для нормализации сферы общения с
индивидуальной психотерапией, направленной на преодоление страхов.

Противоречивый вариант сочетания демонстративности с интровертной направленностью и ярко выраженными проблемами

общения показан на рис. 40. Демонстративность проявляется в особом внимании к одежде, прическе, украшениям, проблемы
общения – в позе изображенного персонажа, а особенно – в практически полном отсутствии кистей рук и в изображении

пустых глаз (без радужки и зрачков). Подобные признаки могут говорить уже не только об интровертности, но и об

аутизации. Изображение пустых глаз характерно при наличии страхов (см. фрагмент на рис. 28).

В рисунке Риты есть также проявления высокой тревожности (множественные линии, штриховая линия). Тревожность
возникает как следствие неудовлетворенной потребности у демонстративной личности во внимании к себе. В свою очередь,

тревожность усиливает трудности в общении, дополнительно затрудняя удовлетворение этой потребности.

Таким образом возникает порочный круг, делающий описанное сочетание психологических особенностей очень устойчивым.

В данном случае рекомендуется серьезная психотерапевтическая работа (желательно групповая).

Еще одну особенность рисунка Риты составляет проявляющаяся в нем высокая значимость сексуальной сферы. Это
отражается в экстравагантной одежде персонажа, в изображении пупка, а также в признаках психологической нагрузки

(резко усиленный нажим на карандаш), относящихся к области груди (кофточка) и к генитальной области (выразительно
подчеркнутый низко расположенный пояс).


background image

ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ, ОТСТРАНЕННОСТЬ

Изображение на рис. 41, сделанное четырнадцатилетней девочкой, свидетельствует о ее инфантильности: в нем вовсе

отсутствуют какие-либо признаки пола персонажа. Вместе с тем, подобная поза

человека

довольно часто встречается на рисунках подростков: руки спрятаны за спиной, что интерпретируется как признак отказа от

общения. Так же интерпретируется изображение рук, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.

Отказ от общения может быть вызван разными причинами. Нередко он является следствием подросткового негативизма.
Однако в данном случае, при учете общего благоприятного впечатления, производимого рисунком, его инфантильности, а

также проявлений тревоги (стирание и исправление линий), причиной, скорее, служит боязнь контактов, опасение
негативной оценки себя. Эта версия поддерживается и признаками психологической нагрузки при изображении ушей

(усиленный нажим на карандаш). Подобное подчеркивание ушей характерно для людей, опасающихся, что их низко

оценивают, и вообще придающих особо большое значение тому, что о них говорят.

Интересно сравнить два рисунка человека, выполненные одним и тем же ребенком с интервалом приблизительно в шесть
лет. Первый из них (рис. 42) сделан в возрасте 4 л. 8 мес. Для этого возраста уровень его выполнения весьма высок.

Обращает на себя внимание экстравертная поза персонажа с резко преувеличенными кистями рук. Подобное изображение
кистей рук говорит о высокой потребности в общении, причем такая их преувеличенность сигнализирует о том, что

потребность не удовлетворена.

Множественность образов, хаотические линии и штрихи в рисунке, выполненном по стандартной тестовой инструкции,

говорят о возбужденном состоянии ребенка. Густо заштрихованный (зачерненный) силуэт человека – признак высокой
эмоциональной напряженности, острой тревоги.

Невропатолог, под наблюдением которого находится мальчик, оценивает его состояние как невротическое. Можно полагать,

что причиной этого состояния стала именно фрустрация потребности в общении. По словам родителей, Женя очень тянется к

детям, но они его не принимают, поскольку он не умеет играть, не владеет средствами общения. Невротические проявления
наблюдаются и в поведении, в частности, родители отмечают буквально паническую реакцию на процедуру купания, которое

раньше мальчику очень нравилось. С Женей в течение двух месяцев после консультации проводилась игровая психотерапия,
которая дала незначительный эффект и была прервана в связи с изменением семейной ситуации. Повторная консультация

относится к возрасту 10 л. 7мес. (рис.43).

Уровень развития изобразительной деятельности по-прежнему очень высок, однако в остальном сходство с рисунком

шестилетней давности минимально. Экстравертная поза уступила место интровертной. В рисунке выражена отстраненная,
созерцательная позиция. Признаков значительной эмоциональной нагрузки нет, состояние может быть оценено как

благоприятное.