Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2929

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Сюжетность рисунка и разнообразие деталей говорят о некоторой

демонстративности и творческой направленности мальчика. Можно полагать, что именно творчество и обеспечило ему
разрешение имевшихся эмоциональных проблем. Судя по данным обследования, у Жени сложился эффективный механизм

психологической защиты: компенсаторное фантазирование, позволяющее ему частично удовлетворять потребность в
общении в своих фантазиях. Преувеличенный размер головы на рисунке – частый признак того, что в системе ценностей

ребенка особо высокое место занимает умственная деятельность (одним из видов которой является фантазирование).
Уменьшенный размер ступней и общая неустойчивость фигуры, которой понадобилась дополнительная опора в виде дерева,

типичны для людей, плохо ориентирующихся в быту. Так же интерпретируете отсутствие ушей (см. рис. 35).

В данном случае недостаточная бытовая ориентированность связана, по-видимому, со склонностью к защитному

фантазированию. Про таких людей часто говорят, что они «не стоят на земле», «витают в облаках» и т.п. Родители
продолжают жаловаться на трудности в контактах Жени со сверстниками, но отмечают, что в настоящее время это

воспринимают как проблему скорее они, чем сам мальчик.

СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных
отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность.

Агрессивностью называют стремление причинять вред другим людям. Однако речь идет не обязательно о физической
агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия – склонность ругаться с

окружающими, делать им замечания и т.п. Агрессия часто бывает защитной, т.е. вызывается ощущением угрозы со стороны
окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая защита нередко становится опережающей: ожидая нападения,

ребенок спешит «дать сдачи» заранее.

Негативизм – противодействие требованиям окружающих – может выступать как протестная реакция против

несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира.
Иногда негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам. В периоды возрастных кризисов

(преддошкольного – 2–3 лет, подросткового – 12–13 лет) это


background image

спо

 соб утвердить свою самостоятельность, взрослость.

Негативизм – это нормальное возрастное явление.

Антисоциальность представляет собой отклонение от нормы. В отличие от негативизма, это противодействие не конкретным

требованиям конкретных людей, а общим социальным нормам (в частности, моральным). Отличие антисоциальности от
асоциальности в том, что в последней отсутствует противодействие нормам, а имеется лишь безразличие к ним или их

непонимание.

При асоциальности и особенно при антисоциальности нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое

импульсивностью, нарушением общепринятых норм. Поведение, не соответствующее нормам, называют девиан-тным
(отклоняющимся). Оно включает такие проявления, как агрессия, вандализм (разрушение или повреждение материальных

ценностей), пристрастие к алкоголю или наркотикам.

АГРЕССИВНОСТЬ

Преувеличенные, очень тщательно проработанные кисти рук (рис. 44) говорят о высокой, но недостаточно удовлетворенной
потребности в общении. Кулак, столь большой, как на этом рисунке, – признак агрессивности, являющейся нередким

ответом на неудачно складывающиеся контакты со сверстниками.

О том, что агрессивность здесь скорее вторична (ответ на неудачи в общении), говорят, в частности, признаки

эмоциональной нагрузки (стирание линий) при изображении кулака. Для пятнадцатилетнего мальчика относительно высокая
агрессивность соответствует социально принятому стандарту, однако в данном случае ее выраженность превосходит средний

уровень.

Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы и мужественности (очень широкие плечи, мощные руки, борода,

специфическая одежда) также коррелируют с повышенной агрессивностью. Они говорят о значимости физической силы,
мужественности. Кроме того, это признак высокой значимости сексуальной сферы, что естественно для данного возраста.

Некоторая чрезмерность, утрированность мужественности изображенного персонажа может свидетельствовать о том, что сам

мальчик не уверен в своем соответствии этим идеалам. Предположение подтверждается и одним из типичных проявлений
страхов: темными очками; скрывающими глаза (см. рис. 28). Рисунок расположен в верхней половине листа. Возможно, это

отражает такую форму компенсаторного поведения, как демонстрация сверхвысокой самооценки, не соответствующей

реальному самоощущению Сергея. Расположение рисунка в верхней части листа интерпретируется также как показатель
стремления к высоким достижениям.


background image

Одной из ярко выраженных психологических особенностей, отразившихся в

этом рисунке, является высокая ригидность. Она проявляется в особо высокой детализированности изображения, повторении

одинаковых мелких деталей (шнуровка на ботинках), сильном и достаточно равномерном нажиме на карандаш,

подчеркнутой тщательности и аккуратности рисунка. Степень выраженности этих признаков позволяет предположить
наличие эпилептоидной акцентуации. На ряду с этим в рисунке Сергея представлены демонстративность, высокая

потребность во внимании к себе (ее признаки – экстравагантная одежда, татуировка).

Выразительный признак агрессивности, особенно характерный для мальчиков

дошкольного и младшего школьного возраста, – это изображение оружия (рис. 45).

На рисунке изображен человек, вооруженный одновременно пистолетом и мечом. Отсутствие черт лица в сочетании с

выраженным нарушением пропорций и агрессивностью позволяют говорить об асоциальности или, по крайней мере, о
недостаточной социализированности мальчика.

Сильно преувеличенный размер ступней – признак потребности в опоре, ощущения ненадежности своего положения в мире.

Это ощущение, по-видимому, связано с низкой социализированностъю Артура, его слабой ориентированностью в различных

социальных ситуациях, которая и стала причиной обращения к психологу.


background image

Палка или дубинка в руке персонажа – такой же признак агрессивности, как и оружие. Так же интерпретируются режущие
или рубящие орудия (нож, топор, пила). Из других часто встречающихся признаков агрессивности следует отметить

изображение поднятой руки с большой ладонью, даже если автор рисунка объясняет, что изобразил жест приветствия (см.
анализ рис. 163).

Изображение зубов, обнаженных в улыбке или оскаленных (рис. 46), служит признаком склонности к вербальной
агрессии. Она проявляется в том, что человек часто кричит, ругается, грубит или, при хорошей социализации,
просто чрезмерно любит делать окружающим замечания.

НЕГАТИВИЗМ

Человек, нарисованный со спины (рис.47), часто сигнализирует о

негативизме, т.е. стремлении противодействовать требованиям окружающих. Негативизм наиболее характерен для
подросткового возраста. В данном рисунке о негативизме, как и о некоторой демонстративности, говорят также
длинные волосы персонажа, мало принятые у мужчин (сам автор рисунка тоже носит длинные волосы). Вместе с тем,
подчеркнуто мужественная фигура с квадратными плечами свидетельствует о высокой значимости маскулинных
(мужских) ценностей и, возможно, о сомнениях в своем соответствии образу «настоящего мужчины».

Поза в целом, скорее, экстравертная, однако положение рук говорит об

отказе от общения, вызванном либо опасениями и боязнью контактов, либо уже упоминавшимся подростковым
негативизмом. Первое предположение подтверждают признаки тревоги при изображении рук: штриховая линия,
стирания и исправления. Штриховка на брюках выявляет некоторое повышение общего уровня тревожности. Судя по


background image

уменьшенному размеру фигуры, общий фон настроения снижен, возможно, тоже вследствие проблем в сфере
общения.

О том, что негативизм, отмеченный на рис. 47, действительно является

возрастным, свидетельствует рисунок, выполненный тем же ребенком на три года раньше (рис. 48). На этом рисунке
признаки негативизма отсутствуют. Нет также ни фиксации мужественности персонажа, ни признаков тревоги.

Остальные личностные особенности, определенные по рис. 47, были у мальчика уже и в двенадцатилетнем возрасте.
Некоторая демонстративность проявляется в детально нарисованном узоре на одежде. Несмотря на другую позу
персонажа, руки в том же положении, говорящем об отказе от общения. Столь же представлена депрессивная
тенденция.

На протяжении подросткового возраста потребность в общении существенно повышается. Поэтому проблемы в этой сфере
становятся все более эмоционально значимыми и травматичными. Этим можно объяснить более высокий уровень тревоги в

более позднем рисунке Димы.

Негативизм может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль (рис. 49).

Негативизм

подчеркнут тем, что изображенный герой стоит, отвернувшись от еще одного персонажа на рисунке – от девочки. Общее

настроение рисунка позволяет предположить, что поза отказа от общения является непосредственным следствием

негативизма. О негативизме говорит и то, что первоначально Валентин не хотел выполнять задание, утверждая, что оно ему
не интересно.