Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4909
Скачиваний: 29
271
вающее, содержащее, окружающее, облекающее, закрывающее,
защищающее и лелеющее что-нибудь маленькое, относится к
этой начальной по своей сути матриархальной сфере. «Уроборос
материнского мира даёт пропитание и радость, защищает и со-
гревает, утешает и прощает. Это убежище для всех страждущих и
место всего желанного. Эта мать всегда осуществляет, дарует и
помогает. Этот образ Великой и Доброй Матери во все времена
страданий был для человечества убежищем и всегда таким будет;
ибо состояние погруженности в целое, без ответственности и
усилий, без сомнений и двойственности мира является райским,
и его первоначальная беззаботность никогда больше не повто-
риться»
173
,— пишет Нойман.
Он специально подчеркивает, что фундаментальной челове-
ческой чертой
является закон тяготения, инерция психики, же-
лание оставаться в бессознательном
. Восхождение к сознатель-
ному — в природе вещь «неестественная»: она характерна только
для человека.
С самого начала эти две тенденции противостоят одна дру-
гой: эгоцентрическая (развитие, дифференциация, обособление,
укрепление Эго) и эголитическая (желание быть поглощенным и
растворённым в океане удовольствия). Великая Мать ждет, что-
бы принять своего ребёнка обратно. Поэтому такие символы, как
пещера, земля, могила, саркофаг и гроб — также символы соеди-
нения с Великой Матерью.
Нойман усматривает эголитическую центростремительную
тенденцию в чувстве ностальгии, в сильном стремлении к чему-
либо, в саморастворении, отречении святого и в страстном жела-
нии забытья пьяницы (!). Возврат к Матери — это добровольная
капитуляция и регрессия, выбранные инфантильным Эго, кото-
рое ещё едино с матерью и пока не самоопределилось. Но и
больное Эго невротика может прийти к этому. Так же старое,
обессиленное жизнью, Эго «ползёт обратно» к Матери.
Вопреки саморастворению и явному смертному аспекту уро-
бороса, в зародышевой фазе Эго не воспринимает уроборическое
кровосмешение как что-то враждебное, несмотря на то что оно
может быть уничтожено. Возвращение в великий круг — собы-
173
Нойман Э. Указ. соч.— С. 31—32.
272
тие, полное пассивного детского доверия. Инфантильное Эго по-
сле погружения в смерть всегда воспринимает своё пробуждение
как возрождение. Оно ощущает себя защищённым в материнских
глубинах, даже если Эго исчезло и сознание отсутствует.
Тот же уроборический символизм, что стоит в начале разви-
тия Эго, появляется и в конце, когда развитие Эго замещается
развитием целостной личности или индивидуацией. Универсаль-
ный принцип противоположностей больше не доминирует, по-
жирание мира или пожирание миром не имеют первостепенного
значения, и символ уробороса возникает вновь как мандала в
психологии взрослого. Так, символ уробороса является одновре-
менно и центральным символом второй половины жизни, и
ядром тенденции к развитию, называемого Нойманом центровер-
сией.
В следующей фазе развития, когда наше Эго достигает опре-
делённой самостоятельности, возвращение в материнский уробо-
рос становится всё более трудным и совершается с всё большим
отвращением. Для утреннего света зари зарождающегося созна-
ния материнский уроборос становится темнотой и ночью. Эта
ранняя стадия взаимоотношений сознательного-бессознательного
находит отражение в мифологии Богини-Матери и её связи с сы-
ном-любовником. Такие персонажи, как Аттис, Адонис, Таммуз
и Озирис ближневосточных культур не просто рождены матерью,
они являются любовниками своей матери: их любят, убивают,
хоронят, оплакивают, а затем возрождают через себя.
Фигура сына-любовника в мифах сменяет стадию зародыша
и ребёнка. Но пока он ещё недостаточно силён, чтобы противо-
стоять матери, он уступает ей, умирая, и прекращает своё суще-
ствование. Мать-возлюбленная здесь превращается в страшную
Богиню Смерти. Символ самого ребёнка на этой стадии развития
— змееподобный фаллос или пшеничный колос. Все любовники
Великой Матери имеют характерные общие черты: все они юно-
ши поразительной красоты. Они — нежные цветки, символиче-
ски изображённые в мифах как анемоны, нарциссы, гиацинты
или фиалки. В противоположность дальнейшим героическим
персонажам мифологии они лишены силы, им недостаёт индиви-
дуальности и инициативы. Отношения между сыном-
273
любовником и Великой Матерью являются архетипическим со-
стоянием, которое действенно даже сегодня, а его преодоление
— непременное условие любого дальнейшего развития Эго-
сознания.
Принесение себя в жертву и капитуляция Эго-сознания от-
ражается в символике ритуальной кастрации. С доисторических
времен известна роль божественных царей — они должны были
либо убить себя, либо быть убитыми, когда их могущество изме-
няло им и они больше не могли гарантировать плодородие.
В то время как уроборический инцест означал растворение и
исчезновение, потому что имел всеобъемлющий, а не половой
характер, инцест во второй юношеской фазе носит половой ха-
рактер и ограничен половыми органами. Великая Мать становит-
ся большим лоном, а юный любовник — большим фаллосом, и
весь процесс полностью разворачивается на символическом по-
ловом уровне. Поэтому фаллос и фаллический культ сопутствуют
сексуальности юношеской стадии, а смертельный аспект этой
стадии проявляется как убийство фаллоса — кастрация.
Сексуальность на этой стадии означает потерю Эго и подав-
ление женщиной. Ужасная Мать является искусительницей, ко-
торая приводит в замешательство и лишает мужчин рассудка. Он
либо захватывается силой, либо сломленный Великой Матерью,
безумный калечит себя и предносит ей фаллос как жертву. Вари-
ант этого — безумие — символическое расчленение индивида,
распад, подобный в магии плодородия расчленению тела и сим-
волизирующий растворение личности в чреве Матери-Земли.
Чем сильнее становится Эго-сознание мужчины, тем больше
оно осознаёт выхолащивающую, околдовывающую, смертель-
ную, одурманивающую сущность Великой Матери.
Следующая стадия в мифах — один из возможных аспектов
женского самоубийства: желание убить себя вместе со своим лю-
бовником. Одна из дочерей Кадма Ино в приступе безумия бро-
сается в море вместе со своим сыном Милекертом. Милекерт от-
носится к циклу обречённых сыновей-любовников, их убивают и
оплакивают.
Только Гиперместра, одна из Данаид, вопреки взаимному со-
глашению, первая не убила своего мужа. Начиная с неё, любов-
274
ные взаимоотношения в мифологии становятся вопросом лично-
го решения. Соответственно, она становится первой в ряду мате-
рей таких героев, как Персей и Геракл. Эти герои ниспровергают
власть Великой Матери и впервые основывают мужскую культу-
ру. Миф о Персее — миф о герое, победившем символ матриар-
хального господства в образе Ливийской Горгоны.
Смена стадии Великой Матери и её сына-любовника новой
мифологической стадией является неизбежным психологическим
событием — считает Нойман. Покорение архетипа Матери зани-
мает своё место в мифе о герое. Смертельный экстаз полового
инцеста симптоматичен для юношеского Эго, ещё недостаточно
сильного, чтобы противостоять силам, символизируемым Вели-
кой Матерью.
Переход к следующей стадии осуществляется «борцами». Их
страх перед Великой Матерью является первым признаком цен-
тробежной тенденции, центроверсии, формирования и стабиль-
ности Эго. Этот страх выражается в различных формах бегства и
сопротивления. Первым симптомом бегства, все ещё выражаю-
щим полное превосходство Великой Матери, является самокаст-
рация и самоубийство (Аттис, Эшмун, Бата). Здесь позиция не-
повиновения, отказ любить всё равно приводит к тому, чего хо-
чет Ужасная Мать — к жертве фаллоса, хотя эта жертва делается
в отрицательном смысле. Юноши, которые в ужасе и безумии бе-
гут от требований Великой Матери, в акте самокастрации выда-
ют свою постоянную фиксацию на центральном символе культа
Великой Матери, фаллосе; и они преподносят его ей помимо сво-
ей воли.
Согласно верованиям финикийцев, Эшмун, прекрасный бог
Весны, возбудил любовь своей матери Астронои и, желая избе-
жать кровосмесительной связи, оскопил себя. Этому примеру не-
укоснительно следовали поклонявшиеся ему жрецы. Задолго до
основания Римской республики на улицах Рима можно было
встретить галльских жрецов-кастратов, поклонявшихся богу Ат-
тису.
Неприязнь к Великой Матери, как выражение центроверсных
тенденций личности, можно ясно видеть в образах Нарцисса,
275
Пентея и Ипполита. Все трое сопротивляются любви Великих
богинь и наказываются ими или их представителями.
На этой стадии существенной и непременной чертой являет-
ся стремление Эго-сознания, начинающего осознавать себя, ви-
деть себя в зеркале. Формирование Эго начинается тогда, когда
сознание развивается в самосознание. Самоанализ характерен
для пубертатной фазы человечества, так же как и для пубертатно-
го периода индивида. Это необходимая стадия человеческого
знания, а тенденция к задержке на этой стадии имеет фатальные
последствия.
Ипполит, отвергнув Афродиту и свою мачеху, привязан к
девственнице Артемиде как к духовной сестре. Афродита мстит
ему за себя; клеветническим обвинениям отверженной им мачехи
верит его отец Тесей; она убивает себя, а отец проклинает своего
сына. В конце его волокут собственные лошади, то есть он всё
равно падает жертвой мира инстинктов, покорением которых он
так гордился.
Самоубийство и увечье Аттиса, Эшмун и Баты; Нарцисс,
умирающий от самовлюбленности; Актеон, подобно другим
юношам, превращённый в зверя и разорванный на куски,— всё
это по своей сути персонажи одной мифологической стадии раз-
вития Эго.
Следующий значительный этап развития личности — Гиль-
гамеш с его развитой мужественностью. Гильгамеш — первый
настоящий герой. Борющемуся за самосознание юноше теперь
приходится отвечать за собственную судьбу в той мере, в какой
он является индивидом и для него Великая Мать становится не-
сущей смерть.
Появление убийцы мужского пола в цикле мифов о Великой
Матери является эволюционным шагом вперёд, ибо оно означает,
что сын обрёл большую степень независимости. В самом начале
вепрь является частью уробороса, но в конце он становится ча-
стью самого сына. Тогда вепрь является эквивалентом самоунич-
тожения, представляемого мифом как самокастрация. Самец-
убийца пока ещё не имеет отцовского характера; он представляет
собой только символ деструктивной склонности, которая в акте
самопожертвования оборачивается против самого себя.