ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5423
Скачиваний: 19
родственником больного) на изучение и установление внутренних
психологических связей *.
Важно подчеркнуть, что такого рода работа есть сугубо специальная задача
психолога, малодоступная для представителя смежной профессии, например пси-
хиатра, который обычно не владеет столь глубокими знаниями общей теории
психологии, соответствующими инструментами, методами и стилем мышления.
Психиатр-клиницист, что мы уже отмечали, по роду своей профессии чаще должен
оперировать образными представлениями конкретных больных. Картина
изменений составляется им не из абстрактных рассуждений, а из ряда фактических
наблюдений за конкретными случаями. Психолог же располагает средствами
членения целостных образов на отдельные деятельности, мотивы, потребности,
смыслы и т. д., средствами соотнесения этих единиц между собой и тем самым
получает возможность перейти к усмотрению внутренней (т. е. собственно
психологической) механики строения и развития личности **. При этом психолог
может ставить перед собой разные общие задачи и конкретные цели, ради которых
он строит ту или иную «модель» образования данного клинического феномена. В
одних случаях это может быть задача выявления механизмов формирования
доминирующей патологической потребности (обширный материал здесь дает
изучение наркомании), в других — проблема взаимоотношения «биологическо-
* Л. С. Выготский, например, ярко иллюстрирует недостаточность одного
лишь «подстрочного» перевода языка житейских описаний на язык научных, в
данном случае психиатрических, терминов. Он приводит наблюдавшуюся им в
консультации сцену К психиатру приходит за советом мать, которая жалуется, что
ребенок обнаруживает приступы вспыльчивости, гнева, злобы. В этом состоянии,
продолжает мать, он может быть опасен для окружающих, запустить камнем в
другого ребенка и т. п. В ответ психиатр говорит матери: «Ваш ребенок
эпилептоид». «Мать,— продолжает Выготский,— насторожилась и стала
внимательно слушать. «Это что же значит?» — спросила она. «Это значит,—
разъяснил ей психиатр,— что мальчик злобный, раздражительный, вспыльчивый,
когда рассердится, сам себя не помнит, может быть опасен для окружающих,
может запустить камнем в детей и т. д.». Разочарованная мать возразила: «Все это я
сама Вам только что рассказала»
25
.
**
Видимо, поэтому (что наблюдается не столь уж редко) проницательный
психиатр-клиницист, который по одному внешнему виду, даже жесту пациента
тонко определяет его душевное состояние, может при этом оказаться
малоспособным к теоретическому психологическому мышлению. И напротив,
ученые-психологи часто обладают весьма посредственным даром видения людей.
168
го» и «психического» (скажем, на примере влияния нарастающей инертности
на характер деятельности у больных эпилепсией), в третьих—выделение первич-
ных и вторичных нарушений психики (например, в ходе аномального развития
ребенка) и т. д.
Какое место занимает описанный подход в ряду других методов исследования
личности?
Большинство существующих методов независимо от их построения и способов
обработки полученных результатов объединяет направленность на изучение уже
так или иначе сложившегося, «ставшего» психологического явления. Констатируя
наличие определенной черты личности, выясняя характеристику ее пси-
хологических составляющих, эти методы оставляют в стороне проблему
возникновения данного феномена, т. е. как раз то, что, как мы уже знаем,
составляет главное условие его психологического познания. Этот недостаток во
многом относится, как мы видели, и к такому важному научному методу, как
лабораторный эксперимент. Сказанное, однако, призвано не умалить значение
эксперимента, а показать его место в познании личности, то, что, как и любой
другой метод, он имеет свои ограничения и свою область применения. Самое
тонкое экспериментирование не может заменить необходимости теоретической (но
опирающейся на определенную процедуру обработки жизненного материала)
работы, призванной проанализировать процесс становления изучаемого феномена
и построить гипотезу о его целостной психологической природе. Эксперименты в
свою очередь совершенно необходимы, поскольку могут во многом подтвердить
или подвергнуть сомнению наше построение, могут служить контрольными
«срезами», диагностирующими промежуточные результаты постоянно идущего
процесса психической жизни. С известным основанием можно утверждать, что
психологический анализ становления и развития — это не еще один метод
познания психического, а ведущий метод, поскольку он прямо направлен на
раскрытие сущности предмета,— метод, без которого все другие — лишь
выхватывание частей без попытки понять целое *.
* Мы уже говорили, что в современной психологии растет разочарование в
узкосциентистских моделях. По мнению ряда видных ученых (Дж. Брунер, Р. Заззо,
С. Московичи, П. Фресс и др.), на смену засилья собственно экспериментальных
процедур должны
169
Представленная выше разработка метода, разумеется, была лишь одним из
вариантов возможных подходов к анализу клинического материала * и не являлась
исчерпывающей. Наиболее уязвимым следовало признать вопрос обоснования и
проверки тех «моделей», тех предположений о работе психологических
механизмов, к которым мы приходим в результате последовательного применения
метода. Конечно, чрезвычайно важным полем проверки гипотез оставалась сама
клиника, богатство ее материала. Так, если, исходя из наших «моделей», мы
допускали, что некоторое изменение «независимых переменных» повлечет и
определенные, заранее прогнозируемые нами изменения личности, то могли с
большим основанием рассчитывать на то, что в обширном материале аномального
развития можно найти искомые вариации условий, проследить особенности их
влияния на изменение личности, соответствие или несоответствие этих изменений
нашим ожиданиям, т. е. в конечном счете подтверждение или неподтверждение
правоты исходных теоретических «моделей» и построений.
Вместе с тем проверка клиникой при всей ее строгости имеет и недостатки.
Прежде всего этот процесс достаточно длительный: сюда входят поиск необходи-
прийти «контекстуальные» типы объяснения, комплексность, сочетание
разнообразных методических приемов. Предложенный метод в известной степени
отвечает этому требованию, поскольку каждое полученное при его реализации
сведение включается в общий контекст анализа реального жизненного развития и,
более того, может быть понято лишь в этом контексте. Напомним также, что об
особой значимости изучения анамнеза, жизненной истории, говорили многие
авторитеты отечественной психологии. Так, В. Н. Мяси-щев, по свидетельству
своих учеников, считал, что «в экспериментально-психологических исследованиях
личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики
являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения»
26
. В. С. Мерлин считал, что если удается объективное истолкование фактов, то
«анамнез — единственный психологический метод, прямо и непосредственно
раскрывающий
происхождение
и
основные
закономерности
развития
индивидуально-психологических особенностей»
27
. Все авторы, упоминающие об
этом подходе, говорят, однако, о малой его разработанности, а также о том,
насколько это трудный психологический жанр, требующий особой профессиональ-
ной квалификации.
* Разработанный метод правильнее следует называть именно анализом
клинического материала, а не анализом данных историй болезни, поскольку мы
видели, что он опирается отнюдь не только на эти данные, но и на результаты
обобщения клинических бесед, наблюдений и экспериментов и др.
170
мых нам вариаций условий, их фиксация и прослеживание, сбор
дополнительных данных (беседы, наблюдения, эксперименты) и многое другое.
Фактически каждая такая проверка — это исследование, которое в свою очередь
может потребовать новой проверки и развертывания соответствующего нового
исследования и т. д. Клиника, жизненный материал, в ней содержащийся, являются
в этом плане постоянно идущим испытанием выдвигаемых психологических
построений, и ложные, не нашедшие оснований в реальности построения этих
испытаний, как правило, не выдерживают и остаются лишь достоянием истории;
зато те, что их проходят и с честью выдерживают, обретают удивительно долгую
жизнь в науке. Но помимо этого, повторяем, очень важного, но, если так можно
выразиться, окольного, долгого пути проверки необходимо наметить путь более
краткий, прямой, оперативный, связывающий, в частности, наши построения не
только с логикой научного поиска и теоретических изысканий, но и с насущными
прикладными задачами. В области аномального развития (как, пожалуй, ни в какой
иной области психологии) невозможно до конца оставаться равнодушным
созерцателем и бесстрастным исследователем происходящего, ибо объект
исследования не вещь, не абстрактный предмет или физический процесс, а живая
драма, иногда трагедия судьбы, отклоняющейся от путей полноценного развития,
от путей приобщения к человеческой сущности и счастью. В это происходящее
хочется вмешаться, исправить, помочь, направить по другому руслу. Поэтому
насущная задача состоит в том, чтобы найти адекватные способы проверки наших
выводов не только через анализ вариаций аномального развития, но и через пути
коррекции, исправления этого развития, иначе говоря, совместить теоретическую
проверку и практическое применение.
На первый взгляд решение такой задачи маловероятно. Действительно,
сущность предмета, как мы хорошо знаем, раскрывается через анализ истории его
становления. «Познать предмет — значит вскрыть реальный механизм его
образования; значит узнать,
как, почему
и
из чего
он «делается», т. е. раскрыть
реальный путь и способ его естественного «производства», а в идеале — и
искусственного «воспроизводства» в условиях эксперимента»
28
. Но ведь в данном
случае речь идет о «производстве» аномального, извращен-
171
ного продукта, и призыв «в идеале», ради нужд строгого познания
осуществить его искусственное воспроизводство выглядел бы чудовищным. Мы
можем, однако, пойти по иному пути — пути искусственного «производства» и
«воспроизводства» не аномалии, а заданного, планируемого нами «отклонения» от
этой аномалии, ее коррекции. Это двойное отрицание, «отрицание отрицания»
(сначала норма отрицается в продукте аномального развития, затем сам этот
продукт отрицается в сконструированном нами воспитательном, психо-
коррекционном процессе), далеко не всегда есть в строгом смысле возврат в русло
нормального развития, ибо понятие нормы отнюдь не сводится к отсутствию
аномалий; «отклонение от отклонения» может быть лишь началом полноценного
развития, одним из способов компенсации нарушений, новой формой приспо-
собления к окружающему и т. п. Однако в любом случае, если мы хотим
участвовать в «производстве» и «воспроизводстве» этих вторичных отклонений,
нам необходимо опираться на целостную теорию личности, включающую, во-
первых, представления об аномальном развитии, его причинах и закономерностях
и, во-вторых, представления о внутренних механизмах и направленности
нормального, продуктивного развития. Первое даст возможность определить
структуру и динамику исследуемого личностного дефекта, наиболее благо-
приятные для получения коррекционного эффекта моменты и способы
воздействия. Данные же о норме составят перспективу роста личности, путей ее
дальнейшего развития. Отсюда следует, что если сознательно спровоцированное
нами «отклонение от отклонения», последующий путь перевоспитания и
коррекции личности оказались успешными, то это должно свидетельствовать в
пользу верности, правоты тех общих, ориентировавших нас теоретических
«моделей», на основании которых строились наши воздействия.
Такой способ проверки теоретических построений и представляется наиболее
приемлемым, наиболее адекватным для изучения аномального развития, поскольку
в нем удается сочетать, непосредственно соотносить и чисто исследовательские,
научные задачи, и задачи коррекционные, гуманитарно-воспитательные, приклад-
ные. То, что при этом проверке подвергаются не только «модели» собственно
аномального развития, но и определенные «модели» развития нормы, отнюдь не
явля-
172
ется препятствием или недостатком, поскольку учения о норме и патологии в
принципе не могут рассматриваться совершенно изолированно, оторванно друг от
друга. Теория психологии изучает один объект — закономерности психической
жизни человека, понять которые можно, лишь исследуя все проявления, все воз-
можные этапы, варианты и испытания этой жизни, в том числе и испытания
экстремальными условиями аномального развития. Психический аппарат человека
един, и единой должна быть теория, его объясняющая.
Итак, предлагаемый подход к изучению аномального развития личности может
быть сведен к следующему. Вначале анализируется процесс возникновения и
становления интересующего нас психического нарушения, его составляющие,
свойства и основные вариации протекания; затем строится теоретическая «модель»
аномального развития, которая в свою очередь является основой для разработки
формирующего эксперимента, системы психокоррекционных и воспитательных