Файл: Братусь Б.С. - Аномалии личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5419

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 Проведенный  анализ  клинических  данных  показал, что  на  первых  стадиях

болезни часто не обнаруживается какой-либо специальный патологический оттенок
в  стремлении  к  последовательности  и  педантичности  действий, которое  является
даже известного рода компенсацией первичных, идущих от биологических особен-
ностей  болезни  дефектов.  Например,  только  при  помощи  тщательного  и
последовательного  выполнения  всех  элементов  стоящего  перед  ним  задания
больной  может  компенсировать  тугоподвижность  мыслительных  процессов  и
прийти к правильному решению.

Однако  последовательное  выполнение  отдельных  элементов  задания  требует

(хотя бы на время) отвлечения от конечной цели всей деятельности. И чем труднее
для  больного  выполнение  данного  элемента  задания, тем  больше  это  отвлечение,
пока наконец само выполнение отдельного действия не становится самоцелью и не
приобретает  самостоятельной  мотивирующей  силы. Читатель  легко  узнает  в  этом
описании  механизм «сдвига  мотива  на  цель», однако  вследствие  особых  условий
его функционирования он в данном случае ведет не к расширению мотивационных
устремлений, а, напротив, к  их  сужению, замыканию  на  отдельных  элементах
некогда  развернутой  и  сложной  деятельности. Следует  добавить, что  эти  особые
условия  образует  не  только  нарастающая  инертность, хотя  в  формировании
патологической педантичности она играет, на наш взгляд, ведущую роль, но и ряд
других  параметров, прежде  всего  появляющееся  интеллектуальное  снижение, в
основе которого лежит органическое поражение мозга.

Приведем  несколько  поясняющих  примеров  из  историй  болезни. Больные

эпилепсией  иногда  становятся  чертежниками, переплетчиками  и  выполняют  эту
работу  медленно, но  чрезвычайно  тщательно. Работа  чертежника  сама  по  себе
требует известного смещения внимания с реального предмета на четкое проведение
линий. Здесь больные и находят себя. Один из них — бывший инженер, который
раньше, по его словам, «не переносил черчения», так говорит теперь о своей работе
чертежника:  «Я  не  люблю,  как  другие,  лишь  бы  как  сделать...  предпочитаю
начертить на миллиметровочке цветным карандашом, по лекалу провожу кривую.
Девушки чертят от руки, а я считаю, что нужно точнее».

Другой  больной — в  прошлом  подающий  надежды  музыкант — теперь

работает переплетчиком. Очень до-

178

волен  и  горд  своей  работой. По  словам  сослуживцев, переплетает  крайне

медленно, но  с  большой  тщательностью. Никогда  не  интересуется  содеожанием
пеое-плетаемых книг.

Третий  случай. Мастер  по  ремонту  холодильников, получает  пенсию,

ремонтирует холодильники дома. Делает работу чрезвычайно медленно, не только
устраняет  основную  поломку, но  обычно  после  этого  разбирает  весь  мотор,
просматривает  все  детали, затем  долго  его  собирает. Если  заметит  царапину  на
ручке  или  дверце — обязательно  закрасит  их. Очень  любит, когда  говорят  о  его
аккуратности и тщательности. Несколько раз отказывался брать деньги за ремонт,
говоря: «не из-за денег стараюсь» (данные Л. А. Шустовой).

Наконец, последний больной, находящийся в исходной стадии болезни, часами

собирает  на  полу  разный  мусор  и  аккуратными  рядами  складывает  его  у  себя  на
кровати.


background image

Таким образом, если в нормальном, продуктивном развитии «сдвиги мотива на

цель» ведут  к расширению деятельности, развертыванию  ее во  все  новых сферах,
то  при  данном  виде  патологии, вследствие  особых  условий  функционирования,
этот же механизм ведет к сужению деятельности, сосредоточению ее на отдельных
деталях.

Следует  отметить, что  само  по  себе  сужение  поля  ориентировки — это

специфическая  черта  всех  больных, страдающих  текущими  органическими
заболеваниями (например, сосудистого  или  травматического  генеза). Она  не
позволяет таким больным сразу охватить все существенные элементы ситуации, и
они  вынуждены «от  одновременного (симультанного) восприятия  переходить  к
замедленному  последовательному (сукцессив-ному) и  как  бы  возвращаться  к
началу  для  синтеза  всего  воспринятого»

3

. Такой  процесс  неизбежно  ведет  к

конкретно-ситуационной  структуре  восприятия, к  трудностям  переключения
внимания, одновременного  совмещения  нескольких  признаков. Обычно  таким
больным доступны лишь те виды деятельности, где требования к широте охвата и
быстроте  ориентировки  невелики (они  могут  достаточно  успешно  работать
гравёрами, лекальщиками, часовщиками, но  не  шоферами, операторами  или
диспетчерами).

Все  перечисленные  нарушения  ориентировки  в  полной  мере  свойственны  и

больным эпилепсией. Однако

179


background image

 здесь  процесс  значительно  усугубляется  нарастающей  инертностью,

тугоподвижностью  нервных  и  психических  процессов. Именно  этот  дефект
является, как  мы  говорили, характерным  для эпилепсии, именно  он  прежде  всего
создает  особые, искаженные  условия  протекания  психической  деятельности.
Причем  важно  учесть, что  это  искажение  касается  не  условий  протекания  какой-
либо одной  деятельности, но всех деятельностей сразу, всех  душевных процессов
данного человека.

Понятно  поэтому, почему  со  временем  больным  эпилепсией  становятся

труднодоступными  не  только  сложные  виды  деятельности, но  и  прежде
отработанные автоматизированные действия (навыки). Чтобы представить, к каким
психологическим  последствиям  это  приводит, достаточно  вспомнить  значение
автоматизированных  действий  в  психической  жизни. Именно  благодаря  тому  что
некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план
автоматизированных  актов, сознательная  деятельность  человека, разгружаясь  от
регулирования  относительно  элементарных  актов, может  направляться  на
разрешение  более  сложных  задач

4

. При  эпилепсии  происходит, напротив,

дезавтоматизация, которая засоряет сознание, переключая его на выполнение того,
что в норме является лишь вспомогательной технической операцией.

Намеченная  схема  напоминает  процесс, обратный  обычному  ходу  развития  и

обучения, при  котором  при  появлении всякой  новой  деятельности  входящие  в  ее
состав звенья вначале формируются как отдельные сознательные действия, а затем
могут  превращаться  в  операции. Здесь  же  мы  наблюдаем  как  бы  обратное: опе-
рации, т. е. способы  выполнения  каких-либо  действий, дезавтоматизируются  и
сами становятся действиями, направленными на достижение сознательной цели.

Является  ли  данный  процесс (превращение  операции  в  действие) собственно

патологическим, аномальным? Отнюдь нет, он часто случается и в обычной, «нор-
мальной» жизнедеятельности. «Достаточно... какого-нибудь  отклонения  от
нормального  осуществления... операции, и  тогда  сама  эта  операция, как  и  ее
предметные  условия, отчетливо  выступает  в  сознании» ''. Более  того, процесс
осознания  самого  способа выполнения действия  чрезвычайно важен. Он  помогает
сознательно  проверить  все  звенья  предварительно  отработанного  действия, найти
ошибку в выполнении или примерить

180

способ выполнения к новым, изменившимся условиям.
Что  же  тогда  делает  этот  процесс  злокачественным  при  эпилепсии? Чтобы

ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что в норме овладение, последовательная
отработка  какой-либо  операции (даже  если  она  идет  с  трудом, встречая  на  пути
препятствия и требуя от человека полной сознательности и напряжения), как пра-
вило, не  становится  сама  по  себе  самостоятельным  мотивом, это  лишь
промежуточная  цель, подчиненная  какому-либо  дальнему  мотиву. Поэтому  и
смысл отработки лежит вне ее, он лежит в системе куда более широких отношений.
Иначе  говоря, любой  отрабатываемый  навык  получает  свою  психологическую
определенность  в  зависимости  от  характера  его  включения  в  вышележащие
личностные  уровни. Так, человек  овладевает  операцией  изменения  скоростей  не
ради ее самой, но чтобы научиться управлять автомобилем. В свою очередь умение
управлять автомобилем займет разное место в моти-вационно-смысловой иерархии


background image

в зависимости от того, кем собирается быть данный человек — профессиональным
шофером или шофером-любителем.

Иное  происходит  при  эпилепсии. Как  отмечалось, вследствие  нарастающей

инертности психических процессов  дезавтоматизация захватывает не одну какую-
нибудь  деятельность  больного, но  равно  все  его  деятельности, что  вызывает
значительную перегрузку сознания, вынужденного вникать в каждую техническую
подробность  выполнения  действия. В  результате  каждая  такая  техническая
подробность, каждая  операция  может  стать  сама  по  себе  сознательной  целью, а
затем  и  сознательным  мотивом  деятельности  больного. «Деятельность», как
основная единица  психики, перемещается  и  замыкается  в  узком  кругу того, что  в
норме является «действием» или «операцией», т. е. единицами вспомогательными.

Вместе  со  смещением, сдвигом  мотива  из  широкого  поля  деятельности  на

выполнение узкого действия происходит к соответствующее смещение смысловых
отношений  или «сокращение  смысловых  единиц  деятельности»: сложная,
развернутая  деятельность  теряет  смысл  для  больного, главным  же  становится
выполнение отдельных, ранее  вспомогательных  действий, которые  теперь  в  свою
очередь  становятся  смыслообразующими  для  еще  более  мелких  и  примитивных
действий. (Сдвиг мотива из широкой деятельности на выполнение узкого,

181


background image

 вспомогательного действия можно показать и экспериментально

6

.)

Из общей психологии известно, что, чем более опосредствована деятельность,

тем более она осознана, тем сложнее и разнообразнее способы удовлетворения че-
ловеческих  потребностей. Именно  ясное  осознание  дальней  цели, всех
многообразных, варьирующих  в  зависимости  от  обстоятельств  путей  к  ней  дает
возможность  человеку  по  своему  усмотрению  пользоваться  теми  или  иными
действиями, сознательно управлять своим поведением.

При эпилепсии деятельность, обедненная до уровня того, что в норме служит

вспомогательным  действием, становится  чрезвычайно  мало  опосредствованной.
Она лишена гибкости, стереотипна, жестко закреплена на одних и тех же способах
удовлетворения. Если  учесть, что  выполнение  такой «редуцированной»
деятельности  несет  для  больных  определенный  личностный  смысл (феномен
«сокращения  смысловых  единиц  деятельности»), то  становятся  психологически
понятными  многие  неадекватные  поступки  больных  эпилепсией. Так, например,
больные  не  терпят  малейших  нарушений  заведенного  ими  порядка. Один  из
больных (упомянутый выше мастер по ремонту холодильников) буквально истязал
малолетнюю  дочь  за  пятно  на  скатерти  или  измазанное  платье. Другой  больной
ударил жену за то, что она случайно изменила порядок расположения вещей в его
комнате. Подобных примеров множество в историях болезни, но уже из сказанного
видно, что  в  ходе  болезни  аккуратность, педантичность  становятся  не  просто
компенсацией (пусть  и  неудачной), не  просто  привычным  и  наиболее  удобным
способом  действова-ния, но  определенным  отношением  к  миру, определенным
смысловым  восприятием  мира, определенной  социальной, межличностной
позицией.

Механизм образования патологической педантичности описан  здесь, конечно,

достаточно  схематично. В  данном  анализе  не  учитывались, например, сущест-
венные  различия  между  формами  болезни  и  другие  особенности  клиники
эпилепсии. Однако те закономерности, которые мы наблюдали при формировании
патологической  педантичности, достаточно  типичны  и  для  образования  других
черт  больных  эпилепсией. В  основе  их  формирования  также  лежит
функционирование механизма «сдвига мотива на цель», переход от «широкой»

182
к «узкой» деятельности, жесткое  закрепление  на  одних  и  тех  же  способах

выполнения, «сокращение смысловых единиц деятельности» и др.

Возьмем, например, такую  своеобразную  черту  больных, как  злопамятность,

которая  по-видимости  противоречит  сведениям  о  существенных  нарушениях
памяти  и мышления  при  эпилепсии

7

. Действительно, эпилепсия — органическое

заболевание, которое  при  неблагоприятном  течении  ведет  к  достаточно
выраженному 

слабоумию, снижению 

продуктивности 

интеллектуально-

мнестических  процессов. Как  же  при  этих  дефектах  больные  оказываются
способными прочно и надолго запоминать?

По  сути  мы  здесь  сталкиваемся  с  двойным  парадоксом. Первый  парадокс

возникает  в  том  случае, если  следовать  принятой  в  медицине  логике  прямых
корреляций 

между 

патофизиологическими 

особенностями 

болезни 

и

феноменологией поведения. По этой логике мы вправе ожидать, что органический
процесс  приведет  к  грубым  мнемическим  нарушениям, тогда  как  на  деле