Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4073

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

главные  цепи: хирургического  изменения  половых  органов  и  как  можно  более  точного
воспроизведения 'идеальной' анатомии  и  функций  гениталий  противоположного  пола. Характерно,
что  транссексуалы  не  отрицают  своей  телесной  половой  принадлежности, они  лишь  не  приемлют
психологических  ее  последствий. Поэтому  желание  изменить  физические  признаки  пола  тесно
связаны с социальной и сексуальной ролью противоположного пола и способностью ассимилировать
свой образ с этой ролью.

В  клиническом  отношении  транссексуалы  варьируют  от  относительной  нормы  до  психотиков.

Большинство  из  них  не  являются  психотиками, если  только  отрицание  значения  их  генитальной
анатомии не достигает степени маниакальности. Как и при остальных формах перверсии, транссексу-
ализм  характеризуется  выраженной  агрессивностью, тревожностью  и  депрессией. Эти  аффекты
больше, чем  у  других  пациентов, включая  и  тех, кого  принято  называть  пограничными  больными,
связаны  с сексуальным  образом тела. Дифференциация  перверсий и  транссексуализма  проводится
на основе того, в какой степени конфликты, связанные с аннигиляцией и кастрацией, проявляются и
разрешаются  символически. При  перверсиях  сексуальные  фантазии  и  ритуалы  на  символическом
языке  отражают  конфликты, связанные  с  половыми  различиями  образа  тела  и  кастрацией. Эти
символические  фантазии  и  действия  предохраняют  физическую  целостность  пациента  от  угрозы
кастрации  и  тем  самым  не  позволяют 'парализовать' функции  Я. Способность  транссексуалов  к
символическому  выражению  этих  конфликтов  периодически  или  постоянно  снижена, в  результате
чего  образ тело становится расплывчатым, и они идентифицируют себя с противоположным полом.
То, что обычно является страхом кастрации, преобразуется в желания, которые можно удовлетворить
только путем физического изменения гениталий.

В редких случаях транссексуолы не обнаруживают признаков типичного конфликта, и тогда их

принято называть

истинными

 или

первичными',

 те, кто обнаруживает конфликт, обозначаются кок

вторичные.

Мнения  по  поводу  этиологии  тронссексуализма  или  расстройств  половой  принад-

лежности  противоречивы. Существуют  гипотезы  о  биологической  этиологии, о  бесконфликтной
аномальной симбиотической фазе (только в случаях первичного транссексуализма у мужчин), а также
связанные с более привычными психическими процессами конфликта, регрессии и фиксации.

См.

перверсии, пограничные  расстройства  личности, половая  принадлежность, психоз, регрессия,

фиксация.

[564,609,680,783,821]

ТРЕВОГА (ANXIETY)

Аффект  или  эмоциональное  состояние, характеризующееся  неприятным  чувством  ожидания

или  ощущением  надвигающейся  угрозы. Интенсивность  или  длительность  этого  состояния  в
значительной  степени  варьирует. Тревога  имеет  как  физиологические, так  и  психологические
корреляты. Общими  для  всех  тревожных  состояний  являются  учащенное  сердцебиение  и  дыхание,
тремор, потливость, диарея  и  мышечное  напряжение. Психологически  тревога  воспринимается  как
всеохватывающее  переживание  бессилия  перед  лицом  нависающей  угрозы, диффузной  и
неизвестной. Чувство  тревоги  может  сопровождаться  или 'подменяться

*

  телесными  ощущениями.

Тревога, отражая  бессознательную  опасность, отличается  от  страха, являющегося  ответной
реакцией на осознаваемую и реальную внешнюю опасность.

Поскольку невротические симптомы рассматриваются как 'избегание' неприятных переживаний,

связанных с тревогой, это понятие имеет центральное значение для всего психоанализа. Симптомы
не  вызывают  тревоги; если  тревога  сосуществует  с  невротическими  симптомами, это  обычно
означает, что симптомы не способны связать всю тревогу.

Первоначально Фрейд относил тревогу к нарушениям сексуального функционирования. В своей

первой  теории  тревоги

он  полагал, что  неадекватная  разрядка  либидо  трансформируется  в

тревогу. Это  положение, однако, оказалось  во  многом  спорным  и  ограниченным: если  тревога  и
вытеснение  неразрывно  связаны, причем  таким  образом, что  вытеснение  вызывает  тревогу, то
всякое ослабление вытеснения должно сопровождаться уменьшением тревоги. Такой аффект, тем не
менее, наблюдается далеко не во всех случаях. Кроме того, сходство внешних проявлений тревоги и
страха — не аккумулирующих сексуальное напряжение — ставило концепцию в тупик.

Во

второй теории тревоги

 Фрейд (1926) рассматривал тревогу с позиции Я, определяя ее

как специфический ответ на индивидуально значимую угрозу. При

реалистичной тревоге

 (то есть

страхе) угроза вытекает из распознаваемой внешней опасности, в то время как при

невротической

тревоге

опасность  исходит  изнутри. Фрейд  различал  также  два  вида  провоцирующих  тревогу

ситуаций. Для  первого  вида  типичной  является  ситуация  рождения, когда  тревога  есть  результат
массивного  нарастания  внешних  стимулов, с  которыми  организм  еще  не  в  состоянии  справиться.
Такая

автоматическая  тревога

  наблюдается  в  детском  возрасте  при  слабом  и  незрелом  Я.

Ситуации  второго  типа  являются  более  типичными  и  относятся  к  периоду, наступающему  после
созревания  защитной  организации  психики. В  таких  ситуациях  тревога  не  является  результатом

опасности, а нарастает при ее предвосхищении или ожидании. Оно получила название

сигнальной

тревоги.

 В ответ на сигнальную реакцию приводятся в действие защитные операции Я. В ситуации

объективной  угрозы  сигнал  тревоги  представляет  собой  адоптивный  ответ, тог-до  как  в  случае
психического конфликта тревога  может быть  отражением  не доступных  осознанию (и/или действию)
возникающих  импульсов  или  болезненных  чувств. В  наиболее  рафинированной  и  функционально
эффективной  форме  сигнал  тревоги  ограничивается 'похожим  на мысль' осознанием, позволяющим
совладать с опасной ситуацией. Если же интенсивность тревожных переживаний чересчур велика, то
тог-до тревога выходит из-под контроля, что приводит к временной функциональной дезорганизации


background image

индивида. Такое  состояние  описывается  под  названием

панического

или

травматического.

Паника  рассматривается  кок  отражение  ранних  стадий  развития  с  выраженным  чувством
беспомощности; реакция является глобальной.

Фрейд описал типичные

ситуации угрозы,

 имеющие место в развитии ребенка. Первая из них

— утрата  объекта  любви, опекуна (обычно  матери), от  которого  ребенок  наиболее  зависим. Позже,
когда  начинает  восприниматься  ценность  объекта  и  появляется  константность  объекта, все  более
отчетливой  становится  угроза  утраты  объекта  любви. Еще  позже  но  первое  место  выходит  страх
телесного  повреждения (кастрации). Наконец, для  латентного  периода  характерен  страх  быть
лишенным любви, покинутым и наказанным (интернализированными репрезентантами родителей, то
есть  Сверх-Я). Фрейд  отмечал, что, хотя  эти 'опасности' специфичны  для  разных  фаз, они  могут
существовать  и  в  Я  взрослого. Наличие  ранних  форм  тревоги  на  более  поздних  стадиях  развития
является  отражением  невротической  фиксации; невротическая  личность  бессознательно  боится
одной  из  этих  ранних  опасностей, переживая  тревогу  в  виде  реакций  или  симптомов, служащих  от-
ражению или связыванию этой тревоги.

Во  второй  теории  тревоги  Фрейда  акцент  смещен  с  физиологических  аспектов  проблемы  к

психологическим. Описав  тревогу  как  связанную  с  предвосхищением  и  ожиданием  опасности, он
создал концепцию, имеющую более широкое приложение и обладающую большей 'силой' интерпре-
тации  наблюдаемых  фактов. Новая  теория  ознаменовала  также  изменения  в  суждениях  Фрейда
относительно Я, которое он начал рассматривать как совокупность психических функций, активную,
богатую ресурсами и имеющую большое значение в структуре психики.

См.

аффект, конфликт, функции Я.

[131,312,319,604,697]

ТРЕВОГА ВОСЬМИ МЕСЯЦЕВ (EIGHT-MONTH ANXIETY)

См.

страх незнакомца.

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА (ANXIETY DISORDER)

Невроз страха (Anxiety Neurosis)
Состояние тревоги (Anxiety State)

Тревожный характер (Anxiety Character)

Современное  психиатрическое  обозначение  симптоматических  образований, в  которых

центральным  фактором  является  тревога, будь  то  осознаваемая  или  неосознаваемая. Тревожные
состояния не включают в себя шизофрению, первичные аффективные расстройства и органическую
дисфункцию  мозга. В  целом  нозологическая  классификация  учитывает  психоаналитическую
концепцию  тревоги  как  сигнального  аффекта, возникающего  из  конфликта  сил  психики  и
проявляющегося в виде различных компромиссных образований или симптомов. Пациент не всегда
может  переживать  тревогу, а  аналитик  ее  наблюдать; в  других  случаях  тревога  выражается  дос-
таточно явно в виде преходящего, рекуррентного, стойкого или постоянного феномена. Особенности
ее  зависят  от  эффективности  защитных  действий  индивида. Таким  образом, под  категорию
'тревожные расстройства' в DSM-III подпадают как состояния, включающие в себя явную тревогу, так
и  состояния, характеризующиеся  фобиями  и/или  навязчивыми  действиями, в  которых  тревога
становится  явной  только  тогда, когда  защитные  усилия  дают  осечку. Вместе  с  тем  состояния,
возникающие  в  результате  защиты  от  тревоги  с  помощью  физической  конверсии  и  диссоциации
(истерии), отнесены к другим категориям. Отмеченное несоответствие привело к путанице в DSM-III;
ниже будут отмечены и другие несоответствия.

Состояния с различной по интенсивности и длительности первичной тревогой отнесены DSM-III

к  подкатегории 'тревожные  состояния (неврозы  страха)'. Таким  образом, классификация  игнорирует
историю  невроза  страха  кок  отдельного  синдрома. Впервые  этот  синдром  был  описан  Фрейдом  в
1895 году. Его характеризуют раздражительность, тревожное ожидание, сопровождающееся тем, что
сегодня назвали бы физиологическими коррелятами тревоги, фобии, связанные с физиологическими
и локомоторными симптомами, а также обсессивные и порой истерические симптомы. Такой 'невроз
страха' Фрейд  обозначал  термином 'актуальный' (то  есть  имеющий  место  в  настоящее  время),
полагая, что  он  возникает  вследствие  нарушений  сексуальной  жизни  и  представляет  собой
блокировку  сексуального  возбуждения, не  находящего  путей  для  разрядки  и  канализирующегося  в
телесные (вместо психических) симптомы. Фрейд отграничивал невроз страха от истерии и невроза
навязчивых  состояний — так  называемых  психоневрозов, причиной  которых, по  его  мнению, явля-
ются  чисто  психические  факторы, связанные  с  детскими  конфликтами. Правда, при  таком  делении
неврозов  Фрейд  признавал  существование  смешанных  форм. Идеи  об  отражении  сексуального
возбуждения в соматическую сферу и 'прорыве' либидо были положены Фрейдом в основу его первой
теории  тревоги. И  хотя  понятие  актуального  невроза  в  настоящее  время  признано  устаревшим,
клинические  описания  его  остаются  важными  и  поныне. Предполагается, что  в  основе  приступов
паники лежат генетически обусловленные физиологические изменения. Исходя из этого, проводится
разделение  панических  и  генерализованных  состояний  тревоги, с  одной  стороны, и  истерических,
фобических и обсессивных синдромов — с другой. Тем не менее этот исторический фон часто игно-
рируют, и невроз страха рассматривают просто как форму психоневроза.

Хотя  понятия

тревожного  расстройство, невроза  страха  и  тревожного  состояния

использовались  как  синонимы  для  обозначения  невротического  состояния, главным  клиническим
признаком которого является свободно плавающая тревога, здесь имеются определенные различия.

Состояние  тревоги,

  феноменологический  термин, следует  зарезервировать  за  ситуацией, в


background image

которой становятся очевидными психофизиологические проявления тревоги, будь то временные или
стойкие. Человек может находиться в состоянии тревоги (например, перед лицом внешней опасности)
без  соответствующих  признаков  тревожного  расстройства  или  невроза  страха. И  наоборот, лица  с
тревожными  расстройствами (фобии, обсессии) могут  в  данное  время  не  обнаруживать  тревоги,
прибегая к защитным действиям. Термин

свободно плавающая тревога описывает

 состояния, не

связанные  с  определенной  и  специфической  ситуацией, как  это  имеет  место  при  фобическом
неврозе. Ее проявления принято считать показателем того, что произошел сбой в защитных функциях
Я, призванных предохранять от угрожающих бессознательных фантазий.

Тревожный характер —

 редко употребляемый термин, применяемый по отношению к лицом с

хроническими  проявлениями  тревоги  разной  степени  выраженности. Такие  лицо, как  правило, не
осознают  собственной  тревожности, причем  даже  в  ситуациях, когда  их  психическая  или
поведенческая  активность  направлено  на 'рассеивание' или  контролирование  той  же  тревоги. По-
добных лиц следует относить к более широкой диагностической категории невротического характера.
Этим понятием обозначаются индивиды, ежедневное поведение которых находится под постоянным
влиянием бессознательных конфликтов, о тревога и другие невротические симптомы осознаются ими
недостаточно.

Понятие

тревожной  истерии (истерии  страха)

  введено  в 1908 году  Штекелем  и

заимствовано 1909 году Фрейдом для описания невротических состояний, включающих в себя явную
тревогу. В структурном отношении эти состояния сходны с конверсионной истерией, однако наряду с
конверсиями  включают  также  фобические  расстройства. В  то  время  Фрейд  полагал, что  истерия
страха  представляет  собой  сочетание  невроза  страха (актуального  соматического  невроза, в
формировании  которого  не  участвуют  психические  механизмы) и  истерии — психоневроза, при
котором  психический  конфликт  конвертируется  в  телесные  симптомы. Фрейд  считал, что  конвер-
сионная истерия и истерия страха сходны в том, что в обоих  случаях используется вытеснение для
отделения  аффектов  от  идей. Различия  между  ними  усматривались  в  том, что  при  истерии  страха
либидо, освобожденное вытеснением от патогенных идей, не конвертируется, о проявляется свобод-
но, в  виде  тревоги. Последняя  в  дальнейшем  ассоциативно  связывается  психикой  с  определенной
ситуацией, которой можно избежать (процесс формирования фобии).

Диагноз 'истерия  страха' не  является  общепринятым. Однако  истерия  страха  и  фобия  не

являются  абсолютными  синонимами, несмотря  на  тенденцию  рассматривать  их  таковыми. Истерия
страха  ставит  вопрос  о  механизмам  формирования  невроза. Описанный  Фрейдом  синдром
существует;

он  наблюдается  в  детском  возрасте  и, как  предполагал  Фрейд, свидетельствует  о  попытках

пациента  совладать  с  конфликтом  фаллически-эдиповой  фазы. Приступы  тревоги  с  последующими
попытками ограничить ее проявления фобической и иной симптоматикой расцениваются в настоящее
время в качестве индикатора психического конфликта, при котором защитные действия пока еще не
способны адекватно контролировать без явного дистресса инстинктивные стремления. Если наряду с
тревогой проявляются другие симптомы, то токай синдром современными аналитиками обозначается
лишь 'описательно' по преобладающей симптоматике (в данном случае —

фобический невроз).

В  классификацию DSM-III включены  также

посттровматические  стрессовые  рас-

стройства.

 В данной книге их описание приведено в рубрике 'травматические неврозы'.

См.

актуальный  невроз, компромиссное  образование, конфликт, симптомы, травматический  невроз,

тревога, фобия.

[27,131,242,259,260,541,604]

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ (TRIPARTITE MODEL)

См.

структурная теория.

ТЯЖЕЛАЯ УТРАТА (BEREAVEMENT)

См.

печаль, скорбь.

ФАЛЛОС (PHALLUS)

Латинское слово, заимствованное из греческого, обозначающее пенис. Уже с античных времен

это  слово  использовалось  в  качестве  метафоры, отражающей  производительные  силы  природы. В
психоанализе  фаллос  употребляется  как  в  символическом, так  и  анатомическом  значении. Анато-
мически  этим  термином  принято  обозначать  пенис  у  мужчин  и  клитор  у  женщин, сходные  в
эмбриональном  отношении. Символически  словом 'фаллический' описывают  такие  черты  личности,
как  сила, настойчивость, агрессивность  и  высокая  потенция (в  переносном  смысле), — обычно  они
связываются с мужественностью, противоположной женственности. Фаллос изображается с помощью
огромного множества символов. В психоанализе этот термин используется в следующих контекстах.

Фаллическая  фаза,

  обозначающая  период  психосексуольного  развития  с  преобладанием

фаллической  эрогенной  зоны  для  индивидов  обеих  статей. Этот  период  начинается  примерно  в
двухлетнем  возрасте, продолжается  на  протяжении  всей  эдиповой  фазы  и  заканчивается  вместе  с
ней. Именно в этот период расходятся пути развития мальчиков и девочек.

Фаллический  нарциссизм

  обозначает  удовлетворенность  собой  на  основе  сверхценного

отношения  к  пенису. Обнаружение  различий  между  полами  ведет  к  появлению  у  мальчиков

фаллической  гордости—

  чуть  ли  не  гипоманиакальной  самоуверенности  и  самолюбования,

включая увлеченность такими игрушками, как ружья, ножи, гоночные автомобили, и интерес к играм и
фантазиям, которые  символически  олицетворяют  фаллос. В  таких  играх  агрессия  преобладает  над
эротизмом, но ее целью является скорее самовозвеличение, чем разрядка. Эти установки и действия


background image

служат также защите и сверхкомпенсации страха кастрации. Мальчики боятся и унижают девочек из-
за того, что у них нет пениса. Хотя переход в частично совпадающую эдипову фазу сопровождается
сдвигом  от  нарциссической  переоценки  к  более  объектно-направленному  выражению  либидо,
фаллический нарциссизм часто сохраняется во взрослой жизни в структуре фаллического характера.

Фаллический, или  фаллически-нарциссический, характер  представляет  собой  регрессивную

защиту  от  тревог  эдиповой  фазы. Индивид  бессознательно  воспринимает  свое  тело  как  фаллос  и
часто приписывает ему и ожидает от него проявления фаллических свойств. Так, например, мужчина
или  женщина  может  бессознательно  отождествлять  рвоту  с  эякуляцией, или хождение  взад-вперед
может  принять  значение  движений  пениса  при  половом  акте. Этот  синдром  чаще  встречается  у
мужчин, чем у женщин. Он характеризуется констелляцией разных черт, включая высокомерие, над-
менность, легко  уязвимое (вплоть  до  депрессии) честолюбие, презрение  и  страх  по  отношению  к
женщинам, преобладание  нарциссического  либидо  над  объектным, отсутствие  в  целом
компромиссных образований, отношение к пенису скорее как к инструменту агрессии, нежели любви и
безрассудства. В основе этих черт лежит сверхкомпенсированная оральная зависимость; эрективная
потенция  затушевывает  неспособность  достичь  оргазма. Страх  кастрации, зависть  к  пенису
направлены на других мужчин и очень выражена латентная гомосексуальность.

Термином

фаллическая мать

 обозначают типичную для фаллической фазы бессознательную

фантазию  о  том, что  мать  обладает  пенисом. В  ранней  фаллической  фазе  эта  идея  основана  но
наивной вере в то, что у всех людей есть пенис. Когда обнаруживаются анатомические различия меж-
ду полами, эта фантазия используется как защита от признания того, что у матери отсутствует пенис,
что  может  наводить  но  мысль  о  кастрации. В  течение  эдиповой  фазы  фантазия  может  меняться, в
результате  чего  ребенок  считает, что  предполагаемый  у  матери  пенис  на  самом  деле  является
отцовским. Желание девочки обладать пенисом становится выражением соперничество с матерью. В
дальнейшем  фантазия  о  фаллической  матери  переносится  на  других  женщин. Токая

фаллическая

женщина

воспринимается как мужеподобная и агрессивная; она является объектом страха, который

также служит защитой от желаний, вызывающих страх кастрации.

Термин

фаллоцентрический

  означает  подход, основанный  на  преувеличении  значения

фаллоса  и  его  влияния  на  сексуальные  установки  и  поведение  человека, в  частности  на
мужественность  и  женственность. Этот  термин  обычно  применяется  пренебрежительно  по
отношению к теоретическим представлениям, подобным утверждению Фрейда, что "для обоих полов
значение имеют только одни гениталии, а именно мужские. Поэтому мы  имеем дело не с приматом
гениталий, а с приматом фаллоса'. Это раннее заключение Фрейда противоречит все новым и новым
доказательством наличия у девочек первичной женственности.

См.

женская психология, кастрация, нарциссизм, психосексуальное развитие, характер.

[175,304,464,552,718]

ФАНТАЗИИ (FANTASY)

Общепринятым  психоаналитическим  примером  фантазий  являются

дневные  грезы —

сюжетные  отрывки  психической  деятельности, отражающие  явные  и  откровенные  потребности
индивида в удовлетворении сексуальных и агрессивных желаний или желаний самовозвеличения —
форма  исполнения  желаний  в  воображении. В  сознательном  и  самом  чистом  виде  фантазии
возникают при измененных состояний психики, сходных с теми, что наблюдаются при засыпании. Это
состояние обычно называют

мечтанием.

Распространенным типом сознательных фантазий, с которыми знакомы большинство людей по

собственному  опыту, являются  фантазии  о  сексуальном  удовлетворении, сопровождающиеся  либо
не  сопровождающиеся  мастурбацией, а  также  фантазии  о  заглаживании  вины, об  устранении
промахов, о  богатстве, успехе, признании, силе, славе, о  насильственных  или  разрушительных
действиях и т.п.

Фрейд (1905) отмечал, что  определенные  функции, связанные  с  выживанием, относятся  к

"тому, что  есть', к  реальности; другие  функции, в  частности  те, что  связаны  с  получением
удовольствия, остаются относительно свободными от потребностей приспособления к внешней среде
и  сохраняются  в  неизменном  виде. Так, например, сосание  пальца, являясь  самостимулирующей
активностью индивида, осуществляется поначалу безо всякого сопровождающего содержания; позже,
однако, оно  обычно  сопровождается  мыслями  о  взаимодействии  с  другими  людьми. Образование
фантазий понимается как процесс сочетания приятных ощущений с воспоминаниями о совместных с
другими  людьми  переживаниях. При  этом  подобные  воспоминания  необязательно  должны  быть
связаны  с  внешними  событиями.  Аналитики  школы  М.  Кляйн  считают,  что  фантазии  могут  быть
врожденными.

В  настоящее  время  бессознательный  характер  многих  психических  процессов  не  вызывает

сомнений. Особенно это касается фантазий. Фантазии могут создаваться 'но ходу' либо 'вызываться'
из  памяти. Они  могут  быть  полностью  сознательными, осознаваться  только  при  определенных
условиях или не осознаваться под действием защиты.

Вполне  возможно, что  осознаваемая  нами  часть  фантазий  является, по  сути, производной

различных  бессознательных  проявлений  или  структур, не  только  генерирующих  целый  спектр
сознательных  образов  и  представлении, но  и  оказывающих  важное  организующее  воздействие  на
ношу психическую деятельность. Так, например, пытаясь объяснить, почему основная часть содержа-
ния  сновидений  забывается  при  пробуждении, Фрейд (1900) предположил, что  работа  сновидения
включает  в  себя  фантазии, открывающиеся  нам  при  воспоминании  содержания  сна.
Бессознательные  фантазии  могут  быть  ответственными  за  содержательную  сторону  многих


background image

психологических симптомов, а также за формирование стойких паттернов, известных под названием
черт характера.

Бессознательные  фантазии

  на  описательном  уровне  сопоставимы  с  сознательными

дневными  грезами, а  на  теоретическом  уровне — с  понятием  инстинктивных  влечений. Последние
включают  в  себя  цель,  объект  и  силу;

импульсы [побуждения)

  представляют  собой  феномены,

имеющие  прямую  связь  с  влечениями  или  их  дериватами. Они  могут  включать  в  себя  простые
последовательности  действий, такие, как  предваряющая  сексуальная  игра  и  т.п. Однако  дериваты
влечений обычно организуются с помощью опыта и памяти в более сложные психические структуры,
ответственные за отграничение желаемых действий, целей и объектов от реальных. Действия часто
меняются, в  одном  сценарии  могут  присутствовать  различные  цели  и  использоваться  образы
воспоминаний  о  других  людях  как  о  неких  моделях  или  типах, а  не  о  реальных  персонах.Такие
бессознательные

шаблоны

  или  бессознательные  фантазии  становятся  факторами  организации

новых переживаний, а также воспроизведения паттернов прежнего удовольствия.

Формирование  бессознательных  фантазий  отчасти  определяется  уровнем  психосексуального

развития, и фантазии группируются вокруг отдельных базальных потребностей. Перцептивный опыт
ребенка  организуется  сообразно  его  когнитивным  способностям. Если  в  период  анально-
садистической  фазы  развития  ребенок  становится  свидетелем  коитуса  родителей, он, например,
может "понять' этот акт по-своему (соответственно организуя свою память), а именно как садистское
нападение отца на мать. Возникшая структура, образование которой принято называть 'фантазией о
первичной  сцене', может  оставаться  или  не  оставаться  бессознательной, даже  тогда, когда  она
переживается. Но  в  любом  случае  против  нее  возникает  защита. Структура  фантазии
модифицируется  в  результате  защитных  действий, вследствие  чего  бессознательная  фантазия
становится компромиссным образованием. Кроме того, когда фантазия активизируется внешними или
внутренними  стимулами, она  не  осознается  в  своей  первоначальной  форме. В  сознании  могут
проявиться  лишь  дериваты  фантазии, подвергшейся  защитной  модификации, то  есть  происходит
дальнейшее изменение фантазии в виде компромиссного образования. Как бессознательные фанта-
зии, так  и  их  сознательные  дериваты, в  конечном  итоге  являются  продуктом  взаимодействия
побуждений, когнитивных способностей, защитных операций и функций Сверх-Я.

Упорядоченную  таксономию  бессознательных  фантазий  и  их  дериватов  еще  предстоит

разработать. Однако  некоторые  типы  фантазий  являются, пожалуй, универсальными, и  их  можно
встретить  в  самых  разных  культурах. Они  касаются  рождения, беременности, первичной  сцены,
избиения, инцеста, кастрации, бисексуальности (когда  человек  играет  обе  роли  при  половом  акте),
семейного романа и др. Многие из этих фантазий приведены Фрейдом в эссе 'О сексуальных теориях
у  детей'. Содержание  фантазии  может  быть  связано  с  развитием  или  регрессией  к  той  или  иной
стадии  психосексуальной  организации. Некоторые  формы  фантазий  причастны  к  возникновению
психопатологической симптоматики. Так, например, бисексуальные фантазии нередко наблюдаются у
истерических  личностей; фантазии  о  слиянии  с  другими  людьми  часто  встречаются  при  тяжелых
формах психической патологии.

Помимо  образования  сновидений, психологических  симптомов  и  черт  характера  фантазии

служат многим другим функциям. В силу транскультурного сходства физиологических переживаний и
переживаний раннего детства многие элементы фантазий в разных культурах идентичны. Такая общ-
ность  создает  основу  эмпатии, творчества  и  получения  удовольствия  от  художественных
произведений (Arlow, 1960; Sochs, 1942). Фантазия используется также и в защитных целях (A. Freud,
1936). Фантазия отчасти определяет настрои души , с которым мы воспринимаем внешние стимулы и
организуем  их  в  жизненные  события. Таким  образом, 'все, что  воспринимается  и  переживается  в
сознании, является 

результатом 

взаимодействия 

данных 

непосредственного 

опыта 

и

бессознательной фантазии' (Arlow, 1969а, с. 23).

См.

бисексуальность, инстинктивное влечение, первичная сцена, психосексуальное  развитие, семейный

роман, теория Кляйн, топографический подход, фантазия об избиении, характер.

[35,36,113,225,249,256,258,297,744]

ФАНТАЗИЯ (PHANTASY)

См.

теория Кляйн: фантазия.

ФАНТАЗИЯ ОБ ИЗБИЕНИИ (BEATING FANTASY)

Фантазия  о  том, как  индивид  избивает  другого  или  избивают  его  самого, обычно

сопровождающаяся сексуальным возбуждением и разнообразными содомазохистскими фантазиями.
Подобные феномены могут-характеризовать возбуждение при мастурбации, наблюдаться при других
подобных  сексуальных  действиях  либо  выражаться  в  явной  форме  в  отношениях  с  партнером.
Фантазирующий человек может отождествлять себя либо с одной из ролей, либо с обеими. Обычно
роль бьющего связана с бессознательным желанием быть активным, с фаллической агрессивностью
и  мужественностью. Роль  избиваемого  подразумевает  пассивность  и  бессознательные
представления о женственности.

В  одной  из  наиболее  важных  работ, посвященных  перверсиям, — в  очерке 'Ребенка  бьют' —

Фрейд (1919) описал  два  классических  паттерна  подобного  структурирования. У  девочек  фантазии
представлены  фантазиями  о  триумфе  над  соперничающими  с  ней  братьями  и  сестрами, которых
избивает  отец. Тем  не  менее  основополагающая  бессознательная  фантазия  у  обоих  полов
понималась как проистекающая из чувства вины в связи с инцестуозными желаниями по отношению к
отцу, которые  в  конечном  счете  выливаются  в  сознательные  фантазии  об  избиении  мальчика. У