Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4329
Скачиваний: 40
Фэйрбейрн считал Эго либидинозно привязанным к объектом; поэтому расщепление объекта
предполагает расщепление частей Эго, которые с ним связаны. Внутренний мир ребенка в конце
концов достигает более или менее стабильного состояния, в котором Эго связано с множеством внут-
ренних объектов. Со временем из
исходного,
или
неразделенного,
Эго развивается трех-
компонентная структура.
1.
Центральное Эго —
'остаток неразделенного Эго', выполняющее функцию вытеснения.
Фэйрбейрн называл его 'Я"
',
подразумевая, что оно объединяет бессознательные, предсознательные
и сознательные элементы, хотя он подчеркивал его сознательную природу. Ринсли (1982) считает его
аналогом фрейдовского
реального Я
и подчеркивает его сходную с объектом природу.
2.
Либидинозное Эго
представляет собой отщепленную и вытесненную часть исходного Эго,
вступающего в либидинозные отношения с возбуждающим объектом. Фэйрбейрн понимал эту часть
как аналог классического Оно. Ринсли сравнивает либидинозное Эго с фрейдовским ректифи-
цированным Я-удовольствием.
3.
Антилибидинозное Эго
(первоначальное называвшееся
внутренним саботажником]
является отщепленной и вытесненной частью исходного Эго, вступающего в либидинозные
отношения с отвергающим объектом. Отождествленное с агрессивным родителем, антилибидинозное
Эго представляет собой предшественника более поздней структуры, которая сливается со сдержива-
ющими аспектами того, что Фрейд понимал как Я-идеал и Сверх-Я. В отличие от постулированных
Фрейдом структур, антилибидинозное Эго порождает страх, но не чувство вины.
Таким образом, Сверх-Я Фрейда рассматривается Фэйрбейрном как 'комплексная структура,
включающая в себя а) идеальный объект или Эго-идеал; б) антилибидинозное Эго и в) отвергающий
(антилибидинозный) объект' (1963, с. 224). То, что он называл
моральной защитой,
являлось по-
пыткой со стороны Супер-Эго сохранить хорошие объектные отношения с плохими объектами,
вынуждая к интернализации отщепленного (фрустрирующего и возбуждающего) объекта.
Раннее расщепление может модифицироваться или интенсифицироваться родительскими
установками. Фэйрбейрн считал эту структуру универсальным паттерном процессов развития и
назвал
базальной эндопсихической ситуацией,
имея в виду не что иное, как шизоидную позицию.
Она возникает вследствие агрессивной установки' центрального Эго по отношению к либидинозному
и антилибидинозному Эго, которые оно отщепляет от Самости и вытесняет. Фэйрбейрн не признает
первичность эдипова комплекса, который, согласно его теории, является производным от более
ранних структур.
Фэйрбейрн определяет вытеснение либо кок
непосредственное,
либо как
косвенное.
Первое
состоит в 'установке отвержения' со стороны центрального Эго в отношении возбуждающего и
отвергающего объектов, а затем в отношении присоединяющихся к ним либидинозного и
антилибидинозного Эго. Косвенное вытеснение представляет собой 'бескомпромиссную враждебную
установку [антилибидинозного Эго] в отношении либидинозного Эго' и связанного с ним
возбуждающего объекта. Дополнительные объекты (отвергающий и возбуждающий) и
дополнительные Эго (либидинозное и антилибидинозное) вытесняются и поэтому являются
бессознательными, однако Фэйрбейрн не поясняет, каким образом вытесненные (то есть отщеплен-
ные) психические содержания становятся бессознательными. Более того, вытеснение и расщепление
рассматриваются по сути как один и тот же процесс.
Фэйрбейрн заменяет предложенную Абрахамом схему либидинозного развития и его фаз
(оральная, анальная, фаллическая) моделью развития объектных отношений, основанной на
трансформации зависимости от матери. Он постулирует следующие три стадии.
1 -я стадия, стадия
инфантильной зависимости,
знаменуется абсолютной, неизбежной
зависимостью от материнской груди как от биологического объекта, с которым вступает в отношения
рот ребенка. Однако доминирующая установка инкорпорации характеризует эту стадию в большей
степени, чем либидинозный катексис рта, выражающийся в интернализации груди. Эта стадия
включает в себя
первичную идентификацию,
под которой Фэйрбейрн понимал нечто сходное со
слиянием с объектом, пока еще не полностью дифференцированным от Самости. Таким образом,
инфантильная зависимость, первичная идентификация и нарциссизм, согласно Фэйрбейрну,
взаимосвязаны. Эта стадия подразделяется но
раннюю оральную (доамбивалентную) фазу,
связанную непосредственно с материнской грудью (как парциальным объектом), и
позднюю
оральную (амбивалентную) фазу,
связанную с образом 'матери с грудью', то есть с целостным
объектом, воспринимаемым как парциальный.
2-я стадия, стадия
псевдонезависимости,
представляет собой длительную промежуточную
или
переходную стадию,
не имеющую специфического, естественного биологического объекта.
Ребенок устанавливает более прочные отношения с внешними объектами, которые постепенно
становятся все более дифференцированными, и организует свой внутренний мир с помощью
внутренних репрезентантов объектов. Эту стадию характеризуют различение, принятие и
отвержение. Весь объект воспринимается как телесные содержания, при этом 'плохие' части объекта
отторгаются. Именно поэтому, согласно Фэйрбейрну, данная стадия окрашена 'экскреторными'
установками, но не из-за либидинозного катексиса ануса или фекалий.
Фэйрбейрн обнаружил, что все его шизоидные пациенты но одной и той же стадии анализа
проявляли паттерны основных психоневрозов в качестве средств защиты против угрозы потери
Самости. Поэтому он считал, что психоневроз не следует рассматривать в качестве патологических
образований, имеющих специфический источник в одной из фаз развития либидо. Вместо этого он
рассматривал их как присущие
переходной стадии способы
интернализации и экстернализации,
возникающие вследствие общих семейных паттернов. Эти способы позволяют ребенку регулировать
или 'обходиться' с принятым или отвергнутым объектом и отказываться от отношений первой,
оральной, стадии в пользу отношений, основанных на дифференцированных объектах. Если же эти
способы сохраняются в последующей жизни, они превращаются в патологические механизмы
предотвращения регрессии к шизоидным и депрессивным состояниям и проявляются в фобическом,
истерическом, обсессивном и паранойяльном поведении-
3-я стадия, стадия
зрелой независимости,
отражает достижение полной дифференциации
Самости и объекта, а также отношений 'брать и давать' с целостными объектоми. Естественным
биологическим объектом являются гениталии неинцестуозного партнера (таким образом, эта стадия
соответствует классической концепции генитальности). Вместе с тем характерной особенностью этой
стадии является установка шеринга и кооперации между равноценными индивидами, а
биологический аспект является лишь частью целостных взаимоотношений.
К заслугам Фэйрбейрна следует отнести также введение в психоаналитическую теорию
принципа объектных отношений, который, по мнению некоторых аналитиков, является более
прогрессивным, нежели фрейдовская схема, основанная на представлениях прошлого столетия о
свободных энергиях как силах, независимых от структуры. Концепции Фэйрбейрна возникли во
многом под влиянием представлений Мелани Кляйн. Однако он разработал самостоятельную
систему взглядов, значение которой все более подчеркивалось многими исследователями, в
частности Кернбергом, Ринсли и др., занимавшимися изучением и терапией психических расстройств,
считавшихся прежде неподвластными психоанализу. Взгляды Фэйрбейрна были расширены и
дополнены Гон-трипом (1961), сумевшим с помощью клинических наблюдений подтвердить
концепцию Фэйрбейрна и сделать ее необычайно емкое изложение более понятным.
[ 197,198,381,397,398,494, 724]
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ (THERAPEUTIC AIM)
Целью психоаналитической терапии является достижение интрапсихических изменений —
устранение стигм, связанных с детскими травмами, и предупреждение их болезненного повторения,
изменение несоответствующих и дезадаптивных защитных структур, завершение психологического
развития и др.
В 90-е годы прошлого столетия, когда Фрейд предложил новый способ лечения, давший
впоследствии толчок к развитию психоанализа, терапевтическая цель достигалась за счет усилий,
направленных на восстановление разорванных в результате травматических влияний связей
аффекта с его изначальным идеационным компонентом. Основной формой терапевтической работы
являлось отреагирование, способствующее адекватной канализации аффекта, если подобная
разрядка была удачной, аффекты в дальнейшем в виде симптоматики не проявлялись. Начиная
примерно с 1900 года, психоанализ обогатился новым способом извлечения бессознательных
феноменов и перевода их в область сознания. Основным аргументом в пользу нового метода было
признание того, что далеко не все бессознательные переживания могут пробиться в сознание по
причине незрелости психического аппарата, неспособного в данный момент к подобному действию.
Такое состояние психического аппарата рассматривалось в качестве особого предрасположения к
возникновению симптоматики. Фрейд полагал, что более зрелая психика, приспособленная к
переводу бессознательного содержания на язык сознательного, намного реалистичней
ориентируется в нюансах ситуации, а потому может дать более благоразумное "заключение'. Выводы
из этого предположения позволяли думать, что после устранения детских фиксаций и
приостановления регрессии, можно добиться определенных результатов в работе с инстинктивными
проявлениями у зрелого индивида.
После 1923 года прежние цели терапии были заменены Фрейдом краткой формулировкой 'где
было Оно, должно стать Я'. С этого времени основные терапевтические усилия направлялись но
упрочение исполнительных структур психического аппарата при одновременном раскрытии или
разрешении бессознательных проявлений влечений детского возраста. С этой основной целью
связан второй аспект терапии, базирующийся на признании того факта, что чувство вины (Сверх-Я)
может быть преобразовано с помощью толкования, позволяющего заменить образы суровых и
непреклонных родителей пациента более благосклонной фигурой аналитика. Дальнейшие терапев-
тические усилия преследуют цель укрепления Я путем интерпретаций конфликта и защит, благодаря
чему пациент получает возможность лучше распознавать и понимать влияния, оказываемые но его
собственное Я. Появление новых психопатологических концепций неизменно приводило к новым
определениям терапевтической цели. Так, Мелани Кляйн и ее последователи предлагали способ
аналитической интерпретации наиболее ранних патологических структур пациента; представители
школы объектных отношений — идентификацию и интерпретацию различных типов примитивных
патологических ядерных структур Самости с последующей их интеграцией в связную, упорядоченную
личностную организацию. Модель
биполярной Самости
предполагает воздействие оптимально
стабильной и эмпатической фигуры аналитика, предоставляющего возможности для 'преобразующей
интернализации'.
Первоначально считалось, что терапевтическая цель анализа достигается путем эксплицитной
интерпретации, помогающей пациенту достичь инсайта. Такое представление превалирует и ныне,
однако аналитики считают, что изменения можно достичь благодаря чему-то, что присуще самому
аналитическому переживанию.
См.
защита, отреагирование, психология Самости, структурные изменения, теория Кляйн, теория
Фэйрбейрна, топографический подход, Я.
[240,289,319,381,413,513,771,831]
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС (THERAPEUTIC
ALLIANCE)
Рабочий альянс (Working Alliance)
В широком смысле понятия
терапевтический альянс
и
рабочий альянс
эквивалентны. Оба
термина характеризуют объединение усилий пациента и аналитика в терапевтическом процессе.
Единой и непротиворечивой концепции терапевтического альянса не существует: если возможности
аналитика образовать такой альянс рассматриваются как вполне осуществимые, то способности и
желания пациента в этом направлении оцениваются как сомнительные.
По утверждению Фрейда, позитивный перенос со стороны пациента является единственным
требованием, предъявляемым к формированию терапевтического альянса. Другие авторы также
подчеркивают значение элементов переноса, то есть терапевтического воспроизведения детских ус-
тановок доверия, потребности в поддержке, опоре и содействии.
Так называемые "реальные отношения" между аналитиком и пациентом предполагают
восприятие и ориентирование аналитика как 'реальной личности', то есть существование
динамичных, но свободных от искажений, создаваемых переносом, отношений.
С этой позиции некоторые авторы отстаивают возможность 'перевода' качественных
особенностей взаимодействия в детском возрасте но язык социально пригодных характерологических
черт, способностей и видов деятельности, относительно независимых от их детских первоисточников
и влияний конфликта.
Сторонники этой точки зрения рассматривают основные аспекты сотрудничества пациента и
его вовлеченности в совместную терапевтическую работу в качестве рациональной и разумной
позиции, анализ истоков которой может, однако, привести к несоответствующим результатам и даже
повредить аналитической процедуре.
См.
перенос.
[133,167,386,905]
ТИПОЛОГИЯ (TYPOLOGY)
См.
термины аналитической психологии.
ТИПЫ ДЕПРЕССИИ (DEPRESSION TYPES)
См.
психология Самости.
ТИПЫ САМОСТИ (SELF TYPES)
См.
психология Самости.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД (TOPOGRAPHIC POINT OF VIEW)
Один из трех подходов, предложенный Фрейдом (1915) в качестве метапсихологической
интерпретации психических феноменов- Предыдущие подходы получили тееретическое обоснование
на основе динамической и экономической концепции. Термин
топографический
происходит из
древнегреческого и означает относительное положение и профиль — взаимное расположение и
очертания отдельных пространственных областей. С помощью топографического подхода Фрейд
стремился определить 'месторасположение' психических феноменов по отношению к сознанию. Он
постулировал существование трех основных частей психики, размещенных (в метафорическом, но не
анатомическом или пространственном смысле) по вертикальной оси от наиболее поверхностного
слоя до самого глубокого. Все, что составляет сознательно воспринимаемые образы и предметы, то
есть психическое содержание памяти, сновидений, мыслей, желаний, чувств, было отнесено к
поверхностному слою. Несколько 'ниже' помещается предсознательное — содержания психической
жизни, способные при определенных условиях и достаточной концентрации внимания достичь
области сознания. Все, что не может быть выведено в эту область, несмотря ни на какие усилия и
сосредоточение внимания, относится к наиболее глубокому слою психики — бессознательному.
Фрейд подчеркивал, что предложенные им термины имеют сугубо эвристическое значение и
обозначают основные
системы
психики.
Система бессознательного
характеризуется
совокупностью первичных процессов мышления,
предсознательное
и
сознательное —
вторичным
процессом, неразрывно связанным с логическими построениями и речью. Кроме того, Фрейд
выдвинул гипотезу о наличии двух барьеров — на границе между бессознательным и пред-
сознательным и на границе между пред-сознательным и сознанием.
В настоящее время понятия сознательного и предсознательного используются главным
образом в их дескриптивном значении, тогда кок понятие бессознательного — и в дескриптивном, и в
динамическом. Топографический подход использовался для решения задач накопления и
упорядочения данных, получаемых в результате непосредственных клинических наблюдений, в то же
время этот подход применялся и в целях анализа, то есть для 'перевода" языка бессознательного в
сознание. В дальнейшем топографическая концепция была дополнена во многом перекрывающейся
второй топографической теорией — трехкомпонентной структурной моделью (Оно, Я, Сверх-Я),
согласно которой анализ конфликта и специальные техники позволяют осуществлять конкретный
'перевод' содержания Оно в содержание Я.
См.
бессознательное, глубинная психология, метапсихология, предсознательное, сознание, структурная
теория.
[45,249,288,303]
ТОРМОЖЕНИЕ (INHIBITION)
Термин, обозначающий ограничение области функционирования Я. Торможение может
наблюдаться кок в норме, ток и в структуре патологических состояний, проявляясь в виде отдельного
симптома. Оно может распространяться на отдельные функции или на все функции Я. В качестве
примеров можно привести сексуальное торможение, локомоторное, торможение в работе и др. В
основе этого феномена может лежать потребность в самонаказании, он может быть непосредственно
связан с неприемлемыми желаниями. В отдельных случаях торможение рассматривается как
результат энергетического оскудения Я вследствие экстенсивного использования энергии, в
частности в механизмах защиты.
См.
конфликт, симптом, функции Я.
[203,312,856]
ТРАГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК (TRAGIC MAN)
См.
психология Самости.
ТРАВМА (TRAUMA)
Дезинтеграция или срыв, возникающий в том случае, когда психический аппарат внезапно
подвергается воздействию внешних или внутренних стимулов, которые слишком сильны, чтобы
справиться с ними или ассимилировать обычным способом. При психической травме разрушается
стимульныи барьер или так называемый предохранительный 'щит', а Я утрачивает свои посред-
нические функции и становится беззащитным. Возникает состояние беспомощности, варьирующее от
общей апатии и ухода в себя до эмоциональной 'бури', сопровождающейся дезорганизацией
поведения,граничащей с паникой. Нередко отмечаются признаки автономной дисфункции. Выра-
женность и длительность
травматического состояния
у разных пациентов может различаться.
Его последствия могут нивелироваться или выражаться в виде затяжного
травматического
невроза.
Понятие травмы является неотъемлемой частью ранней теории неврозов Фрейда. Хотя Фрейд
первым высказал предположение о том, что в основе психической травмы лежит аффективный
способ реагирования (испуг, тревога, чувство стыда, физическая боль и др.), лишь исследования
последних десятилетий позволили выявить основные факторы, предрасполагающие к развитию
травматических состояний и определяющие их исходы. При травматическом неврозе сила стимула по
отношению к готовности стимульного барьера имеет первостепенное значение. Тем не менее в дан-
ном случае, как и при нарушениях, возникающих но основе внутренних конфликтов, резервы
противодействия травматическим влияниям определяются конституциональными факторами и
особенностями приобретенного опыта. В процессе развития психические травмы неизбежны.
Некоторые из них могут быть настолько значимыми, что их влияние сказывается но общих свойствах
чувствительности индивида ко всем последующим травматическим воздействиям. При этом
конституциональные факторы наряду с фиксацией и регрессией в развитии Я и Сверх-Я, основой
которых являются проблемы в ранних отношениях с матерью, обусловливают уязвимость Я. Подоб-
ное неблагоприятное влияние оказывают и аккумулирующиеся 'легкие' травмы детского возраста,
могущие существенно изменить структуру развития и адаптивных способностей индивида.
Корреляция травматических воздействий с проявлениями либидинозной фазы, на которую
приходится травма
[фазовая специфичность),
определяет степень риска возникновения
болезненного состояния и типологию его проявлений. Успех излечения психической травмы зависит
от многих факторов, таких, кок внутренняя и внешняя ситуации, возраст, в котором была получена
травма, реакция индивида на событие, а не столько само событие, архаические патологические
попытки справиться с ним, самооценка и поддержка со стороны объектов. В некоторых случаях
симптоматика острой травмы может сопровождаться усилением Я, улучшением адаптации и ус-
корением психического развития.
См.
психический аппарат, стимульный барьер, травматический невроз, Я.
[230,326,336,337,525,528,
855]
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (TRAUMATIC NEUROSIS)
Специфическая форма невроза, возникающего в результате действия угрожающих факторов,
реальной физической либо психической травмы (то есть внезапного и сильного стресса).
Описываемые неоднократно под различными названиями, проявления травматического невроза
стали привлекать внимание лишь в связи с психологическими последствиями мировой войны.
Травматический невроз возникает, как правило, после катастроф, аварий, стихийных бедствий,
насилия, то есть в тех случаях, когда травматические воздействия выходят за рамки привычных
переживаний. Травматический невроз представляет собой 'вызванное стрессом' расстройство
тревожного типа, часто настолько тяжелое, что его оправданно называть паникой. По продолжи-
тельности травматический невроз принято разделять на острый, затяжной и хронический. Человек
может справляться с тревогой с помощью различных невротических механизмов — истерического
(соматические симптомы или состояния прострации, называемые травматической истерией),
обсессивного или фобического.
Симптоматика травматического невроза включает переживания постоянного воспроизведения
травматической ситуации, замедление ответных реакций на различные стимулы, ограничение
контактов с внешним миром, а также целый ряд дисфорических расстройств и когнитивных наруше-
ний. Верным признаком при постановке диагноза травматического невроза являются повторяющиеся
сновидения, в которых травматическое событие воспроизводится с минимальными изменениями.
Такие сновидения всегда связаны с тревогой, ажитированным беспокойством и страхом, что сон
появится снова. Это, в свою очередь, ведет к бессоннице. Часто возникающие раздражительность,
социальная отчужденность и недоверие к другим выражаются в нарушении межличностных
отношений и ослаблением социальной активности. Установку ухода или безразличия можно было бы
назвать блеклым аффектом, однако тщательное обследование в процессе терапии обнаруживает
переживаемый пациентом мучительный и порой невыносимый аффект.
Эпизоды навязчивого воспроизведения травматической ситуации в фантазиях и
представлениях — один из наиболее характерных признаков травматического невроза. Больные
чувствуют себя скованными бесконечной цепью болезненных переживаний, каждое из которых может
стать 'пусковым механизмом' для последующих. Они выглядят раздраженными, 'отстраненными' либо
крайне несдержанными и вспыльчивыми, зачастую по отношению к близким и всем тем, кто готов
оказать им помощь и поддержку.
После травматического события индивид чувствует в себе изменения; он воспринимает себя не
таким, как раньше. Он лишается уверенности в себе и не чувствует легкости в поведении. Он
ощущает в себе изменения, но не понимает, как эти изменения произошли. Человек больше не
чувствует себя способным доверять себе и считает, что и другие тоже не могут его защитить.
Повторяющиеся сновидения отражают попытку справиться с первоначальной травмой с
помощью отрицания. Сновидения настолько реальны, что сновидец не может сразу определить их
настоящий характер, поэтому он может почувствовать, что действительное событие — не более чем
сон. Подобные защитные функции выполняют и повторяющиеся воспоминания.
Несмотря на выраженность симптоматики и ее влияние на адоптацию, травматический невроз
хорошо поддается психотерапевтическому лечению, основанному на фундаментальном понимании
расстройства.
См.
военный невроз, психоневроз, травма.
[348,526,627,712]
ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (TRAUMATIC STATE)
См
.
тревога.
ТРАНСВЕСТИЗМ (TRANSVESTISM)
Перверсия, приписываемая только лицам мужского пола и характеризующаяся воображаемым
либо действительным переодеванием в женскую одежду с целью достижения психологического
комфорта или возбуждения. Процесс переодевания нередко является необходимым условием ко-
итуса или мастурбации. Как правило, трансвеститы используют несколько предметов, а порой
располагают целым гардеробом соответствующих вещей, включая парики. Переодевание может
проявляться в виде одиночных актов, помогающих преодолеть чувство вины, либо достигать
широкого размаха, слагаясь в определенную субкультуру у Я-синтонных личностей. Переодевание
для разных индивидов имеет разное значение; чаще, однако, функции трансвестизма сводятся к
развитию специфического компромиссного образования, выражающего идентификацию с образом
женщины, наказание за инцестуозные эдиповы желания и фантазию о фаллической женщине.
Мастурбация, особенно в кульминационный момент оргазма и семяизвержения, позволяет 'одержать
победу' над идентификацией с женщиной и над кастрацией.
В отличие от гомосексуализма и транссексуализма переодевание при трансвестизме носит
выраженный фетишистский характер; при этом выбор гетеросексуального объекта и принадлежность
к мужскому полу остаются относительно адекватными. Длительные катамнестические наблюдения
показывают, что большинство мальчиков, склонных к переодеванию в женскую одежду (эта
тенденция проявляется уже на втором году жизни), чаще становятся гомосексуалистами. Стремление
к переодеванию проявляется у тронсвеститов в латентный период или в раннем подростковом
возрасте. Именно в этом возрасте переодевание становится основным элементом эротизма, хотя то,
в какой степени эта активность поддерживается Я или имеет доступ к его исполнительным
аппаратам, варьирует.
В некоторых случаях разграничение трансвестизма и транссексуализма оказывается
затруднительным, поскольку почти все трансвеститы, не будучи тронссексуалами, фантазируют на
тему превращения в женщину. По мере созревания сексуальные аспекты переодевания становятся
все менее значимыми, уступая место создающей психологический комфорт стойкой идентификации с
женщиной. У определенного контингента трансвеститов зрелого возраста, в частности у тех, у кого
снижена самооценка, могут наблюдаться состояния острого расстройства защитных функций. Такие
мужчины могут приобретать черты транссексуалов и стремятся к изменению половой
принадлежности. Они склонны к суициду и самооскоплению, и их состояние следует рассматривать
как требующее неотложной медицинской помощи.
[54,354,611,816,818]
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ (TRANSSEXUALISM)
Клинический синдром, характеризующийся группой расстройств половой и сексуальной
принадлежности. Нередко этот термин используется весьма произвольно. Поэтому в последнее
время предпочтение отдается другому термину —
расстройства половой принадлежности.
Лица
с этим типом расстройств квалифицируются как тронссексуалы. Проявления транссексуализма
обнаруживаются у лиц обоих полов; при этом соотношение мужчин и женщин составляет десять к
одному. Основные признаки синдрома выделяются на основе особенностей поведения, отражающих
стремление пациентов к отчетливой сексуальной идентификации. Все тронссексуалы преследуют две