Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8419

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91

В  таблице 5 приведены  асимптотические  критические  значения

для распределения Колмогорова (при

¥

®

n

). Близость эмпирического

значения  λ

е

  к  левосторонним  стандартным  квантилям  λ

t

  позволяет

констатировать  близость  эмпирического  и  предполагаемого  тео-

ретического  распределения  с  пренебрежимо  малой  вероятностью
ошибки  р (0,01; 0,05; 0,10 и  т, п.). Близость  λ

е

  к  правосторонним

стандартным  квантилям  λ

t

  позволяет  сделать  вывод  о  статистически

значимом отсутствии согласованности эмпирического и теоретического

распределений. Надо помнить, что критерий Колмогорова, очень про-
стой  в  вычислительном' отношении, обеспечивает  надежные  выводы
лишь  при

³

т

200: Критерий  Колмогорова  резко  снижает  свою  эф-

фективность, когда  наблюдения  группируются  по  малому  количеству

интервалов  равнозначности. Например, при n = 200 количество  ин-
тервалов  должно  быть  не  менее  20  (примерно  по  10  наблюдений  на

каждый интервал в среднем).

Таблица 5

Квантиль λ

t

0

,44

0

,52

0

,57

0

,61

0,6

5

0,7

1

Вероятность

p

0

,99

0

,95

0

,90

0

,85

0,8

0

0,7

0

Квантиль λ

t

0

,89

0

,97

1

,07

1

,22

1,3

6

1,5

2

1,6

3

Вероятность

p

0

,40

0

,30

0

,20

0

,15

0,0

5

0,0

2

0,0

1

Если проверка согласованности эмпирического распределения с

нормальным дает положительные результаты, то это означает, что по-

лученное  распределение  можно  рассматривать  как  устойчивое -
репрезентативное по отношению к генеральной совокупности - и, сле-

довательно, на его основе можно определить репрезентативные тесто-

вые  нормы. Если  проверка  не  выявляет  нормальности  на  требуемом
уровне, то это означает, что либо выборка мала и нерепрезентативна

к  популяции, либо  измеряемые  свойство  и  устройство  теста (способ
подсчета) вообще не дают нормального распределения.

В  принципе  отнюдь  не  обязательно  все  нормативные  распреде-


background image

92

ления  сводить  к  нормальным. Можно  с  равным  успехом  пользоваться

хорошо  разработанными  моделями  гамма-распределения, пуассонов-

ского распределения и т. п. Критерий Колмогорова позволяет оценить
близость  вашего  эмпирического распределения  к  любому  теоретичес-

кому распределению. При этом устойчивым и репрезентативным может
оказаться  распределение  любого  типа. Если  из  нормальности, как

правило, следует  устойчивость, то  обратное  неверно -устойчивость
вовсе не обязательно предполагает нормальность распределения.

Наличие  значимой  положительной  асимметрии (см. рис. 2,а)

свидетельствует  о  том, что  в  системе  факторов, детерминирующих

значение  измеряемого  показателя, преобладают  факторы, действую-

щие  в  одном  направлении  -  в сторону  повышения  показателя.  Такого
рода  отклонения  появляются  при  использовании  хронометрических

показателей: испытуемый  не  может  решить  задачу  быстрее  опреде-
ленного  минимально  необходимого  периода, но  может  существенно

долго задерживаться с ее решением. На практике распределения тако-
го рода преобразуют в приближенно нормальное распределение с по-

мощью логарифмической трансформации:

j

j

y

z

ln

=

 (3.1.11)

При этом говорят, что распределение хронометрических показа-

телей подчиняется «логнормальному» закону.

Подобную  алгебраическую  нормализацию  тестовой  шкалы  при-

меняют  и  к  показателям  с  еще  более  резко  выраженной  положитель-
ной  асимметрией. Например, в  процедурах  контент-анализа  сам  тес-

товый показатель является частотным: он измеряет частоту появления
определенных категорий событий в текстах. Для редких категорий ве-

роятность  появления  значительно  меньше 0,5. Формула  преобразова-
ния

j

j

y

z

arcsin

=

                          (3.1.12)

позволяет придать необходимую 5-образную форму кумуляте.
Стандартизация  шкалы. В  психометрике  следует  различать  две

формы  стандартизации. Под  стандартизацией  теста  понимают  прежде


background image

93

всего  стандартизацию  самой  процедуры  проведения  инструкций,

бланков, способа регистрации, условий и т. п. Без стандартизации тес-

та невозможно получить нормативное распределение тестовых баллов
и, следовательно, тестовых норм.

Под  стандартизацией  шкалы  понимают  линейное  преобразова-

ние  масштаба  нормальной (или  искусственно  нормализованной) шка-

лы. В общем случае формула стандартизации выглядит так:

M

S

X

x

z

i

j

+

-

=

s

,

         (3.1.13).

где  x

i

 - исходный  балл  по «сырой» шкале, для  которой

доказана нормальность распределения;

X

- среднее  арифметическое  по «сырому» распределе-

нию; S - «сырое» стандартное отклонение;

М- математическое ожидание по выбранной стандартной шкале;

σ - стандартное отклонение по стандартной шкале.
Если  шкала  подвергалась  предварительной  искусственной  нор-

мализации интервалов, то формула упрощается:

z

j

=σ z

j

=M

(3.1.14)

Приведем  параметры  для  наиболее  популярных  стандартных

шкал:

1)  T -шкала Маккола (тест-опросник MMPI и другие тесты):
М = 50 и σ = 10,

2) шкала IQ : М = 100 и σ = 15,

3)  шкала  «стэнайнов»  (целые  численные  значения  от  1  до  9  -

стандартная девятка): М = 5,0 и σ = 2,

4) шкала «стенов» (стандартная десятка, 16PF Кеттелла):
М = 5,5 .и σ  = 2.

Чтобы  различать  стандартные  баллы, полученные  с  помощью

линейной стандартизации и нелинейной  нормализации интервалов, Р.

Кеттелл  ввел  понятие «S-стенов» и «n-стенов». Таблицы «и-стенов»,
естественно, точнее  отражают  квантили  эмпирического  нормального

распределения. Приведем  образец  такой  таблицы  для  фактора  А  из

тест-опросника 16PF;


background image

94

Сырые баллы   0-4  5-6    7     8-9    10-12    13    14-15

16   17-18 19-20   Стены               

1      2      3        4          5

6

     7        8       9        10

Применение  стандартных  шкал  позволяет  использовать  более

грубые, приближенные  способы  проверки  типа  распределения  тесто-
вых  баллов. Если, например, процентильная  нормализация  с  перево-

дом  в  стены  и  линейная  нормализация  с  переводом  в  стены  по  фор-
муле (3.1.13) дают совпадающие целые значения стенов для каждого

Y, то это означает, что распределение обладает нормальностью с точ-

ностью до «стандартной десятки».

Применение стандартных шкал необходимо для соотнесения ре-

зультатов  по  разным  тестам, для  построения «диагностических  про-
филей» по батарее тестов и тому подобных целей.

Проверка устойчивости распределения. Общая логика проверки

устойчивости  распределения  основывается  на  индуктивном  рассуж-

дении: если  половинное (полученное  по  половине  выборки) распре-
деление  хорошо  моделирует конфигурацию  целого распределения, то

можно предположить, что это целое распределение будет также хоро-
шо моделировать распределение генеральной совокупности.

Таким образом, доказательство устойчивости распределения оз-

начает  доказательство  репрезентативности  тестовых  норм. Традици-
онный  способ  доказательства  устойчивости  сводится  к  наличию  хо-

рошего приближения эмпирического распределения к какому-либо те-
оретическому. Но если эмпирическое распределение не приближается

к  теоретическому, несмотря  на  значительное  увеличение  объема  вы-
борки, то приходится прибегать к более общему индуктивному методу

доказательства.

Простейший его вариант может быть сведен к получению таблиц

перевода  сырых  баллов  в  нормализованную  шкалу  по  данным  всей

выборки  и  применению  этих  таблиц  для  каждого  испытуемого  из  по-
ловины выборки; если распределение нормализованных баллов из по-

ловины выборки хорошо приближается к нормальному, то это значит,
что  заданные  таблицами  нормализации  тестовые  нормы  определены

устойчиво. Близость к нормальному распределению проверяется с по-


background image

95

мощью  критерия  Колмогорова (при n <200 целесообразно  использо-

вать более мощные критерии: «хи-вадрат» или «омега-квадрат»).

При этом под «половиной выборки» подразумевается случайная

половина, в  которую  испытуемые  зачисляются  случайным  образом -с

помощью  двоичной  случайной  последовательности (типа  подбра-
сывания монетки и т. п.). В более общем случае такой простейший ме-

тод  установления  однородности  двух  эмпирических  распределений
может  быть  применен  и  при  разбиении  выборки  по  какому-либо  сис-

тематическому  признаку. Если, в  частности, по  какому-либо  из  попу-
ляционно значимых признаков (пол, возраст, образование, профессия)

психолог получает значимую неоднородность эмпирических распреде-

лений; то  это  значит, что  относительно  данных  популяционных  кате-
горий тестовые нормы должны быть специализированы (одна таблица

норм - для мужчин, другая - для женщин и т. д.).

Более  статистически  корректный  метод  проверки  однородности

двух  распределений, полученных  при  расщеплении  выборки  на  рав-
ные части, опять же связан с применением критерия Колмогорова. Для

этого с табличным значением сравнивается:

4

/

max

2

1

n

F

F

K

j

j

e

-

=

                    (3.1.15)

где К

е

 - эмпирическое значение статистики Колмогорова;

F

j1

 - кумулятивная  относительная  частота  для  у-того  интервала

шкалы по первой половине выборки;

F

j2

 - та же частота для второй половины;

n - полный объем выборки.

Точные  значения  квантилей  распределения  Колмогорова  для

определения  размеров  выборки  можно  найти  в  кн.:  Мюллер  П.  и  др.,

1982.

Применение  критерия  Колмогорова  не  зависит  от  нормальности

целого распределения и от необходимости производить нормализацию

интервалов.

*  *  *

Итак, априорная предпосылка нормальности распределения тес-