Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8415

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

Тесты  первого  типа  плохо  дифференцируют  испытуемых  с  низ-

ким  уровнем  способностей: все  эти  испытуемые  получают  примерно

одинаковый низкий балл. Тесты второго типа, наоборот, хуже диффе-
ренцируют испытуемых с высоким уровнем способностей.

Если  пункты  обладают оптимальным уровнем трудности (силы),

то кривая распределения зависит от того, насколько пункты однород-

ны. Если  пункты  разнородны (исход  по  одному  пункту  не  предопре-
деляет исход по другому), то мы получаем тест в виде последователь-

ности  независимых  испытаний  Бернулли. Как  известно  из  математи-
ческой  статистики, при  достаточно  большом  количестве  независимых

испытаний с двумя разновероятными исходами кривая биномиального

распределения (кривая  суммарного  балла) по  закону  больших  чисел
автоматически  приближается  к  кривой  нормального  распределения

(центральная  предельная  теорема  Муавра - Лапласа). Если  тест  со-
держит  разнородные  задания  примерно  равного  уровня  трудности

(именно  такие  задания  и  подбираются  для  измерения  интегральных
свойств личности), то нормальность распределения суммарных баллов

возникает  автоматически - как  артефакт  самой  процедуры  подсчета
суммарных  баллов. При  этом, конечно, форма  кривой  распределения

баллов не позволяет говорить о реальной форме распределения изме-
ряемого свойства, каким оно является само по себе - в широкой попу-

ляции  испытуемых. Нормальность  распределения  есть  артефакт, пря-

мое следствие направленного отбора пунктов с заданными свойствами.

Если  подбираются  пункты, тесно  положительно  коррелирующие

между  собой (испытания  не  являются  статистически  независимыми),
то  в  распределении  баллов  возникает  отрицательный  эксцесс (рис.

3,а), Максимальных значений отрицательный эксцесс достигает по ме-
ре  возрастания  вогнутости  вершины распределения - до образования

двух  вершин  -двух  мод  (с  «провалом»  между  ними  -рис.  3,6).  Бимо-
дальная конфигурация распределения баллов указывает на то, что вы-

борка  испытуемых  разделилась  на  две  категории (с  плавными  пере-

ходами  между  ними): одни  справились  с  большинством  заданий (со-
гласились с большинством «ли-вопросов»), другие - не справились.


background image

82

Рис. 3. Отрицательные (а, б) положительный (в) эксцессы

распределения тестовых баллов

Такая  конфигурация  распределения  свидетельствует  о  том, что

в  основе  пунктов  лежит  какой-то  один  общий  им  всем  признак,  соот-

ветствующий  определенному  свойству  испытуемых: если  у  испытуе-
мых есть это свойство (способность, умение, знание), то они справля-

ются с большинством пунктов, если этого свойства нет - то не справ-
ляются. В  некоторых  редких  ситуациях  пункты  могут  отрицательно

коррелировать друг с другом. В этом случае на кривой возникает по-
ложительный эксцесс (рис. 3, в): вся масса эмпирических точек соби-

рается вблизи среднего значения. Такое возможно в двух случаях: 1)
когда ключ составлен неверно -объединены при подсчете отрицатель-

но  связанные  признаки, которые  обусловливают  взаимоуничтожение

баллов; 2) когда испытуемые применяют, разгадав направленность оп-
росника, специальную тактику «медианного балла» - искусственно ба-

лансируют  ответы «за» и «против» одного  из  полюсов  измеряемого
качества.

Итак, когда в качестве единственного эталона измерения психо-

диагностами  рассматривается  сам  тест, то  в  качестве  меры  измеряе-

мого  свойства  выступает  положение  балла  на  кривой  распределения.
Применяется  процентильная  шкала. В  качестве  универсальной  меры,

пригодной  для  разных (по  своей  качественной  направленности  и  ко-

личеству  пунктов) тестов, используется «процентильная  мера». Про-
центилъ — процент  испытуемых  из  выборки  стандартизации, которые

получили  равный  или  более  низкий  балл, чем  балл  данного  испы-
туемого. Таким образом, в качестве источника данной меры выступает

нормативная выборка (выборка стандартизации), на которой построе-
но нормативное распределение тестовых баллов. Процентильные шка-

лы лежат в основе всех традиционных шкал, применяемых в тестоло-
гии (Т-очки MMPI, баллы IQ, стены 16 PF и др.).


background image

83

Подчеркнем, что с точки зрения теории измерений, процентиль-

ные шкалы относятся к порядковым шкалам: они дают информацию о

том, у кого из испытуемых сильнее выражено измеряемое свойство, но
не позволяют говорить о том, во сколько раз сильнее. Для того чтобы

строить на базе таких шкал количественный прогноз, нужно повысить
уровень  измерения (популярное  изложение  представлений  о  теории

измерений  см. в  книге: Клигер  С. А. и  др., 1978). Переход  к  шкалам
интервалов  производят  либо  на  базе  эмпирического  распределения,

либо  на  базе  произвольной  модели  теоретического  распределения. В
абсолютном большинстве случаев в роли такой теоретической модели

оказывается  модель  нормального  распределения (хотя  в  принципе

может быть использована любая модель).

В целом кроме статистических, процентильных шкал следует от-

личать нередко используемые в дифференциальной психометрике еще
2 вида шкал (и соответственно 2 вида тестовых норм). Это, во-первых,

то, что можно условно назвать «абсолютными тестовыми нормами» —
в роли шкалы для вынесения диагноза выступает сама шкала «сырых»

очков, во-вторых, «критериальные» тестовые  нормы. Применение  та-
ких  норм  можно  считать  оправданным  в  двух  случаях: 1) когда  сама

тестовая «сырая» шкала  имеет  практический  смысл (например, сту-
дент, изучающий иностранный язык, должен знать как можно больше

слов этого языка, и сырой показатель лексического теста имеет прак-

тический смысл); 2) когда сырой балл по тесту в результате эмпириче-
ских  исследований  связывается  с  заданной  вероятностью  успешности

какой-либо практической деятельности (вероятность успеха «критери-
альной» деятельности, каковой для упомянутого выше примера может

быть синхронный перевод монолога в течение 30 минут).

Процентильная  нормализация  шкалы. Выше  Показано, что  нор-

мальность  распределения  достигается  искусственным  подбором  пун-
ктов теста с заданными статистическими свойствами: Опишем еще ряд

процедур, которые  также  широко  используются  для  искусственной

нормализации.

1. Нормализация пунктов. Ключ для данного пункта корректиру-

ется  на  базе  нормальной  модели. Если  среди  нормативной  выборки  с
данным  заданием  справились  только 16 % испытуемых, то  данному

пункту  на интервальной  шкале «трудности» (при  условии  априорного


background image

84

принятия  нормальной  модели  с  параметрами  М  =  0  и  а  =  1)  соот-

ветствует значение +1 (см. график в книге: Анастазй А., 1982, с. 181).

Если  справились 75 % испытуемых, то  балл  пункта  на  сигма-шкале
равен-0,67. В  результате  суммирования  по  пунктам  баллов, скоррек-

тированных нормализацией, суммарные баллы лучше приближаются к
нормальному распределению.

2.  Нормализация распределения суммарных баллов (или интер-

вальная  нормализация). В  этом  случае  по  таблице  нормального  рас-

пределения (нормального  интеграла) производится  переход  от  про-
центильной  шкалы  к  сигма-шкале: используется  функция, обратная

интегральной, - от  ординаты  производится  переход  к  абсциссе  нор-

мального распределения.

Рис. 4. Преобразование процентильной шкалы (по оси X)

в нормализованную сигма-шкалу (по оси Y)

На  рис. 4 дана  условная  графическая  иллюстрация  этого  пере-

хода (кривая, обратная  традиционной S-образной  интегральной  кри-
вой нормального распределения).

Приведем  пример  интервальной  нормализации (табл. 3). Пусть

строка X содержит  сырые  баллы (не  нормализованные) по  тесту, по-

лученные  простым  подсчетом  правильных  ответов.  В  строке  Р  -  час-
тоты  встречаемости  сырых  баллов  в  выборке  из  62  испытуемых.  В

строке F - кумулятивные частоты:

i

F

 =

å

=

i

j

ji

P

1

. В строке F* - кумулятив-

ные  баллы:

i

i

i

P

F

F

2

1

*

-

=

. В  строке PR - процентильные  ранги:


background image

85

n

F

PR

i

i

/

100

*

×

=

.  В  строке  σ  даются  нормализованные  баллы,  по-

лученные из соответствующих процентильных рангов по таблицам, а -
оценки часто называются в зарубежной литературе также z-оценками.

Таблица 3

X

P
F

F

*

PR

σ

3

2
2

1
1,6

-

2,1

4

18
20

11
17,7

-0,9

5

13
33

26,5
42,7

-0,2

6

8
41

37
59,7

0,2

7

10
51

46
74,2

0,6

8

6
57

54
87,1

1,1

Трудность, с  которой  сталкиваются  начинающие  при  использо-

вании интервальной нормализации, состоит в том, что обычные стати-
стические таблицы не приспособлены для психометрики: нужно отыс-

кивать значение процентильного ранга внутри таблицы, а соответству-
ющую сигма-оценку – с  краю. Для  облегчения  ориентации  приведем

фрагмент таблицы соответствий PR, а и стенов (табл. 4):

Таблица 4

PR
σ

стен

99
2,33

10

95
1,64

10

90
1,28

9

85
1,04

8

80
0,84

8

75
0,68

7

70
0,52

6,5

PR
σ

стен

50
0,0

5,5

45
-

0,13

5

40
-

0,25

35
-

0,39

4,5

30
-

0,52

4

25
-

0,68

4

20
-

0,84

В обычных таблицах из соображений симметрии даны лишь зна-

чения для PR > 50. Для PR < 50 соответствующие значения находятся

из тех же таблиц σ = ψ

-1

(1- PR/100). Например, для PR =35 мы нахо-

дим 1 - PR/100 = 1 - 0,35 = 0,65, затем - по табл. ψ

  -1

= 0,39 и берем

это значение с отрицательным знаком -0,39. Для нормализации удобно
пользоваться графическим методом (нормальной бумагой, стандартной

5-образной кривой и т. п.).

В результате нормализации интервалы между исходными сыры-