ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8539
Скачиваний: 53
21
деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как
этот диагноз будет использован клиентом.
Хотя и не существует жесткого соответствия между характером
задачи и психодиагностическим методом, все же можно отметить неко-
торую предпочитаемость тех или иных методов в конкретных случаях.
Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегическую»
информацию о клиенте, т. е. обеспечивать более или менее долго-
срочный прогноз, они также должны позволять соотнесение обследуе-
мого с другими людьми, т. е. предполагать стандартизацию. Поэтому в
данных ситуациях наиболее часто употребляются объективные тесты и
тесты-опросники, причем последние иногда основаны не на психо-
логических категориях, а на категориях (системе понятий) заказчика.
Таковы, например, известный Миннесотский многофакторный лич-
ностный опросник и его модификации.
В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулирова-
ние тактики практической работы самого психолога, соотнесение с
«нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идео-
графические техники, проективные и диалогические методы.
В ситуации 4 главное требование к методам - легкость перевода
получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого.
Этому условию удовлетворяет, например, тест 16PF Р. Кеттелла,
но плохо соответствует MMPI, диагностические описания которого рас-
считаны на психиатра.
1.4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИКА
Термин «дифференциальная психометрика» в данной книге обо-
значает науку о дифференциально-психологических измерениях. Диф-
ференциальную психометрику целесообразно отличать от «общей пси-
хометрики» (Михалевская М. Б., Измайлов Ч. А., 1983). Общая психо-
метрика имеет дело с задачами измерения психологических ха-
рактеристик стимула, в частности, моделирует общепсихологические
(справедливые для всех людей) функциональные зависимости между
свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций. В психо-
физике речь идет об установлении соответствий между физическими
характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощу-
22
щений (сенсорная психофизика в социально-психологических из-
мерениях устанавливается соответствие между рядами социальных
объектов (например, разные виды рекламируемых товаров) и опреде-
ленными психическими реакциями (например, на континууме от
«очень нравится» до «очень не нравится»). В дифференциальной пси-
хометрике числовые значения (ранги, категориальные шкальные зна-
чения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная
психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между
людьми в качественном и количественном составе психических
свойств, каковыми являются способности, отдельные когнитивные
функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установ-
ки, оценки и самооценки, способы психического самосохранения (пси-
хической защиты) и т. п.
По отношению к психодиагностике и дифференциальной психо-
логии психометрика выступает в статусе технолого-методической дис-
циплины: она обосновывает требования, которым должны удов-
летворять измерительные психодиагностические методы, обосновы-
вает процедуры их разработки и применения.
Основываясь на введенном выше основании классификации, со-
временные методы психодиагностики условно можно разделить на две
категории: 1) стандартизованные, измерительные методы (будем на-
зывать их в дальнейшем «тесты»), 2) экспертные методы, или методы
понимания (по традиции, они часто фигурируют под названием «кли-
нические методы»). К первым относятся объективные тесты и стандар-
тизованный самоотчет, ко вторым - проективные и диалоговые мето-
ды. В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно
строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обес-
печивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной
точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к
группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.
Экспертные методы в большей степени рассчитаны на професси-
ональный опыт, психологическую интуицию самого психодиагноста.
Эти методы оказываются незаменимыми везде, где не разработаны
(или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказы-
ваются более эффективными по отношению к психическим явлениям,
плохо поддающимся объективации (субъективные переживания лич-
23
ностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрез-
вычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фикси-
рованную операциональную модель (динамика целей, состояний, на-
строений, многоплановых отношений в группе). Если их применяет
эксперт высокой квалификации, они оказываются более надёжным
средством в случае индивидуальной диагностики. Кроме того, не сле-
дует забывать, что глубокий экспертный анализ - необходимый пер-
вичный этап в разработке всякой стандартизованной процедуры. По
мере стандартизации экспертные методы также подлежат количест-
венному обоснованию (Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., 1980).
Достоинства измерительных методов: объективный характер
процедуры, возможность перепроверки - обеспечиваются не автомати-
чески, а благодаря выполнению психометрических требований -тре-
бований репрезентативности, надежности, валидности (включая дос-
товерность). Краткие определения: репрезентативность -соответствие
тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той попу-
ляции, на которой применяется тест; надежность - точность и устой-
чивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих слу-
чайных факторов; валидность - соответствие методики измеряемому
концепту. Если эти требования не выполнены, то использование тес-
тов - ничуть не менее произвольная процедура, чем стихийное «вчув-
ствование» эксперта в испытуемого. Более того, в этом случае резуль-
тат оказывается в нелепой зависимости от комплекса случайных и по-
бочных обстоятельств; психодиагност в своем отношении к тесту упо-
добляется фаталисту, склонному уповать на жребий и выразившееся в
нем «провидение» (при отсутствии каких-либо разумных доводов в
пользу того или иного решения). Опасны не тесты сами по себе, а их
использование без теории и без психометрики, когда стандартная
процедура выполняет фактически лишь роль глухого забора, отгора-
живающего психодиагноста от реального испытуемого. В этом случае
тест служит источником иллюзорного впечатления о возможности ос-
вобождения психолога от необходимости наблюдения за весьма ин-
формативными признаками поведения испытуемого, его манерами,
способами работы над заданиями и т. п.
Знание психометрики дает психологу необходимую критичность
в понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений,
24
которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, те-
ста, опросника, системы задач и т. п.
Специфика психодиагностических процедур, по сравнению с
обычными физическими измерениями, заключается в том, что здесь
сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измерения,
более того, рождается в этом взаимодействии, зависит от его характе-
ристик и «портится», если эти характеристики меняются. В физичес-
ких измерениях объект в значительных пределах пассивен и не влияет
со своей стороны на физический прибор. Человек, напротив, всегда
активен и может применять такую тактику, которую психодиагност при
разработке методики вовсе не предусматривал. Диапазон «срабатыва-
ния» теста довольно узок и фактически сводится к той популяции, на
которой происходила эмпирико-статистическая разработка теста,
обеспечивающая его надежность, валидность, репрезентативность тес-
товых норм. Узость этого диапазона можно сравнить со свойствами
пружинного динамометра из мягкого металла: достаточно тяжелый
груз, выходящий по весу за допустимые пределы, порождает в пружи-
не необратимые деформации и нарушает изометричность шкалы.
Для корректного применения- теста на новой популяции или в
новых целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации тес-
тирования) психолог должен провести серию предварительных психо-
метрических экспериментов, направленных на перепроверку надеж-
ности, валидности и репрезентативности теста в новых условиях. Пе-
ренесение теста с одной популяции на другую без проверки как мини-
мум однородности распределения тестовых баллов (устойчивости тес-
товых норм) может приводить к серьезным диагностическим ошибкам
или к непроизводительным затратам на бесполезную пси-
ходиагностику. К серьезным ошибкам может привести попытка про-
гноза по результатам теста, не проверенного на прогностическую ва-
лидность, - в этом случае психолог должен ограничиться лишь теку-
щим диагнозом.
Строгое следование требованиям психометрики особенно необ-
ходимо при переносе тестов, разработанных за рубежом. В условиях
недостаточной разработки отечественных методик многие психологи
склонны рассматривать в качестве готовых зарубежные методики, то-
гда как реальные языковые и социокультурные различия бывают
25
столь сильными, что полная эмпирическая адаптация зарубежной ме-
тодики по своему объему не уступает разработке оригинальной мето-
дики. Это прежде всего относится к шкалам ценностных ориентации, к
характерологическим опросникам и другим личностным тестам. В дан-
ной книге читатели познакомятся с процедурами, позволяющими про-
верить эмпирическую корректность тестовых диагностических шкал.
Для того чтобы убедиться в пригодности того или иного зарубежного
теста, психолог должен уметь повторить процедуру, с помощью кото-
рой конструировался и обосновывался этот тест его авторами. Если
при конструировании многомерного теста использовался факторный
анализ, то нельзя считать адаптированным тест, прошедший проверку
только на устойчивость тестовых норм; нужно обязательно перепрове-
рить устойчивость самих тестовых шкал (т. е. повторить факторный
анализ).
1.5. НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ РАЗРАБОТЧИКАМ И
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Развертывание практической работы психологов в различных
сферах производства, медицины, образования, требующих примене-
ния психодиагностических методик, остро ставит вопрос о норма-
тивном регулировании подобной практики. Речь идет о системе конк-
ретных требований к разработчикам и пользователям методик.
До недавнего времени практическое и исследовательское при-
менение методик плохо разграничивалось, это замедлило выработку
свода нормативных предписаний (стандартов) к практическому ис-
пользованию тестов и нестандартизованных процедур. Требуется ко-
ренным образом изменить такое положение, когда нормативное регу-
лирование отстает от реальной практики: нормативное регулирование
должно сопровождаться выработкой такой системы правил, которая бы
опережала практику, задавала ей ориентиры, перспективы на буду-
щее. Ниже приведен возможный проект некоторой разумной, с точки
зрения авторов, системы правил и ориентиров на будущее
1
.
Требования к психодиагностической литературе и методическим
1
При разработке этого проекта авторы использовали материалы из кн. Professional Psichologist
Handbook/Ed, by B. D. Sales. N. Y,-London, 1983.