ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8396
Скачиваний: 53
416
мооценки здоровых и больных неврозом показало значимые различия
по параметрам «уровень» и «устойчивость» самооценки (р= 0,001).
Надежность процедуры ранжирования по отношению к выбран-
ному стимульному материалу проверялась сравнением данных, по-
лученных с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных
методом парного сравнения для конкретного испытуемого в рамках
одной экспериментальной серии. Коэффициент ранговой корреляции
между этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение
для десяти стимулов равно 0,69). Это означает, что ранжирование яв-
ляется достаточно надежной процедурой для данного набора объек-
тов.
Данные о валидности и надежности методики подтверждаются
также исследованием самооценки психических и физических качеств у
здоровых людей и людей с суицидальным поведением. Ценность и са-
мооценка физических качеств у суицидентов значительно снижены
(различия по X
2
значимы на 0,001 уровне). Сниженным оказывается у
них и общий уровень самоприятия: г = 0,72 у здоровых людей и г =
0,38 - у суицидентов (Дорожевец А. Н., 1982). Однако вопреки ожида-
ниям уровень самоприятия оказывается достаточно высоким у женщин
- транссексуалов, стремящихся к изменению пола хирургическим пу-
тем (г = 0,43).
Сопоставление данных, полученных при апробации методики в
разных клинических группах, поднимает вопрос о том, каков вклад
каждой из составляющей эмоционально-ценностного отношения к себе
в общий уровень самоприятия человека. В частности, представляется
необходимой проверка гипотезы о более тесной связи самоприятия и
симпатии, чем самоприятия и самоуважения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы надеемся, что психологи, профессионально связанные с пси-
ходиагностикой, смогут извлечь из публикуемой книги пользу для сво-
ей научной или практической деятельности.
Мы также надеемся, что те психологи, которые профессиональ-
но не связаны с психодиагностикой, придут к выводам, сходным с те-
ми, которые приведены ниже.
417
Психодиагностика, при всем ее несовершенстве, - серьезная
наука.
Тесты, опросники, шкалы - это не забавные шарады, которые
приятно отгадывать в свободное время, а диагностические инструмен-
ты, используемые в науке и практике.
Использование диагностического инструмента требует глубокого
понимания природы выявляемых характеристик, сути научных споров,
как правило, сопровождающих исследование этих характеристик.
Тот, кто использует диагностический инструмент в практических
целях или как средство измерения в научных целях, обязан знать, что
именно выявляет (измеряет) данный инструмент и каким способом ус-
тановлена его валидность.
Подвергая человека обследованию, необходимо знать, какие
психические процессы актуализируются в диагностической процедуре
и какие факторы, способные изменить результаты, влияют на поведе-
ние в ситуации обследования.
Пользователь учитывает при интерпретации надежность инстру-
мента, характер выборки, на которой получены нормативные данные,
и возможность сопоставления с ними данных «своего» обследуемого.
Сообщением некоторых диагностических сведений (даже в том
случае, когда они носят внешне невинный характер), неподготовлен-
ным людям или в неквалифицированной форме можно нанести серь-
езный вред тем, кого касается эта информация, или третьим лицам.
Мы искренне надеемся, что эта книга поможет избежать крайно-
стей: огульного отрицания психодиагностических методов, столь же
вредной их фетишизации или даже фатализации, несерьезного отно-
шения к ним.
В книге особо подчеркивается тезис о недопустимости передачи
профессиональных психодиагностических методик неспециалистам
(врачам, учителям, спортивным тренерам и т. д.), если последние не
получили специальной и основательной подготовки. К сожалению,
примеры недооценки этого тезиса существуют и в современной оте-
чественной психодиагностической литературе.
Просматривая уже законченную работу, всегда можно найти
упущения и недоделки. Не является исключением и данная книга. Од-
ним из таких недостатков является, на наш взгляд, отсутствие в книге
418
систематического раздела, посвященного принципам составления ди-
агностических батарей, проведения обследования и подготовки диаг-
ностических заключений. Отчасти такое положение может быть оп-
равдано тем, что планирование диагностического обследования, фор-
ма интерпретации и заключение зависят от конкретной диагности-
ческой задачи и специальной области психодиагностики, т. е. должны
рассматриваться соответствующими специальными (частными) пси-
ходиагностиками. Примеры таких диагностических батарей и заклю-
чений приводятся в литературе. Однако это не снимает необходимости
обсуждения общих закономерностей планирования диагностического
обследования, его проведения, интерпретации и сообщения ре-
зультатов. Эти упущения мы постараемся исправить в последующих
публикациях.
ЛИТЕРАТУРА
Абаев Н. В. Архаичные формы религиозной теории и практики //
Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. - Но-
восибирск, 1980. -С. 15-27.
Айзенк Г. Проверьте свои способности. - М, 1972. - 121 с.
Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. -М.,
1982. -199 с.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет незнания. - Л., 1968. - 338 с.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - Л.,
1977.-380 с.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труда!. -М., 1980. Т.
1-2.-512 с.
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гу-
ревича, В. И. Лубовского. - М., 1982.
Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980. - 416 с.
Андреева Г. М., Богомолова Н. А., Петровская Л. А. Современная
социальная психология на Западе. - М., 1978. - 272 с.
Акимова М. К., Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П.
Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового
возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения
и воспитания. - М., 1984. - С. 23-35.
Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в пси-
419
хологии. М., 1975.-С. 148-151.
Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М Метод исследования
уровня субъективного контроля// Психол. журнал, 1983. Т. 5. № 3. -С.
152-162.
Бажин Е. Ф,, Корнеева Т. В., Эткинд А. М. Исследование образ-
ного уровня восприятия эмоций // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 4. -С.
81-84.
Басилов В. Н. Избранники духов. - М., 1984. - 208 с.
Белая И. И. Методика Роршаха и ее применение при исследова-
нии больных эпилепсией: Методические рекомендации. - М., 1978. -
75с.
Белый Б. И. Тип переживания в тесте Роршаха и функциональ-
ная асимметрия мозга // Психол. журнал. - 1981. Т. 2. № 4.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика мно-
гостороннего исследования личности (в клинической медицине, в пси-
хогигиене). — М., 1976. - 176 с.
Берзин Э. О. Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках. -М., 1982. -
332с.
Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии ак-
тивности. - М., 1966. - 349 с.
Беспалько И. Г. Статистические и клинико-диагностические ас-
пекты категории локализации в методе Роршаха // Психологические
методы исследования личности в клинике. -1978. Т. 27. - С. 104-113.
Беспалько И. Г., Гшъяшева И. Н. Проективные методы // Методы
психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983. - С.
116-144.
Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы
экспертных оценок. — М., 1980. — 263 с.
Битинас В. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогичес-
кой психологии. - Вильнюс, 1971. - 347 с.
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика ин-
теллекта и личности. - Киев., 1978. - 140 с.
Блонский П. П. К проблеме воспоминания // Ученые записки
Академии коммунистического воспитания. - М., 1930. - С. 93-100.
БодалевА. А. О направлениях и задачах научной разработки
проблемы способностей // Вопр. психологии.- 1984.№ 1.-С. 119-124.
420
Бодалев А. А., Сталин В, В. О задачах в области научно-
психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирова-
ние личности: Сб. научных трудов. - М., 1981. - С. 2-10.
Бодалев А. А., Шорохова Е. В. Психологические проблемы фор-
мирования нового человека // Психол. журнал. - 1983. № 6. - С. 20-
29.,
- Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического
отбора // Психол. журнал. - 1985. № 2. - С. 85-94.
Болдырева В. С. Конвергентная валидность теста юмористичес-
ких фраз (ТЮФ) и Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) //
Вестник МГУ. - 1984. № 4. - С. 74-75.
Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных
шизофренией. - М., 1974. - 160 с.
Бом Э. Руководство по психодиагностике. -М., 1977.
Борисова Е. М. Индивидуальное своеобразие становления про-
фессионала // Психофизиологические вопросы становления профес-
сионала. - М., 1976. - С. 6-17.
Бояршинова Т. Н. К вопросу о психологической диагностике вя-
лотекущей шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии. -
1975. Вып. 11.-С. 1680-1682.
Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки
эмпирических данных. - М., 1983. —464 с.
Брудный А. А. Значение слова и психология противопоставлений
// Семантическая структура слова / Под ред. А. Н. Леонтьева. - М.,
1971.-С. 19-27.
Брунеер Дж. Психология познания. - М., 1977, - 412 с.
Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психоло-
гии.-Киев, 1979.- 175 с.
Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в
психодиагностике: Дипломная работа. - М., 1985.
Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности //
Вопросы психологии. - 1984. №5. - С. 125-131.
Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и чело-
веческий разум. - М., 1982. - 368 с.
Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологи-
ческих исследованиях. -Л., 1970.- 88 с.