Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8037

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

416

мооценки здоровых и больных неврозом показало значимые различия

по параметрам «уровень» и «устойчивость» самооценки (р= 0,001).

Надежность  процедуры ранжирования  по  отношению  к выбран-

ному  стимульному  материалу  проверялась  сравнением  данных, по-

лученных с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных
методом  парного  сравнения  для  конкретного  испытуемого  в  рамках

одной  экспериментальной  серии. Коэффициент  ранговой  корреляции
между этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение

для десяти стимулов равно 0,69). Это означает, что ранжирование яв-
ляется  достаточно  надежной  процедурой  для  данного  набора  объек-

тов.

Данные  о  валидности  и  надежности  методики  подтверждаются

также исследованием самооценки психических и физических качеств у

здоровых людей и людей с суицидальным поведением. Ценность и са-
мооценка  физических  качеств  у  суицидентов  значительно  снижены

(различия по X

2

 значимы на 0,001 уровне). Сниженным оказывается у

них  и  общий  уровень  самоприятия:  г =  0,72  у  здоровых  людей  и  г  =

0,38 - у суицидентов (Дорожевец А. Н., 1982). Однако вопреки ожида-
ниям уровень самоприятия оказывается достаточно высоким у женщин

- транссексуалов, стремящихся  к  изменению  пола  хирургическим  пу-
тем (г = 0,43).

Сопоставление  данных, полученных  при  апробации  методики  в

разных  клинических  группах, поднимает  вопрос  о  том, каков  вклад
каждой из составляющей эмоционально-ценностного отношения к себе

в  общий  уровень  самоприятия  человека. В  частности, представляется
необходимой  проверка  гипотезы  о  более  тесной  связи  самоприятия  и

симпатии, чем самоприятия и самоуважения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы надеемся, что психологи, профессионально связанные с пси-

ходиагностикой, смогут извлечь из публикуемой книги пользу для сво-
ей научной или практической деятельности.

Мы также надеемся, что те психологи, которые профессиональ-

но не связаны с психодиагностикой, придут к выводам, сходным с те-

ми, которые приведены ниже.


background image

417

Психодиагностика, при  всем  ее  несовершенстве, - серьезная

наука.

Тесты,  опросники,  шкалы  -  это  не  забавные  шарады,  которые

приятно отгадывать в свободное время, а диагностические инструмен-

ты, используемые в науке и практике.

Использование диагностического инструмента требует глубокого

понимания природы выявляемых характеристик, сути научных споров,
как правило, сопровождающих исследование этих характеристик.

Тот, кто использует диагностический инструмент в практических

целях или как средство измерения в научных целях, обязан знать, что

именно выявляет (измеряет) данный инструмент и каким способом ус-

тановлена его валидность.

Подвергая  человека  обследованию, необходимо  знать, какие

психические процессы актуализируются в диагностической процедуре
и какие факторы, способные изменить результаты, влияют на поведе-

ние в ситуации обследования.

Пользователь учитывает при интерпретации надежность инстру-

мента, характер выборки, на которой получены нормативные данные,
и возможность сопоставления с ними данных «своего» обследуемого.

Сообщением  некоторых  диагностических  сведений (даже  в  том

случае, когда  они  носят  внешне  невинный  характер), неподготовлен-

ным  людям  или  в  неквалифицированной  форме  можно  нанести  серь-

езный вред тем, кого касается эта информация, или третьим лицам.

Мы искренне надеемся, что эта книга поможет избежать крайно-

стей: огульного  отрицания  психодиагностических  методов, столь  же
вредной  их  фетишизации  или  даже  фатализации, несерьезного  отно-

шения к ним.

В книге особо подчеркивается тезис о недопустимости передачи

профессиональных  психодиагностических  методик  неспециалистам
(врачам, учителям, спортивным  тренерам  и  т. д.), если  последние  не

получили  специальной  и  основательной  подготовки. К  сожалению,

примеры  недооценки  этого  тезиса  существуют  и  в  современной  оте-
чественной психодиагностической литературе.

Просматривая  уже  законченную  работу, всегда  можно  найти

упущения и недоделки. Не является исключением и данная книга. Од-

ним из таких недостатков является, на наш взгляд, отсутствие в книге


background image

418

систематического  раздела, посвященного  принципам  составления  ди-

агностических  батарей, проведения  обследования  и  подготовки  диаг-

ностических  заключений. Отчасти  такое  положение  может  быть  оп-
равдано тем, что планирование диагностического обследования, фор-

ма  интерпретации  и  заключение  зависят  от  конкретной  диагности-
ческой задачи и специальной области психодиагностики, т. е. должны

рассматриваться  соответствующими  специальными (частными) пси-
ходиагностиками. Примеры  таких  диагностических  батарей  и  заклю-

чений приводятся в литературе. Однако это не снимает необходимости
обсуждения  общих  закономерностей  планирования  диагностического

обследования, его  проведения, интерпретации  и  сообщения  ре-

зультатов. Эти  упущения  мы  постараемся  исправить  в  последующих
публикациях.

ЛИТЕРАТУРА

Абаев Н. В. Архаичные формы религиозной теории и практики //

Буддизм  и  средневековая  культура  народов  Центральной  Азии. - Но-

восибирск, 1980. -С. 15-27.

Айзенк Г. Проверьте свои способности. - М, 1972. - 121 с.

Аванесов  В. С. Тесты  в  социологическом  исследовании. -М.,

1982. -199 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет незнания. - Л., 1968. - 338 с.

Ананьев  Б.  Г.  О  проблемах  современного  человекознания.  -  Л.,

1977.-380 с.

Ананьев  Б. Г. Избранные  психологические  труда!. -М., 1980. Т.

1-2.-512 с.

Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гу-

ревича, В. И. Лубовского. - М., 1982.

Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980. - 416 с.
Андреева Г. М., Богомолова Н. А., Петровская Л. А. Современная

социальная психология на Западе. - М., 1978. - 272 с.

Акимова  М. К., Борисова  Е. М., Козлова  В. Т., Логинова  Г. П.

Особенности  умственного  развития  учащихся  старшего  подросткового

возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения
и воспитания. - М., 1984. - С. 23-35.

Артемьева  Е.  Ю.,  Мартынов  Е.  М.  Вероятностные  методы  в  пси-


background image

419

хологии. М., 1975.-С. 148-151.

Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М Метод исследования

уровня субъективного контроля// Психол. журнал, 1983. Т. 5. № 3. -С.
152-162.

Бажин Е. Ф,, Корнеева Т. В., Эткинд А. М. Исследование образ-

ного уровня восприятия эмоций // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 4. -С.

81-84.

Басилов В. Н. Избранники духов. - М., 1984. - 208 с.

Белая И. И. Методика Роршаха и ее применение при исследова-

нии  больных  эпилепсией: Методические  рекомендации. - М., 1978. -

75с.

Белый Б. И. Тип  переживания  в  тесте  Роршаха  и функциональ-

ная асимметрия мозга // Психол. журнал. - 1981. Т. 2. № 4.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика мно-

гостороннего исследования личности (в клинической медицине, в пси-

хогигиене). — М., 1976. - 176 с.

Берзин  Э.  О.  Юго-Восточная  Азия  в XIII-XVI  веках.  -М.,  1982.  -

332с.

Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии ак-

тивности. - М., 1966. - 349 с.

Беспалько  И. Г. Статистические  и  клинико-диагностические  ас-

пекты  категории  локализации  в  методе  Роршаха // Психологические

методы исследования личности в клинике. -1978. Т. 27. - С. 104-113.

Беспалько И. Г., Гшъяшева И. Н. Проективные методы // Методы

психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983. - С.
116-144.

Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы

экспертных оценок. — М., 1980. — 263 с.

Битинас В. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогичес-

кой психологии. - Вильнюс, 1971. - 347 с.

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика ин-

теллекта и личности. - Киев., 1978. - 140 с.

Блонский  П. П. К  проблеме  воспоминания // Ученые  записки

Академии коммунистического воспитания. - М., 1930. - С. 93-100.

БодалевА. А. О  направлениях  и  задачах  научной  разработки

проблемы способностей // Вопр. психологии.- 1984.№ 1.-С. 119-124.


background image

420

Бодалев  А.  А.,  Сталин  В,  В.  О  задачах  в  области  научно-

психологического  обеспечения  службы  семьи // Семья  и  формирова-

ние личности: Сб. научных трудов. - М., 1981. - С. 2-10.

Бодалев А. А., Шорохова Е. В. Психологические проблемы фор-

мирования  нового  человека  //  Психол.  журнал.  -  1983.  №  6.  -  С.  20-
29.,

-   Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического

отбора // Психол. журнал. - 1985. № 2. - С. 85-94.

Болдырева  В. С. Конвергентная  валидность  теста  юмористичес-

ких  фраз (ТЮФ) и  Тематического  Апперцептивного  Теста (ТАТ) //

Вестник МГУ. - 1984. № 4. - С. 74-75.

Болдырева  С.  А.  Рисунки  детей дошкольного  возраста,  больных

шизофренией. - М., 1974. - 160 с.

Бом Э. Руководство по психодиагностике. -М., 1977.
Борисова  Е. М. Индивидуальное  своеобразие  становления  про-

фессионала // Психофизиологические  вопросы  становления  профес-
сионала. - М., 1976. - С. 6-17.

Бояршинова Т. Н. К вопросу о психологической диагностике вя-

лотекущей  шизофрении // Журнал  невропатологии  и  психиатрии. -

1975. Вып. 11.-С. 1680-1682.

Браверман  Э. М., Мучник  М. Б. Структурные  методы  обработки

эмпирических данных. - М., 1983. —464 с.

Брудный А. А. Значение слова и психология противопоставлений

//  Семантическая  структура  слова  /  Под  ред.  А.  Н.  Леонтьева.  -  М.,

1971.-С. 19-27.

Брунеер Дж. Психология познания. - М., 1977, - 412 с.

Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психоло-

гии.-Киев, 1979.- 175 с.

Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в

психодиагностике: Дипломная работа. - М., 1985.

Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности //

Вопросы психологии. - 1984. №5. - С. 125-131.

Вейценбаум  Дж. Возможности  вычислительных  машин  и  чело-

веческий разум. - М., 1982. - 368 с.

Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологи-

ческих исследованиях. -Л., 1970.- 88 с.