ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8395
Скачиваний: 53
411
высокая положительная корреляция между последним и одним из пер-
вых трех выборов указывает на осознание себя индивидом «хоро-
шим», «нервным» или «доминирующим». Похожая процедура в даль-
нейшем использовалась в исследованиях нарушения мышления при
шизофрении (Bannister D., Fransella F., 1966). По классификации про-
ективных методик тесты подобного типа условно относятся к мето-
дикам эмоционального выбора (Semeonoff В., 1976), вместе с тем
включение психометрической процедуры отличает их от традиционных
проективных техник.
Методика косвенного измерения системы самооценок (КПСС)
создана на основе синтеза проективного и психосемантического под-
ходов к диагностике личности. Так, использование косвенной (про-
ективной) процедуры позволяет избежать феноменов социальной же-
лательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуемые
или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все тра-
диционные проективные методики, эта процедура сама по себе спо-
собна диагностировать самооценку лишь в самом общем виде. Пси-
хосемантические методы, широко используемые в настоящее время
как в нашей стране, так и за рубежом, позволяют исследовать само-
оценку более дифференцированно с учетом ее внутренней структуры
и ее связи с самосознанием личности. Различные модификации мето-
дики семантического дифференциала, субъективного шкалирования,
техника репертуарных матриц вводят исследования самооценки в кон-
текст более широкого исследования индивидуального сознания лич-
ности, его когнитивной составляющей и эмоционально-ценностного
отношения к себе.
Благодаря замене процедуры прямого шкалирования «Я» на
косвенную оценку посредством шкалирования схематических изобра-
жений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а под-
линно переживаемая самооценка. Таким образом, оригинальная ме-
тодика КИСС в сравнении с другими известными приемами диагнос-
тики самооценки обладает рядом преимуществ:
1. КИСС не только измеряет уровень частных самооценок, но и
позволяет реконструировать целостную систему самооценок Человека,
а также иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов.
2. КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не
412
только в сравнении «Я» с групповыми нормативными стандартами, но
также и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал само-
оценки.
3. Кроме частных самооценок методика КИСС способна выяв-
лять глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к
своему «Я» - уровень самоприятия.
В качестве стимульного материала используются схематические
изображения человеческого лица из которых исключен рот, так как
эксперименты показали, что рисунок линии рта может давать систе-
матический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам.
В качестве процедуры используется ранжирование изображения
лиц по параметрам, задаваемым экспериментатором. Испытуемому
предлагается, ознакомившись предварительно с десятью карточками
(количество, большее объема кратковременной памяти, но достаточно
небольшое, чтобы испытуемый не мог «потеряться в материале»), раз-
ложить их в ряд по степени убывания «приятности». После чего его
просят описать первое и последнее изображения. Эти описания фик-
сируются экспериментатором. Затем, перемешав карточки, экспери-
ментатор предлагает испытуемому разложить их по параметрам «ум»,
«доброта» и т. д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается
всем испытуемым («ум», «здоровье», «доброта»), а другая часть пред-
лагается экспериментатором на основе тек качеств, которые испытуе-
мый назвал при описании первой и последней карточек. После чего
испытуемому предлагается разложить карточки по «похожести на се-
бя».
Инструкция испытуемому.
«Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со
схематическими изображениями лиц. Разложите карточки в ряд так,
чтобы слева была та, которая нравится Вам больше всего, справа -
меньше всего, а между ними карточки лежали бы в порядке убывания
приятности.
Опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая
понравилась Вам больше всего.
А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке,
которая понравилась Вам меньше всего,
Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та. на которой
413
изображено самое умное лицо, справа - та, на которой изображено са-
мое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания
«ума» лиц, которые на них изображены».
Обработка результатов
По формуле
)
1
2
(
2
6
1
-
-
=
å
n
n
i
d
p
подсчитывается коэффициент ран-
говой корреляции между:
- ранжировкой «нравится» и ранжировками по остальным пара-
метрам («ум», «доброта» и т. д.);
- ранжировкой «похожесть на себя» и ранжировками по осталь-
ным параметрам;
- ранжировкой «нравится» и ранжировкой «похожесть на себя».
Предполагается, что:
а) первый ряд коэффициентов даст некоторую шкалу ценностей
данного испытуемого;
б) второй ряд коэффициентов даст шкалу реальных самооценок
по ранжируемым параметрам;
в) последний коэффициент будет характеризовать общий уро-
вень самоприятия. Действительно, если предположить, что какой-то
испытуемый разложил по параметру «нравится» карточки в следую-
щем порядке:
12345678910, по параметру «доброта» в том же порядке:
12345678910, а по параметру «ум» в противоположном:
10987654321,
то естественно сделать предположение о том, что испытуемый
ценит доброту в гораздо большей степени, чем ум.
Предположим также, что один испытуемый разложил карточки
по параметру «нравится» в следующем порядке:
12345678910,
а по параметру «похожесть на себя» — в противоположном:
1098765432 1.
А другой испытуемый и по параметру «нравится», и по парамет-
ру «похожесть на себя» разложил карточки в одном и том же порядке.
Можно предположить, что первый испытуемый «принимает се-
бя» в гораздо меньшей степени, чем второй.
414
Продолжая эксперимент, предположим, что у какого-то испытуе-
мого мы получили следующие ранжировки: «похожесть на себя»:
.12345678910,
«ум»:............................12345678910,
«доброта»:...................10987654321.
Такой результат позволяет предположить, что данный испытуе-
мый оценивает себя по параметру «доброта» иначе, чем по параметру
«ум».
Итак, после проведения эксперимента мы получаем результаты,
которые удобно представить в виде графика (рис. 37).
Рис. 37. Параметры методики КИСС
Слева помещают коэффициенты, отражающие ценность данного
параметра для испытуемого (т. е. коэффициент ранговой корреляции
между ранжировкой «нравится» и ранжировками по остальным пара-
метрам).
Справа помещают коэффициенты, отражающие самооценку ис-
пытуемого по этим качествам (т. е. коэффициенты корреляции между
ранжировкой «похожесть на себя» и ранжировками по остальным па-
раметрам).
Горизонтальной чертой отмечают уровень сампоприятия данного
испытуемого (т. е. коэффициент корреляции между ранжировками
«нравится» и «похожесть на себя»).
Рис. 38. Графическое изображение индивидуальной об-
работки КИСС
415
Как видно из рис. 38, методика КИСС позволяет судить не толь-
ко об общем принятии себя и частных самооценках данного испытуе-
мого, но и о том, насколько значима данная самооценка для принятия
себя, насколько данное качество ценится испытуемым.
Очевидно, что для того, чтобы получить наиболее полную ин-
формацию об определенной группе испытуемых, методику можно из-
менить таким образом, чтобы она отражала специфические цели ис-
следования данной группы.
Например, при исследовании так называемых трудных подрост-
ков можно изучить сферу «социального Я», задавая категории типа «Я
такой, каким меня видят окружающие», «Каким я хотел бы быть» и т.
п.
При исследовании отношений супругов можно предложить жене
разложить карточки, «встав на точку зрения мужа» по отношению к
ней самой себе, а потом предложить сделать то же самое мужу. Это
дает возможность получить «отраженное отношение к себе».
Оценка валидности и надежности методики КИСС
Оценка конструктнойы валидности методики КИСС основана на
предположении о возможности воспроизведения реальной деятель-
ности самооценивания с помощью этой методики. Доказано, что срав-
нение схематических изображений является основной составляющей
процесса самооценивания, так же как выбор шкал, по которым про-
исходит ранжирование, отражает реальный процесс оценки себя и
других людей (Федотова Е. О., 1985). Проверка эмпирической валид-
ности методики КИСС была осуществлена на 50 испытуемых: 20 пси-
хически здоровых лицах и 30 больных неврозом. Сопоставление са-