Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8395

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

411

высокая положительная корреляция между последним и одним из пер-

вых  трех  выборов  указывает  на  осознание  себя  индивидом  «хоро-

шим», «нервным» или «доминирующим». Похожая  процедура  в  даль-
нейшем  использовалась  в  исследованиях  нарушения  мышления  при

шизофрении (Bannister D., Fransella F., 1966). По классификации про-
ективных  методик  тесты  подобного  типа  условно  относятся  к  мето-

дикам  эмоционального  выбора (Semeonoff В., 1976), вместе  с  тем
включение психометрической процедуры отличает их от традиционных

проективных техник.

Методика  косвенного  измерения  системы  самооценок (КПСС)

создана  на  основе  синтеза  проективного  и  психосемантического  под-

ходов  к  диагностике  личности. Так, использование  косвенной (про-
ективной) процедуры  позволяет  избежать феноменов  социальной  же-

лательности  в  самопрезентации, вскрывает  не  вполне  вербализуемые
или  неосознаваемые  аспекты  самооценки, однако, как  и  все  тра-

диционные  проективные  методики, эта  процедура  сама  по  себе  спо-
собна  диагностировать  самооценку  лишь  в  самом  общем  виде.  Пси-

хосемантические  методы, широко  используемые  в  настоящее  время
как  в  нашей  стране, так  и  за рубежом, позволяют  исследовать  само-

оценку  более  дифференцированно  с  учетом  ее  внутренней  структуры
и  ее  связи  с  самосознанием  личности. Различные  модификации  мето-

дики  семантического  дифференциала, субъективного  шкалирования,

техника репертуарных матриц вводят исследования самооценки в кон-
текст  более  широкого  исследования  индивидуального  сознания  лич-

ности, его  когнитивной  составляющей  и  эмоционально-ценностного
отношения к себе.

Благодаря  замене  процедуры  прямого  шкалирования «Я» на

косвенную  оценку  посредством  шкалирования  схематических  изобра-

жений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а под-
линно  переживаемая  самооценка. Таким  образом, оригинальная  ме-

тодика  КИСС  в  сравнении  с  другими  известными  приемами  диагнос-

тики самооценки обладает рядом преимуществ:

1.  КИСС не только измеряет уровень частных самооценок, но и

позволяет реконструировать целостную систему самооценок Человека,
а также иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов.

2.    КИСС  дает  возможность  выявлять  самооценку  индивида  не


background image

412

только в сравнении «Я» с групповыми нормативными стандартами, но

также и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал само-

оценки.

3.    Кроме  частных  самооценок  методика  КИСС  способна  выяв-

лять  глобальное  эмоционально-ценностное  отношение  индивида  к
своему «Я» - уровень самоприятия.

В  качестве  стимульного материала  используются  схематические

изображения  человеческого  лица  из  которых  исключен  рот, так  как

эксперименты  показали, что  рисунок  линии  рта  может  давать  систе-
матический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам.

В качестве процедуры используется ранжирование изображения

лиц  по  параметрам, задаваемым  экспериментатором. Испытуемому
предлагается, ознакомившись  предварительно  с  десятью  карточками

(количество, большее объема кратковременной памяти, но достаточно
небольшое, чтобы испытуемый не мог «потеряться в материале»), раз-

ложить  их  в  ряд  по  степени  убывания «приятности». После  чего  его
просят  описать  первое  и  последнее  изображения. Эти  описания  фик-

сируются  экспериментатором. Затем, перемешав  карточки, экспери-
ментатор предлагает испытуемому разложить их по параметрам «ум»,

«доброта» и т. д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается
всем испытуемым («ум», «здоровье», «доброта»), а другая часть пред-

лагается экспериментатором на основе тек качеств, которые испытуе-

мый  назвал  при  описании  первой  и  последней  карточек. После  чего
испытуемому  предлагается  разложить  карточки  по «похожести  на  се-

бя».

Инструкция испытуемому.

«Проверим  Ваше  воображение. Перед  Вами  десять  карточек  со

схематическими  изображениями  лиц. Разложите  карточки  в  ряд  так,

чтобы  слева  была  та, которая  нравится  Вам  больше  всего, справа -
меньше всего, а между ними карточки лежали бы в порядке убывания

приятности.

Опишите  человека, чье  лицо  изображено  на  карточке, которая

понравилась Вам больше всего.

А  теперь  опишите  человека, чье  лицо  изображено  на  карточке,

которая понравилась Вам меньше всего,

Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та. на которой


background image

413

изображено самое умное лицо, справа - та, на которой изображено са-

мое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания

«ума» лиц, которые на них изображены».

Обработка результатов

По  формуле

)

1

2

(

2

6

1

-

-

=

å

n

n

i

d

p

подсчитывается  коэффициент  ран-

говой корреляции между:

- ранжировкой «нравится» и ранжировками по остальным пара-

метрам («ум», «доброта» и т. д.);

- ранжировкой «похожесть на себя» и ранжировками по осталь-

ным параметрам;

- ранжировкой «нравится» и ранжировкой «похожесть на себя».

Предполагается, что:

а) первый ряд коэффициентов даст некоторую шкалу ценностей

данного испытуемого;

б) второй ряд коэффициентов даст шкалу реальных самооценок

по ранжируемым параметрам;

в) последний  коэффициент  будет  характеризовать  общий  уро-

вень  самоприятия. Действительно, если  предположить, что  какой-то
испытуемый  разложил  по  параметру «нравится» карточки  в  следую-

щем порядке:

12345678910, по параметру «доброта» в том же порядке:

12345678910, а по параметру «ум» в противоположном:
10987654321,

то  естественно  сделать  предположение  о  том, что  испытуемый

ценит доброту в гораздо большей степени, чем ум.

Предположим  также, что  один  испытуемый  разложил  карточки

по параметру «нравится» в следующем порядке:

12345678910,

а по параметру «похожесть на себя» — в противоположном:
1098765432 1.

А другой испытуемый и по параметру «нравится», и по парамет-

ру «похожесть на себя» разложил карточки в одном и том же порядке.

Можно  предположить, что  первый  испытуемый «принимает  се-

бя» в гораздо меньшей степени, чем второй.


background image

414

Продолжая эксперимент, предположим, что у какого-то испытуе-

мого  мы  получили  следующие  ранжировки: «похожесть  на  себя»:

.12345678910,

«ум»:............................12345678910,

«доброта»:...................10987654321.
Такой  результат  позволяет  предположить, что данный  испытуе-

мый оценивает себя по параметру «доброта» иначе, чем по параметру
«ум».

Итак, после проведения эксперимента мы получаем результаты,

которые удобно представить в виде графика (рис. 37).

Рис. 37. Параметры методики КИСС

Слева помещают коэффициенты, отражающие ценность данного

параметра  для  испытуемого (т. е. коэффициент  ранговой  корреляции

между  ранжировкой «нравится» и  ранжировками  по  остальным  пара-
метрам).

Справа  помещают  коэффициенты, отражающие  самооценку  ис-

пытуемого по этим качествам (т. е. коэффициенты корреляции между

ранжировкой «похожесть на себя» и ранжировками по остальным па-
раметрам).

Горизонтальной чертой отмечают уровень сампоприятия данного

испытуемого (т. е. коэффициент  корреляции  между  ранжировками
«нравится» и «похожесть на себя»).

Рис. 38. Графическое  изображение  индивидуальной  об-

работки КИСС


background image

415

Как видно из рис. 38, методика КИСС позволяет судить не толь-

ко об общем принятии себя и частных самооценках данного испытуе-

мого, но и о том, насколько значима данная самооценка для принятия
себя, насколько данное качество ценится испытуемым.

Очевидно, что  для  того, чтобы  получить  наиболее  полную  ин-

формацию  об  определенной  группе  испытуемых, методику  можно  из-
менить  таким  образом, чтобы  она  отражала  специфические  цели  ис-

следования данной группы.

Например, при исследовании так называемых трудных подрост-

ков можно изучить сферу «социального Я», задавая категории типа «Я
такой, каким меня видят окружающие», «Каким я хотел бы быть» и т.

п.

При исследовании отношений супругов можно предложить жене

разложить  карточки,  «встав  на  точку  зрения  мужа»  по  отношению  к

ней  самой  себе,  а  потом  предложить  сделать  то  же  самое  мужу.  Это
дает возможность получить «отраженное отношение к себе».

Оценка валидности и надежности методики КИСС

Оценка  конструктнойы  валидности  методики  КИСС  основана  на

предположении  о  возможности  воспроизведения  реальной  деятель-
ности самооценивания с помощью этой методики. Доказано, что срав-

нение  схематических  изображений  является  основной  составляющей

процесса  самооценивания, так  же  как  выбор  шкал, по  которым  про-
исходит  ранжирование, отражает  реальный  процесс  оценки  себя  и

других людей (Федотова  Е. О., 1985). Проверка  эмпирической  валид-
ности  методики  КИСС  была  осуществлена  на 50 испытуемых: 20 пси-

хически  здоровых  лицах  и 30 больных  неврозом. Сопоставление  са-