Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8040

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

406

снимается  потребность  определить  локус  контроля  личностью  своей

судьбы, своих  действий  в  разнообразных  жизненных  ситуациях. На-

оборот, все  отчетливее  становится  необходимость совершенствования
варианта  методики, позволяющего  измерить  эту  обобщенную  склон-

ность личности» (Муздыбаев К., 1983).

В  отечественной  психологической  практике, насколько  нам  из-

вестно, чаще всего используются три варианта методик измерения ло-
куса  контроля: оригинальная  шкала  Роттера  в  прямом  переводе  на

русский  язык; опросник  уровня  субъективного  контроля (УСК), соз-
данная  Бажиным  Е.  Ф.,  Голынкиной  Е.  А.  и  Эткиндом  А.  М.  в  Петер-

бургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева; опрос-

ник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный Пан-
телеевым С. Р. и Столиным В. В. на факультете психологии МГУ.

Переводной вариант оригинальной шкалы Роттера не имеет пока

достаточного  психометрического  обоснования, поэтому  ниже  приво-

дятся данные  по  двум  другим  методикам, отвечающим  основным  пси-
хометрическим  требованиям, предъявляемым  к  такого  рода  процеду-

рам.

Опросник субъективной локализации контроля создан на основе

шкалы  Роттера  с  сохранением  ее  первичных  качеств: одномерности;
небольшого  количества  пунктов; формата  шкалы, требующего  в  каж-

дом пункте выбора одного из двух альтернативных суждений.

Некоторые  пункты  шкалы  были  переформулированы, 4 пункта

изъяты, как не имеющие аналогов в нашей культуре. Кроме того, были

добавлены  еще 7 пар  утверждений, касающихся  сферы  студенческой
жизни.

Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 маскировочных и 26

работающих.  Примеры  пунктов:  7а)  Как  бы  вы  ни  старались,  некото-

рым людям вы все равно не понравитесь; 76) Люди, которые не нра-
вятся другим, просто не умеют ладить с окружающими; 12а) Что бы я

ни  планировал, я  почти  уверен, что  мне  удастся  осуществить  наме-

ченное; 126) Планирование будущих действий не всегда разумно, так
как многое зависит от случая; 13а) Если в общежитии скучно, значит

студком никуда не годится; 136) Сделать жизнь в общежитии веселой
и интересной зависит от нас самих.

В целях повышения достоверности результатов и нейтрализации


background image

407

позиционных  эффектов  опросник  сбалансирован  по  следующим  па-

раметрам:

1. По  интернальности - экстернальности (это  обеспечивается

форматом шкалы).

2. По  направлению  атрибуций (примерно  равное  количество

пунктов сформулировано в первом и третьем лице).

3. По эмоциональному знаку (равное количество пунктов описы-

вают  эмоционально-позитивные  и  эмоционально-негативные  ситуа-

ции).

Утверждения  опросника  в  основном  ориентированы  на  учебную

сферу, сферы достижения и межличностных отношений.

Надежность. Как известно, основными показателями надежности

являются  внутренняя  согласованность (консистентность) пунктов  оп-

росника  и  устойчивость  шкалы  к  перетестированию. Устойчивость
шкалы  проверялась  коррелированием  двух  ранжировок 43 испытуе-

мых:  по  суммарному  баллу,  полученному  испытуемым  во  время  пер-
вого  опроса,  и  по  суммарному  баллу,  полученному  данным  испытуе-

мым  при  повторной  процедуре  через 14 дней. Была  получена  значи-
мая и достаточно высокая корреляция. Коэффициент ранговой корре-

ляции Спирмена г = 0,76 (р < 0,01).

Консистентность  шкалы  оценивалась  при  помощи  распростра-

ненной  формулы  определения  суммарной  одномоментной  надежности

Кьюдера - Ричардсона (KR

20

) (Edwards A., 1970).

Были проанализированы данные 400 испытуемых, которые были

разбиты  на  несколько  подгрупп: две  случайные  выборки  по 150 сту-
дентов  различных  вузов  г. Москвы, 100 студентов  вузов  г. Екатерин-

бурга, а также раздельно 172 женщины и 145 мужчин.

Коэффициент  надежности  а  для  всех  подгрупп  имеет  значение

от 0,82 до 0,91, что говорит о высокой гомогенности шкалы.

Валидностъ. Экспертная валидизация проводилась на основе ме-

тодики  ГОЛ - групповой  оценки  личности (Методы  социальной  пси-

хологии, 1977) на выборке, состоящей из двух студенческих групп (по
22 человека  в  каждой). В  качестве  меры  валидности  выступал  коэф-

фициент ранговой корреляции Спирмена между баллами ГОЛ и балла-
ми,  набранными  по  шкале  ОСЛК.  Получены  следующие  значения  ко-

эффициентов:


background image

408

r

s1

 = 0,71; г

s2

 = 0,73 (р < 0,01)

Эти результаты свидетельствуют о наличии сильной связи между

мнениями экспертов и значениями шкалы ОСЛК, причем эта связь вы-
соко достоверна, так как для двух независимых групп получены прак-

тически одинаковые результаты.

Критериальная  валидность  определялась  методом  контрастных

групп. Из  общей  выборки (73 студента) были  выделены 30 % под-
группы  в  соответствии  с  двумя  критериями: 1) академическая  успе-

ваемость; 2) участие  в  общественной  работе. Мерой  валидности  яв-
лялся  φ -коэффициент: φ

1

 = 0,43; φ

  2

= 0,64, р < 0,01 (φ

1

  -  первый

критерий, φ

 2

 - второй).

Как видим, интернальность значимо связана с успехами в учебе

и  общественно-политической  активностью, что  совпадает  с  результа-

тами большинства исследований.

Конструктная  валидность  проверялась  путем  коррелирования

ОСЛК с опросником 16PF Кэттелла на выборке в 50 человек.

Результаты представлены в табл. 15.

Таблица 15

Факторы 16

PF

Корреляция  с

I- полюсом ОСЛК

Факторы 16PF

Корреляция  с

I- полюсом ОСЛК

А*

0,02

М

+

0,03

С*

0,39"

N

+

0,00

Е'

0,06

O

-

0,40"

F-

0,38"

Q

1

+

:

0,30'

G*

0,37"

Q

2

-

1,17

Н*

0,14

Q

3

+

0,42"

L

0,40"

Q

4

-

0,31’’

‘ Уровень значимости р<0,05.

" Уровень  значимости  р<0,01. Остальные  корреляции  незначи-

мы.

Данные  результаты  хорошо совпадают  с выявленными  в  много-

численных исследованиях личностными коррелятами локуса контроля.
Как  и  предполагалось, интерналам  оказались  свойственны: эмо-

циональная  стабильность  и  реалистическая  оценка  действительности

+

), рассудительность  и  осмотрительность (F~), упорство  и  реши-

тельность (G

+

), склонность  к  практической  реальной  деятельности,


background image

409

(/"),  уверенность  в  собственных  силах  (О

-

), радикализм (O

1

+

), само-

уважение и самоконтроль (Q

3

+

), сдержанность и спокойствие (Q

4

-

)

Напротив, у экстерналов  преобладают  такие  качества, как эмо-

циональная  неустойчивость (С

-

),  беспечность  и  небрежность  (F

+

),

склонность к ненормативному поведению (G

-

), эмоциональное воспри-

ятие  действительности (I

+

),  неуверенность  в  себе  (О

+

), неэффектив-

ный самоконтроль (Q

3

-

), высокая напряженность (Q

4

+

).

Факторизация  ОСЛК  проводилась  по  программе  главных  фак-

торов с последующим вращением по методу «Варимакс» Кайзера.

В  I  главный  фактор (до  вращения)  вошли  15  пунктов  из  26,  со

вкладом  более  чем  в  половину  суммарной  общности.  Второй  фактор

представлен всего 4 пунктами, которые также входят положительными
составляющими  в  главную  компоненту. Учитывая  данные  по  другим

одномерным опросникам, этот  результат можно интерпретировать  как
подтверждающий гипотезу об одномерности рассматриваемой шкалы.

В  результате  вращения (N=400) выделились 3 фактора, объяс-

няющих 32 %, 24 и 21% суммарной общности соответственно.

Отличительной  особенностью I фактора является  то, что в  него

вошли пункты, противопоставляющие собственные активные действия

везению, случаю, удаче. Во всех пунктах встречаются такие обороты,
как  усердная  работа, трудолюбивый  студент, добросовестно  работал,

плохо борется, активное участие и т. п., данные пункты выявляют ус-

тановку на то, можно ли собственными усилиями добиваться желаемых
результатов вопреки противодействию обстоятельств.

В факторы II и III вошли пункты, выявляющие представление о

мире с той точки зрения, какую роль в нем играют везение либо слу-

чайность, до  какой  степени  они  противостоят  человеку  и  насколько
мир вообще может быть управляемым. Причем, если фактор II задает

представление  человека  о  случайности  как  сводящей  на  нет  его  соб-
ственные планы и усилия, то фактор III - есть представление о везе-

нии, удаче, также  противостоящих  человеку, но  вносящих  положи-

тельную составляющую в реализацию его целей и намерений.

Следует  отметить, что  выделенные  подструктуры  не  рассматри-

ваются  как  самостоятельные  факторы, дающие  основание  для  выде-
ления  субшкал, они  взаимообусловлены  и  определенным  образом

структурируют  и  наполняют  конкретным  содержанием  главную  ком-


background image

410

поненту.

Что касается  остальных результатов  факторизации, то они  сви-

детельствуют  о  неплохой  устойчивости  факторной  структуры, относи-
тельной  независимости  ее  от  половых  различий, а  также  удовлетво-

рительной репрезентативности.

Подводя итоги описания ОСЛК, можно констатировать, что он в

достаточной  мере  удовлетворяет  основным  психометрическим  тре-
бованиям построения опросников и может с успехом использоваться в

психологической практике.

Опросник уровня субъективного контроля является многомерной

шкалой, измеряющей  индивидуальные  особенности  субъективного

контроля  над  разнообразными  жизненными  ситуациями. Авторы  оп-
росника разработали его исходя из принципа иерархической структу-

ры  системы  регуляции  деятельности (Бажин  Е. Ф., Голынкина  Е. А.,
Эткинд  А. М, 1984). Из  опросника  могут  быть  выделены  обобщенный

показатель  индивидуального  УСК, инвариантный  к  частным  по-
казателям деятельности (шкала общей интернальности И

о

); два пока-

зателя  среднего  уровня  общности (шкала  интернальности  в  области
достижений И

д

 и шкала интернальности в области неудач И

н

), а также

четыре  ситуационно  специфических  показателя, характеризующих
УСК  в  таких  сферах  жизнедеятельности, как  семейная (И

с

), произ-

водственная (И

п

), сфера межличностных отношений (И

м

) и отношения

к здоровью и болезням (И

3

).

Опросник УСК обладает достаточным психометрическим обосно-

ванием по критериям надежности и валидности.

9.6. МЕТОДИКА  КОСВЕННОГО  ИЗМЕРЕНИЯ  СИСТЕМЫ  СА-

МООЦЕНОК (КИСС)

Среди  предшественников  методики  КИСС  следует  указать  тест

самооценки  Дж.  Лиггетта  (Liggett  J.,  1959),  известный  также  под  на-

званием «Тест  лиу». Процедура  теста  требует  попарного  сравнения
предъявляемых «размытых» фотографий лиц по четырем параметрам:

выбрать «самого  хорошего», «самого  доминирующего», «самого  не-
рвного», «наиболее  похожего  на  себя». По  корреляции  между  двумя

выборками  можно  судить  о  взаимоотношении  переменных, например