ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8399
Скачиваний: 53
406
снимается потребность определить локус контроля личностью своей
судьбы, своих действий в разнообразных жизненных ситуациях. На-
оборот, все отчетливее становится необходимость совершенствования
варианта методики, позволяющего измерить эту обобщенную склон-
ность личности» (Муздыбаев К., 1983).
В отечественной психологической практике, насколько нам из-
вестно, чаще всего используются три варианта методик измерения ло-
куса контроля: оригинальная шкала Роттера в прямом переводе на
русский язык; опросник уровня субъективного контроля (УСК), соз-
данная Бажиным Е. Ф., Голынкиной Е. А. и Эткиндом А. М. в Петер-
бургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева; опрос-
ник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный Пан-
телеевым С. Р. и Столиным В. В. на факультете психологии МГУ.
Переводной вариант оригинальной шкалы Роттера не имеет пока
достаточного психометрического обоснования, поэтому ниже приво-
дятся данные по двум другим методикам, отвечающим основным пси-
хометрическим требованиям, предъявляемым к такого рода процеду-
рам.
Опросник субъективной локализации контроля создан на основе
шкалы Роттера с сохранением ее первичных качеств: одномерности;
небольшого количества пунктов; формата шкалы, требующего в каж-
дом пункте выбора одного из двух альтернативных суждений.
Некоторые пункты шкалы были переформулированы, 4 пункта
изъяты, как не имеющие аналогов в нашей культуре. Кроме того, были
добавлены еще 7 пар утверждений, касающихся сферы студенческой
жизни.
Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 маскировочных и 26
работающих. Примеры пунктов: 7а) Как бы вы ни старались, некото-
рым людям вы все равно не понравитесь; 76) Люди, которые не нра-
вятся другим, просто не умеют ладить с окружающими; 12а) Что бы я
ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить наме-
ченное; 126) Планирование будущих действий не всегда разумно, так
как многое зависит от случая; 13а) Если в общежитии скучно, значит
студком никуда не годится; 136) Сделать жизнь в общежитии веселой
и интересной зависит от нас самих.
В целях повышения достоверности результатов и нейтрализации
407
позиционных эффектов опросник сбалансирован по следующим па-
раметрам:
1. По интернальности - экстернальности (это обеспечивается
форматом шкалы).
2. По направлению атрибуций (примерно равное количество
пунктов сформулировано в первом и третьем лице).
3. По эмоциональному знаку (равное количество пунктов описы-
вают эмоционально-позитивные и эмоционально-негативные ситуа-
ции).
Утверждения опросника в основном ориентированы на учебную
сферу, сферы достижения и межличностных отношений.
Надежность. Как известно, основными показателями надежности
являются внутренняя согласованность (консистентность) пунктов оп-
росника и устойчивость шкалы к перетестированию. Устойчивость
шкалы проверялась коррелированием двух ранжировок 43 испытуе-
мых: по суммарному баллу, полученному испытуемым во время пер-
вого опроса, и по суммарному баллу, полученному данным испытуе-
мым при повторной процедуре через 14 дней. Была получена значи-
мая и достаточно высокая корреляция. Коэффициент ранговой корре-
ляции Спирмена г = 0,76 (р < 0,01).
Консистентность шкалы оценивалась при помощи распростра-
ненной формулы определения суммарной одномоментной надежности
Кьюдера - Ричардсона (KR
20
) (Edwards A., 1970).
Были проанализированы данные 400 испытуемых, которые были
разбиты на несколько подгрупп: две случайные выборки по 150 сту-
дентов различных вузов г. Москвы, 100 студентов вузов г. Екатерин-
бурга, а также раздельно 172 женщины и 145 мужчин.
Коэффициент надежности а для всех подгрупп имеет значение
от 0,82 до 0,91, что говорит о высокой гомогенности шкалы.
Валидностъ. Экспертная валидизация проводилась на основе ме-
тодики ГОЛ - групповой оценки личности (Методы социальной пси-
хологии, 1977) на выборке, состоящей из двух студенческих групп (по
22 человека в каждой). В качестве меры валидности выступал коэф-
фициент ранговой корреляции Спирмена между баллами ГОЛ и балла-
ми, набранными по шкале ОСЛК. Получены следующие значения ко-
эффициентов:
408
r
s1
= 0,71; г
s2
= 0,73 (р < 0,01)
Эти результаты свидетельствуют о наличии сильной связи между
мнениями экспертов и значениями шкалы ОСЛК, причем эта связь вы-
соко достоверна, так как для двух независимых групп получены прак-
тически одинаковые результаты.
Критериальная валидность определялась методом контрастных
групп. Из общей выборки (73 студента) были выделены 30 % под-
группы в соответствии с двумя критериями: 1) академическая успе-
ваемость; 2) участие в общественной работе. Мерой валидности яв-
лялся φ -коэффициент: φ
1
= 0,43; φ
2
= 0,64, р < 0,01 (φ
1
- первый
критерий, φ
2
- второй).
Как видим, интернальность значимо связана с успехами в учебе
и общественно-политической активностью, что совпадает с результа-
тами большинства исследований.
Конструктная валидность проверялась путем коррелирования
ОСЛК с опросником 16PF Кэттелла на выборке в 50 человек.
Результаты представлены в табл. 15.
Таблица 15
Факторы 16
PF
Корреляция с
I- полюсом ОСЛК
Факторы 16PF
Корреляция с
I- полюсом ОСЛК
А*
0,02
М
+
0,03
С*
0,39"
N
+
0,00
Е'
0,06
O
-
0,40"
F-
0,38"
Q
1
+
:
0,30'
G*
0,37"
Q
2
-
1,17
Н*
0,14
Q
3
+
0,42"
L
0,40"
Q
4
-
0,31’’
‘ Уровень значимости р<0,05.
" Уровень значимости р<0,01. Остальные корреляции незначи-
мы.
Данные результаты хорошо совпадают с выявленными в много-
численных исследованиях личностными коррелятами локуса контроля.
Как и предполагалось, интерналам оказались свойственны: эмо-
циональная стабильность и реалистическая оценка действительности
(С
+
), рассудительность и осмотрительность (F~), упорство и реши-
тельность (G
+
), склонность к практической реальной деятельности,
409
(/"), уверенность в собственных силах (О
-
), радикализм (O
1
+
), само-
уважение и самоконтроль (Q
3
+
), сдержанность и спокойствие (Q
4
-
)
Напротив, у экстерналов преобладают такие качества, как эмо-
циональная неустойчивость (С
-
), беспечность и небрежность (F
+
),
склонность к ненормативному поведению (G
-
), эмоциональное воспри-
ятие действительности (I
+
), неуверенность в себе (О
+
), неэффектив-
ный самоконтроль (Q
3
-
), высокая напряженность (Q
4
+
).
Факторизация ОСЛК проводилась по программе главных фак-
торов с последующим вращением по методу «Варимакс» Кайзера.
В I главный фактор (до вращения) вошли 15 пунктов из 26, со
вкладом более чем в половину суммарной общности. Второй фактор
представлен всего 4 пунктами, которые также входят положительными
составляющими в главную компоненту. Учитывая данные по другим
одномерным опросникам, этот результат можно интерпретировать как
подтверждающий гипотезу об одномерности рассматриваемой шкалы.
В результате вращения (N=400) выделились 3 фактора, объяс-
няющих 32 %, 24 и 21% суммарной общности соответственно.
Отличительной особенностью I фактора является то, что в него
вошли пункты, противопоставляющие собственные активные действия
везению, случаю, удаче. Во всех пунктах встречаются такие обороты,
как усердная работа, трудолюбивый студент, добросовестно работал,
плохо борется, активное участие и т. п., данные пункты выявляют ус-
тановку на то, можно ли собственными усилиями добиваться желаемых
результатов вопреки противодействию обстоятельств.
В факторы II и III вошли пункты, выявляющие представление о
мире с той точки зрения, какую роль в нем играют везение либо слу-
чайность, до какой степени они противостоят человеку и насколько
мир вообще может быть управляемым. Причем, если фактор II задает
представление человека о случайности как сводящей на нет его соб-
ственные планы и усилия, то фактор III - есть представление о везе-
нии, удаче, также противостоящих человеку, но вносящих положи-
тельную составляющую в реализацию его целей и намерений.
Следует отметить, что выделенные подструктуры не рассматри-
ваются как самостоятельные факторы, дающие основание для выде-
ления субшкал, они взаимообусловлены и определенным образом
структурируют и наполняют конкретным содержанием главную ком-
410
поненту.
Что касается остальных результатов факторизации, то они сви-
детельствуют о неплохой устойчивости факторной структуры, относи-
тельной независимости ее от половых различий, а также удовлетво-
рительной репрезентативности.
Подводя итоги описания ОСЛК, можно констатировать, что он в
достаточной мере удовлетворяет основным психометрическим тре-
бованиям построения опросников и может с успехом использоваться в
психологической практике.
Опросник уровня субъективного контроля является многомерной
шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного
контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы оп-
росника разработали его исходя из принципа иерархической структу-
ры системы регуляции деятельности (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А.,
Эткинд А. М, 1984). Из опросника могут быть выделены обобщенный
показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным по-
казателям деятельности (шкала общей интернальности И
о
); два пока-
зателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области
достижений И
д
и шкала интернальности в области неудач И
н
), а также
четыре ситуационно специфических показателя, характеризующих
УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная (И
с
), произ-
водственная (И
п
), сфера межличностных отношений (И
м
) и отношения
к здоровью и болезням (И
3
).
Опросник УСК обладает достаточным психометрическим обосно-
ванием по критериям надежности и валидности.
9.6. МЕТОДИКА КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ СА-
МООЦЕНОК (КИСС)
Среди предшественников методики КИСС следует указать тест
самооценки Дж. Лиггетта (Liggett J., 1959), известный также под на-
званием «Тест лиу». Процедура теста требует попарного сравнения
предъявляемых «размытых» фотографий лиц по четырем параметрам:
выбрать «самого хорошего», «самого доминирующего», «самого не-
рвного», «наиболее похожего на себя». По корреляции между двумя
выборками можно судить о взаимоотношении переменных, например