Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7462
Скачиваний: 69
называется
диалоголалией
(Th. Spoeri, 1965).
Е
. Bleuler (1920)
свя
-
зывал
потерю
больными
речевой
задачи
с
расстройствами
памяти
.
Об
определенной
связи
этого
явления
с
общими
пато
-
генетическими
механизмами
старческого
слабоумия
свидетельст
-
вуют
наблюдения
С
.
А
.
Вайсборд
(1959),
обнаружившей
,
что
при
уходе
от
заданной
темы
нередко
происходит
соскальзывание
к
те
-
ме
давней
жизненной
ситуации
.
Потеря
больными
речевой
задачи
приводит
к
особенно
выра
-
женным
расстройствам
диалогической
речи
.
Диалогическая
и
мо
-
нологическая
речь
являются
производными
предикативной
функ
-
ции
речи
,
их
нарушения
характеризуют
состояние
этой
функции
.
Монологическая
речь
онтогенетически
является
более
высокой
формой
.
Если
для
диалогической
речи
сигналом
служит
вопрос
,
заданный
собеседником
,
то
монологическая
речь
обусловлена
та
-
кими
факторами
,
как
ситуация
и
ее
влияние
на
запасы
энграмми
-
рованных
речевых
связей
.
Расстройство
развернутой
повествовательной
речи
при
старче
-
ском
слабоумии
встречается
на
более
ранних
этапах
заболевания
.
При
этом
наблюдается
многословная
,
расплывчатая
речь
,
лишен
-
ная
точных
образов
,
стереотипное
повторение
фраз
или
отдель
-
ных
оборотов
,
вербальные
парафазии
.
Нередко
речь
больных
в
начальных
стадиях
старческого
слабоумия
производит
впечатле
-
ние
атактической
,
недостаточно
целенаправленной
.
Несколько
позже
выступают
и
нарастают
расстройства
диалогической
речи
.
Типично
постоянно
прогрессирующее
обеднение
словарного
запаса
.
В
то
же
время
речь
у
больных
старческим
слабоумием
при
всей
бедности
словарного
запаса
длительное
время
сохраняет
жи
-
вость
и
естественность
в
противоположность
медлительности
и
беспомощности
речи
при
атеросклеротическом
слабоумии
(
С
.
Г
.
Жислин
, 1956).
По
мере
оскудения
словарного
запаса
возрастает
количество
стереотипных
оборотов
,
выполняющих
роль
служеб
-
ных
слов
, —
речь
больных
становится
все
более
фрагментарной
,
инкогеррентной
,
превращается
в
непонятный
набор
слов
,
вербиге
-
рацию
.
В
исходных
состояниях
старческого
слабоумия
функция
речи
как
средства
общения
оказывается
разрушенной
,
речь
этих
больных
сводится
к
невнятному
бормотанию
,
в
котором
иногда
удается
уловить
отдельные
слова
,
сочетания
слогов
.
311
Характеризуя
расстройства
предикативной
функции
речи
при
старческом
слабоумии
,
мы
указывали
на
наличие
при
этом
вер
-
бальных
парафазии
.
Иногда
это
парафазии
комплексного
типа
,
когда
слово
заменялось
близким
в
родовом
отношении
.
Так
,
больная
Б
.,
рассказывая
о
своем
детстве
,
говорит
: «
Муж
(
вме
-
сто
«
отец
»)
меня
воспитал
».
Такого
рода
вербальные
парафазии
встречаются
на
более
ран
-
них
стадиях
заболевания
.
При
резко
выраженных
амнестических
расстройствах
наблюдаются
своеобразные
парафазии
,
когда
не
-
обходимое
слово
заменяется
словами
,
характеризующими
какие
-
либо
свойства
предмета
—
так
,
вместо
«
часы
»
больная
говорит
—
«
это
временное
»,
вместо
«
карандаш
» — «
письменное
»,
вместо
«
ка
-
тушка
» — «
нитки
для
шитья
».
Иногда
слово
парафатически
заме
-
няется
неологизмом
,
в
образовании
которого
могут
играть
роль
элементы
контаминации
,
например
,
вместо
«
чайник
»
больная
го
-
ворит
«
пьяник
» (
сплав
слов
«
пить
»
и
«
чайник
»).
Нередки
вербальные
парафазии
по
созвучию
:
вместо
«
катуш
-
ка
» — «
каток
»,
вместо
«
построим
» — «
потрогали
».
Постепенно
парафатические
замены
слов
начинают
носить
все
больше
слу
-
чайный
характер
,
и
соответственно
уменьшается
способность
больных
замечать
допущенные
в
речи
ошибки
и
исправлять
их
.
Известно
,
что
вербальные
парафазии
,
как
это
показала
при
изуче
-
нии
сенсорной
и
моторной
афазии
Э
.
С
.
Бейн
(1961),
не
являются
одной
лишь
словесной
заменой
,
которая
бы
оставляла
интактным
мышление
,
процессы
обобщения
.
Характер
вербальных
парафазии
при
афатических
состояниях
определяется
особенностями
нарушения
мышления
,
внутренней
и
экспрессивной
речи
.
При
старческом
слабоумии
вербальные
па
-
рафазии
лишены
специфичности
,
обусловленной
очаговым
пора
-
жением
той
или
иной
речевой
зоны
.
Они
выявляются
,
как
и
при
атеросклеротическом
слабоумии
,
эпизодически
.
Их
динамика
со
-
ответствует
нарастанию
интеллектуально
-
мнестических
рас
-
стройств
.
Предпосылкой
возникновения
вербальных
парафазии
при
старческом
слабоумии
,
возможно
,
является
нестойкость
сло
-
весных
рядов
,
обусловленная
глубокими
амнестическими
рас
-
стройствами
.
Больным
старческим
слабоумием
не
удается
повторение
про
-
стого
распространенного
предложения
,
что
свидетельствует
о
312
выраженных
затруднениях
запоминания
,
удержания
и
повторения
словесного
ряда
.
На
ранних
этапах
заболевания
обнаруживается
нарушение
но
-
минативной
функции
речи
.
Для
исследования
номинативной
(
обо
-
значающей
)
функции
речи
проверяют
возможность
обследуемого
называть
предметы
,
их
изображение
на
рисунке
.
Для
этого
жела
-
тельно
использование
рисунков
различной
степени
сложности
—
реалистических
,
силуэтных
,
контурных
,
с
перспективой
и
без
нее
,
с
вспомогательными
деталями
и
без
них
,
таблиц
Поппельрейтера
.
Исследование
речи
в
этих
случаях
в
какой
-
то
степени
совпадает
с
исследованием
оптического
гнозиса
.
В
начале
заболевания
при
относительно
верном
назывании
по
-
казываемых
предметов
отмечаются
ошибки
при
назывании
этих
предметов
по
изображению
.
Степень
испытываемых
больными
затруднений
зависит
от
сложности
оптико
-
пространственного
восприятия
и
необходимости
дополнить
рисунок
недостающими
деталями
.
Так
,
значительно
хуже
воспринимаются
рисунки
с
про
-
странственной
перспективой
и
лучше
воспринимаются
рисунки
,
выполненные
как
бы
в
одной
плоскости
.
Значительны
затрудне
-
ния
больных
при
восприятии
силуэтных
рисунков
.
Так
,
изобра
-
жение
будильника
,
на
котором
видны
стрелки
и
цифры
цифербла
-
та
,
может
еще
восприниматься
и
оцениваться
верно
,
тогда
как
,
увидев
один
лишь
силуэт
будильника
,
больные
проявляют
совер
-
шенную
несостоятельность
.
Таким
образом
,
можно
полагать
,
что
в
нарушении
но
-
минативной
функции
речи
при
простом
старческом
слабоумии
определенную
роль
играет
оптико
-
гностическая
недостаточность
,
внешне
напоминающая
очаговую
оптическую
агнозию
и
отли
-
чающаяся
от
последней
меньшей
выраженностью
расстройств
восприятия
,
их
постепенным
возникновением
и
нарастанием
.
На
-
ряду
с
этим
на
более
поздних
этапах
заболевания
у
больных
стар
-
ческим
слабоумием
отмечаются
и
явления
амнестической
афазии
.
У
больных
с
простой
формой
старческого
слабоумия
отмеча
-
ются
такие
особенности
амнестически
-
афатических
проявлений
,
как
ничтожная
эффективность
подсказки
и
отсутствие
поисков
необходимого
слова
.
Так
,
подсказка
почти
всего
слова
далеко
не
всегда
помогает
больным
,
причем
ее
эффективность
значительно
уменьшается
по
мере
течения
заболевания
.
Что
касается
поисков
необходимого
слова
,
то
амнестическая
афазия
при
старческом
313
слабоумии
отмечается
на
относительно
поздних
этапах
за
-
болевания
,
когда
на
смену
многоречивости
приходит
речевая
ас
-
понтанность
,
происходит
снижение
речевой
активности
.
Эти
об
-
стоятельства
существенно
отличают
амнестическую
афазию
при
простом
старческом
слабоумии
от
истинно
очаговых
амнестиче
-
ских
афазий
.
Амнестическая
афазия
выявляется
у
больных
простым
старче
-
ским
слабоумием
при
одновременном
наличии
персевераций
.
Возникновение
персевераций
при
старческом
слабоумии
связано
с
патологической
инертностью
раздражительного
процесса
и
слабо
-
стью
активного
торможения
(
Н
.
П
.
Татаренко
, 1934,
Л
.
В
.
Гаккель
,
1951).
Если
персеверации
при
очаговых
поражениях
речедвига
-
тельного
анализатора
замечаются
самим
больным
,
пытающимся
их
преодолеть
,
то
при
старческом
слабоумии
позиция
больного
в
отношении
персевераций
иная
—
он
их
не
замечает
.
Аналогичное
явление
в
рамках
очаговой
патологии
наблюдается
при
одновре
-
менном
поражении
речедвигательного
и
речевоспринимающего
анализаторов
,
при
старческом
же
слабоумии
это
явление
—
один
из
признаков
диффузного
поражения
коры
большого
мозга
,
не
ос
-
тавляющего
интактными
оба
анализатора
.
Дальнейшее
углубление
расстройств
номинативной
функции
речи
тесно
связано
с
прогрессированием
не
только
амнестически
-
афатических
,
но
и
оптико
-
гностических
расстройств
и
слабоумия
,
приводящего
к
нарушению
отождествления
образа
слова
и
его
значения
.
Например
,
больная
Б
.
по
просьбе
обследующего
называет
пока
-
зываемые
ей
предметы
следующим
образом
:
Тогда
опыт
видоизменяется
:
по
просьбе
обследующего
больная
должна
выбрать
называемый
предмет
из
нескольких
лежащих
на
столе
.
Однако
и
в
этом
случае
она
обнаруживает
свою
несостоя
-
тельность
,
свидетельствующую
о
полном
выпадении
номинатив
-
ной
функции
речи
.
Исходом
нарушения
номинативной
функции
речи
при
старче
-
ском
слабоумии
является
абсолютная
невозможность
называния
предметов
при
полной
безуспешности
подсказки
.
Даже
называе
-
мое
обследующим
слово
больной
не
относит
к
реальному
объекту
314
Наряду
с
устной
речью
при
подозрении
на
старческое
слабо
-
умие
у
больных
обязательно
исследуют
письменную
.
Это
иссле
-
дование
нужно
повторять
,
так
как
именно
сравнение
аграфиче
-
ских
расстройств
на
различных
стадиях
заболевания
позволяет
обнаружить
некоторые
их
характерные
особенности
.
С
этой
це
-
лью
проверяют
способность
обследуемого
писать
произвольно
,
под
диктовку
,
а
также
воспроизводить
так
называемые
автомати
-
зированные
энграммы
.
При
старческом
слабоумии
отмечается
определенная
последовательность
расстройств
письменной
речи
.
Вначале
ухудшается
возможность
произвольного
письма
,
за
-
тем
письма
под
диктовку
и
,
наконец
,
списывания
и
воспроизведе
-
ния
автоматизированных
энграмм
.
Если
в
начале
заболевания
больные
старческим
слабоумием
еще
могут
писать
под
диктовку
,
обнаруживая
при
этом
большое
количество
парафазии
и
заметные
изменения
почерка
(
буквы
становятся
угловатыми
,
деформируют
-
ся
),
то
впоследствии
они
не
могут
даже
списывать
и
воспроизво
-
дить
автоматизированные
энграммы
—
стереотипно
пишут
одни
и
те
же
каракули
,
утратившие
сходство
с
буквами
.
Такого
рода
бессмысленную
вереницу
неразличимых
букв
,
переходящих
в
од
-
нообразно
повторяющиеся
штрихи
,
Е
. Kraepelin
назвал
«
сениль
-
ной
аграфией
».
Явления
аграфии
при
старческом
слабоумии
свя
-
заны
с
расстройствами
праксиса
,
амнестически
-
диспрактическими
нарушениями
(
Е
. Domains, 1923; Morlaas, 1929).
По
нашим
на
-
блюдениям
,
у
больных
старческим
слабоумием
оказывается
на
-
рушенным
осмысление
ставящейся
перед
ними
задачи
,
от
-
мечается
углубляющееся
со
временем
забывание
почти
всех
букв
.
Несомненна
роль
и
конструктивной
апраксии
в
генезе
аграфиче
-
ских
расстройств
—
больные
не
могут
копировать
буквы
и
не
-
сложные
рисунки
,
фигуры
и
т
.
д
.
В
аграфических
нарушениях
при
старческом
слабоумии
боль
-
шую
роль
играют
персевераторные
механизмы
.
Они
проявляются
не
только
в
исходном
состоянии
,
когда
больные
многократно
воспроизводят
одну
и
ту
же
букву
или
каракули
,
но
и
на
более
ранних
стадиях
болезни
.
Так
,
больной
Н
.
было
предложено
написать
под
диктовку
: «
Ваня
и
Петя
возвращались
из
школы
домой
.
По
дороге
они
встретили
Таню
».
Вначале
больная
отказалась
,
заявив
,
что
«
не
умеет
рисовать
» (
пара
-
фазия
вместо
«
писать
»)
затем
написала
: «
Ваня
и
Петя
рисовали
,
ри
-
совали
,
возвращались
из
школы
домой
.
По
дороге
они
захотели
вер
-
нуться
домой
.
Таню
они
встретили
».
315