Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7385
Скачиваний: 69
6.2.
Требования
к
кадровому
обеспечению
учебного
процесса
Реализация
психологической
составляющей
образовательной
программы
подготовки
бакалавра
психологии
должна
быть
обес
-
печена
педагогическими
кадрами
,
имеющими
,
как
правило
,
базо
-
вое
психологическое
образование
.
Квалификацию
преподавателя
составляют
:
собственно
преподавательские
умения
(
методическая
подготовка
,
способность
глубоко
и
одновременно
доступно
дово
-
дить
учебный
материал
до
студентов
и
пр
.),
систематическое
за
-
нятие
научной
и
/
или
научно
-
методической
деятельностью
и
уча
-
стие
в
практической
или
научно
-
прикладной
работе
,
позволяющее
преподавателю
непосредственно
-
личностно
передавать
студентам
необходимый
профессиональный
опыт
.
Преподаватели
специаль
-
ных
психологических
дисциплин
,
как
правило
,
должны
иметь
со
-
ответствующую
подготовку
в
данной
отрасли
психологии
,
что
выражается
в
наличии
ученой
степени
и
/
или
опыта
работы
в
соот
-
ветствующей
профессиональной
сфере
.
Доля
преподавателей
,
имеющих
ученую
степень
и
звание
,
должна
составлять
не
менее
половины
от
общего
состава
преподавателей
;
в
исключительных
случаях
(
например
,
при
наличии
доктора
,
ведущего
специалиста
в
одной
из
отраслей
психологии
)
доля
может
быть
снижена
,
но
она
должна
быть
не
менее
одной
трети
преподавательского
состава
.
Для
обеспечения
практикумов
,
спецпрактикумов
,
ла
-
бораторных
занятий
вузы
должны
иметь
технические
кадры
ин
-
женеров
,
техников
и
лаборантов
.
6.3.
Требования
к
учебно
-
методическому
обеспечению
учебного
процесса
Обязательным
условием
реализации
основной
образо
-
вательной
программы
подготовки
бакалавра
является
учебное
и
научно
-
методическое
обеспечение
учебного
процесса
.
Высшее
учебное
заведение
обеспечивает
доступ
каждого
сту
-
дента
к
библиотечным
фондам
и
базам
данных
,
по
содержанию
соответствующих
полному
перечню
дисциплин
основной
образо
-
вательной
программы
;
наличие
программ
,
методических
пособий
и
рекомендаций
по
всем
дисциплинам
и
по
всем
видам
занятий
—
практикумам
,
курсовым
и
дипломным
работам
,
практикам
,
выпу
-
скному
государственному
экзамену
и
др
.
501
Методические
советы
при
кафедрах
и
факультетах
конт
-
ролируют
реализацию
учебного
плана
и
учебных
программ
и
соот
-
ветствие
их
государственному
образовательному
стандарту
,
ут
-
верждают
введение
новых
курсов
и
учебных
программ
,
разрабаты
-
вают
методические
рекомендации
,
позволяющие
полноценно
орга
-
низовать
самостоятельную
работу
студентов
над
учебным
мате
-
риалом
,
использовать
эффективные
формы
контроля
знаний
и
достижений
студентов
,
общей
результативности
обучения
;
вуз
формирует
фонд
оценочных
средств
для
осуществления
итогового
контроля
.
Учебный
процесс
должен
быть
оснащен
наглядными
пособия
-
ми
,
аудио
-,
видео
-
и
мультимедийными
материалами
,
специаль
-
ными
препаратами
.
Каждое
учебное
заведение
организует
биб
-
лиотеку
(
читальный
зал
и
абонемент
)
для
самостоятельной
работы
студентов
с
учебно
-
методической
и
научной
литературой
в
раз
-
мере
не
менее
0,5
экземпляра
на
1
студента
.
УМО
по
психологии
подготавливает
сборники
программ
по
всем
дисциплинам
общепрофессионального
и
специального
цик
-
лов
дисциплин
,
предусмотренных
в
стандарте
,
которые
обеспечи
-
вают
требования
к
содержанию
и
формам
фундаментальной
и
специальной
подготовки
студентов
.
6.4.
Требования
к
материально
-
техническому
обеспечению
учебного
процесса
Высшее
учебное
заведение
,
реализующее
основную
обра
-
зовательную
программу
подготовки
специалиста
,
должно
распола
-
гать
материально
-
технической
базой
,
обеспечивающей
проведение
всех
видов
лабораторной
,
практической
,
дисциплинарной
и
меж
-
дисциплинарной
подготовки
и
научно
-
исследовательской
работы
студентов
,
предусмотренных
примерным
учебным
планом
и
соот
-
ветствующих
действующим
санитарно
-
техническим
нормам
.
Для
организации
учебного
процесса
вуз
должен
иметь
:
•
компьютерные
классы
с
подключением
их
к
системе
телеком
-
муникаций
(
электронная
почта
,
Интернет
);
•
аппаратурное
и
программное
обеспечение
общего
пси
-
хологического
практикума
;
•
учебные
классы
,
оснащенные
видеотехникой
для
спецкурсов
с
проведением
психологических
тренингов
;
•
учебно
-
вспомогательную
лабораторию
по
курсу
«
Экс
-
периментальная
психология
»
и
спецпрактикумов
на
502
базе
персонального
компьютера
и
необходимой
аппаратуры
;
•
экспериментально
-
практические
базы
в
учреждениях
здраво
-
охранения
,
образования
и
служб
социальной
помощи
(
на
осно
-
ве
договоров
о
научно
-
техническом
сотрудничестве
).
6.5.
Требования
к
организации
практик
Практика
как
важнейшая
часть
профессиональной
подготовки
психолога
направлена
на
достижение
следующих
целей
:
•
освоение
умений
ставить
цели
,
формулировать
задачи
индиви
-
дуальной
и
совместной
деятельности
,
кооперироваться
с
кол
-
легами
по
работе
;
•
закрепление
теоретических
знаний
и
получение
навыков
их
практического
применения
;
•
обучение
навыкам
решения
практических
задач
;
•
формирование
профессиональной
позиции
психолога
,
стиля
поведения
,
освоение
профессиональной
этики
;
•
знакомство
со
спецификой
деятельности
психолога
в
учрежде
-
ниях
различного
профиля
.
Задачи
определяются
для
каждого
конкретного
вида
практики
.
Виды
практики
:
1.
Ознакомительная
— 3
недели
.
2.
Педагогическая
— 6
недель
.
3.
Производственная
— 6
недель
.
4.
Научно
-
исследовательская
и
квалификационная
— 10
недель
.
На
каждом
курсе
содержание
практики
должно
соот
-
ветствовать
уровню
подготовленности
студентов
.
Общая
продолжительность
практик
—
не
менее
25
недель
.
Для
ор
-
ганизации
практики
высшее
учебное
заведение
:
•
разрабатывает
и
принимает
Положение
о
проведении
практи
-
ки
;
•
разрабатывает
и
утверждает
программы
всех
практик
;
•
разрабатывает
форму
отчетной
документации
;
•
определяет
базовые
организации
и
заключает
с
ними
договоры
о
проведении
практики
.
503
7.
Требования
к
уровню
подготовки
специалиста
по
специальности
022700 «
Клиническая
психология
»
7.1.
Требования
к
профессиональной
подготовленности
специалиста
Требования
по
циклу
специальных
дисциплин
и
обязательных
практикумов
по
специальности
.
Специалист
должен
:
•
иметь
представления
о
предмете
и
структуре
клинической
психологии
как
психологической
специальности
широкого
профиля
,
имеющей
межотраслевой
характер
и
участвующей
в
решении
комплекса
задач
в
системе
здравоохранения
,
народ
-
ного
образования
и
социальной
помощи
населению
;
•
понимать
направленность
практической
и
научно
-
ис
-
следовательской
деятельности
клинического
психолога
на
по
-
вышение
психических
ресурсов
и
адаптационных
возможно
-
стей
человека
,
на
охрану
здоровья
и
преодоление
недугов
;
•
иметь
представления
о
предмете
,
задачах
и
перспективах
раз
-
вития
нейропсихологии
,
об
основных
закономерностях
мозго
-
вой
организации
ВПФ
и
ее
эволюции
в
онтогенезе
;
владеть
ме
-
тодологией
синдромного
анализа
нарушений
ВПФ
;
•
иметь
представление
о
предмете
,
практических
задачах
и
акту
-
альных
проблемах
патопсихологии
;
знать
феноменологию
и
владеть
навыками
патопсихологической
квалификации
нару
-
шений
сознания
,
восприятия
,
памяти
,
мышления
,
эмоциональ
-
но
-
личностной
сферы
при
психических
заболеваниях
и
погра
-
ничных
личностных
расстройствах
;
•
знать
основные
направления
современных
психосоматических
исследований
,
понимать
роль
раннего
онтогенеза
в
возникно
-
вении
психосоматических
расстройств
,
владеть
методами
ис
-
следования
изменений
познавательной
и
эмоционально
-
личностной
сферы
при
хронических
соматических
заболева
-
ниях
,
понимать
значение
психосоматики
для
развития
общей
и
клинической
психологии
;
•
иметь
целостное
представление
о
содержании
и
практическом
значении
проблемы
аномального
психического
развития
,
о
за
-
кономерностях
психических
заболеваний
и
нарушениях
пси
-
хического
развития
у
детей
,
504
о
типологиях
дизонтогенеза
и
о
принципах
коррекционно
-
педагогической
работы
с
детьми
;
•
знать
основы
психологического
консультирования
,
психокор
-
рекции
и
психотерапии
,
иметь
представления
о
базовых
теори
-
ях
и
методах
современной
психотерапии
,
знать
основные
про
-
блемы
восстановительного
обучения
и
реабилитации
;
•
владеть
необходимыми
знаниями
в
области
таких
меди
-
цинских
дисциплин
,
как
психиатрия
,
психиатрия
детского
воз
-
раста
,
неврология
,
клиника
внутренних
болезней
,
психофар
-
макология
и
психофармакотерапия
;
•
иметь
представления
о
клинико
-
психологических
аспектах
ди
-
агностики
,
психотерапии
и
профилактики
личностных
рас
-
стройств
,
отклоняющегося
поведения
,
наркоманий
и
алкого
-
лизма
;
•
иметь
представления
об
особенностях
клинико
-
психо
-
логических
исследований
в
экспертной
практике
;
•
владеть
методами
нейропсихологической
и
патопсихо
-
логической
диагностики
,
диагностики
аномалий
развития
в
норме
и
в
патологии
;
владеть
проективными
методами
клини
-
ческой
психодиагностики
и
методами
диагностики
и
коррек
-
ции
при
психосоматических
расстройствах
;
•
свободно
ориентироваться
в
методологических
проблемах
клинической
психологии
,
ее
объекта
,
предмета
,
общих
катего
-
рий
и
стратегии
развития
;
•
в
процессе
реальной
работы
на
базе
клиник
,
медицинских
цен
-
тров
,
школ
,
психологических
консультаций
и
пр
.
овладеть
комплексом
практических
навыков
,
позволяющим
успешно
решать
различные
прикладные
профессиональные
задачи
в
области
патопсихологии
,
нейропсихологии
,
психосоматики
,
детской
клинической
психологии
,
психологической
коррекции
и
психотерапии
,
коррекционно
-
развивающего
и
восстано
-
вительного
обучения
.
Требования
по
дисциплинам
специализации
Специалист
должен
иметь
глубокие
знания
и
владеть
метода
-
ми
научных
исследований
и
навыками
практической
деятельно
-
сти
соответственно
профилю
специализации
в
таких
разделах
клинической
психологии
,
как
:
•
патопсихология
,
•
психосоматика
,
505