Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7385

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6.2. 

Требования

 

к

 

кадровому

 

обеспечению

 

учебного

 

процесса

 

Реализация

 

психологической

 

составляющей

 

образовательной

 

программы

 

подготовки

 

бакалавра

 

психологии

 

должна

 

быть

 

обес

-

печена

 

педагогическими

 

кадрами

имеющими

как

 

правило

базо

-

вое

 

психологическое

 

образование

Квалификацию

 

преподавателя

 

составляют

собственно

 

преподавательские

 

умения

 (

методическая

 

подготовка

способность

 

глубоко

 

и

 

одновременно

 

доступно

 

дово

-

дить

 

учебный

 

материал

 

до

 

студентов

 

и

 

пр

.), 

систематическое

 

за

-

нятие

 

научной

 

и

/

или

 

научно

-

методической

 

деятельностью

 

и

 

уча

-

стие

 

в

 

практической

 

или

 

научно

-

прикладной

 

работе

позволяющее

 

преподавателю

 

непосредственно

-

личностно

 

передавать

 

студентам

 

необходимый

 

профессиональный

 

опыт

Преподаватели

 

специаль

-

ных

 

психологических

 

дисциплин

как

 

правило

должны

 

иметь

 

со

-

ответствующую

 

подготовку

 

в

 

данной

 

отрасли

 

психологии

что

 

выражается

 

в

 

наличии

 

ученой

 

степени

 

и

/

или

 

опыта

 

работы

 

в

 

соот

-

ветствующей

 

профессиональной

 

сфере

Доля

 

преподавателей

имеющих

 

ученую

 

степень

 

и

 

звание

должна

 

составлять

 

не

 

менее

 

половины

 

от

 

общего

 

состава

 

преподавателей

в

 

исключительных

 

случаях

 (

например

при

 

наличии

 

доктора

ведущего

 

специалиста

 

в

 

одной

 

из

 

отраслей

 

психологии

доля

 

может

 

быть

 

снижена

но

 

она

 

должна

 

быть

 

не

 

менее

 

одной

 

трети

 

преподавательского

 

состава

.

 

Для

 

обеспечения

 

практикумов

спецпрактикумов

ла

-

бораторных

 

занятий

 

вузы

 

должны

 

иметь

 

технические

 

кадры

 

ин

-

женеров

техников

 

и

 

лаборантов

.

 

6.3. 

Требования

   

к

   

учебно

-

методическому

   

обеспечению

 

учебного

 

процесса

 

Обязательным

 

условием

 

реализации

 

основной

 

образо

-

вательной

 

программы

 

подготовки

 

бакалавра

 

является

 

учебное

 

и

 

научно

-

методическое

 

обеспечение

 

учебного

 

процесса

.

 

Высшее

 

учебное

 

заведение

 

обеспечивает

 

доступ

 

каждого

 

сту

-

дента

 

к

 

библиотечным

 

фондам

 

и

 

базам

 

данных

по

 

содержанию

 

соответствующих

 

полному

 

перечню

 

дисциплин

 

основной

 

образо

-

вательной

 

программы

наличие

 

программ

методических

 

пособий

 

и

 

рекомендаций

 

по

 

всем

 

дисциплинам

 

и

 

по

 

всем

 

видам

 

занятий

 — 

практикумам

курсовым

 

и

 

дипломным

 

работам

практикам

выпу

-

скному

 

государственному

 

экзамену

 

и

 

др

.

 

501

 


background image

Методические

 

советы

 

при

 

кафедрах

 

и

 

факультетах

 

конт

-

ролируют

 

реализацию

 

учебного

 

плана

 

и

 

учебных

 

программ

 

и

 

соот

-

ветствие

 

их

 

государственному

 

образовательному

 

стандарту

ут

-

верждают

 

введение

 

новых

 

курсов

 

и

 

учебных

 

программ

разрабаты

-

вают

 

методические

 

рекомендации

позволяющие

 

полноценно

 

орга

-

низовать

 

самостоятельную

 

работу

 

студентов

 

над

 

учебным

 

мате

-

риалом

использовать

 

эффективные

 

формы

 

контроля

 

знаний

 

и

 

достижений

 

студентов

общей

 

результативности

 

обучения

вуз

 

формирует

 

фонд

 

оценочных

 

средств

 

для

 

осуществления

 

итогового

 

контроля

.

 

Учебный

 

процесс

 

должен

 

быть

 

оснащен

 

наглядными

 

пособия

-

ми

аудио

-, 

видео

и

 

мультимедийными

 

материалами

специаль

-

ными

 

препаратами

Каждое

 

учебное

 

заведение

 

организует

 

биб

-

лиотеку

 (

читальный

 

зал

 

и

 

абонемент

для

 

самостоятельной

 

работы

 

студентов

 

с

 

учебно

-

методической

 

и

 

научной

 

литературой

 

в

 

раз

-

мере

 

не

 

менее

 0,5 

экземпляра

 

на

 1 

студента

.

 

УМО

 

по

 

психологии

 

подготавливает

 

сборники

 

программ

 

по

 

всем

 

дисциплинам

 

общепрофессионального

 

и

 

специального

 

цик

-

лов

 

дисциплин

предусмотренных

 

в

 

стандарте

которые

 

обеспечи

-

вают

 

требования

 

к

 

содержанию

 

и

 

формам

 

фундаментальной

 

и

 

специальной

 

подготовки

 

студентов

.

 

6.4. 

Требования

 

к

 

материально

-

техническому

 

обеспечению

 

учебного

 

процесса

 

Высшее

 

учебное

 

заведение

реализующее

 

основную

 

обра

-

зовательную

 

программу

 

подготовки

 

специалиста

должно

 

распола

-

гать

 

материально

-

технической

 

базой

обеспечивающей

 

проведение

 

всех

 

видов

 

лабораторной

практической

дисциплинарной

 

и

 

меж

-

дисциплинарной

 

подготовки

 

и

 

научно

-

исследовательской

 

работы

 

студентов

предусмотренных

 

примерным

 

учебным

 

планом

 

и

 

соот

-

ветствующих

 

действующим

 

санитарно

-

техническим

 

нормам

.

 

Для

 

организации

 

учебного

 

процесса

 

вуз

 

должен

 

иметь

:

 

 

компьютерные

 

классы

 

с

 

подключением

 

их

 

к

 

системе

 

телеком

-

муникаций

 (

электронная

 

почта

Интернет

); 

 

аппаратурное

 

и

 

программное

 

обеспечение

 

общего

 

пси

-

хологического

 

практикума

 

учебные

 

классы

оснащенные

 

видеотехникой

 

для

 

спецкурсов

 

с

 

проведением

 

психологических

 

тренингов

 

учебно

-

вспомогательную

 

лабораторию

 

по

 

курсу

 «

Экс

-

периментальная

 

психология

» 

и

 

спецпрактикумов

 

на

 

502

 


background image

базе

 

персонального

 

компьютера

 

и

 

необходимой

 

аппаратуры

;

 

• 

экспериментально

-

практические

 

базы

 

в

 

учреждениях

 

здраво

-

охранения

образования

 

и

 

служб

 

социальной

 

помощи

 (

на

 

осно

-

ве

 

договоров

 

о

 

научно

-

техническом

 

сотрудничестве

).

 

6.5. 

Требования

 

к

 

организации

 

практик

 

Практика

 

как

 

важнейшая

 

часть

 

профессиональной

 

подготовки

 

психолога

 

направлена

 

на

 

достижение

 

следующих

 

целей

:

 

 

освоение

 

умений

 

ставить

 

цели

формулировать

 

задачи

 

индиви

-

дуальной

 

и

 

совместной

 

деятельности

кооперироваться

 

с

 

кол

-

легами

 

по

 

работе

 

закрепление

 

теоретических

 

знаний

 

и

 

получение

 

навыков

 

их

 

практического

 

применения

 

обучение

 

навыкам

 

решения

 

практических

 

задач

 

формирование

 

профессиональной

 

позиции

 

психолога

стиля

 

поведения

освоение

 

профессиональной

 

этики

 

знакомство

 

со

 

спецификой

 

деятельности

 

психолога

 

в

 

учрежде

-

ниях

 

различного

 

профиля

Задачи

 

определяются

 

для

 

каждого

 

конкретного

 

вида

 

практики

.

 

Виды

 

практики

:

 

1.

 

Ознакомительная

 — 3 

недели

2.

 

Педагогическая

 — 6 

недель

3.

 

Производственная

 — 6 

недель

4.

 

Научно

-

исследовательская

 

и

 

квалификационная

 — 10 

недель

На

 

каждом

 

курсе

 

содержание

 

практики

 

должно

 

соот

-

ветствовать

 

уровню

 

подготовленности

 

студентов

.

 

Общая

 

продолжительность

 

практик

 — 

не

 

менее

 25 

недель

Для

 

ор

-

ганизации

 

практики

 

высшее

 

учебное

 

заведение

:

 

 

разрабатывает

 

и

 

принимает

 

Положение

 

о

 

проведении

 

практи

-

ки

 

разрабатывает

 

и

 

утверждает

 

программы

 

всех

 

практик

 

разрабатывает

 

форму

 

отчетной

 

документации

 

определяет

 

базовые

 

организации

 

и

 

заключает

 

с

 

ними

 

договоры

 

о

 

проведении

 

практики

503

 


background image

7. 

Требования

 

к

 

уровню

 

подготовки

 

специалиста

 

по

 

специальности

 022700 «

Клиническая

 

психология

»

 

7.1.   

Требования

   

к

   

профессиональной

   

подготовленности

 

специалиста

 

Требования

 

по

 

циклу

 

специальных

 

дисциплин

 

и

 

обязательных

 

практикумов

 

по

 

специальности

Специалист

 

должен

:

 

 

иметь

 

представления

 

о

 

предмете

 

и

 

структуре

 

клинической

 

психологии

 

как

 

психологической

 

специальности

 

широкого

 

профиля

имеющей

 

межотраслевой

 

характер

 

и

 

участвующей

 

в

 

решении

 

комплекса

 

задач

 

в

 

системе

 

здравоохранения

народ

-

ного

 

образования

 

и

 

социальной

 

помощи

 

населению

 

понимать

 

направленность

 

практической

 

и

 

научно

-

ис

-

следовательской

 

деятельности

 

клинического

 

психолога

 

на

 

по

-

вышение

 

психических

 

ресурсов

 

и

 

адаптационных

 

возможно

-

стей

 

человека

на

 

охрану

 

здоровья

 

и

 

преодоление

 

недугов

 

иметь

 

представления

 

о

 

предмете

задачах

 

и

 

перспективах

 

раз

-

вития

 

нейропсихологии

об

 

основных

 

закономерностях

 

мозго

-

вой

 

организации

 

ВПФ

 

и

 

ее

 

эволюции

 

в

 

онтогенезе

владеть

 

ме

-

тодологией

 

синдромного

 

анализа

 

нарушений

 

ВПФ

 

иметь

 

представление

 

о

 

предмете

практических

 

задачах

 

и

 

акту

-

альных

 

проблемах

 

патопсихологии

знать

 

феноменологию

 

и

 

владеть

 

навыками

 

патопсихологической

 

квалификации

 

нару

-

шений

 

сознания

восприятия

памяти

мышления

эмоциональ

-

но

-

личностной

 

сферы

 

при

 

психических

 

заболеваниях

 

и

 

погра

-

ничных

 

личностных

 

расстройствах

 

знать

 

основные

 

направления

 

современных

 

психосоматических

 

исследований

понимать

 

роль

 

раннего

 

онтогенеза

 

в

 

возникно

-

вении

 

психосоматических

 

расстройств

владеть

 

методами

 

ис

-

следования

 

изменений

 

познавательной

 

и

 

эмоционально

-

личностной

 

сферы

 

при

 

хронических

 

соматических

 

заболева

-

ниях

понимать

 

значение

 

психосоматики

 

для

 

развития

 

общей

 

и

 

клинической

 

психологии

 

иметь

 

целостное

 

представление

 

о

 

содержании

 

и

 

практическом

 

значении

 

проблемы

 

аномального

 

психического

 

развития

о

 

за

-

кономерностях

 

психических

 

заболеваний

 

и

 

нарушениях

 

пси

-

хического

 

развития

 

у

 

детей

504

 


background image

о

 

типологиях

 

дизонтогенеза

 

и

 

о

 

принципах

 

коррекционно

-

педагогической

 

работы

 

с

 

детьми

 

знать

 

основы

 

психологического

 

консультирования

психокор

-

рекции

 

и

 

психотерапии

иметь

 

представления

 

о

 

базовых

 

теори

-

ях

 

и

 

методах

 

современной

 

психотерапии

знать

 

основные

 

про

-

блемы

 

восстановительного

 

обучения

 

и

 

реабилитации

 

владеть

 

необходимыми

 

знаниями

 

в

 

области

 

таких

 

меди

-

цинских

 

дисциплин

как

 

психиатрия

психиатрия

 

детского

 

воз

-

раста

неврология

клиника

 

внутренних

 

болезней

психофар

-

макология

 

и

 

психофармакотерапия

 

иметь

 

представления

 

о

 

клинико

-

психологических

 

аспектах

 

ди

-

агностики

психотерапии

 

и

 

профилактики

 

личностных

 

рас

-

стройств

отклоняющегося

 

поведения

наркоманий

 

и

 

алкого

-

лизма

 

иметь

 

представления

 

об

 

особенностях

 

клинико

-

психо

-

логических

 

исследований

 

в

 

экспертной

 

практике

 

владеть

 

методами

 

нейропсихологической

 

и

 

патопсихо

-

логической

 

диагностики

диагностики

 

аномалий

 

развития

 

в

 

норме

 

и

 

в

 

патологии

владеть

 

проективными

 

методами

 

клини

-

ческой

 

психодиагностики

 

и

 

методами

 

диагностики

 

и

 

коррек

-

ции

 

при

 

психосоматических

 

расстройствах

 

свободно

 

ориентироваться

 

в

 

методологических

 

проблемах

 

клинической

 

психологии

ее

 

объекта

предмета

общих

 

катего

-

рий

 

и

 

стратегии

 

развития

 

в

 

процессе

 

реальной

 

работы

 

на

 

базе

 

клиник

медицинских

 

цен

-

тров

школ

психологических

 

консультаций

 

и

 

пр

овладеть

 

комплексом

 

практических

 

навыков

позволяющим

 

успешно

 

решать

 

различные

 

прикладные

 

профессиональные

 

задачи

 

в

 

области

 

патопсихологии

нейропсихологии

психосоматики

детской

 

клинической

 

психологии

психологической

 

коррекции

 

и

 

психотерапии

коррекционно

-

развивающего

 

и

 

восстано

-

вительного

 

обучения

Требования

 

по

 

дисциплинам

 

специализации

 

Специалист

 

должен

 

иметь

 

глубокие

 

знания

 

и

 

владеть

 

метода

-

ми

 

научных

 

исследований

 

и

 

навыками

 

практической

 

деятельно

-

сти

 

соответственно

 

профилю

 

специализации

 

в

 

таких

 

разделах

 

клинической

 

психологии

как

 

патопсихология

 

психосоматика

505