Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7382
Скачиваний: 69
их
помощью
результатов
,
необходимых
для
клинициста
,
психоте
-
рапевта
,
реабилитолога
.
Патопсихолог
должен
не
только
снабдить
психиатра
имеющими
диагностическое
значение
данными
,
но
и
представить
психологическую
структуру
обнаруженных
им
изме
-
нений
психической
деятельности
,
с
которой
связано
возникнове
-
ние
патопсихологических
симптомов
.
Мы
далеки
от
тенденции
пользоваться
лишь
одной
группой
методик
—
либо
типа
функциональных
проб
в
понимании
Б
.
В
.
Зейгарник
,
либо
одних
лишь
опросников
,
тестов
,
проективных
методов
.
Одно
должно
разумно
дополнять
другое
.
Нельзя
иссле
-
дование
больного
строить
лишь
на
результатах
данных
,
получен
-
ных
с
помощью
опросников
и
психодиагностических
тестов
.
Наш
опыт
работы
в
клинической
патопсихологии
показывает
,
что
ос
-
новное
значение
следует
придавать
функциональным
пробам
,
дающим
четкую
структурную
картину
нарушений
психической
деятельности
.
Эти
методики
разработаны
московской
школой
па
-
топсихологов
Б
.
В
.
Зейгарник
и
С
.
Я
.
Рубинштейн
,
к
ученикам
и
последователям
которых
относят
себя
и
авторы
настоящей
книги
.
Но
такое
исследование
хорошо
дополняется
и
уточняется
данны
-
ми
,
получаемыми
с
помощью
некоторых
опросников
,
тестов
.
Разумеется
,
мы
не
можем
претендовать
на
описание
всего
об
-
ширного
диапазона
психологических
методик
и
ограничиваемся
описанием
известных
нам
по
собственному
опыту
и
представ
-
ляющейся
нам
бесспорной
литературе
.
Авторы
будут
признательны
читателям
за
отзывы
и
пожелания
,
это
поможет
им
в
дальнейшей
работе
.
6
I.
Общая
часть
Патопсихология
и
медицинская
психология
Патопсихология
является
разделом
медицинской
психологии
—
науки
,
возникшей
на
стыке
медицины
и
психологии
.
Медицинская
психология
относится
к
междисциплинарной
,
пограничной
области
исследований
.
Она
исходит
из
психологиче
-
ских
теорий
и
разработанных
на
их
основе
психологических
ме
-
тодов
,
основная
роль
которых
состоит
в
решении
научных
и
прак
-
тических
проблем
,
актуальных
для
медицины
.
О
значении
психологии
для
медицины
,
в
частности
для
изуче
-
ния
деятельности
головного
мозга
при
различных
заболеваниях
,
писали
И
.
М
.
Сеченов
и
И
.
П
.
Павлов
.
Е
.
В
.
Шорохова
(1978)
подчеркивает
,
что
медицина
так
же
ну
-
ждается
в
данных
прикладной
психологии
,
равно
как
и
теорию
психологии
обогащает
медицинская
практика
.
Общая
теория
ме
-
дицины
неразрывно
связана
с
общими
психологическими
концеп
-
циями
.
Медицине
и
психологии
присущи
общие
методологиче
-
ские
принципы
.
Присущи
им
и
общие
проблемы
,
выходящие
за
пределы
сугубо
медицинской
проблематики
—
это
соотношение
биологического
и
социального
в
деятельности
человека
,
связь
между
психикой
и
деятельностью
мозга
,
психосоматические
и
соматопсихические
корреляции
,
проблемы
нормы
и
патологии
,
соотношения
между
сознанием
и
неосознаваемыми
формами
пси
-
хической
деятельности
.
Б
.
Д
.
Карвасарский
(1982)
в
естественном
стремлении
меди
-
цинской
психологии
распространить
психологические
знания
на
возможно
большее
число
аспектов
медицины
и
здравоохранения
видит
признание
возрастающей
роли
психологии
для
медицины
,
прогрессивный
и
перспективный
пути
развития
медицинской
психологии
.
Таким
образом
,
медицинская
психология
—
прикладная
наука
,
развитие
которой
определяется
следующими
целями
(
М
.
С
.
Лебе
-
динский
,
В
.
Н
.
Мясищев
, 1966;
М
.
М
.
Кабанов
,
Б
.
Д
.
Карвасар
-
ский
, 1978;
Б
.
Д
.
Карвасарский
, 1982):
изучение
психических
фак
-
торов
,
влияющих
на
развитие
болезней
,
их
профилактику
и
лече
-
ние
:
изучение
влияния
тех
или
7
иных
болезней
на
психику
;
изучение
различных
проявлений
пси
-
хики
в
их
динамике
;
изучение
нарушений
развития
психики
;
изу
-
чение
характера
отношений
больного
человека
с
медицинским
персоналом
и
окружающей
его
микросредой
;
разработка
принци
-
пов
и
методов
психологического
исследования
в
клинике
;
созда
-
ние
и
изучение
психологических
методов
воздействия
на
психику
человека
в
лечебных
и
профилактических
целях
.
Медицинская
психология
одновременно
выступает
в
роли
психологической
и
медицинской
науки
(
В
.
М
.
Банщиков
, 1978;
В
.
Милев
,
К
.
Мечев
, 1981;
Б
.
Д
.
Карвасарский
, 1982).
В
соответствии
с
разрешаемыми
ею
проблемами
и
стоящими
перед
ней
задачами
медицинская
психология
является
медицинской
наукой
,
а
в
соот
-
ветствии
с
теоретическими
предпосылками
и
методами
исследо
-
вания
она
должна
быть
отнесена
к
психологии
.
Сущность
клинической
психологии
по
-
разному
определяют
в
различных
странах
,
нередко
при
этом
не
имеют
единого
мнения
и
психологи
,
работающие
в
одной
стране
.
М
.
С
.
Роговин
(1969)
приводит
характеристику
клинической
психологии
,
используя
классификационную
схему
американского
библиографического
журнала
«Abstracts»,
согласно
которой
объ
-
ем
клинической
психологии
соответствует
содержанию
понятия
медицинской
психологии
(
разумеется
,
с
учетом
господствующих
в
американской
психологии
теоретических
концепций
).
Но
даже
в
американской
литературе
A. Lewicki (1974)
отмечает
три
различ
-
ные
точки
зрения
на
предмет
клинической
психологии
.
Первая
характеризуется
тем
,
что
сводит
клиническую
психологию
к
изу
-
чению
психических
расстройств
,
возникающих
в
связи
с
тем
или
иным
заболеванием
;
соответственно
второй
клиническая
психо
-
логия
понимается
как
идеографическая
психологическая
дисцип
-
лина
,
занимающаяся
изучением
психических
проявлений
лично
-
сти
(
сюда
включаются
профессиональные
консультации
,
консуль
-
тирование
студентов
колледжей
,
исследование
руководящего
пер
-
сонала
предприятий
);
с
третьей
точки
зрения
клиническая
психо
-
логия
рассматривается
как
область
прикладной
психологии
,
изу
-
чающая
с
помощью
измерительных
приемов
,
анализа
и
наблюде
-
ния
понимаемые
в
бихевиористском
аспекте
способности
и
свой
-
ства
личности
и
направленная
на
разработку
способов
устранения
дезадаптированного
поведения
.
Такое
понимание
клинической
психологии
было
8
подвергнуто
справедливой
критике
Ю
.
Ф
.
Поляковым
(1977),
от
-
метившим
при
этом
и
коренное
отличие
американской
психоло
-
гии
от
советской
,
характеризующееся
спецификой
присущих
пер
-
вой
психологических
методик
,
направленных
главным
образом
на
констатацию
тех
или
иных
психических
«
способностей
»
или
свойств
личности
(
психометрические
тесты
,
проективные
и
ан
-
кетные
методики
,
личностные
опросники
).
Понятно
,
что
слепое
перенесение
понятия
клинической
психо
-
логии
в
том
виде
,
как
оно
было
характеризовано
выше
,
в
патопси
-
хологию
невозможно
.
В
то
же
время
понятие
клинической
психо
-
логии
может
оказаться
целесообразным
при
правильном
к
нему
методологическом
подходе
,
так
как
оно
способствует
известному
сужению
очень
широкого
круга
задач
медицинской
психологии
.
Это
обстоятельство
было
отмечено
В
.
Ивановым
(1971, 1976),
В
.
М
.
Блейхером
(1976),
В
.
М
.
Банщиковым
(1978).
Можно
думать
,
что
отношение
клинической
психологии
к
ме
-
дицинской
такое
же
,
как
отношение
клиники
к
медицине
вообще
.
При
таком
подходе
под
клинической
психологией
можно
по
-
нимать
область
медицинской
психологии
,
прикладное
значение
которой
определяется
потребностями
клиники
—
психиатриче
-
ской
,
неврологической
,
соматической
.
Эту
точку
зрения
разделяет
В
.
Иванов
(1971),
рассматривая
клиническую
психологию
как
часть
медицинской
,
ставящую
перед
собой
более
непосредствен
-
ные
диагностические
задачи
,
и
различая
такие
составные
разделы
клинической
психологии
,
как
патопсихология
,
нейропсихология
,
соматопсихология
.
Разделение
клинической
психологии
на
пато
-,
нейро
-
и
сома
-
топсихологию
в
значительной
мере
условно
.
Их
значительно
сближает
использование
в
каждой
из
перечисленных
областей
методов
исследования
,
разработанных
в
другой
,
а
также
наличие
пограничной
патологии
,
являющейся
предметом
изучения
не
-
скольких
наук
.
Понятие
патопсихологии
иногда
без
оснований
иден
-
тифицируется
с
понятием
психопатологии
,
хотя
они
вовсе
не
то
-
ждественны
,
несмотря
на
их
внешнее
сходство
и
единство
обра
-
зующих
эти
слова
корней
.
Патопсихология
,
по
определению
Б
.
В
.
Зейгарник
(1969),
исследует
структуру
нарушений
психической
деятельности
,
закономерности
ее
распада
в
их
сопоставлении
с
нормой
,
при
этом
она
дает
классификацию
психопатологических
9
явлений
в
понятиях
современной
психологии
.
Психопатология
является
наукой
сугубо
медицинской
,
разделом
психиатрии
,
она
оперирует
главным
образом
клиническими
понятиями
.
Психопатология
,
то
есть
общая
психиатрия
,
занимается
описа
-
нием
признаков
психического
заболевания
в
динамике
,
в
течении
болезни
.
А
.
В
.
Снежневский
(1970)
видел
основное
отличие
пси
-
хопатологии
от
психологии
в
том
,
что
первая
оперирует
понятия
-
ми
медицинскими
(
этиология
,
патогенез
,
симптом
,
синдром
)
и
использует
общепатологические
критерии
(
возникновение
болез
-
ни
,
исход
болезни
).
Однако
следует
заметить
,
что
патопсихология
также
использует
эти
клинические
критерии
,
так
как
без
постоян
-
ного
соотнесения
с
ними
она
бы
утратила
свое
практическое
,
при
-
кладное
значение
.
Данные
патопсихологического
исследования
в
обязательном
порядке
должны
соотноситься
с
психическим
стату
-
сом
больного
,
со
стадией
течения
заболевания
,
с
его
динамикой
.
О
.
П
.
Росин
(1974)
считает
,
что
патопсихология
так
же
,
как
и
пси
-
хопатология
,
изучает
закономерности
и
стереотип
развития
пси
-
хической
болезни
,
но
предметом
ее
исследования
является
не
за
-
кономерность
смены
симптомов
и
синдромов
,
а
определенное
звено
в
структуре
симптомообразования
,
то
есть
то
,
что
предше
-
ствует
психопатологическим
образованиям
в
патогенезе
болезни
.
Патопсихология
—
необходимое
звено
в
общей
патологии
психи
-
ческого
.
Психопатология
так
же
,
как
патопсихология
,
является
наукой
,
изучающей
расстройства
психики
,
но
пользуются
они
при
этом
разными
методами
.
Если
патопсихология
изучает
психические
расстройства
методами
психологии
,
то
психопатология
в
основ
-
ном
прибегает
к
методу
клинико
-
описательному
.
Поводом
для
ут
-
верждений
о
том
,
что
психопатология
и
патопсихология
являются
одной
и
той
же
наукой
,
иногда
,
очевидно
,
служит
то
обстоятельст
-
во
,
что
и
патопсихология
и
психопатология
имеют
дело
с
одним
и
тем
же
объектом
,
нарушениями
психической
деятельности
.
Однако
,
изучая
одни
и
те
же
проявления
психической
патоло
-
гии
,
например
разорванность
мышления
или
резонерство
,
патоп
-
сихологи
исследуют
их
психологическую
структуру
,
а
психопато
-
логи
дают
клиническое
описание
этих
признаков
,
прослеживают
особенности
их
возникновения
и
связь
с
другими
наблюдаемыми
в
клинике
расстройствами
мышления
.
10