Файл: Бехтерев В.М. - Внушение и его роль в общественной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 2452
Скачиваний: 69
характере этих идей, стремлений и поступков всегда сказывается в большей или меньшей
мере и влияние окружающей среды.
Отсюда так называемое затягивающее влияние среды на отдельных лиц, которые не в
состоянии подняться выше этой среды, выделиться из массы. В обществе этот психический
микроб, понимаемый под словом «внушение», является в некоторой мере нивелирующим
элементом и, смотря по тому, представляется ли отдельное лицо выше или ниже
окружающей среды, оно от влияния последней делается хуже или лучше, то есть выигрывает
или проигрывает. В этом нельзя не видеть важного значения внушения как условия,
содействующего объединению отдельных лиц в большие общества.
Но кроме этой объединяющей силы внушения и взаимовнушение, как мы видели,
усиливает чувства и стремления, поднимая до необычайной степени активность народных
масс. В этом заключается другое важное значение внушения в социальной жизни народов.
Не подлежит никакому сомнению, что психический микроб в известных случаях оказывается
не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы при благоприятной к
тому почве к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные
эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения против новых эпидемически
распространяющихся учений. И если бы можно было сосчитать те жертвы, которые прямо
или косвенно обязаны влиянию этого психического микроба, то вряд ли число их оказалось
бы меньшим, нежели число жертв, уносимых физическим микробом во время народных
эпидемий.
Тем не менее внушение в других случаях, как мы видели выше, способствует тому,
чтобы увлечь народы как одно целое к величайшим подвигам, оставляющим в высшей
степени яркий и величественный след в истории народов.
В этом отношении, как уже ранее упомянуто, многое зависит от подготовленной почвы
в виде народного сознания и сложившихся чувств и убеждений. Но всего этого большею
частью бывает недостаточно для осуществления великих событий, и тогда немаловажная
роль в ходе этих событий выпадает на долю направляющей силы. Дело руководителей
народных масс заключается, таким образом, по преимуществу в искусстве направлять их
чувства и мысли к возвышенным целям и благородным стремлениям.
Отсюда очевидно, что внушение является тем социальным фактором, который играет
немаловажную роль не только в жизни каждого отдельного лица и в его воспитании, но и в
жизни целых народов.
Как в биологической жизни отдельных лиц и целых обществ в зависимости от тех или
других благоприятных условий играет известную роль микроб физический, будучи,
благодаря своей индивидуальной организации и биологическим свойствам, то фактором
полезным, то вредным и смертельным, уносящим тысячи жертв, так и психический микроб,
или внушение, в зависимости от своего внутреннего содержания может быть фактором в
высшей степени полезным или же вредным и губительным.
Можно сказать, что вряд ли вообще совершалось в мире какое-либо из великих
исторических событий, в котором та или другая роль не выпадала бы на долю внушения или
самовнушения. Уже многие крупные исторические личности, как Жанна д'Арк, Магомет,
Петр Великий, Наполеон I и пр., явившись яркими выразителями народных стремлений и
народной воли, окружались в то же время, благодаря народной вере в силу из гения, таким
ореолом, который нередко действовал на окружающих лиц подобно внушению, невольно
увлекая за ними массы народов, чем без сомнения в значительной мере облегчалось и
осуществление исторической миссии, принадлежавшей им по праву сильного ума и энергии.
Мы говорили уже, что одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы
тотчас же воспрянул духом солдат и, руководимые сознанием долга, люди пошли на верную
смерть, нередко не отдавая в том даже ясного отчета.
Не менее видная роль на долю внушения выпадает, как мы видели, и при всяком
движении умов и в особенности в тех исторических событиях, в которых активною силою
являлись народные сборища. Ввиду этого я полагаю, что внушение, как фактор, заслуживает
самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и
социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже
несоответствующее объяснение.
В заключение необходимо заметить, что избранная мною тема далеко не могла быть
вполне исчерпана в вышеизложенной беседе, так как она всеобъемлюща, но те несколько
штрихов, которые набросаны в предыдущем изложении, дают, по крайней мере, канву для
размышления о том значении, которое имеет внушение в социальной жизни народов, наряду
с убеждениями, достигаемыми путем логики и строгого размышления, и о той роли, какую
внушение должно было играть в моменты важнейших исторических событий древних и
новых времен.
Между прочим, мы не коснулись в предыдущем изложении одного в высшей степени
важного вопроса, о котором так много было споров еще в самое последнее время. Я говорю о
роли отдельных личностей в истории.
Как известно, многие были склонны отрицать совершенно роль личности в ходе
исторических событий. По ним, личность является лишь выразителем взглядов массы, как
бы высшим олицетворением данной эпохи, и потому она сама по себе и не может иметь
активного влияния на ход исторических событий. Последние силою вещей выдвигают ту или
другую личность поверх толпы, сами же события идут своей чередой вне всякой
зависимости от влиянии на них отдельных личностей.
При этом однако забывают о внушении, этой важной силе, которая независимо от силы
ума и энергии служит могучим орудием в руках счастливо одаренных от природы натур, как
бы созданных быть руководителями народных масс. Нельзя конечно отрицать, что личность
сама по себе является отражением данной среды и эпохи, нельзя также отрицать и того, что
ни одно историческое событие не может осуществиться, коль скоро не имеется для того
достаточно подготовленной почвы и благоприятствующих условий, но также несомненно и
то, что в руках известных публицистов, в руках блестящих ораторов, в руках прославленных
демагогов и любимцев народа, в руках знаменитых полководцев и великих правителей при
собственном богатстве их умственных способностей имеется еще та могучая сила, которая
может объединять народные массы для одной общей цели и которая способна увлечь их на
подвиг и повести к событиям, последствия которых отражаются на целом ряде грядущих
поколений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ВНУШЕНИЕ?
(Печатается по: Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма,
1904, Вып.1).
Вопрос о том, что такое внушение, есть один из важнейших вопросов новейшей
психологии и общественной жизни, получивший в последнее время огромное практическое
значение благодаря в особенности изучению гипнотизма; тем не менее ныне твердо
установлено, что внушение является актом гораздо более широким, нежели собственно
гипнотическое внушение, так как первое проявляется в бодрственном состоянии и притом
наблюдается в общественной жизни везде и всюду при весьма разнообразных условиях.
Несмотря, однако, на огромную практическую важность внушения, его психологическая
природа до сих пор еще представляется в такой степени мало изученной, что этому понятию
различные авторы придавали и придают весьма различное значение.
Уже в своей работе «Роль внушения в общественной жиз-ни» я обратил внимание на
разноречия авторов по этому поводу и на ту путаницу, которая от этого происходит. «Еще
недавно этот термин, — говорю я, — не имел особого научного значения и употреблялся в
просторечии главным образом для обозначения наущений, с той или другой целью
производимых лицами другим. Лишь в новейшее время этот термин получил совершенно
специальное научное значение вместе и расширением наших знаний о психическом влиянии
одних лиц на других. Но этим термином стали уже злоупотреблять, прилагая его к тем
явлениям, к которым он не относится, и нередко прикрывая им факты, остающиеся еще
недоста-точно выясненными. Несомненно, что от такого злоупотребления научным
термином происходит немало путаницы в освещении тех психологических явлений, которые
относятся к области внушения».
Если мы обратимся к литературе предмета, то мы встретимся с самыми
разнообразными определениями внушения. По определению Lefёvге'а, книга которого
только что появилась, явления внушения и самовнушения состоят в ассимиляции мыслей,
вообще каких-либо идей, допущенных без мотива и случайно, и в их быстром превращении в
движения, в ощущения или в акт задержки.
Liёbault под внушением признает вызывание словом или жестами в гипнотике
представления, следствием которого возникает то или иное физическое или психическое
явление.
По Bernheim'y, внушение есть такое воздействие, при посредстве которого
представление вводится в мозг и им принимается.
Lowenfeld под
внушением
понимает
представление
психического
или
психофизического характера, которое своим осуществлением проявляет необыкновенное
действие вследствие ограничения или прекращения ассоциацион-ной деятельности.
Тот же автор в своей книге приводит целый ряд определений внушения, сделанных
другими авторами. Из многочисленных определений внушения мы приведем лишь наиболее
существенные.
Fоге1 под внушением понимает вызывание такого динамического изменения нервной
системы, когда возникает представление, что это изменение наступило, наступает или
наступит.
Moll дает сходственное этому определение. По нему, внушением называется тот
случай, когда результат обусловливается тем, что вызывают представление об его
наступлении.
По Wundt'y, внушение есть ассоциация с сопутствующим ей сужением сознания по
отношению к представлениям, которые, возникая, не дают противоположным связям
проявиться.
По Schrenk-Notzing'y, внушение выражается ограничением ассоциаций в отношении
определенного содержания сознания.
Vincent говорит, что «под внушением мы понимаем обыкновенно совет или
приказание, в состоянии же гипноза внушение есть произведенное на психику впечатление,
которое вызывает за собою непосредственное приспособление мозга и всего от него
зависящего».
По НirsсhIaff'у, под внушением следует понимать со стороны гипнотизера
утверждение, немотивированное и не соответствующее действительности, со стороны же
гипнотизируемого — реализацию этого утверждения.
Lowenfeld справедливо восстает против этого крайне узкого определения, так как,
согласно этому определению, пришлось бы исключить не только все терапевтические
внушения, которые, по Hirschlaff у, должны быть рассматриваемы не как внушения, а как
советы, надежды и пр., но и целый ряд явлений, известных под названием противовнушений,
также должен быть исключен из области внушения, так как они стоят в соответствии с
действительностью.
Да и сколько неопределенного в самом понятии «не соответствующий
действительности»! Например, дается спящему внушение: проснувшись, взять со стола
папироску и закурить, и он выполняет это по внушению. Спрашивается, много ли тут не
соответствующего действительности, а между тем бесспорно, что мы здесь также имеем дело
с внушением, как и в других случаях.
Приведение других определений внушения излишне и бесполезно, так как и
вышеизложенного вполне достаточно, чтобы видеть, как много путаницы, неясного и
неопределенного вводится в понятие о внушении.
Очень характерно по этому поводу начинает свою книгу Б. Сидис: «Психологи
употребляют термин «внушение» так беспорядочно, что читатель часто не уясняет себе его
настоящего значения. Иногда этим названием пользуются для означения тех случаев, когда
одна идея ведет за собой другую, и таким образом отождествляют внушение с ассоциацией.
Некоторые настолько расширяют область внушения, что включают в нее всякое влияние
человека на своих собратий. Другие суживают внушение и внушаемость до простых
симптомов истерического невроза. Так поступают сторонники Сальпетриерской школы.
Нансийская же школа называет внушением причину, вызывающую то особое состояние
духа, при котором явления внушаемости чрезвычайно выступают вперед». Само собою
разумеется, что столь неясное положение вопроса о внушении приводит, по Б. С и д и с у, к
большой путанице в психологических исследованиях, относящихся до внушения, с чем
нельзя не согласиться.
Сам Б. Сидис, поясняя внушение на нескольких примерах, останавливается на
определении Больдвина, по которому «под внушением понимается большой класс явлений,
типическим представителем которых служит внезапное вторжение в сознание извне идеи
или образа, становящихся частью потока мысли и стремящихся вызвать мышечные и
волевые усилия — свои обычные последствия». Б. С и д и с справедливо считает его
недостаточным, он находит во внушении еще другие важные черты, которые состоят в том,
что внушение воспринимается субъектом
без критики
и выполняется им почти
автоматически.
Но независимо от того во внушении имеется еще элемент, без которого определение
является неполным. «Этот элемент или фактор составляет преодоление или обход
противодействия субъекта. Внушенная идея насильно вводится в поток сознания, она нечто
чуждое, нежеланный гость, паразит, от которого сознание субъекта стремится избавиться,
Поток сознания индивидуума борется с внушаемыми идеями, как организм с бактериями,
стремящимися разрушить устойчивость равновесия.» Этот элемент противодействия имел в
виду д-р I. Grossmann, определяя внушение как «процесс, в котором какое-нибудь
представление пытается навязаться мозгу».
В конце концов, Б. Сидис останавливается на таком определении внушения: «Под
внушением понимается вторжение в ум какой-либо идеи; встреченная большим или
меньшим сопротивлением личности, она наконец принимается без критики и выполняется
без обсуждения, почти автоматично».
Определение это, выраженное в таком виде, стоит довольно близко к сделанному мною
ранее определению внушения, но тем не менее оно не может быть признано вполне
достаточным. См.:
Бехтерев В.
Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1898. С. 2.
Прежде всего далеко не всегда внушение встречается тем или другим сопротивлением со
стороны личности внушаемого лица. Это наблюдается чаще всего в тех гипнотических
внушениях, которые касаются нравственной сферы внушаемого лица или же противоречат
установившимся отношениям данного лица к тем явлениям, которые служат предметом
внушения. В большинстве же других случаях внушение входит без всякого сопротивления со
стороны лица, которому производится внушение, нередко оно проникает в его психическую
сферу совершенно незаметно, несмотря даже на то, что действует в бодрственном состоянии.
Что это так, доказывает пример, заимствованный из книги Охоровича «О мысленном
внушении», приводимый самим Б. Сидисом: «Мой друг П., человек столь же рассеянный,
сколь и остроумный, играл в шахматы в соседней комнате, а мы, остальные, разговаривали
около двери. Я заметил, что мой друг, когда совсем погружался в игру, имел обыкновение
насвистывать арию из "Madam Angot", Я уже собрался ему в аккомпанемент отбивать ритм
на столе; но в этот раз он стал насвистывать марш из "Пророка".
"Послушайте, — сказал я товарищам, — мы сделаем с П. штуку: мы прикажем ему
(мысленно) перейти с «Пророка» на «La fille de madam Angol.»"
Сначала я стал отбивать марш, потом, воспользовавшись несколькими нотами, общими
обеим пьесам, немедленно перешел на более быстрый темп любимой арии моего приятеля.
П., со своей стороны, внезапно переменил мотив и начал насвистывать "Madam Angol". Все
рассмеялись. Мой друг был слишком занят шахом королевы, чтобы заметить что-нибудь.
"Начнем опять, — сказал я, — и вернемся к «Пророку». Немедленно мы опять услышали
замечательную фугу Мейер-бера. Все, что мой друг знал, было только то, что он что-то
насвистывал.»
Нет надобности пояснять, что здесь не было мысленного внушения, а было внушение
слуховое, которое проникало в психическую сферу совершенно незаметно для внушаемого
лица и без всякого с его стороны сопротивления.
То же самое мы имеем и в других случаях. Возьмем еще пример из Б. Сидиса: «У меня
в руках газета, и я начинаю ее свертывать; вскоре я замечаю, что мой друг, сидящий против
меня, свернул свою таким же образом. Мы говорим, что это случай внушения».
Мы можем привести и много других аналогичных примеров, где внушение входит в
психическую сферу незаметно Для самого лица и без всякой борьбы и сопротивления с его
стороны.
Вообще можно сказать, что внушение, по крайней мере, в бодрственном состоянии,
гораздо чаще проникает в психическую сферу именно таким незаметным образом и во
всяком случае без особой борьбы и сопротивления со стороны внушаемого лица. В этом и
заключается общественная сила внушения. Возьмем еще пример из того же Б. Сидиса:
«Среди улицы на площади, на тротуаре останавливается торговец и начинает изливать целые
томы болтовни, льстя публике и восхваляя свой товар. Любопытство прохожих возбуждено,
они останавливаются. Скоро наш герой становится центром толпы, которая тупо глазеет на
«чудесные» предметы, выставленные ей на удивление. Еще несколько минут, и толпа
начинает покупать вещи, про которые торговец внушает, что они прекрасные, дешевые».
«Уличный оратор влезает на полено или на повозку и начинает разглагольствовать
перед толпой. Грубейшим образом ом прославляет великий ум и честность народа, доблесть
граждан, ловко заявляя своим слушателям, что с такими дарованиями они должны ясно
видеть, как зависит процветание страны от той политики, которую он одобряет, от той
партии, доблестным поборником которой он состоит. Его доказательства нелепы, его мотивы
презренны, и, однако, он обыкновенно увлекает за собой массу, если только не подвернется
другой оратор и не увлечет ее в другом направлении. Речь Антония в "Юлии Цезаре"
представляет превосходный пример внушения».
Очевидно, что во всех этих случаях действие внушения не осуществилось бы, как скоро
было бы замечено всеми, что торговец не в меру расхваливает свои предметы, что уличный
оратор преувеличивает значение своей партии, вздорным образом восхваляя ее заслуги. По
крайней мере все, для которых ясна вздорность и лживость уверений, в таких случаях тотчас
же отходят от таких ораторов, вокруг которых остается только доверчивая толпа слушателей,
мало понимающая в деле, не замечающая ни грубой лести, ни лживых заявлений и потому
легко поддающаяся внушению.
Итак, в действиях последнего, по крайней мере, в большинстве случаев, нет ничего
«насильственного», нет ничего такого, что должно быть «преодолеваемо», наконец, нет и
ничего такого, от чего «сознание субъекта стремится избавиться». Все происходит самым
обычным, естественным порядком, и, однако, это есть настоящее внушение, которое
вторгается в психическую сферу, как тать, и производит в ней роковые последствия. Нет,
конечно, надобности доказывать, что в отдельных случаях внушение действительно
встречает сопротивление со стороны человека, которого оно имеет в виду, и тем не менее
оно проникает в сознание, как паразит, после известной борьбы почти насильственным
способом.
Один из прекрасных примеров внушения, проникающего в сознание после известной
борьбы, представляет внушение со стороны Яго на Отелло, который первоначально
встречает это внушение сильным сопротивлением, но затем постепенно поддается ему, когда