Файл: Бехтерев В.М. - Внушение и его роль в общественной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2315

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

исключительно под влиянием чтения книг, в которых описываются преступления и где сами
преступники  являются  героями. Так, четыре 13-14-летних  мальчика  под  влиянием  чтения
разбойничьих историй основали воровскую шайку и совершили ряд больших краж (Plecher).

Тот  же  автор  сообщает, как  в 1908 г. после  наделавшей  большого  шума  истории  с

вымогательством посредством  угрожающих писем, направленных к одному  богатому мюн-
хенцу  с  требованием 100 000 марок, последовал  целый  ряд  подобных  же  историй  с
вымогательством  путем  угрожающих  писем  и  в  других  местах  Германии, причем
виновниками  всех  этих  историй  оказались  дети  в  возрасте, не  превышавшем 15 лет. Нет
надобности говорить, что в России в период экспроприации эти явления были обычными и,
вероятно, из России они и распространились на Германию.

В России они нередко совершались также подростками и детьми из подражательности

и под влиянием описаний, которыми в то время были наполнены столбцы газет.

Эти  подражательные  детские  преступления  случаются  у  нас  в  изобилии  еще  и  в

настоящее  время. Мы  то  и  дело  читаем  о  детских  играх  в «стражников» и  в
«экспроприаторов», об играх в «смертные приговоры» и в «самоубийство».

Еще  недавно  газетные  известия  со  станции  Провенишки  сообщили  о  результате

детской игры в «Столыпина» и «Бог-рова», и осужденному «Богрову» была накинута детьми
веревка на шею, которую зацепили за забор на высоте 2 аршина. «Богров» сорвался и повис
на  веревке. Когда  прибыл  отец, повешенный  ребенок  оказался  уже  мертвым. По  тем  же
газетным  известиям, в  Саратове три ученика  рисовального  училища в  возрасте от 14 до 16
лет  оказались  серьезными  экспроприаторами. Один  из  этих  мальчиков, 14-летний  Коля,
неожиданно исчез. Вскоре получилось письмо в дому, что «Колю держат члены организации
социалистов-революционеров», требуя «выслать 5300 р. за  выкуп». Авторами этого письма
оказались  два  товарища  Коли, Петя  Власов  и  Сережа  Баукин. Образовав  шайку
экспроприаторов, они приобрели себе браунинги и кинжалы. Посвященный в это дело Коля
будто  бы  стал «пробалтываться». Тогда  двое  товарищей  решили  с  ним  покончить. Они
потребовали, чтобы он взял у отца браунинг и кинжал, и заявили ему, что покажут ему фокус
в  загородной  пещере, где  решили  собраться  для  экспроприации. Когда  пришли  в  пещеру,
Коле  было  приказано  играть  похоронный  марш  на  мандолине  и  смотреть  на  ожидаемый
фокус, а в  то  же время  Сережа  Баукин, зайдя сзади, выстрелил  ему в  затылок. Несчастный
Коля  упал  навзничь, после  чего  Сережа  Баукин  еще  выстрелил  ему  два  раза  в  лоб. Нечего
говорить, что  подметное  письмо  о 5300 р. было  подброшено  нарочно, для  отвода  глаз.
Рецидивизм  в  преступлении  также  в  известной  мере  основан  на  внушении  и
подражательности.

По Guуаu, число  рецидивизма  колеблется  в  зависимости  от  организации  тюрем. Так,

например, в  Бельгии  рецидивизм  достигает 70 %, во  Франции — 40 %. С  введением
одиночного  заключения  рецидивизм  понижается  до 10 %, а  через  индивидуализированные
наказания — до 2,68 %.

Ясно, что  высокие  цифры  рецидивизма  при  общем  тюремном  содержании  детей

зависит от повышенной детской внушаемости. Было бы, однако, неправильно делать отсюда
вывод  о  преимуществах  одиночного  заключения  для  малолетних, как  и  для  взрослых,
преступников. Притупляющее  влияние  одиночного  заключения  на  умственное  развитие
настолько значительно, что не может быть и речи о том, чтобы применение его в какой-либо
мере можно было оправдывать не только в применении к детям, но и к взрослым. Для детей-
преступников, во всяком случае, наиболее благонадежным является лишь перевоспитание их
в хорошо устроенных детских колониях.

Равным  образом  известны  и  самоубийства  под  влиянием  тех  же  условий. Н. Plecher

рассказывает, как  одна 17-летняя  девушка, Fanny Schneider из Wilhelmshafen, решила
покончить с собою, открывши кран газового рожка. Причиной было то, что она начиталась
романа, под  влиянием  которого  ей  захотелось  однажды «так  же  прекрасно» умереть, как
описывалось  в  этом  романе. Будучи  уже  мертвой, она  еще  держала  в  правой  руке  книгу
своего романа.


background image

Внушение  как  причина  самоубийства  в  юношеском  возрасте  отмечается  весьма

многими  авторами. Один  из  поразительных  примеров, где  одной  из  причин  самоубийства
явилось  внушение, представляет  следующий  случай. Молодая  девушка 25 апреля 1890 г.
бросилась на рельсы пред локомотивом и была раздавлена. При ней была найдена записка, в
которой  говорилось, что  она  уже  давно преследовалась  мыслями о самоубийстве. Причина
этого заключается в том, что ей еще в детстве предсказано, что она сама себя лишит жизни.
«Это верно, но не надо было мне об этом говорить», — значилось в записке.

Еще более яркими примерами детской внушаемости являются патологические случаи,

особенно же случаи развития нервных состояний под влиянием внешних впечатлений. Всем
известно, например, что  испуг, простой  испуг, служит  одной  из  частых  причин  развития
падучей, которая в таких случаях нередко остается на всю жизнь.

Также нередко под влиянием пережитого страха дети подвергаются заиканию, которое

с течением времени закрепляется и при новых волнениях еще более усиливается.

Далее известно, что ребенок, раз увидевши судороги, и сам подвергается судорожным

состояниям. Таким  образом, часто  развиваются  у  детей  хореические  и  истерические
судороги. Полагаю, что эти факты настолько общеизвестны, что совершенно излишне здесь
приводить им примеры.

Не менее часты случаи параличей, развивающихся у детей по внушению. Можно было

бы  привести  многочисленные  примеры  развития  у  детей  таких  параличей, которые  раз
развившись, также быстро исчезали при соответственном внушении.

А вот, например, мальчик 9-10 лет, доставленный в клинику с диагнозом «расширение

спинного  мозга». У  него  оказался  вялый  паралич  обеих  ног  и  другие  сопутствующие
явления.  Ошибочость  диагноза,  однако,  обнаружилась  тотчас  же,  как  только  приступили  к
электрическому  исследованию, так  как  ребенок  внезапно  спрыгнул  с  кровати, и  побежал.
Оказалось,  что  мальчик  как-то  был  сброшен  и  при  этом  он  слышал  рассказ,  как  другой
ребенок после такого падения сделался несчастным.

Вследствие  этого  походка  его  становилась  все  хуже  и  хуже, пока  дело  не  дошло  до

паралича ног.

Таких или подобных случаев с  истерическими  расстройствами  того или иного  рода  у

детей  можно  было  бы  указать  множество.

Baginsky

  (Zeitschr.  f.  Pad.  Psych.  3  Jahrg.  S.  97)

приводит  несколько  примеров, где  болезни  у  детей, развившись  психическим  путем,
исправлялись  затем  путем  простого внушения. Но  я  приведу  здесь  лишь  еще  один  случай,
бывший под моим наблюдением.

Девочка  около 12 лет, бегая  по  комнатам  во время  игры, случайно  наткнулась  одной

стороной живота на угол рояля. Самый ушиб не имел бы, вероятно, последствий вследствие
его  незначительности, если  бы  не  испуг  ребенка, и  оханье  и  аханье  над  ним  взрослых. В
результате  девочка заболевает  параличом нижних конечностей с контрактурой, от  которых
она  освободилась  лишь  спустя  несколько  месяцев  путем  простого  внушения  в  гипнозе  о
возможности ходьбы.

Не  менее  убедительным  доказательством  детской  внушаемости  является  развитие

половых  извращений. Хотя  многими  признавалось  и  признается, что  половые  извращения
являются  результатом  неблагоприятной  наследственности  и  прирожденных  уклонений, но
несомненно, что  кроме  условий  невропатической  наследственности  большинство  из  них
обусловливается, главным  образом, детской  впечатлительностью, приводящей  к  тому, что
однажды 

пережитые 

впечатления, почему-либо 

сопровождавшиеся 

эротическим

возбуждением, сохраняются в виде прочной ассоциации наподобие сочетательного рефлекса,
благодаря чему иногда на всю жизнь упрочивается связь двух явлений — данного внешнего
впечатления  и  эротического  возбуждения  —  в  такой  мере,  что  каждый  раз  вместе  с
возникновением того же впечатления наступает и эротическое возбуждение, с повторением
же  этого  возбуждения  при  необычных  условиях  нарушается  и  даже  утрачивается
возможность нормальной половой функции.

Можно  было  бы  привести  из  своей  практики  множество  эксквизитных  случаев  этого


background image

рода, но  полагаю, что  в  этом  нет  большой  надобности, ибо  вопрос  и  так  представляется
ясным.

Вряд ли нужно здесь входить в подробности того, чем обусловливается вообще детская

впечатлительность  и  поразительная  детская  внушаемость. Достаточно  сказать, что основой
ее, как  надо  думать, являются, с  одной  стороны, недостаточно  развитые  задерживающие
механизмы  в  центрах  и  с  другой — недостаточная  опытность, отсутствие  прочно
сложившегося  мировоззрения, а  также  слабо  развитая  критическая  способность  детей,
благодаря  чему  они  легко  принимают  на  веру  то, что  взрослые  встречают  с  критикой
рассудка. В помощь этому служит также привычное признание авторитетности за старшими,
действия  и  слова  которых  обычно  и  служат  предметом  детской  подражательности  и
внушения.

Застуживает внимания также недостаток активного внимания у детей, способствующий

повышенной  их  впечатлительности  и  внушаемости. Как  пример, иллюстрирующий
недостаток активного внимания у детей, можно привести следующее указание Plecher'а. При
входе в школу, который должны были проходить все мальчики, находилась черная доска, на
которой  каждый  день  можно  было  читать  метеорологические  указания  насчет  состояния
температуры  и  определения  времени  и  направления  ветра. При  неожиданном  опросе
учеников 13-14-летнего  возраста  оказалось, что  ни  один  из  них  не  знал  о  содержании
надписи.

Все  вышеизложенное  не  оставляет  сомнения  в  том, как  велико  вообще  значение

внушения в психической жизни ребенка, какое влияние оно оказывает вообще на детей и к
каким последствиям оно может приводить в известных случаях.

Отсюда понятно и значение внушения в воспитании.
Нетрудно представить себе, что ребенок может оказаться нравственным уродом только

потому, что он вырос в соответствующей среде.

Вот  почему  ребенок  благодаря  своей  необычной  впечатлительности  должен  быть

оберегаем от всего, что так или иначе может пагубно отразиться на его детской природе.

A. Boginski повторяет в  сущности  избитую  истину, говоря, что под  влиянием  дурной

среды  создаются  дурные  привычки, дурные  нравы, ложь, преступность  и  обратно —
созданные под влиянием дурной среды дурные привычки и понятия благодаря применению
и улучшению среды исчезают и сменяются лучшими.

Значение  внушения  для  воспитания, сколько  известно, впервые  было  указано

Berillon'ом  в  его  докладах  еще  в  66-м  и  в  87-м  годах.  Позднее,  и  другие  врачи  и  педагоги
останавливались  на  значении  внушения  в  деле  воспитания. Между  прочим, Fогеl признает
внушение за основной руководитель правильного воспитания. «Добрая часть педагогики, —
по его словам, — покоится на правильно понятом и выполняемом внушении».

Tromner в своем сочинении о гипнотизме говорит: «Меня удивляет, как мало интереса

уделяют  даже  мудрые  педагоги  учению  о  внушении  даже  теперь, когда  обнаруживается
оживление идей гуманности, признание известного уважения к жизни и личности детей, хотя
уже  признается, что  все  воспитание  состоит  не  в  выработке  послушания  и  в  дрессировке
памяти, а  в  развитии  духовного  организма  в  определенном  направлении, установленном
законами жизни».

Между  прочим, Tromner считается  с  возражением, что  путем  воспитания  должны

создаваться  не «внушаемые» характеры, а, наоборот, характеры, не  поддающиеся
стороннему  влиянию. По  этому  поводу  он  говорит, что  вообще  все  люди  способны  к
влиянию и сохраняют эту способность даже после лучшей школы, и притом без ущерба для
своей  жизни. С  другой  стороны, педагогическое  внушение, если  оно  целесообразно  и
правильно применяется, может быть  только  полезным, так  как каждое внушение  не  только
может  вызывать  желаемое  изменение, но  и  в  то  же  время  устраняет  все  другие  явления,
которые ему противодействуют.

По Vегwоrn'у, все  воспитание  покоится  на  внушении. Дитя  воспринимает

представления, которые  мы  ему  даем, без  дальнейшего, не  проверяя  и  даже  не  имея


background image

возможности  проверить, в  какой  мере  правильны  и  соответственны  те  представления,
которые мы у них возбуждаем и которые они усваивают. Мы говорим ребенку: этого ты не
должен,  этого  нельзя,  так  нужно  делать,  это  хорошо,  это  дурно  и  т.  д.  Дитя  принимает
сказанное, не  вникая  в  него, и  таким  образом  получает  первые  основные  эстетические
понятия.

Первоначальные  ступени  духовного  развития  состоят  вообще  в  усвоении  такого  рода

внушений. Но  все  эти  внушения  продолжают  действовать  также  и  в  дальнейшей  жизни
взрослых, ибо, что  ребенок  себе  усвоил, как  известно, много  прочнее, чем  то, что
приобретается во взрослом состоянии или в позднейшем возрасте.

Особую  важность  внушения  в  воспитании  и педагогике  отмечают  также  Lay,  Barth  и

PIеcher. Последний автор, признавая внушение за важный фактор в воспитании, говорит, что
многое  из  того, что  ребенок  выучивает, он  выучивает  подражанием, но  подражание
основывается главным образом на внушающем влиянии воображения.

Не  подлежит  вообще  сомнению, что  уже  в  обыкновенных  условиях  воспитания

психическое воздействие в форме внушения и примера, возбуждающего подражание, играет
видную роль.

Наше воспитание вообще основывается в значительной мере на внушении и вызывании

подражания  как  неизбежных  способах  воздействия  родителей  и  вообще  старших  лиц  на
детей и подростков.

Ребенок  всегда  склонен  воспринимать  более  при  посредстве  прямого  перенимания  и

безотчетного  подражания, нежели  путем  осмысленного  усвоения. Вот  почему  и  на
применение  внушения  к  воспитанию  следует  смотреть  как  на  один  из  воспитательных
приемов, предназначенных  наряду  с  другими  способами  для  вкоренения  тех  или  других
положительных сторон личности и исправления недостатков  ребенка, привившихся  у нему
путем дурных условий и по другим причинам. Особенно важную роль внушение играет при
воспитании в возрасте первого детства.

Но  нельзя  сомневаться  в  том, что  внушение  в  широком  смысле  представляет  собою

важный  фактор  и  в  школьном  воспитании. В  этом  отношении  уже Grosser признавал, что
внушение  в  воспитании  играет  полезную  роль, хотя  к  образованию  будто  бы  оно, по  его
мнению, не  применимо  ни  при  каких  условиях. Против  последнего  положения, однако,
Рlесher, не  без  основания, возражает, говоря, что  в  школе  образование  и  воспитание
неразделимы.

Вследствие этого и в образовании роль внушения не может быть вполне исключаема.
В  этом  отношении  должно  принимать  во  внимание, с  одной  стороны, влияние

школьной среды на обучающихся, с другой стороны, имеет значение и влияние массы лиц на
отдельного воспитанника.

Ввиду  этого  целесообразное  воспитание  требует  прежде  всего  устранения  всего, что

путем  внушения  может  вредить  ребенку, и  поддерживать  все  то, что  может  ему  быть
полезным.

В  этом  отношении  должно  быть  обращено  особое  внимание  на  обстановку, на

окружающих лиц, на самого воспитателя и на способ преподавания.

Вряд ли нужно доказывать, что та обстановка, в которой ребенок живет, отражается на

психическом складе его в гораздо большей степени, нежели на взрослых. Ребенок, как губка,
впитывает в себя все, что он видит, все, что он слышит, и потому-то Рёскин прав, проповедуя
создание  эстетической  обстановки  в  детских, которая  должна  быть  обязательна  и  в  школе.
Нечего говорить, что придется еще много человечеству поработать над тем, чтобы не только
обставить  детскую  изящными  картинами, но  и  дать  соответствующие  возрасту  ребенка
рассказы с изящными рисунками, а также дать ему подбор художественных игрушек.

Но  эта  эстетическая  обстановка, выполняемая  с  помощью  детской  живописи,

нуждается в естественном дополнении, в подборе подходящих для детей музыкальных пьес и
песенок, которыми  должен  услаждаться  слух  ребенка  с  первых  дней  его  жизни. Такие
инструменты,  как  цимбалы  и  аристон,  уже  всегда  были  в  обиходе  детских,  но  этого  мало,


background image

необходимо, чтобы  все  лучшее  в  музыкальных  произведениях, что  соответствует  детскому
слуху  и  что  может облагораживать  душу  ребенка, было ему предоставлено, тем более, что
слух  у  детей  вообще  развивается  очень  рано. Особенно  полезны  в  этом  отношении
специальный набор песен, а также некоторые из других музыкальных произведений; но, по
моему  мнению,  решительно  не  подходят  здесь  романсы,  возбуждающие  не  соответственно
возрасту чувственность в ребенке.

Само собой разумеется, что большое значение для ребенка имеет музыкальность самих

родителей  или  няни  и  воспитательницы. В  таком  случае  они  сумеют  передать  ребенку  все
доступное ему музыкально-художественное в своих песнях. Но так как музыкальность есть
ничуть  не общее  свойство  людей  и  к  тому  же  музыкальные  знания никогда  не могут  быть
всеобъемлющими, то  особенной  помощью  в  этом  деле  может  служить  граммофон  с
тщательным  подбором  пластинок  с  детскими  или  доступными  детскому  слуху  и
соответствующими его возрасту песнями.

При  этом  нужно  иметь  в  виду,  что  с  музыкальным  воспитанием  достигается  не  одно

только развитие слуха, что вообще чрезвычайно важно, а гораздо больше: этим достигается и
лучшее настроение, и опоэтизирование окружающей природы, равно как и облагораживание
взаимоотношений между людьми, что возвышает нравственную сторону будущей личности.

Чрезвычайно жаль, что до сих пор на эту сторону воспитания мало обращают внимания

и в школах, и в дошкольном семейном и общественном воспитании, а между тем к созданию
детских  музыкальных  пьес  нужно  бы  привлечь  лучших  композиторов  мира,  ибо  нет  более
значительной  цели  музыки, как  облагораживание  души, а  она  достигается  легче  всего  в
детском возрасте.

Но  раньше  и  прежде  всего  должен  быть  лучший  пример  для  ребенка  в  окружающих

лицах, особенно  же  в  наставниках. Пример  для  ребенка  все, и  он, естественно, является
подражателем и повторителем всего, что видит и слышит.

Вот  почему  живая  среда  или  товарищество  в  воспитании  приобретают  особенно

важную роль. Благодаря товариществу легко прививается непосредственно путем внушения
все: и  хорошее и дурное; к сожалению, чаще всего этим  путем прививаются  самые  дурные
привычки. Здесь, между  прочим, сказывается  импонирующее  влияние  массы  лиц  на
отдельных воспитанников.

Особенно  сильно  это  сказывается  в  отношении  половой  сферы, которая  в  школьном

возрасте  начинает  впервые  заявлять  о  себе  и, не  будучи  предметом  воспитания, служит
объектом поразительного и грубого извращения.

В  этом  отношении  всем  известно  повальное  распространение  онанизма  в  закрытых

школах,  где  товарищеское  воздействие  в  форме  внушения  прямого  и  косвенного  играет
особенно  видную  роль. В  этом  отношении  раскрываются  из  жизни  интернатов
поразительные  явления,  которым  трудно  было  бы  поверить,  если  бы  они  не  были
действительностью.

Против  этого  зла  надежными  средствами  являются  соответственное  половое

воспитание  и  своевременное  ознакомление  детей  со  значением  половой  функции  и  с
последствиями  нарушения  в  области  половых  отправлений  и, наконец, моральное  влияние
самого  воспитателя, которого  авторитет  может  победить  влияние  товарищества  и  в  то  же
время может подействовать и на всю массу облагораживающим образом.

Устранение дурного влияния массы на отдельных лиц и облагораживание самой массы

возможны  при  том  условии,  если  в  свободное  от  занятий  время  дети  будут  находиться  в
присутствии  и  по  возможности  под  руководством  старших. Необходимо, однако, чтобы
присутствием последних они не были стеснены и чтобы старшие в этом случае были не их
начальниками, а их друзьями.

Личность  воспитателя  в  известных  случаях  вообще  имеет  еще  большее  значение,

нежели  влияние  среды. Авторитет  его  представляет  во  всяком  случае  один  из  важных
факторов в школьной жизни и даже преобладает над авторитетом родителей.

Личность  учителя  для  детей  обыкновенно  оказывает  больше  влияния, нежели