Файл: Бехтерев В.М. - Внушение и его роль в общественной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 2445
Скачиваний: 69
родители, которых дети знают не только с хороших, но и со слабых сторон, тогда как слабые
стороны учителя для них остаются скрытыми или малоизвестными. По Plecher'у, три
главных условия внушения: подражание, утверждение и повторение — действуют в
личности учителя. Дитя принимает слова учителя в большинстве случаев за безусловную
истину. Если же они будут достаточно часто повторяться, то не может быть больше для него
никакого сомнения. Самая личность учителя обнаруживает влияние, особенно в истории,
Библии, в рассказах и чтении. В этих случаях настроение учителя часто непосредственно
передается ученикам.
На этом пункте мы сталкиваемся с вопросом о роли внушения в самом преподавании.
Нет надобности говорить, как много зависит внушающий элемент в преподавании от самого
учителя, от его авторитетности, умения влиять на учеников и своим примером и способом
изложения. Но без сомнения, известная роль принадлежит и самой методе преподавания.
Прежде всего остановимся на отрицательных сторонах преподавания, нарушающих
благоприятные условия непосредственного воздействия на учеников в школе.
Само собой разумеется, что из системы преподавания должно быть прежде всего
устранено все то, что угнетает впечатлительность ребенка и не дает ему правильно
воспринимать преподаваемое. Такими угнетающими моментами в преподавании является
страх. Вот почему строгость учителя, переходящая границы, никогда не может быть
полезным педагогическим условием.
Равным образом нельзя не признать в этом отношении существенный вред
экзаменационной системы в низших и средних школах. Экзамен, в особенности в условиях
той обстановки, как он обыкновенно производится, не может не сопровождаться сильной
эмоцией, которая у огромного большинства детей переходит в состояние страха, и одна
мысль о возможном провале на многих уже действует парализующим образом, и они пасуют
на экзамене, тогда как на те же вопросы они могут дать вполне соответствующие ответы
несколько времени спустя при нормальных условиях.
Рlесhег, подробно разбирая вопрос об экзаменах с этой стороны, между прочим, задал
непосредственно после испытаний сочинение на тему: «Наши школьные испытания»,
причем все ученики, кроме одного, писали о том страхе, который они испытывали и который
нарушал возможность с их стороны правильного исполнения задач.
О других неблагоприятных сторонах экзаменационной системы здесь не место
распространяться. В этом отношении периодическая проверка знаний в течение года, как
лишенная необычных условий, связанных с экзаменами, имеет несомненное преимущество
пред экзаменационной.
Далее, в отношении преподавателя следует иметь в виду, что общеупотребительная
форма преподавания, вопросная, является возбудителем бодрости у детей, но имеет и дурные
стороны, что зависит от формы вопросов. Последние в известных случаях могут быть так
направляемы, что скорее ослабляют бодрость учеников. Лучшим средством против этого
может быть только ограничение, развитие и усиление демонстрационного преподавания.
Далее, ожидание является одним из условий, содействующих внушению, и
необходимо, чтобы каждый учитель принимал этот фактор во внимание.
Ожидание может быть полезным, если учитель предварительно подготавливает
учеников к наиболее важному пункту своего изложения, но ожидание может быть и
вредным, так как оно может содействовать ошибочному усвоению путем самовнушения.
Борьба с последним возможна только путем самостоятельной работы детей. Нужно
приучать детей, чтобы они проверяли все сами и чтобы все сами видели и ко всему
относились бы с критикой. В этом отношении особенно полезно введение такого принципа в
школьном преподавании, чтобы в приобретении знания участвовали по возможности все
органы чувств, а не только слух. Кроме того, полезно детей приучать к критическому
обсуждению усвоенного.
Человек есть продукт среды, но человек есть и продукт воспитания, которое должно
умерять неблагоприятное влияние внушения и в то же время должно пользоваться
внушением, где оно полезно.
Самостоятельная работа делает также ученика независимым не только от
самовнушения, но и от влияния учителя и учебного материала. Она развивает в ребенке
самоопределение своей силы и создает доверие к себе, что влияет, в свою очередь, на
характер и волю.
Своевременное поощрение словами и своевременное же устранение колебания путем
внушения играет во всякой массовой работе также огромную роль.
Но как ни важно поддерживать и развивать самостоятельную работу мысли путем
убеждения и развития критики, необходимо иметь в виду, что материал для той сферы
психики, которая ложится в основу характера, дается внушением как непосредственным
прививанием идей и чувств.
С другой стороны, во всех тех случаях, в которых дело идет уже о привившихся
дурных привычках или других каких-либо ненормальных проявлениях, необходимо по
возможности немедленно прибегнуть к систематическому врачебному внушению, которое
может быть, смотря по случаю, гипнотическим внушением, или же просто внушением в
бодрственном состоянии, или тем или иным видом психотерапии.
Что касается гипнотического внушения, то оно уже успешно применялось некоторыми
авторами в случаях тех или иных ненормальных состоянию у детей.
Так, уже Вегill о b приводит случай излечения у 14,5-летней наследственно
обремененной девочки онанизма, начавшегося с 4 лет, и одновременно с тем упорного
грызения ногтей. Тот же автор сообщает об излечении с помощью гипнотического внушения
склонности к воровству у одного мальчика. В другом случае тем же путем был избавлен
мальчик 12 лет от навязчивого страха, имевшего предметом смерть бабушки. Доктор
Wetterstrand излечил 9-летнюю девочку гипнотическим внушением от непроизвольного
недержания мочи (Rude). Доктор Liebcault с успехом пользовал гипнотическим внушением
мальчика от лености. Даже один идиот, не имевший возможности вследствие недостаточного
внимания научиться ни читать, ни считать, благодаря систематическим гипнотическим
внушениям, производимым Liebcault, спустя два месяца мог выучиться читать и вместе с тем
мог обходиться с четырьмя правилами арифметики.
Доктор Rude также сообщает о случае с мальчиком, у которого он путем
гипнотического внушения возбудил не существовавший ранее интерес к химии,
поддерживавшийся в течение нескольких дней; тому же мальчику автор с успехом путем
внушения прививал также интерес к орфографии, к этимологии, к псалмам и к библейской
истории.
Уже вышеизложенные примеры показывают, что гипнотическое и вообще врачебное
внушение является существенным и даже необходимым пособием при исправлении
ненормальных детских характеров, дурных привычек и других необычных и болезненных
проявлений. В сущности говоря, в такого рода случаях простого воспитания, как бы
старательно оно ни велось, недостаточно, чтобы достигнуть желаемых результатов.
Неизбежность применения в подобного рода случаях специальных способов внушения тем
именно и обусловливается, что эти случаи суть уже болезненные случаи, нуждающиеся не в
воспитании только, но и в лечении.
Собственно, применение гипнотического внушения по отношению к детям, вообще
говоря, легко осуществимо. Необходимо только устранить волнение ребенка перед
необычным для него приемом гипнотического внушения.
Поэтому, если ребенок волнуется, надо прежде всего его успокоить и лишь после того
прибегать к внушению. Часто ребенок настолько волнуется, что применение гипнотического
внушения возможно осуществить только в присутствии матери, против чего, конечно, нет
основания возражать.
Глубина сна и степень внушаемости детей, как и у взрослых, неодинаковы. Поэтому
нельзя предвидеть число необходимых сеансов в каждом данном случае, тем более, что это
зависит и от упорства и давности того или другого состояния, подлежащего исправлению.
Но, во всяком случае, в подходящих случаях можно всегда рассчитывать на успех при
систематическом применении гипнотического внушения.
Если применение гипноза почему-либо может оказаться нежелательным, следует
пользоваться внушением в бодр-ственном состоянии, для чего ребенку предлагают лишь
закрыть глаза и затем начинают с ним вести беседу, как и при обыкновенном гипнотическом
внушении.
Я считаю крайне важным как в том, так и в другом случае не пользоваться формой
приказания, а влиять скорее на чувство ребенка и действовать убеждением, представляя
ребенку в доступной для него форме, с одной стороны, вред той привычки, с которой
приходится бороться путем внушения, и необходимость во что бы то ни было от нее
освободиться, чтобы он всемерно отвлекал от нее свое внимание, при этом необходимо
укрепить его волю, внушив ему, что он может и должен воздерживаться от своей привычки
во что бы то ни стало. Вместе с этоим, желательно дать ребенку идеалы хорошего поведения
и хорошей жизни. В этом заключается способ лечения перевоспитанием.
Бехтерев В.
Гипноз, внушение и психотерапия. СПб., 1911.
Кроме того, в подходящих случаях надлежит внушение совмещать и с другими
приемами лечения, действующими против излишней возбудимости нервной системы, как
например гидротерапия, бромиды и пр.
Лечение внушением у детей применимо в самых разнообразных случаях. Разберем их
по порядку.
Крайне важно в воспитательных целях бывает устранить онанизм, который часто
прививается к детям в очень раннем возрасте.
Само собою разумеется, что каждый случай онанизма должен быть подробно
обследован, причем необходимо, чтобы были устранены те или другие физические
состояния, приводящие к раздражению половых органов, например мелкие глисты (oxiuris
verm) или экзема. Равным образом могут быть применены и другие содействующие
устранению половой возбудимости средства (прохладные ванны, препараты камфары, брома
и т. п.). Но за всем тем необходимо психическое воздействие, которое и должно состоять в
применении внушения.
Последнее должно состоять в том, чтобы, разъяснив ребенку вред онанизма, отвлечь
внимание его от половой сферы, чтобы он никогда не вспоминал о ней и не думал, чтобы не
создавал в то же время никаких соблазнительных представлений и чтобы при всяком случае
отклонял от себя все мысли, возбуждающие половую сферу. В то же время необходимо
укрепить его волю, чтобы он ни в каком случае сам не допускал физического раздражения
половой сферы и чтобы устранял даже возможность случайного ее раздражения, устраивая
ночью свои руки подальше от половых органов.
Само собой разумеется, что эти внушения необходимо производить систематически в
несколько сеансов, сначала чаще, со временем же все реже и реже, причем закончить
лечение можно лишь тогда, когда явится уверенность, что онанизм устранен окончательно.
Кроме онанизма, могут быть и другие извращения с половым характером у детей даже
раннего возраста, с которыми трудно бороться иначе, как психотерапией и внушением.
Я помню мальчика 7 лет, который проявлял уклонения полового инстинкта,
выражающиеся в том, что он обнюхивал тело своей мамы и няни с выражением особенного
удовольствия или ощупывал у них мягкие части бюста. Этого мальчика, которого не
удавалось отучить от нехорошей привычки никакими воспитательными усилиями, можно
было исправить совершенно в течение нескольких сеансов внушений и психотерапии.
Далее заслуживают большого внимания различного рода нравственные уклонения,
которые легко прививаются детям, особенно нервным. Так, могут быть случаи клептомании
или наклонности к воровству, которые также обыкновенно неустранимы обыкновенными
воспитательными усилиями и которые легко устраняются путем внушения. В этом
отношении я мог бы привести несколько примеров полного устранения у детей
клептоманических поступков, не поддавшихся обычным воспитательным приемам.
Очень нередки случаи детской лжи, которая прививается иногда детям с самого
раннего возраста и с которой борьба опять-таки возможна главным образом путем
психотерапии.
Равным образом и другие противонравственные склонности, не устраняемые путем
обыкновенных воспитательных усилий, легко устраняются под влиянием систематически
проводимого внушения и психотерапии.
Возьмем другие привычки, с которыми приходится считаться воспитателю.
Всем известно, что некоторые из детей приучаются грызть ногти, и эта привычка, не
устраненная вовремя, может вкорениться столь прочно, что остается нередко на всю жизнь.
Попробуйте ее искоренить обыкновенными воспитательными усилиями. Можно быть
уверенным, что в огромном большинстве случаев они не приведут ни к чему. Между тем
достаточно несколько сеансов внушения, чтобы эту привычку искоренить навсегда.
В других случаях дети благодаря дурному примеру приучаются к курению табака или
даже к вину. И здесь при укоренившейся привычке обыкновенными воспитательными
усилиями нелегко бывает добиться благоприятных результатов, тогда как систематически
проведенное внушение и психотерапия устраняет вполне вкоренившуюся привычку.
Нужно, однако, иметь в виду, что отучение от курения табака, если оно сильно
вкоренилось, правильнее и при внушениях отнимать не сразу, а в два, три или несколько
приемов, предоставляя на каждый день все меньшее и меньшее количество папирос, тогда
как вино предпочтительнее отнимать сразу, без малейших послаблений.
Далее, в известных случаях, мы встречаемся с нарушением речи в виде заикания,
приобретенным вследствие подражания или испуга. Оно обыкновенно также поддается
внушению, особенно не в запущенных случаях, и почти вовсе не поддается другим
воспитательным усилиям.
Затем могут быть случаи застенчивости детей или особой конфузливости, которая
вкореняется нередко в самый характер ребенка, становясь иногда упорным навязчивым
состоянием, не поддающимся никаким воспитательным усилиям, тогда как под влиянием
систематически примененного внушения и психотерапии и эти нарушения обыкновенно
исчезают совершенно.
Спрашивается, могут ли внушения оказывать влияние на степень внимания к занятиям,
на развитие к ним интереса и большую степень усвоения?
И в этом отношении, как показывает опыт, внушение и психотерапия могут оказать
свое влияние. По крайней мере, я имел многих молодых людей, обращавшихся за
укреплением их памяти и за большей продуктивностью и интереса к занятиям, и, поскольку
это зависело не от органических причин, успех всегда достигался в той или другой степени.
Наконец, и непослушание, этот бич учителей и воспитателей, имеющих дело с
испорченными уже детьми, может быть исправляем путем психотерапии.
В этих и подобных им случаях было бы ошибочно думать, что дело исправляется путем
простого внушения: «Слушайтесь своего учителя». Напротив того, психотерапия будет лишь
тогда успешной, если соответственным образом подготовить ребенка к усвоению им мысли о
необходимости послушания, убедить его, что от этого зависит все его будущее, и все с
большей и большей настойчивостью укрепить идею о полезности и значении в жизни
послушания. При этом нужно подробно изучить все индивидуальные особенности ребенка,
вникнуть в причины непослушания и, сообразуясь с данными условиями, направить
соответственным образом и психотерапию.
В заключение скажем, что применение внушения и психотерапии к воспитанию
никогда не должно быть шаблонным. Везде и всюду требуется внимательное отношение к
ребенку, к его складу ума и к условиям происхождения тех или иных уклонений и
недостатков, дабы можно было с успехом воспользоваться психическим воздействием на
ребенка в соответствующих случаях.
При этом нельзя упускать из виду, что лечение тех или иных ненормальных состояний,
привившихся детям, относится, собственно, уже к медицине, которая в этих случаях
приходит на помощь педагогике. Тем не менее в состояниях отсталости, зависящей от каких-
либо индивидуальных условий, а также в случаях каких-либо психических отклонений у
детей одно простое воспитание оказывается почти всегда бессильным и лишь психотерапия
оказывается тем приемом, который исправляет иногда даже очень тяжелые и запущенные
воспитанием случаи.
1911
ОБ ОПЫТАХ НАД «МЫСЛЕННЫМ» ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ПОВЕДЕНИЕ
ЖИВОТНЫХ
(Доклад, сделанный в конференции Института по изучению мозга и психической
деятельности в ноябре 1919 г. Печатается по: Вопросы изучения и воспитания личности.
Вып. 2 (дается в сокращении)).
Передача мыслей на расстоянии от человека к человеку, называемая телепатией, берет
начало от спиритов, которые после выяснения вопроса о так называемом чтении мыслей при
посредстве осязания, открытом впервые Брауном, стали доказывать возможность передачи
мыслей при отсутствии соприкосновения двух лиц. С точки зрения спиритов, дело идет о
существовании особой силы, или «духа», благодаря которой человек может вступать в
сношения через расстояние и притом непосредственно, то есть без участия воспринимающих
органов, с психическим миром другого человека и даже с духами умерших людей.
Для людей науки гипотеза в таком виде не может быть признана приемлемой, ибо,
прежде всего ни существование особой силы, ни существование духов умерших людей не
было доказано, а самые опыты не представлялись убедительными.
С точки зрения чистого знания гипотеза может быть приемлемой для выяснения
доказательств лишь в той ее части, которая касается непосредственного, или так
называемого «мысленного», воздействия на расстоянии одного лица на другое или вообще со
стороны человека по отношению к другому живому существу.
Но в таком виде эта гипотеза перестает быть спиритическою и по существу, и в
отношении своего происхождения, ибо она несомненно существовала в умах людей вне
связи с учением спиритов и, между прочим, была картинно выявлена в некоторых из
литературных произведений. (См., напр., известное стихотворение Лермонтова «Сон»,
повесть Тургенева «Песнь торжествующей любви» и др).
По учению спиритов, особой способностью воспринимать и передавать мысли через
расстояние обладают будто бы главным образом исключительные по своим качествам люди,
называемые медиумами. Они могут входить в особое психическое состояние, известное под
названием транса, в котором они и проявляют вышеозначенную спо-со-бность. Но эта «сила»
не составляет исключительной принадлежности медиумов. Она дремлет и в других людях,
ибо медиумы в состоянии возбуждать эту способность в других людях и действовать на эту
способность усиливающим образом.
В этих суждениях нас могут интересовать, однако, не медиумы с их
сверхъестественными явлениями в периоды транса, а сама гипотеза непосредственной
передачи мысли от одного человека к другому человеку или какому-либо живому существу.
Интригуя ученый мир своими уверениями и пользуясь ненаучными приемами для
доказательства своих заявлений, спириты возбудили так или иначе интерес и со стороны
научного мира к вопросу о непосредственной передаче мыслей. Мы видим, что целый ряд
ученых, включая математиков, физиков, физиологов, психологов, невропатологов, между
которыми мы назовем Цельнера, Крукса, Фере, Грассе, Ш. Рише, П. Жане, Фореля, Молля,
Фогта, Флюр-ну а, Бутлерова, Вагнера (старшего) и некоторых других, стал, таким образом,
в число лиц, стремившихся выяснить означенный вопрос с научной точки зрения. Лица,
интересующиеся данным предметом, могут найти много интересного для себя в сочинении
Flournoy Th. Des Indes a la planete Mars. 1900.
Исходным и в то же время центральным пунктом этих исследований явились опыты с