ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10374
Скачиваний: 75
нельзя просто
субъектив-
развенчивать эти
порывы юности к
но
представленным
содержа-
новому Я и
насыщать их с
ранней
поры обыденностью
ниям желаемой
перспективы
Я. Содержание в
данном
случае не всегда
является
определяющим,
ибо высту-
пает лишь как
ориентир в
сложном
процессе
активно-
сти и развития
личности
3.
Неко-
Индивидуализм
юности - чер-
Жизненная
позиция неот-
торые та, которую мы
отмечали неод-
делима от
мировоззрения
харак
тер-
нократно, особенно в
стремлении
личности.
Социальная цен-
ные
чер-
юности быть самим
собой. Юность
ность человека
определяется
ты
умо-
полна социальных
стремлений, но
тем, насколько
его деятель-
настр
ое-
она без всякого
противоречия с
ность
способствует
прогрессу
ния
этой своей чертой
общества. Чем
юно- хочет быть
больше чело-
сти
индивидуально
социальна, чув-
век дает людям,
тем богаче
ствуя, что
повторение снижает
становится сам
как личность.
ценность личности,
что для соци-
Задавая вопрос о
смысле жиз-
ального служения
нужно не ста-
ни, юноша
думает одновре-
до. а многогранный
коллектив.
менно и о
направлении
обще-
516
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..
Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.
В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, с
чем
именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ
удовлетворяет. Более того.
517
Ново
об-
разов
а-
ния
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологическог
о
исследования
1987 г.
ме, это стремление к
расцвету
«разрушение»
авторитетов
своей личности, к ее
выявлению,
с большим
устремлением в эсте-
тическую сторону, к
подчеркну-
той жизни чувством,
с интересом
к универсальному.
Мечтательность, в
которой
собственное Я не
столько знает-
становится
психологиче-
ской
потребностью,
предпо-
сылкой
собственного мо-
рального и
интеллектуально
-
го поиска. Пока
своя система
ценностей не
сложилась,
юноша легко
поддается мо-
ся, сколько
ощущается.
Мы здесь снова
должны со
ральному
релятивизму:
если
все
относительно,
значит, все
всей энергией
выступить против
дозволено, все,
что можно
постоянной
тенденции нашего
времени безоглядно
насаждать в
понять, можно
оправдать и
так далее.
Целенаправленно
е
юности и даже
детстве трезвость
и скороспелую
этическое
воспитание,
разъяс-