Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9902

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

пути, так и останется горький след тоски, горький след невос-
требованного живого

 Я,

 которое не нашло самого себя.

542

Не буду подробно останавливаться на всех вариантах по-
нимания слова «дружба» как возможного содержания отно-
шений между людьми, а постараюсь более детально остано-
виться на облике другого человека, кого называют настоя-
щим другом. Замечу сразу, что уточнение «настоящий» воз-
никает неслучайно, так как в семантической сложности слова
«друг» подчеркивается его экзистенциальное содержание.
Можно привести множество примеров из личных дневни-
ков, из биографических и автобиографических описаний
сложнейших, противоречивых переживаний юношей, связан-
ных с осознанием того, что перед ними ненастоящий друг, а
просто другой. То душевное смятение, которое вызывает это
открытие, может оказать очень сильное (часто необратимое)
влияние на отношение к людям вообще, особенно в юноше-
ском возрасте, так как он сензитивен, особенно чувствителен
к содержанию этих отношений.
^""Вопрос о том, как отличить истинную дружбу от других
видов отношений между людьми, является крайне актуальным
в юношестве, так как жизнь заполнена множеством разного
рода отношений, основанных на явном или скрытом подчи-
нении человека человеку^Достаточно в этом смысле взгля-
нуть на сценарии игр в отношениях между людьми, остроумно
и точно описанных Э.Берном'.
Воспользуюсь его схемами для описания существенных
характеристик отношений с другом (с друзьями). Как из-
вестно, Э.Берн рассматривает три относительно независимых
составляющих в человеческом Я: эго-состояние Родителя (Р -
на схемах), эго-состояние Взрослого (В) и эго-состояние Ре-
бенка, или Дитя (Д). Он их изображает в виде кружков, по-
мещенных один под другим с соответствующим обозначени-
ем буквами. Отношения с другом   —               ^-~^
он изображает так, если встрети-
лись два человека А и Б, то воз-
никновение дружеских отношений
отображает приведенная схема.
Сущность дружеских отноше-
ний в том, что, как отмечает
Э.Берн, нет у людей активного эго-
состояния Родителя. Друг не кри-


background image

тикует друга, хотя может дать со-
вет, который основан на призна-  —
нии и утверждении Взрослый - Взрослый или Взрослый
' См. подробно: Берн Э. Секс в человеческой любви. - М., 1990.

543


background image

 Ребенок. В науке это пытаются обозначать словом «приня-
тие» людьми друг друга, но оно мало что проясняет.
Схема Э.Берна и его пояснение к ней дают возможность
наглядно увидеть, может быть, почувствовать, что друг - это
не наставник, не учитель, а уж тем более не судья, он и не
мудрец, он реален как Я другого человека, потому что ему
доступно состояние Взрослого, он динамичен и изменчив
оставаясь самим собой, так как ему доступно состояние Ре-'
бенка, Дитя, так и хочется сказать, что благодаря ему у друго-
го человека появляется чувство собственной реальности и
возможности ее изменения.
Надо сказать, что люди могут быть друзьями и при актив-
ных эго-состояниях Родителя. Это ситуация реальной беды,
опасности - друг проявляет сочувствие и заботу, не нарушая
дружбы. Но если он сочувствует и заботится тогда, когда его об
этом не просит ситуация, он не будет другом. Отчасти поэтому
заботливые матери редко бывают друзьями своим детям.
Другой вариант, когда дружба выдерживает активного
Родителя, даже критического, - это критика других, а не друг
друга. Думаю, что самое существенное отличие друга от дру-
гого описано Э.Берном достаточно точно. Друг не критикует,
друг бережно относится к'тайне Я, зная о ее существовании.
Все-таки при всей, казалось бы, очевидности критерий на-
стоящего друга найти и описать трудно, ведь существует
множество типов отношений, где люди не критикуют друг
друга вовсе не потому, что они друзья, а например, сообщни-
ки, завистники, подлизы и прочие малоприятные люди, кото-
рые могут обходиться без критики друг друга.
Попробуем поискать еще отличительные свойства отно-
шений настоящего друга от ненастоящего. При анализе лите-
ратурных данных и жизненных наблюдений можно отметить,
что друг становится таковым не сразу, он как бы постепенно
завоевывает себе место в психологическом пространстве че-
ловека, но это место, где возникает новое качество Я - его
целостность. Думаю, читатель согласится с тем, что появление
нового требует усилий. Это усилия по установлению взаим-
ных отношений, дружеские отношения - это всегда взаимные
отношения, в которых каждый из участников обозначен и,
так или иначе, проявлен для другого. При этом они оба про-
явлены, представлены в соответствии со своими реальными
свойствами, чем больше реализма, тем больше вероятности
настоящих отношений дружбы. Дружба основана на справед-


background image

ливости, она не требует от человека невозможного, сверхъес-
тественного, она обращена к его реальному Я, которое по-
настоящему может осуществить свою интегральность в пол-
ной жизни. От друга ждут понимания, другу дают понимание.
Все остальные могут не понимать, это им прощается, но если
не понял друг - это уже катастрофа, это уже потеря, основан-
ная на переживании невозможности воплощения собственной
экзистенциальности, это обрыв нити жизни, обрыв собствен-
ного существования. Многим людям достаточно одного тако-
го опыта, чтобы потом остерегаться людей всю жизнь.
Как возникает дружба - это отношение, в котором требу-
ется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи обыч-
но описывают момент возникновения дружбы как особое
явление и называют его встречей. В отечественной психоло-
гии нет практики анализа встречи как феноменологического
явления, однако исследована достаточно подробно, например,
потребность в общении у молодых людей' и другие виды так
называемых социогенных потребностей, то есть потребностей
в других людях. Юность характеризуется как период выра-
женных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в
подтверждении возможности осуществления собственного Я
находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное
переживание, которое ее характеризует, - это узнавание бли-
зости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают
как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных буд-
ничных событий.
Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время,
но так и не пережить такой встречи. Мне кажется очень верным
замечание о том, что для дружбы не имеет значения частота и
длительность контактов с настоящим другом. Важна и единст-
венно существенна содержательная сторона встреч. Встреча -
это точка роста сил Я, это момент переживания энергии собст-
венной интегрированное™, плотности, реальности бытия соб-
ственного Я. Именно встреча дает возможность пережить свою
позицию как действительно существующую, реальную, которая
может (и задает) направление в движении по жизни, осуществ-
ляющейся как индивидуальная судьба.
Во встрече время приобретает особый экзистенциальный
смысл, - все, что происходит, имеет реальный смысл, а все,
что происходит в промежутке между встречами, может вооб-
ще не иметь значения. Во встрече всегда заложена готовность
к продолжению, к возобновлению, если же с ней не связано


background image

это переживание, то, значит, дружбе пришел конец.
' См., например: Психологические и психофизиологические особенности
студентов / Под ред. Н. М. Бейсахова. - Казань, 1977.

544

18 Г. С, Абрамов

545