ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10358
Скачиваний: 75
Встреча дает ответ на самый Верный вопрос, который мо-
жет задать себе человек, - это вопрос о цели существования.
Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле.
Человек может быть самим собой только в соотношении с
тем, что он сам о себе думает. Познавая друга, человек позна-
ет себя Именно друг своим присугствием в жизни как бы
гарантирует независимое существование Я
Исследователи дружбы отмечают удивительный факт, что
единственный опыт, который люди могут и хотят использо-
вать, это опыт друга. Именно с ним возможно общение на
языке правды, она сообщает точную эмоциональную и интел-
лектуальную информацию о нашем Я.
Дружба, как и все межличностные отношения, подвержена
кризисам, связанным с потерей уверенности в другом челове-
ке. Преодоление кризисов такого рода - сложный момент в
развитии человека, часто для его разрешения нужен посред-
ник, который дает возможность вернуться к истокам кризиса,
уточнить и пересмотреть свои позиции.
У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство - в
ней никогда не возникает потребности изменить другого че-
ловека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство.
психологическое пространство, где высграивается его жизнь.
Друг бывает рядом, он занимает такое положение, которое
помогает осуществить переход на другую позицию с учетом
существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию,
он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмот-
реть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе,
которая для этого необходима. Друг помогает быть справед-
ливым в отношении собственного Я, собственной позиции.
Никто другой этого сделать не может.
Как правило, дружба прощает, прощает до конца. Это свой-
ство настоящей дружбы, прощение до конца - это проявление
безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить
свою интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начи-
нается сомнение или осуждение, значит, что-то в дружбе над-
ломлено и уже навсегда. Может быть, затемнен источник силы,
направленной на другого человека, может быть, он иссяк из-за
неумеренного использования. Может быть.
Дружба имеет нравственную природу. Однажды потерян-
ное доверие не восстанавливается никогда. Этот грустный
закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благо-
даря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития -
задачу интериоризации морали. Думаю, что нравственная при-
рода дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредст-
546
венном («беспредметном») отношении человека к человеку.
Если нравственные категории совести, ответственности, долга
отражают экзистенциальность человека, то дружба как отно-
шение человека к человеку конкретизирует эту экзистенцию,
ошибки в этом процессе, думаю, связаны со сложностью этого
процесса. Иногда кажется, что он вообще доступен не всем
людям, а только тем, кто, по словам Э.Фромма, обладает био-
фильными тенденциями - тенденцией сохранения и развития
жизни, которая отражается в его тенденции жить. Некрофил,
человек с преобладанием другой тенденции, вряд ли может
дружить, так как для него другое Я - предмет воздействия, воз-
действия без меры, то есть до возможности разрушения.
Для биофила другой человек, его Я - проявление жизни,
проявление экзистенции, которая имеет свою собственную
выраженность, нетождественную ничему другому, кроме ее
самой.
Вот это переживание полноты и целостности другого че-
ловека как проявление его сущности и есть нравственное пе-
реживание, которое делает дружбу честной и требовательной
к соответствию человека своей сущности. В дружбе главное ее
содержание - разум и способность оценивать соответствие
проявлений Я человека его собственной сущности. Друзья
судят друг друга по нравственным законам, потому что друж-
ба основана на свободе. Это ее основное отличие от любви.
Любимого человека можно и ненавидеть, ненависть - обрат-
ная сторона любви; любовь не предполагает постоянства
чувств и вовсе не обязательно бывает взаимной. В дружбе
взаимность чувств и строгость соблюдения нравственных
законов составляет главное содержание. Другу не прощают их
нарушения, любимому - да.
Дружба не может существовать без нравственного отно-
шения людей друг к другу, то есть ценности дружбы уже оп-
ределены заранее тем. что давно и единодушно называется в
обществе человеческой добродетелью. Друг - это тот человек,
который открывает для нас эти ценности и строит свое пове-
дение в соответствии с ними.
По друзьям человека можно составить объективную кар-
тину нравственного облика человека.
Дружба - это встреча человека с самим собой, это дар
жизни, ее чудо, она не может быть постоянной благотвори-
тельностью. или постоянной помощью, или выгодой. Об этом
так давно и так современно рассуждали и Аристотель, и Кант,
и Фома Аквинский, и много других великих людей, что я про-
сто отсылаю желающих к их текстам.
547
Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу
для строительства собственной целостности, которая порож-
дает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права
переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я
других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно
здесь могут быть найдены психологические истоки правового
сознания человека. Дружба - это процесс осуществления ра-
венства Я, право - это процесс осуществления социального
равенства.
Обычно дружба не предполагает закрытости отношений,
это характерно скорее для влюбленности. Можно считать, что
цель влюбленности, цель любви в том, чтобы создать новую
общность с другим человеком, ту, которой еще никогда, нигде
не было. Вот когда она создана (или кажется, что создана),
тогда можно снова обрести интерес к личности как к таковой,
тогда взаимопонимание становится снова главным.
•— Осознание существования динамики в отношениях близ-
_ ких людей - один из резервов развития в юности. Понимание
ценности целостности другого человека как условие самой
жизни, ее многозначности и неповторимости делает людей
этого возраста более зоркими к восприятию своих собствен-
ных переживаний и переживаний других людей. Это понима-
ние и переживание его ценности происходит через осознанное
освоение знаний о человеке\не только общих философских,
но и конкретно-психологических знаний о самом себе, о дру-
гом конкретном человеке.
Кроме проблемы независимого существования своего Я -
целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с
помощью идентификации их в друге/в^ юношеском возрасте
актуальными для развития (именно психического развития!)
становятся задачи независимого существования. Для их осу-
ществления необходимы умения и навыки организации своей
социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия
ответственных решений.>
Надо сказать, что он появляется только тогда, когда есть
психологические предпосылки для его реализации, в первую
очередь есть целостное Я, которое обладает необходимым
опытом экзистенциальных переживаний выбора между собст-
венным бытием и небытием. Сегодня существует огромное
количество отечественной и переводной литературы, расска-
зывающей, как принять ответственное решение о карьере и
осуществить его.
Я остановлюсь на некоторых важных, с моей точки зрения,
моментах, характеризующих возрастные особенности приня-
548
тия решений о карьере в юношеском возрасте. Прежде всего,
это необходимость прояснения для себя самого своей же соб-
ственной цели. Если обратиться, например, к конкретному
опыту работы с людьми в этом направлении', то вырисовыва-
ется поразительная закономерность - нравственная (скажем
педагогически скучновато) цель вызывает огромную мобили-
зацию сил на долгое время - на марафон творческой деятель-
ности. Конкретные цели таким свойством не обладают, после
достижения их быстро наступает спад активности, чреватый
депрессией и скукой. Это не поучение - это констатация дока-
занного факта.
Кроме того, в принятии решений о карьере огромное место
надо отвести явлению, которое можно назвать социально-
психологическим реализмом - способностью определить со-
ответствие своего Я тому социальному пространству, которое
предполагает избираемая карьера. В этом не последнюю роль
играют два важнейших психологических образования: кон-
цепция жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я
самому себе является той силой, которая будет определять
успех в осуществлении намерений относительно своей жизни.
Решение жизненных задач, так же как и задач собственного
развития, предполагает предвидение, ориентацию на будущее
и степень его возможного воплощения, для этого надо иметь
осознанную теорию (пусть и не абсолютно верную) того явле-
ния, с которым человек собирается иметь дело. Это можно
сформулировать достаточно жестко: надо только знать, что
хочешь увидеть в будущем. Тогда настоящее будет конкрет-
ной ступенькой, шагом к нему. Неопределенное будущее не
дает возможности двигаться к нему, поэтому устойчивость
собственного Я, а значит, и возможность противостоять един-
ственной определенности - смерти, в его конкретных прояв-
лениях как осуществляющейся жизни, значит, жизни, соответ-
ствующей своей сущности. Это очень трудно, для этого надо
преодолевать собственную дискретность, о которой так много
говорилось выше. У юности есть для этого все возможности в
интериоризации норм нравственности, в осознании своей
экзистенциальности.
Современная психология располагает большими возмож-
ностями для исследования индивидуальных особенностей