ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10353
Скачиваний: 75
лексивными формулами, может быть, они уточнят кое-что в
понимании начала жизни в новой семье. Друзья относятся
553
друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты...», а любящие
так: «Я чувствую, что ты...» Соответственно отношения в
дружбе больше строятся по логике мышления, а в любви - по
логике чувств. Как я уже пыталась говорить в начале книги -
это две разных модальности психической реальности и для
интегрирования нужны особые усилия Я.
Из множества исследований современной семьи я выбра-
ла наиболее близкие мне работы В.В.Столина, В.Я.Варги,
Э.Г.Эйдемиллера, В. Сатир, В.В.Юстицкого, С.Кратохвилла,
Д.Варги. Они помогут описать, как человек решает важней-
шую задачу своего личного развития (а теперь и развития
конкретного другого человека - партнера по браку) - устрой-
ство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько
планов: физиологический, социальный и психологический.
Все эти планы, думаю, соответствуют (в большей или мень-
шей степени) проявлениям жизни, о которых говорилось вы-
ше: реальному, фантомному и полному. Физиологический
план решения жизненной задачи создания семьи и ее сущест-
вования предполагает освоение пространства своего тела и
тела другого человека; тело, его свойства - реальность жизни.
О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сек-
сологи и сексопатологи, но и психологи, и... сами люди друг
другу, пытаясь понять, почему вдруг такое свое, казалось бы,
знакомое-презнакомое тело становится чужим и бессильным.
Дело не в болезни органов (хотя и это бывает), дело в психо-
генных, говоря иначе, травмирующих душу факторах, кото-
рые буквально парализуют («убивают») тело человека. Сего-
дня молодые супруги без труда могут найти необходимую им
литературу. Необходимым руководством для освоения физи-
ческой стороны жизни будет не только изучение своего парт-
нера, но и самого себя, в том числе истории жизни своего те-
ла. Так, например, известно, что сексуальные трудности жен-
щин чаще всего связаны с деформированным восприятием
своего тела: с боязнью прикоснуться к нему, со страхом перед
негативными последствиями секса и тому подобное.
Социальный план решения задачи жизни в новой семье
очень быстро становится фантомным проявлением жизни в
том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую
общность, а копируют существующий в обществе идеал се-
мьи. Я уже говорила, что такими образованиями, как идеа-
лы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполне-
но фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его
внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой воздей-
ствия на человека.
554
Все фантомные проявления жизни обладают высокой степе-
нью жесткости, как я уже говорила ранее, они как бы проявле-
ние смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье сте-
реотипов поведения родительских семей - один из наиболее
распространенных ошибочных путей решения своей личной
задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий,
идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их
непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила Я,
переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противосто-
ять фантомным образованиям и в себе, и в другом человеке.
Психологический план решения задач жизни в новой семье
проявляется как творчество друг друга и творчество совмест-
ной общности - общего дома для двух разных, но единых душ.
Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего -
это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни.
Если оно таково, то семейная жизнь становится жизнью пол-
ной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с милым.
Думаю, что читатель понимает: каждый план решения за-
дачи жизни в новой семье выделен относительно условно, в
ежедневных хлопотах и заботах об устройстве совместной
жизни они переплетаются в поток дня, но, смею вас уверить,
каждый из них обладает и своими законами, как свои законы
есть в мире реальном, фантомном, творческом. Бесконечное
число фактических данных подтверждает тот факт, что лю-
бовная лодка разбивается о быт очень часто. Статистика раз-
водов ужасающа. Может быть, она отражение того печально-
го последствия развития научно-технического прогресса, ко-
торое привело к утрате человеком своей цельности и создало
массового, частичного человека, для которого встреча в юно-
сти даже со своей собственной экзистенциальностью (с собст-
венным свободным Я) приводит к отказу от него.
Жизнь в новой семье обостряет экзистенциальные пережи-
вания не только их сложной выраженной многоплановостью,
но и необходимостью конкретизировать их в действия. При-
чем в действия, до банальности простые, ежедневные и даже
скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совме-
стное проведение времени и тому подобное. Быт, одним сло-
вом. Вот тут-то и проявляется идеальность любви, которая
проходит суровый экзамен на жизнестойкость. Как? Может
быть, так: «...нелепо было бы отрицать, что в нашей естест-
венной привязанности к детям неизбежно присутствует и эле-
мент чисто физического наслаждения.
Конечно, в этой любви чувственная радость абсолютно
неотторжима от душевной. Ведь дитя свое мы воспринимаем,
555
вкушаем не только губами, обонянием, осязанием, а теплотой
взгляда, настороженным вниманием слуха, всем своим суще-
ством. Вкушаем? Да, вкушаем, поглощаем его, в душе слива-
ясь с ним воедино и ощущая его неотъемлемой частицей сво-
его бытия, своей сути. Неотъемлемой - и все же существую-
щей вовне: как и во всякой любви.
Чувство это не поддается разуму. Недаром поется в старин-
ной песне: "Кто любви не изведал, сном ее воображает..." Что
это за радость (и что за боль в беде) быть привязанным к своим
детям, быть влюбленными (я не боюсь этого слова!) родите-
лями - в полной мере может оценить лишь тот, кто это испы-
тал». Это из замечательной книги Домокоша Варги «Радости
родительских забот», книги, которую я всегда, как только с ней
познакомилась сама, рекомендую как обязательную в курсе
психологии. Эта любовь к людям, к жизни, умение не только
переживать, но и действовать, не только понимать, но и чувст-
вовать, помогают автору этой книги быть самим собой во всем
тексте - редкое, надо сказать, умение.
Мне придется вернуться к общим возрастным закономер-
ностям, их можно еще раз увидеть в этом графике «Развитие
кризисов в семейных отношениях»'.
Кривая, изображенная на этом графике, заставляет остано-
вить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке
' Цит. по: Кратохвилл С. Психотерапия семепно-сексуальных дисгар-
моний. - М., 1991.
556
этого состояния. Что же происходит? Все объясняется тем, что