ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10349
Скачиваний: 75
еще только одним замечанием - человека, живущего счастливой
семейной жизнью, можно без труда отличить в толпе по выра-
жению спокойной уверенности и силы, которую он излучает. Он
выглядит смелым, отважным, доверяющим себе и миру, знаю-
щим и чувствующим в себе свою уникальность как ценность.
Думаю, достигается это за счет того, что в психологическом
пространстве семьи присутствуют в качестве его главных обра-
зующих такие элементы, которые отражают его экзистенциаль-
ность, именно они развивают чувство неповторимости у каждого
члена семьи и оберегают его от превращения в раба, деспота,
робота и прочих малосимпатичных персонажей, которых труд-
но назвать людьми. Недаром в языке есть и это слово - нелюди.
В словаре оно определяется просто - это плохие, дурные люди.
Успешность становления семейного психологического про-
странства зависит от того, насколько члены семьи могут осоз-
навать свое сходство с другими людьми. Сходство это проявляет-
ся прежде всего в существовании чувств, о них еще говорят как о
базальных, то есть основных, существенных человеческих чувст-
вах. Осознание этих чувств в любой момент жизни объединяет
человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств,
объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенци-
альности нет смысла сомневаться, так как все они направлены
на проявление и утверждение своей уникальности как человека.
Двойственность, или, как говорят, амбивалентность их
проявления не должна пугать - это чувства, у них свои прави-
ла'. Э.Шостром, например, выделяет основные причины аг-
рессии в семейных отношениях, все эти причины являются
чувствами. Если они неосознанны, то возникает жестко струк-
турированное восприятие другого человека, которое сразу
начинает играть роль симулякра.
Я перечислю вслед за Э.Шостром эти причины, кратко ха-
рактеризуя их: это - враждебность, гнев, вина, обида, нена-
висть, критичность, уход, безразличие. Все эти чувства, за ис-
ключением безразличия, вызывают боль, которую я бы хотела
сейчас назвать признаком жизненности отношений. Только
безразличие не вызывает ее - значит, чувства умерли, психо-
логическое пространство исчезло, наступила смерть отноше-
ний. Кто возьмется реанимировать труп?
Живое экзистенциальное чувство, даже если оно называет-
ся гневом, бесконечно ценно, так как объединяет людей своей
направленностью на их экзистенцию. Гнев смешан с заботой о
том, чтобы человек проявил и сохранил свою индивидуаль-
' См. подробнее: Психология личности. Тексты. - М., 1982.
560
ность, поэтому он выполняет роль свежего ветра в закрытой
надолго комнате, он придает чувствам динамику, открывая
людям новые свойства силы их Я. Разрешить себе искренне
гневаться нельзя, это можно делать только непосредственно,
то есть безмерно любя и заботясь о другом человеке. Подав-
ленный гнев в этом смысле похож на заживо похороненного.
Вина очень сложное чувство, она может быть (истинная,
непосредственная) следствием принятой на себя, но не осуще-
ствленной ответственности. Но чаще всего это скрытая по-
пытка критиковать других, то есть вина ложная, притворная,
за ней стоит отсутствие у человека силы Я для осуществления
интеграционных тенденций.
Обида - почти всегда мстительность, желание разрушить
другого человека, причинить ему боль за боль свою. «Когда
достаточно выражены и глубоко прочувствованы боль и оби-
да, - пишет Э.Шостром, - личность имеет все возможности
для роста». Думаю, что пережитые обида и боль открывают
человеку глубину своего Я, силу жизни Я. Обида, по сути
дела, одна из форм проявления жизни Я, конечно, если она не
ложная, а истинная, идущая от Я, а не от других образований
в психической реальности.
Чувства обладают такой же способностью породить симу-
лякры, как и слова из-за их амбивалентности, то есть двойст-
венности, противоречивости, о которых я уже упоминала.
Думаю, что решение человеком задачи устройства, органи-
зации жизни в новой семье делает актуальным и необходимо
осознанным и его переживания собственной уникальности
как человека и уникальности другого, партнера по браку, как
человека же. Это еще раз актуализирует экзистенциальные пе-
реживания цели и смысла жизни, концепции жизни в ее собст-
венном конкретном проявлении в отношении с другим чело-
веком. Если эта концепция конкретно проста, то она отбирает
у совместной семейной жизни радость процесса ее осуществ-
ления, тот праздник жизни, который может быть у каждого
человека. Но... возможность угасить ее есть у каждого челове-
ка. В наибольшей степени эта опасность подстерегает челове-
ка в период взросления, особенно когда он приближается к
цифре, которую многие воспринимают как магическую - чет-
верть века, 25 лет. С этим возрастом связано множество ми-
фов, в том числе и миф о том, что развитие человека к этому
возрасту заканчивается. Я не могу обойти вниманием гени-
альную книгу П.Вацлавика «Как стать несчастным без посто-
ронней помощи», в которой, как никто, он выразил эту воз-
растную ловушку взросления, связанную с необходимостью
561
осознания отношений. Надеюсь, читатель по достоинству
оценит иронию и чуткость автора цитаты:
«Быть любимым - штука весьма загадочная, даже тогда,
когда все вроде бы складывается самым благоприятном обра-
зом. А вообще попытки прояснить что-нибудь насчет любви,
как правило, не дают никаких реальных результатов, а если
паче чаяния их и удается достигнуть, то это лишь еще больше
усложняет и запутывает ситуацию. В лучшем случае ваш во-
прос, почему вас любят, просто останется без ответа: в худ-
шем же случае причиной любви неожиданно окажется какая-
нибудь такая ваша особенность, которую вы никогда не счи-
тали для себя слишком лестной - скажем, родимое пятно на
левом плече. И вы в очередной раз убедитесь в справедливо-
сти поговорки, что слово - серебро, а молчание - золото».
Мне хочется еще раз попробовать сформулировать эту
опасность, этот путь, ведущий к отчуждению, - это восприятие
жизни, основанное на выделении какого-то одного ее свойства.
Учитывая, что таких свойств бесконечное множество, то невоз-
можность их видеть целостно создает бесконечное число вари-
антов подмены самой жизни ее «родимым пятном» любого
происхождения. Остается еще раз напомнить, что это путь к
скуке, к разрушению спонтанности и целостности жизни.
Для периода взросления это особая трудность, так как
предметное воплощение новой жизни в семье может заглушить
своей силой целостное восприятие: деньги, пеленки, новое в
поведении партнера по браку, новые родственники и так далее
и тому подобное. Так, наверное, кому-то и хочется восклик-
нуть, тут не до целостного отношения к жизни - не до филосо-
фии, не до поэзии, не до... своего Я и Я другого, усталость, сил
не хватает на проявление чувств... - это уже начало пути к от-
чуждению от жизни, вместо освоения нового психологического
пространства, новых источников сил для существования своей
жизни и жизни другого человека. У взрослеющего человека
всегда
есть выбор, который
всегда
можно сделать осознанно,
для этого надо учиться жить. Да, учиться, читать, беседовать со
знающими людьми, анализировать свои удачи и неудачи,
учиться управлять своими чувствами и проявлять их... Тогда и
появляется то переживание собственной силы жить, которое
антипод отчуждению, которое просто несовместимо с ним. Это
та жизненная стойкость, которая рождается, возникает, появля-
ется как проявление экзистенциальное™.
Период взросления - это и начало освоения экзистенци-
альных социальных ролей - роли Матери и роли Отца. Я спе-
циально написала их с большой буквы, чтобы читатель обра-
562
тил внимание на их универсальный и в то же время уникаль-
ный характер. Недаром в культуре существует противоречие,
обладающее огромным потенциалом для проявления творче-
ских возможностей Я каждого человека - противоречие меж-
ду юридическими (правильными для всех) нормами осуществ-
ления семейных ролей и нравственными, даже шире - нравст-
венно-этическими. Если юридические нормы основаны на
долженствовании как ограничении, как обязательном и необ-
ходимом ограничении спонтанных проявлений человека, то
нравственно-этические требования поражают своей безуслов-
ностью и неограниченностью, думаю, что достаточно одного
из примеров таких норм, чтобы почувствовать это: «Мать ни-
когда не пожелает ребенку плохого», «Родители всегда хотят
для своих детей только хорошего» и так далее.
В то же время существует и поддерживается (в каждой куль-
туре) образ Настоящей Матери и образ Настоящего Отца. Это
уже не роли, о которых можно достаточно конкретно сказать,
как они осуществляются, это идеи, идеалы, которым можно
следовать, но они труднодостижимы, так как не обладают вы-
раженностью в конкретных действиях. Как быть Матерью, как
ею стать? Об этом можно говорить будничным языком режима
дня, диеты, игры и др. Как стать Настоящей Матерью? Об этом
можно говорить, но при говорении будет возникать чувство не-
возможности выражения в слове всего содержания, которое дос-
тупно чувству и мысли. Это прикосновение к экзистенциально-
сти, это то томление духа, которое говорит о его существовании.
Необходимость юридических норм осуществления социаль-
ной роли Отца и Матери состоит в том, что «инстинкт» мате-
ринства и отцовства неравен у человека половому влечению.
Его и пришлось написать в кавычках, так как уж очень сложно
то, что происходит с человеком в процессе обретения этой ро-
ли. Достаточно только перечислить те чисто физиологические
изменения, которые происходят в теле женщины с момента
зарождения в нем новой жизни, чтобы увидеть потенциальную
сложность и неоднозначность переживаний, которые они могут
вызывать; это изменение в выделительной системе, в обоня-
тельном и осязательном анализаторе, это изменение размеров
тела, в том числе скелета и так далее и тому подобное.
Люди давно уже знают и о возможной послеродовой де-