Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10337

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

'О. де Бальзак. Сцены частной жизни. - М., 1984. - С. 202-205.

580

как в жизнь женщины (думаю, что в значительно большей
степени, чем мужчины) тесно вплетены временные пережи-
вания. Для нее время не только хронология, измерение, но и
мощный источник сильных переживаний, обнажающих эк-
зистенциальность жизни. Они описаны, скорее, в литерату-
ре, чем в психологии, поэтому, понимая ограниченность
своих возможностей и практическое отсутствие специальных
исследований по проблемам переходного возраста взрослых
женщин, использую данные социологических исследований",
которые позволят уточнить то, что происходит с женщиной
в возрасте бальзаковской героини. Остановлюсь только на
одной группе цифр. Результаты показали, что существует
жесткая зависимость между количеством детей и тенденцией
к продолжению учебы у матерей: из 100 женщин, не имею-
щих детей, учатся 28; из 100, имеющих одного ребенка, - 13,
двух детей - 9, трех - 7, четырех и более - 0,6. В вечерних и
заочных вузах семейные мужчины составляют 35-50%, се-
мейные женщины - 2-0%. Из их числа лишь немногие име-
ют детей. Приведенные цифры лишний раз убеждают, как
много предпосылок успешного «вертикального» продвиже-
ния женщины в мире труда находится вне этого мира. Эти
цифры говорят мне о том социальном пространстве, в кото-
ром протекает жизнь моей современницы в переходном воз-
расте. Воздержусь пока от его характеристики, чтобы попы-
таться обобщить, пусть приблизительно, то, что происходит
в переходном возрасте для женщины: она достигает макси-
мума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует
себя сильной, источник этой силы - ее тело, его органиче-
ская, полноценная жизнь; это рождает переживание своих
потенциальных возможностей действия («Я могу, потому
что у меня есть силы»); дети к этому времени подрастают,
связь между ними и матерью становится не только (не столько)
эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением
к психологической информации о ребенке (о детях). Психо-
логи называют эту новую ситуацию в семейных отношениях
ситуацией передачи ответственности за жизнь самому ре-
бенку. (На ее содержании остановлюсь несколько позже.)
Сила материнских чувств проходит испытание разумом. Это
проявляется, в частности, в том, что психологическая дис-
танция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как


background image

пространственно (дети большую часть времени проводят вне
I См., например: Кузнецова Л.Н. Женщина на работе и дома. - М.
1980; Афанасьева Т.М. Семейные портреты. - М., 1993.

581


background image

 семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь»,
которая может быть мало известна или совсем не известна
их матери.
Психологическое пространство семейных отношений на-
чинает испытывать на себе более-менее опосредованное
влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев
жены и мужа и др.). Это делает его не только более широ-
ким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за
счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами -
проблемами защиты социальных прав своих близких от воз-
действия чужих людей. (Возможно, именно это переживание
приводит женщин в переходном возрасте в общественную и
политическую жизнь.) Обновление чувств для нее связано с
острыми переживаниями несоответствия ее «домашних»
чувств к близким и того, как к ним относятся другие люди.
Это далеко не простая жизненная ситуация, когда женщина
и ее домашние попадают под прицел социальных оценок.
Ее любимого ребенка учительница бранит на каждом уроке,
он - такой красивый и умный - безобразно дерется с одно-
классниками, а их родители... Надо решать, именно решать -
обдуманно и взвешенно - на чьей она стороне, как она будет
реагировать на вторжение «чужих» оценок и мнений в мир
ее семейных чувств. Трудность этой ситуации обусловлена
еще и тем, что ее материнская роль далеко не всегда воспри-
нимается окружающими с должным вниманием и понимани-
ем, а тут еще работа...
Специальные обследования неумолимо показывают, что
на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то спе-
цифические особенности, связанные с ее профессиональным
трудом, как семейное положение и количество детей. Бес-
страстная закономерность: процент сильно устающих ра-
ботниц возрастает прямо пропорционально числу детей.
Что же, давно известно, что деловое продвижение - карьера
дается женщине труднее, чем мужчине. В переходном воз-
расте отношение женщины к карьере обостряется тем, что
она на фоне естественного прилива сил в то же время начи-
нает по-новому реагировать на социальные отношения,
вторгающиеся в ее семейную жизнь. Социологи иногда на-
зывают этот период в жизни женщины периодом «кухонного
бунта», когда женщина делает попытку изменить свое соци-
альное положение за счет профессионального совершенст-
вования, психологи говорят о переоценке решений о карье-


background image

ре, о стиле жизни. Думаю, что можно сказать о социализа-
ции психологического пространства жизни женщины. На-

582

верное, именно в это время можно наблюдать в ее жизни то,
что связывают обычно с понятием эмоциональной оглушен-
ности. Эта «оглушенность» проходит, сменяясь более разно-
образным реестром чувств. Эмоциональная оглушенность
или власть одного (или нескольких) чувств характерна для
женщины тогда, когда она поглощена каким-то одним чув-
ством, определяющим ее положение среди других людей,
особенно среди близких. Обычно оно связано с эмоциональ-
ным освоением ролей матери и жены.
Думаю, что одна из важнейших особенностей переходного
возраста женщины состоит в том, что развитие ролевых от-
ношений в семье приводит к тому, что в них недостаточно
только реагировать (жить по чувству), но надо уже и уметь
строить поведение в соответствии со своей ролью. Обуслов-
лено это тем, что психологическое пространство осуществле-
ния роли становится сложнее и шире за счет уже упоминав-
шихся чужих людей.
Подросшие дети это тоже очень хорошо чувствуют и по-
нимают, они уже вполне могут выступить в роли маминого
психотерапевта, говоря ей, например, что она их учит непра-
вильно, сейчас у детей другие правила. Не умея выразить сло-
вами несоответствие женского поведения социальной ситуа-
ции, дети могут всеми способами препятствовать присутст-
вию матери в их социальной жизни, объясняя это тем, что
мать не знает всех обстоятельств (стыдятся своих матерей,
стесняющих их свободу избыточным проявлением чувств).
Матери приходится осознать (преодолеть оглушенность
чувства), что ее ребенок уже не маленький. Он может давать
ей об этом знать десятками способов (вырывает руку, прини-
мает и осуществляет рискованные действия, поступает наобо-
рот, умалчивает и тому подобное), но в конце концов говорит
прямо: «Не приходи туда, где буду я». Это тоже надо уметь
пережить - принять как необходимость проявления в новой
форме (рационализированной, интеллектуализированной)
своего чувства, даже если оно ее поглощало без остатка
(материнское чувство).
Встает совершенно новая задача - контроля, самоконтроля
за осуществлением этого чувства. Аналогичная задача возни-
кает и в отношении чувства к мужу - надо учиться (заново,


background image

снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно
жило. Сколько потом возникает раскаяния: «Мы могли бы не
расходиться, если бы понимали...» Вместо многоточия можно
поставить слова о том, что понимали бы законы проявления и
развития собственных чувств.

583