ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10547
Скачиваний: 76
мации, кто открыт своим чувствам, кто может не бояться сво-
ей природы и нашей общей матери Природы, кто... Да есть ли
такой человек? Разве, убегая от людей, мы не бежим к ним?
Разве, убегая от себя, мы не бежим к себе?.. Все так! Но бывает
иногда, что убегать-то не от чего - нет того Я, от которого
319
хотелось бы бежать, оно - вымысел, создание того окружения
тех вещей, среди которых жил человек. Вот тогда встреча г
собственной пустотой будет пугающей, вот тогда честный
вопрос о собственной сущности будет страданием от одиноче-
ства, а не стремлением к нему - к одиночеству, о котором
пишет Г.Торо: «Я нахожу полезным проводить большую
часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее
скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум. Я люблю оста^
ваться один. Ни с кем так не приятно общаться, как с одино-
чеством... Одиночество не измеряется милями, которые отде-
ляют человека от его ближних...»'
Направленность интересов, потребностей, которая позво-
ляет нам ориентироваться в мире вещей, явлений, собствен-
ных состояний, образует устойчивые системы координат -
ценности, являющиеся исходной точкой для определения зна-
чимости того, что окружает человека.
Ценностное™ являются основанием для наших оценок ок-
ружающего мира и нас самих. Именно благодаря им человек
может сделать свое поведение направленным, воплотить по-
требность в действие. Потребность, «Я хочу», смыкается с
другим свойством внутреннего мира человека, с тем свойст-
вом, которое можно назвать переживанием своих возможно-
стей, «Я могу». Что человек может? Чаще всего то, что умеет,
но есть и такие его возможности, о которых он даже не дога-
дывается. Эти возможности могут проявиться тогда, когда на
основе механизма ценностности произойдет иерархизация
потребностей на новом основании, то есть привычная система
координат перестроится. Это может произойти под влиянием
разных факторов, но смысл описываемого преобразования в
том, что ранее не выявленный интерес, не проявленная по-
требность приобретают новое значение в жизни человека,
вызывая изменения в его энергетических возможностях. «Я
могу» наполняется новым содержанием, приобретает новое
качество. Появляются новые причины для действия, или, как
говорят психологи, новые мотивы. Так, если для вас ценно-
стью является спокойствие ваших близких, то вы, даже в си-
туации сильного волнения, будете сдерживаться в проявлении
ваших чувств. Для влюбленного человека ценностью является
мнение возлюбленного, иногда он даже начинает на мир
смотреть глазами того, кого любит. Экзамены могут для че-
ловека перестроить весь режим дня, отношения с близкими,
даже отношение к самому себе.
'Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу. - M., 1979.-C. 160-161.
320
Такая перестройка ценностей происходит с помощью специ-
ьных действий, которые человек осуществляет в своем внут-
еннем мире. Каждый из нас переживает содержание этого дей-
ствия когда принимает решение или обдумывает свое поведе-
ние При принятии решения человеку прежде всего нужно его
обосновать, то есть определить его ценность для себя. Обосно-
вание переживается как аргументация для самого себя. Это могут
быть, например, такие рефлексивные формулировки: «Это надо
мне»,' «Это надо кому-то», «Это интересно мне», «Я сделал это
пади кого-то» и тому подобное. Самое важное в подобной ар-
гументации для самого себя состоит в том, что человек обраща-
ется к содержанию своих ценностей, трактует их, определяет в
них место сущностного, главного для него в какой-то отрезок
времени или, может быть, в течение всей жизни.
При обосновании своих действий человек ориентируется
на себя как человека, что предполагает использование содер-
жания нравственных категорий, которые отображают всеоб-
щие, общечеловеческие качества сущности. Долг, ответствен-
ность, совесть, стыд, смысл жизни, нравственная мера пере-
стают быть отвлеченными категориями. В моменты принятия
решения они определяют меру воздействия и на самого себя, и
на другого человека. Принятое решение, опирающееся на
нравственные категории, обладает огромной энергетической
силой, объяснить которую очень трудно. Может быть, пред-
положение о том, что через нравственные категории человек
переживает свою сущность как бесконечность, дает маленький
шанс на построение других гипотез. Право на такие гипотезы
имеет каждый из нас, ибо каждый человек хотя бы раз в жиз-
ни переживал ситуации принятия решения, где мера воздейст-
вия на себя и на другого являлась главным содержанием.
Особенность нравственных содержаний как средств, кото-
рые позволяют осознать содержание жизненного интереса,
состоит в том, что они индивидуализируют наши же пред-
ставления о сущности человека. В этом смысле они являются
регуляторами целостности нашей жизни, так как позволяют
увидеть ее целиком, не разделенной на части и частности. Они
предохраняют человека от бесконечной неопределенности
интересов, позволяют сфокусировать их, сделать целесооб-
разными в высшем смысле слова. Естественно, что это воз-
можно только при достаточной степени овладения нравствен-
ными категориями при анализе собственной жизни, вернее,
при переживании ее содержания.
К сожалению, в современных исследованиях все чаще с
тревогой звучит проблема стандартизации личности, которая
С. Абрамова
321
проявляется в том, что исследуемые интересы молодых людей
(да и не только молодых) столь убоги и неустойчивы, что
проблема массовой личности становится проблемой XX века
Инфантилизм - звучное название явления, когда у человека
отсутствуют выраженные ценностные ориентации, когда его
интересы ситуативно обусловлены, а сам он внушаем и зави-
сим от других людей. Инфантильный человек - человек тол-
пы, жаждущий лидера. Это человек впечатления, а не мысли
общего мнения, а не собственного решения.
Иногда в качестве своеобразного оправдания этим людям
говорят, что они еще не нашли себя, что оставляет некоторую
надежду - раз не нашли, то могут найти.
Как бы индивидуалистически ни звучали слова о том, что че-
ловеку надо открыть себя, найти себя, самоопределиться, их со-
держание всегда направлено на другого, на себя, на свою обоб-
щенную, но персонифицированную сущность. Потерять эту сущ-
ность просто, отказаться от нее просто - достаточно потерять
интерес к своему Я, к его сущности и целесообразности.
А произойти это может при самых внешне обычных обстоя-
тельствах, например, при выборе профессии и ее осуществле-
нии. Профессия предъявляет к человеку требования, связанные
с ограничением его активности. В этом проявляется деформи-
рующее влияние профессии. Вот человек и попадает в ситуацию
выбора: осуществлять профессиональную деятельность как
принятое ограничение или осуществлять ее индивидуализиро-
ванно. Естественно, что степень индивидуализации профессио-
нализма разная. Сравним, к примеру, учителя, из года в год ра-
ботающего в одних и тех же классах, и художника-анималиста...
Иной возможный вариант отказа от своей сущности:
жизнь ради кого-то или чего-то... Не дай Бог, исчезнет объект
этого «ради...». Жизнь теряет смысл, целесообразность, про-
сто берега.
Или же жизнь с ненавистью к себе («в кого я такой невезу-
чий, некрасивый, бездарный уродился»). Мазохизм - это само-
разрушение, здесь собственная сущность рассматривается толь-
ко деструктивно, мучение становится главным развлечением.
В интересе к жизни заключено все многообразие личных
представлений о счастье и совершенстве. Потеря интереса,
неудовлетворенность особенно обостряют вопрос о смысле
жизни. Каким бы сугубо личным ни был вопрос об интересе к
жизни, его решение предполагает обращение человека не
столько внутрь, сколько вовне. Таким путем осознаются соб-