Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10027

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ственные интересы и ценности в свете нравственных катего-
рий, среди которых появляются долг и ответственность.

322

Долг и ответственность - своего рода ограничения интере-
человека. Такие ограничения одновременно предполагают

0

 углубление интереса, так как дают возможность каждому из

нас осознать содержание потребности, стоящей за интересом.
Интерес и долг... Интерес и ответственность... Долженст-
вование входит в нашу жизнь постепенно, по мере развития
нравственных качеств, определяя развитие последних. В чем
же смысл долженствования? Один из ответов дал В.А.Сухо-
млинский: «Человек должен. Весь смысл нашей жизни в том,
что все мы должны. Иначе жить было бы невозможно. Живя в
обществе, ты на каждом шагу соприкасаешься с другими людь-
ми, каждое твое удовольствие, каждая твоя радость чего-то
стоят другим людям - напряжения их духовных и физических
сил, забот, беспокойства, тревог, раздумий. Жизнь преврати-
лась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на
улицу, если бы не было долженствования... Чем человечнее,
осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем боль-
ше черпаешь из неисчерпаемого источника подлинно человече-
ского счастья - свободы... Опасайся духовного порабощения
своими желаниями, - если не держать их в узде и не подчинять-
ся долженствованию, ты превратишься в безвольное существо.
В долженствовании человек всегда уступает в чем-то дру-
гому человеку...»
Долженствование показывает две важнейшие особенности
человека: применение к самому себе мер воздействия и пере-
живание свободы - той свободы, которая делает поведение
осмысленным и целеустремленным. Обе эти особенности су-
ществуют только потому, что у человека есть средства воздей-
ствия на потребности и мотивы. Это - нравственные катего-
рии, личностные формы нравственного сознания.
Сложность и неоднозначность понимания содержания
нравственных категорий - совести, стыда, долга, ответствен-
ности, гордости, достоинства - определяются тем, что человек
должен пройти достаточно длинный и сложный путь лично-
стного развития, чтобы прийти к возможности анализа их
содержания. Такое содержание представляет собой персони-
фицированный, индивидуализированный опыт жизни, отра-
жающий освоение и переживание своей сущности.
В личностных переживаниях раскрывается особенность


background image

нравственности в целом: общественные нормы принимаются
и осознаются как личностная ценность. Но чтобы это про-
изошло, нужно признать норму, признать ее как нравственное
правило для самого себя. Тем самым мы берем на себя как бы
обязанность конкретизации общего правила в собственных

323


background image

 действиях. «Я должен» - не правило само по сеое, а обязатель-
ство к действию, осознание необходимости самому себе
предъявить такое требование.
В категории долга с необходимостью содержится требова-
ние выбора, осуществляемого при обязательном осознании
своих действий-мотивов. При этом требование долга обяза-
тельно индивидуализировано, оно определяется конкретными
обстоятельствами и условиями жизни. Это очень трудный и
неоднозначный вопрос - вопрос о долге мотива или деяния
дела человека... о том, что задумывалось и что получилось. Как
известно, благими намерениями дорога часто вымощена в ад.
Это отчасти связано с тем, что нравственный мотив долга
не всегда осознанно выступает перед человеком и порой не
узнается им. Мотив может существовать в разной форме, по-
разному присутствующей в психической реальности человека.
Это может быть осознанное самопринуждение, внутренняя
склонность, образ, непосредственные эмоции, чувство долга -
осознанное и устойчивое... В таких формах по-разному про-
является осознанное содержание данного явления - явления
долга. Но степень осознания не всегда говорит о качестве
действия долженствования. На основе этических чувств мож-
но осуществлять нравственный выбор не менее точно, чем на
основе осознанного мотива долга. Главное в том, что мотив
долга существует, и он определяет возможность подчинения
других мотивов конкретной ситуации.
Первоначально мотив долга раскрывается перед ребен-
ком только в ситуации нарушения им нравственных норм,
что связано с содержанием эмоций, возникших в данный
момент. Позднее мотив долженствования осознается, а сами
нормы выделяются как особая сфера деятельности, регули-
рующая отношения между людьми и отношение человека с
самим собой.
Можно сказать, что через категории нравственности в
жизнь человека входит другой, входит необходимость строить
свое поведение с учетом другого человека - не только кон-
кретного человека, но и представления о сущности его, выра-
женного в обобщенном представлении.
Одной из форм конкретизации нравственных требований
является категория ответственности. Ее содержание очерчивает
границы долга, позволяет определить пределы ответственности
за содеянное и несовершенное, происходящее по причине моего
действия и без него. Такая мера определяется реальными воз-


background image

можностями человека в осуществлении конкретного действия и
его требованиями к себе по осуществлению чего-либо.

324

Значит, за интересами человека стоит вся глубина и сила его
личности - его положение среди других, его возможность воз-
действовать на собственное поведение, возможность осуществ-
лять нравственный выбор. Если поведение ребенка долгое вре-
мя определяется ситуацией, то для взрослого оно опосредовано
ценностными ориентациями, возможностями воздействия на
свое поведение, возможностями самоорганизации поведения на
основе общественных норм, в первую очередь - нравственных.
В истории общества развитие морального сознания наряду
с другими формами сознания - научным, художественным,
религиозным - привело к формированию морального качест-
ва как особого понятия, характеризующего человека, его ин-
дивидуальность. Моральное качество - понятие, содержащее
в себе моменты долженствования и ценности, которые оцени-
ваются как добродетель, как потенциал человека.
Этот потенциал как бы указывает путь от настоящего к
будущему, движение от несовершенства к совершенству. Ко-
гда люди пытаются оценивать свои или чужие качества, то
часто создается впечатление, что какие-то качества они будто
не замечают, не помнят о них. Подобное имеет место и в от-
ношении нравственных качеств. Отчасти это связано с тем,
что объективно существуют условия, неблагоприятные для
осознания человеком своих нравственных качеств, - условия
индивидуализации личности, мешающие человеку осознать
собственную индивидуальность, мешающие наблюдению за
своим поведением: анонимность жизни (особенно в больших
городах), перенос ответственности на кого-то другого, эмо-
циональное возбуждение, утрата чувства времени, громкая
музыка, шум, яркие, сменяющие друг друга, зрительные впе-
чатления, снижение уровня сознательности под влиянием ал-
коголя и наркотиков... Такие условия ослабляют самокон-
троль, основанный на нравственных нормах вины, стыда,
страха осуждения, и делают практически недоступным выде-
ление содержания многих своих и чужих качеств. Поведение
становится импульсивным, зависимым от ситуации и действия
группы, к которой принадлежит человек. Последний не может
контролировать воздействие ситуации и становится зависи-
мым от нее, что ведет к увеличению степени доверия к лиде-
рам и попаданию под их власть, к растворению в группе.


background image

Способность противостоять таким деиндивидуализирую-
Щим влияниям определяется нравственной устойчивостью
личности, тем содержанием ценностных ориентации, которое
обеспечивает достаточный уровень самоконтроля и самокри-
тичности в любых условиях.

325