ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2276
Скачиваний: 4
3. Органическая подгруппа (14,5% случаев), при которой проявление аномальной структуры личности обусловлено рядом экзогенно-органических, соматогенных вредностей на этапах формирования, нарушающих «правильное дальнейшее развитие» [Кербиков О. В., 1968]. Биологическая неполноценность вызвана «внутриутробным повреждением плода», алкоголизмом в роду («дети субботы»), заболеванием инфекционной и интоксикационной природы в постнатальном периоде развития ребенка. «В этих случаях нельзя говорить об органической психопатизации личности или органической псевдопсихопатии», поскольку имеет место «органический генез раннего формирования психопатического синдрома» [Кербиков О. В., 1971].
В каждой из описанных генетических подгрупп встречались случаи смешанной «переходной» истерической психопатии, в становлении которой в равной мере принимали участие факторы конституционально-биологического, экзогенно-органического и психогенного (микросоциального) порядка: одна часть патохарактерологических черт являлась врожденной, другая — приобретенной. Как правило, психопатическая структура личности в этих наблюдениях была «мозаичной» (сочетание истерических качеств с другими патохарактерологическими радикалами — возбудимыми, психастеническими, эпилептоидными, шизоидными и пр.).
Истериформные (неврозоподобные, психопатоподобные) реакции, состояния и развития имели в своей основе массивные экзогенно-органические, соматогенные или эндогенные вредности, которые существенно ослабляли нервную систему и облегчали аномальное реагирование личности на незначительные ситуационные погрешности. Динамика подобных состояний оказывалась качественно иной, а именно появление гетерогенных личностных особенностей, переход на более низкий уровень реагирования, отсутствие связи с психогенией и более тесная зависимость от «ситуации болезни», возможное обратное развитие в ходе соответствующей патогенетической терапии.
Таким образом, полученные в ходе клинико-генетического, типологического и системного анализа истерических состояний данные позволяют выдвинуть положение о их нозологической самостоятельности, в основе которой лежат специфические этиологические, патогенетические, Предрасполагающие и клинико-динамические моменты. С учетом ведущего генетического фактора, характера и длительности истерической симптоматики в пределах единой нозологической единицы выделены три группы истерии: истерический невроз, истерические реактивные психозы и истерическая психопатия.
В клиническом плане истерия как самостоятельная нозологическая единица представляет собой как бы плавный переход от непатологических («аклинических») и малодифференцированных слабовыраженных форм патологии (психогенные, характерологические реакции) к стойким, конституционально обусловленным состояниям.
В каждой из нозологических групп истерии также удается обнаружить общие закономерности формирования патологии в направлении ее постепенного нарастания, утяжеления и стабилизации: невротические реакции — невроз — невротическое развитие (с тенденцией к появлению на заключительном этапе «краевой» истерической психопатии); психотические реакции — реактивные психозы — постреактивное развитие (с возможным формированием патохарактерологической структуры личности); характерологические реакции — патохарактерологическое развитие — психопатия. Шкала истерических личностных девиаций составляет переход от истерической акцентуации (как варианта субнормы) к невротической, затем препсихопатической и, наконец, к психопатической структуре личности.
Типология
При типологической оценке истерии нами использовался структурный принцип, позволивший установить связь между наиболее типичными личностными признаками, обеспечивавшими эмоциональное реагирование — его интенсивность, внешнюю выразительность, подвижность, влияние на волевые процессы.
В ходе структурного анализа истерической (акцентуированной, препсихопатической, психопатической) личности были определены три ее подструктуры: конституционально-биологическая (генетическое предрасположение, наличие психофизического инфантилизма и сексуальных дисфункций, особого нейроэндокринного фона), психофизиологическая (эмоциональная лабильность, гиперэмотивность, визуализация представлений, внушаемость и самовнушаемость, «художественный» тип мышления) и социально-психологическая (эгоизм, эгоцейтризм, гиперконформность, театральность, склонность к фантазированию). По мере нарастания тяжести характерологической аномалии — от акцентуации к психопатии — степень выраженности каждой из подструктур увеличивалась.
Правомерность подобного структурного рассмотрения истерического личностного склада вытекает из положения О. В. Кербикова (1971) о наличии «тесных взаимоотношений», возможности «соединения тех и других особенностей», определяющих своеобразие психопатического облика. Так, например, в формировании органической психопатии, по его мнению, «известную роль играют конституциональные особенности личности, обусловленные органической основой», а в группе конституциональных психопатий «может большое место занимать влияние окружающей среды, воспитания, а также врожденной органической недостаточности».
При изучении типологических особенностей больных истерическим неврозом и истерическими реактивными психозами были обнаружены личностные качества, представленные тремя вариантами преморбидного склада характера—сбалансированным (40 человек), акцентуированным (145) и препсихопатическим (50). В группе больных неврозом преморбидно сбалансированный личностный склад встречался в 19,7±1,33% наблюдений, акцентуированный— в 64,4±0,46%, препсихопатический — в 13,9±1,51%; среди больных истерическими психозами соответственно — в 12,0±3,24; 53,0±1,13 и 35,0±1,62% случаев. Таким образом, акцентуация отдельных истерических качеств составила наиболее распространенный личностный фон, на котором развертывалась истерическая невротическая и психотическая симптоматика.
Наличие акцентуированных характерологических качеств, в основном генетически обусловленное [эти лица имели отношение к «художественному типу», по И. П. Павлову (1955), живущему «непосредственно восприятиями окружающей обстановки и в счет сильных эмоций»], существенно облегчало возникновение «срыва» в условиях индивидуально-неразрешимых конфликтных ситуаций: игнорирование близкими запросов больного, высмеивание его претензий и желания выделиться, грубое обращение, дефицит аффективных переживаний и связей. Появление истерического невроза или психозов у гармоничных, сбалансированных натур было связано с действием массивных, объективно трудноразрешимых, затяжных микросоциальных конфликтов.
У акцентуированных истерических личностей наблюдались отдельные характерологические черты, весьма выпуклые, рельефные и усиленные до такой степени, что привлекали внимание своей необычностью, демонстративностью, хотя и не нарушали заметно социальной адаптации. Как правило, эти люди выделялись экстравагантностью в одежде, броской, яркой внешностью, богатой экспрессией, впечатляющими позами, громкой речью, быстрыми, причудливыми переходами мысли, наклонностью к пафосу и патетике. Им присуща живость и острота переживания текущих событий, склонность к драматизации. Они естественно и непринужденно держались в шумных компаниях, азартно стремились к «новизне», «острым ощущениям», легко устанавливали новые знакомства, широко афишируя свои связи. Однако их привязанности оказывались непрочными, симпатии и увлечения нестойкими: свободно меняли друзей, предпочитая находиться в кругу временных, случайных знакомых. Среди интересов преобладала тяга к ярким и острым впечатлениям (сцены, от которых «внутри холодеет», «волосы дыбом встают», «все обмирает»), с непременной сменой окружения. Заметная авантюрность их поведения объяснялась горячим и неистребимым желанием добиться признания, играть ведущую роль в коллективе, создавать вокруг себя ореол исключительности.
Наилучшая социальная приспособляемость достигалась при выборе профессий, связанных с воплощением желания «быть на виду» (художники, актеры, культорганизаторы, работники сферы обслуживания и т. д.). В конкретной, выразительной деятельности отличались настойчивостью, расторопностью, быстрой сообразительностью и безудержностью. Успеха в работе достигали за счет увлеченности, доходившей зачастую до одержимости, небольшая удача окрыляла их, еще сильнее поддерживая стремление «быть первыми».
«Срывы» социальной адаптации возникали и протекали довольно типично, что позволяло прогнозировать форму их поведения: столкнувшись с трудностями или будучи лишены творческого полета, быстро пасовали, впадали в уныние, отчаяние. На любое ущемление со стороны окружающих давали реакции протеста, взрывы раздражения или крика, устраивали истерики от собственного бессилия, сцены с рыданиями и битьем посуды. В случаях умелого (замаскированного и неназойливого) управления их поведением расставались с «непостижимым упрямством и своеволием», охотно исполняли свои обязанности, сохраняя мягкость, подкупающую общительность, заразительную веселость.
Для характеристики истерических акцентуированных натур ценную информацию давал контакт врача с ними во время сбора анамнестических сведений. Рассказывали о себе упоенно, образно, часто прибегая к метафорам и гиперболам; в воспоминаниях преобладали эпизоды, выдвигавшие их на передний план и выгодно отличавшие от окружающих. У многих отмечалась тяга к художественно оформленной хвастливости и даже лживости с различной степенью выраженности — от невинных «розыгрышей» и выдумок до сложных, красочных измышлений с пышной фабулой и динамичным сюжетом. Гипертрофированность данного личностного качества создавала его владельцу репутацию «сочинителя», «хвастуна», «фантазера», причиняя иногда неприятности, но не подрывая серьезно его позиции.
О конституционально-генетической обусловленности истерической акцентуации личности свидетельствовало ее усиление в возрастные «кризисные» периоды. Заострение характерологических качеств наиболее отчетливо выступало в пубертатном возрасте и имело в своей основе механизмы фиксации: жажда признания, стремление играть заметную роль в коллективе подростков толкали их на путь невольных конфликтов с ближайшим окружением (возвеличивание себя, придумывание «ролей» и поспешное претворение их в жизнь, склонность эгоиста чески решать реальные, проблемы, избыточная претенциозность). Другой отличительной чертой являлась разноплановость поступков и легкая подчиняемость авторитету более старших подростков с асоциальным поведением, поразительно быстрая сменяемость жизненного стереотипа.
Преморбидная акцентуация истерических черт определяла избирательную непереносимость ряда социально-психологических ситуаций: переживание «непонимания» со стороны близких, черствость или неприкрытое равнодушие и пренебрежение мужа, сексуальные конфликты, труднопреодолимые коллизии морального порядка и т. д. Возникавшие при этом аффективные реакции характеризовались большим разнообразием, непоследовательностью и нестойкостью. Попеременное или сочетанное действие отрицательных микросоциальных вредностей определяло повышенную ранимость и сенсибилизацию к последующему «срыву». На этом фоне с большей легкостью реализовывались истерические механизмы «бегства в болезнь», «условной приятности, желательности» болезненного симптома, внушаемости и самовнушаемости, создававшие пеструю и сменяемую картину истерического невроза. В качестве примера, иллюстрирующего роль характерологической акцентуации в генезе и выборе формы невроза, приводим клиническое наблюдение.
Больная Б., 1924 г. рождения, заведующая кабинетом педагогики. Обратилась в психоневрологический диспансер с жалобами на слезливость, утомляемость, тоскливое настроение, плохой сон и аппетит. Из анамнеза жизни: бабка по линии отца «нервная», требовательная, эгоистичная; мать раздражительная, непоследовательная, но очень заботливая и внимательная к детям. Отец оставил семью, когда девочке было 6 лет. Детство было трудным, помогала матери в воспитании младших сестер. Росла впечатлительной, мечтательной, восторженной; детское стремление «что-то изменить, создать более, прекрасное, чем сама природа, осталось на всю жизнь». В школу пошла с 7 лет, училась хорошо, всегда занимала лидирующее положение среди сверстников, отличалась энергичностью и предприимчивостью; слыла «заводилой хороших и плохих дел», учителя любили ее, охотно прощали все шалости. Окончила 10 классов и педагогический институт. Вся последующая жизнь связана с педагогической работой; относилась к ней с увлечением, никогда не испытывала усталости и утомления, даже при большой нагрузке. Ученики ее любили, «боготворили»: стремилась всячески заинтересовать их новыми делами. В коллективе пользовалась уважением и доверием большинства педагогов, не терпела «белоручек».
Замужем с 18 лет, «вышла скоропалительно и необдуманно», привязанности к мужу не испытывала, муж старше на 8 лет, прямой, властный, но к ней относился «с бережной предупредительностью». В сексуальной жизни всегда была безразличной, «больше нравилась духовная близость, романтическая влюбленность». С появлением дочери и сына стала равнодушной к мужу, хотя сознательно поддерживала в нем ревность.
По характеру самолюбивая, капризная: при малейшем «неповиновении» мужа отказывалась разговаривать с ним, устраивала «демонстративные заревы». Любит искусство, увлекается пением. Имела много подруг, однако постоянных привязанностей не сохранила: быстро переходила от восторженности к неприязни; об утраченных симпатиях не сожалела. Очень впечатлительная, чувствительная и ранимая, не выносит равнодушного отношения к себе: «лучше пусть меня ненавидят, чем равнодушно обходят».
Больна с 1969 г. после получения писем и телефонных разговоров с предупреждением, что муж ей изменяет. Состоялось бурное объяснение с ним, но тот категорически отрицал неверность. В последующие дни оставалась взвинченной, подавленной, «душила обида на мужа», отплатившего неблагодарностью за совместно прожитую жизнь, «опоганившего все идеалы», было стыдно взрослых детей. На работе умела мгновенно переключаться и забывать о своих подозрениях и обидах, но возвращаясь домой, вновь погружалась в размышления о разрушенной жизни, красочно, в деталях представляла сцены измены; в такие моменты «вся цепенела, перехватывало горло, не могла говорить, ноги отнимались и холодели», возникал страх надвигающейся смерти. Постепенно нарастала раздражительность, конфликтность, капризничала по любому поводу, не выносила мужа, настраивала против него детей, «умоляла отречься от отца, опозорившего всю семью».
Соматическое состояние: питание несколько повышено, бледность кожных покровов, наклонность к гипотонии (АД 90/60 мм рт. ст.). Спастический колит. Неврологический статус: сухожильные рефлексы равномерно оживлены, умеренный гипергидроз, тремор вытянутых рук.
Психическое состояние: ухожена, приветлива, легко вступает в контакт, говорит быстро, сбивчиво, очень волнуется, временами не может подобрать нужное слово. Красочно описывает жалобы на тяжесть в груди, состояние одиночества и покинутости, ощущение ненужности, заброшенности и безысходности. Рассказ об измене мужа прерывает бурными рыданиями, заламывает руки. С ее слов, по ночам не может заснуть от наплыва прошлых воспоминаний, начинает жалеть себя и нагнетать ненависть к мужу. Иногда появляется паническая мысль о возможности заражения сифилисом, сразу рисуются картины «мучительного разложения всего организма и обезображивания лица». В беседе легко успокаивается, охотно говорит на отвлеченные темы, подчеркивает утонченность своих вкусов, сожалеет, что не может отреагировать проще. С горечью говорит о потере жизненного тонуса, присущего ей юмора и оптимизма, желании нравиться. При волнении возникают головокружение, слабость, чувство удушья, подергивания век, онемение кончика языка. Внушаема, верит в возможность выздоровления, намерена целиком посвятить себя детям, которым прежде из-за увлеченности работой не могла уделять должного внимания и заботы.