Файл: А.М. Свядощ Неврозы и их лечение 1971.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5677

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые недели сеансы лучше проводить в тишине, при неярком свете, последующие — при нерезком шуме с тем, чтобы привыкнуть сосредоточиваться в любой обстанов­ке (сеансы можно проводить во время езды в автобусе пли поезде). Больных предупреждают, что они не дол­жны внушать себе, если это не назначено врачом, замед­ление сердечной деятельности, так как это может при­вести к временному нарушению функции сердца, а также внушать себе, что «голова горячая», чтобы не вызвать нежелательного прилива крови к голове. Не разрешает­ся заменять формулу «лоб приятно прохладный» форму­лой «лоб холодный» во избежание возникновения обмо­рочного состояния, приступа мигрени или других вазо­моторных нарушений.

Приведенные 6 упражнений Schultz относит к «низ­шей ступени» аутогенной тренировки, позволяющей из­бирательно воздействовать на некоторые вегетативные и психические процессы. К «высшей ступени», или аутоген­ной медитации (самосозерцанию), он относит упражне­ния, направленные на вызывание состояния нирваны со способностью к произвольной яркой визуализации пред­ставлений, а также своеобразного сновидного расщеп­ления сознания, во время которого занимающийся сам себе задает вопросы и получает ответы в виде сновидных образов. К ним, по его мнению, могут переходить те, кто не менее б—12 месяцев занимался аутогенной трениров­кой. Эти упражнения не нашли широкого терапевтиче­ского применения и мы на них не останавливаемся.

При проведении коллективных занятий аутогенной тренировкой предлагают больному занять исходную по­лу (сидя или лежа), расслабить мышцы, закрыть глаза, ни о чем постороннем не думать и далее мысленно или тихим шепотом повторять фразы за врачом, который произносит их медленно, тихим, монотонным голосом. 11осле каждой фразы делается пауза в 3—5 секунд, что­бы больной успел мысленно повторить фразу. Произносятся фразы, приведенные при описании упражнений 1—6 («правая рука тяжелая», а тренированным лицам— просто слова: «тяжесть», «покой» и т. д.). Фразы «от­боя» произносятся врачом резким, внушающим тоном. При коллективных сеансах самовнушения обычно соче­таются с элементами врачебного внушения.

Kleinsorge и Klumbies предлагают больному мысленно повторять за ними более развернутые фразы, чем принято классической мето­дикой, и при этом сочетают во время сеанса элементы внушения и самовнушения. Так, например, для вызывания ощущения тяжести и тепла говорится: «Я совершенно спокоен... Спокоен и расслаблен... Все тело охватывает глубокий покой... Покой и расслабление... Каждый мускул расслаблен и вял... Ничто мне не может мешать. Я совершенно спокоен... Правая рука тяжело лежит. Правая рука вялая и тяжелая... Приятная теплота распространяется по всей правой руке... Свинцовая тяжесть в правой руке, правом предпле­чье, кисти, кончиках пальцев... Кровеносные сосуды правой руки расширяются. Правая рука становится теплой. Приятное тепло распространяется по правой руке... Приятное тепло распространяет­ся по предплечью, кисти, пальцам... Правая рука теплая и тяжелая. Я совершенно спокоен… Покой охватывает меня». Далее дается команда: «Глубокий вдох! Руку согнуть! Открыть глаза'». При вы­полнении упражнения по регуляции ритма сердечной деятельности ими рекомендуются формулы: «Я едва чувствую сердце... Приятное тепло распространяется с левой руки в левую полость грудной клетки... Расширяются кровеносные сосуды левой руки... Левая ру­ка теплая и широкая... Тепло пронизывает сердце... Сердце рабо­тает само по себе, совершенно спокойно... Спокойно качает кровь. Я совершенно спокоен...» При дальнейших упражнениях использу­ются формулы: «Совершенно спокойно дыхание... Дышится легко и свободно, приятно освежает... Дышится спокойно и легко само по себе... Воздух проходит легко и свободно... Я совершенно споко­ен...» «Я совершенно спокоен... Моя голова свободная и легкая... Лоб приятно прохладен… Я ощущаю, как прохлада обдает голову. Голова становится ясной и свободной... Голова ясная, как горный ручей. Ясная, как кристалл... Я могу на каждой мысли концентри­роваться. Голова ясная и ненапряженная». Ими же рекомендовано проводить упражнение под звуки приятно успокаивающей музыки.


Muller-Hegemann рекомендует после 10 недель ауто­генной тренировки вводить формулы самовнушения: «мышцы лица расслаблены», «нижняя челюсть отви­сает», «язык тяжелый», «глазные яблоки закатываются вверх». Для облегчения вызывания ощущения прохлады в области лба нужно посадить больного недалеко от от­крытой форточки, чтобы он испытывал легкое дунове­ние прохладного воздуха во время выполнения этого упражнения.

Модификация методики Шульца, разработанная в на­шей клинике (А. С. Ромен, 1963, 1967; А. М. Свядощ и Л. С. Ромен, 1966, 1967), заключается в том, что перед началом тренировки применяется подготовительное упражнение, направленное на обучение вызыванию рас­слабления мышц тела. Для этого в положении сидя или лежа нужно сжать пальцы рук (ног), напрячь мышцы и затем, настойчиво думая: «Мышцы кистей (стоп) все­го тела расслаблены», свободно расслабить руки (ноги) и сделать ими несколько раз потряхивающие движения. При выполнении третьего упражнения по Шульцу следует предварительно вызвать ощущение тепла в области грудной клетки (внушать себе: «Грудь теплая»), после чего начать овладение ритмом сердечной деятельности. При выполнении упражнения 4 по Шульцу (регуляция дыхания) при мысленном произнесении фразы «Я дышу совершенно спокойно» — делать вдох одновременно со словами «Я дышу» и выдох — со словами «...совершенно спокойно».

Если во время тренировки краткие формулы самовну­шения: «Рука теплая...» и др. оказываются малоэффек­тивны, предлагается сопровождать их вызыванием соответствующего образного представления, например, что рука опущена в таз с горячей водой. Можно применить и безусловнорефлекторное подкрепление, например са­мовнушение «Рука холодная» сочетать с опусканием ее в холодную воду.

Недостатком методики Шульца является то, что для се овладения требуется 2—3 месяца. Для сокращения этого срока мы стали объединять упражнения 1 и 2 по Шульцу и после 1—2 недель тренировки вводить лечеб­ные самовнушения.

С этой же целью Л. Т. Бортник и М. С. Лебединский предлагают удлинить каждый сеанс аутогенной трени­ровки до 25—30 минут, сочетая его с элементами вну­шения. На усвоение каждого из 6 упражнений Шульца при этом затрачивается в среднем 3 дня, после чего еще г. течение 10—12 дней проводится тренировка с приме­нением всех отработанных формул. Лечебные самовну­шения включаются с первых дней занятий. На сочета­ний-элементов внушения и самовнушения основана и модификация Г. С. Беляева.

При проведении тренировок дома можно воспользо­ваться соответствующей магнитофонной записью. Сеан­сы коллективной тренировки удобнее всего проводить с группами до 12 человек.

Влияние на некоторые физиологические процессы

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникаю­щее во время аутогенной тренировки, сопровождается ослаблением тонуса не только поперечнополосатой, но и гладкой мускулатуры, а также уменьшением эмоцио­нальной напряженности. В этом отношении аутогенная тренировка наряду с методом прогрессивной мышечной релаксации, по Jacobson, может быть отнесена к мето­дам релаксации (Aboulker, Chertok, Sapir, A. M. Свядощ, Kleinsorge, Klumbies), хотя, как мы увидим, мето­ды Schultz и Jacobson во многом отличаются друг от друга.


Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального давления, замедление частоты пульса (в среднем на 4—6 в минуту); дыхание становится более медленным и поверхностным. Состояние релаксации ха­рактеризуется легкой сонливостью, которая легко может переходить в сон. Исследование электрической активно­сти головного мозга (О. П. Барановская, А. С. Ромен и А. М. Свядощ) показало, что в начале релаксации от­четливо выступает альфа-ритм. В дальнейшем в одних случаях отмечается снижение электрической активности мозга, в других — появление медленных волн различной частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды (от 25 до 100 мкв). Они были либо единичными, либо следовали целыми сериями, появляясь периодически. Во время са­мовнушений (вызывания представлений тепла) отмеча­лась депрессия фонового ритма, главным образом в на­чале самовнушений. У некоторых испытуемых в состоя­нии покоя и релаксации, а также во время самовнуше­ний каких-либо изменений на электроэнцефалограмме по сравнению с бодрствованием обнаружить не удава­лось.

Диффузный характер изменений электрической ак­тивности как во время релаксации, так и в момент само­внушений говорит в пользу зависимости их от тонигенных влияний ретикулярной формации. Релаксация, уменьшая поток интероцептавных импульсов, ведет к снижению реактивности гипоталамуса и тем самым к уменьшению эмоциональной возбудимости.

Полученные нами данные говорят, что состояние по­коя и релаксации является гипнотическим фазовым. От­сюда понятна повышенная в нем внушаемость. Особую силу в этом состоянии приобретают и самовнушения.


Рис. 1 Каталептический мост, вызванный самовнушением (А. М. Свядощ и А. С. Ромен, 1966)

Особенностью релаксации является то, что она вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благо­даря чему возможен контроль за своими переживания­ми и осуществление дальнейших самовнушений.

В нашей клинике были проведены следующие опыты (А. С. Ромен, 1961): 100 здоровым испытуемым (в боль­шинстве студентам), ранее не занимавшимся аутогенной тренировкой, было предложено сесть в удобной позе, за­крыть глаза и мысленно внушать себе (представлять), что их рука стала теплой. В результате 83 из них отметили, что у них действительно появилось ощущение тепла в руке. Однако когда измерили температуру кожи, то оказалось, что у 97 из 100 температура кисти сколь­ко-нибудь существенно не изменилась (колебание в пре­делах 0,1—0,2°). Лишь у троих (2 актеров-профессиона­лов и 1 актера-любителя) она изменилась на 0,5—0,8°. Тогда 50 здоровых лиц из числа тех, которым не удалось произвольно изменить температуру кожи, были подверг­нуты в течение 1—4 месяцев аутогенной тренировке. После этого 40 из 50 смогли за несколько десятков секунд путем соответствующего самовнушения повысить или понизить у себя температуру кожи кисти на 0,3—0,4°.


Причем 30 из них — более чем на 0,6°. Иначе говоря, они научились произвольно влиять на тонус кровеносных со­судов. Выработанную способность произвольного влия­ния на температуру кожи у ряда испытуемых удавалось обнаружить даже через год после прекращения аутоген­ной тренировки. Возможность произвольного изменения температуры кожи на несколько градусов с помощью аутогенной тренировки отмечают также Schultz, Polzien, К. И. Мировский и А. Н. Шагам. Японские авторы Ikemi, Nakagawa, Kimura и др. у больного с фистулой же­лудка три самовнушении «живот теплый» наблюдали не только повышение температуры кожи живота на 2°, но и увеличение кровотока в стенке желудка, а также усиление его моторной активности.

В другой серии наших опытов (А. С. Ромен) 15 сту­дентов — членов студенческого научного кружка и 2 вра­чей, овладевших техникой аутогенной тренировки и ни­когда ранее не гипнотизировавшихся, внушая себе, что тело их напряглось, научились вызывать у себя резкую мышечную каталепсию. При этом наступало сужение сознания, появлялось ощущение невесомости тела и оно свободно удерживалось на весу с опорой на две точки — пятки и затылок, образуя каталептический мост (рис. 1). У них же при самовнушении «рука ничего не чувствует», «рука не моя» возникала анестезия, при которой мож­но было безболезненно проколоть кожную складку (рис. 2).

Анестезия может быть вызвана, по Schultz, у 50% лиц, занимающихся аутогенной тренировкой.

Один из наших молодых врачей, занимающийся ауто­генной тренировкой, научился путем самовнушения про­извольно ускорять частоту сокращений сердца с 68 до 144 в минуту и замедлять ее до 46. Во время одного из опытов при вызывании яркого образного представле­ния — спазма сосудов сердца («коронарные сосуды сжа­лись, участок сердца побелел») у него тут же впервые в жизни возник приступ стенокардии, который был ку­пирован представлением тепла в области сердца и в дальнейшем не повторялся. Аналогичные указания на возможность ускорения или замедления пульса имеется и у Schultz.


Рис. 2. Самовнушенная анестезия (А. М. Свядощ, А. С. Ромен, 1966).

Путем аутогенной тренировки можно резко повысить способность к визуализации представлений. В состоянии релаксации, как отмечает Schultz, иногда удается вызывать и гипермнезию. Так, описываемые им испытуемые могли полностью вспомнить стихотворения, которые учи­ли в детстве, в то время как перед этим в бодрствующем состоянии им удавалось вспомнить лишь 1—2 строчки этого стихотворения. Запоминание иностранных слов в состоянии релаксации, вызванной аутогенной трени­ровкой, как с их визуализацией, так и без таковой ино­гда протекает несколько успешнее (на 20—30%), иногда же менее успешно, чем в бодрствующем состоянии (Л. М. Ицигсон, А. С. Ромен, А. М. Свядощ). Э. Г. Рей­дер и С. С. Либих отметили, что из 14 школьников, на­ходившихся в состоянии релаксации, вызванной аутогенной тренировкой, которым был 75 раз прочитан текст на незнакомом им языке, смогли воспроизвести 2 стро­ки текста 13, а из 14 учеников контрольной группы — ни один.


Наши исследования (А. М. Свядощ, А. С. Ромен, 1966, 1967) показали, что при помощи аутогенной тренировки можно научиться погружать себя в аутогипнотическое состояние, во время которого путем самовнушения вызы­вать автоматическую речь (глоссолалию) и автоматиче­ское письмо (внушая себе: «моя рука пишет сама собой, без моего участия»), влиять на скорость восприятия во время простой реакции. При этом в состоянии релакса­ции скорость восприятия уменьшалась, время простой реакции увеличивалось, изменялась длительность следо­вых образов. При самовнушении повышенного внимания скорость восприятия возрастала, время простой реакции укорачивалось. Быстрый переход из одного поясного времени в другое вызывает необходимость перестройки циклических ритмов организма (ритма сна — бодрство­вания, приема пищи, физиологических отправлений). Нами было показано, что лица, овладевшие техникой аутогенной тренировки, могут путем самовнушения зна­чительно ускорять и облегчать перестройку этих цикли­ческих процессов.

При помощи аутогенной тренировки можно научиться, как показывают наши наблюдения, просыпаться в стро­го заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия речи. Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания (Schultz, А. С. Ромен). Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты — ощущение чуждости или от­сутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии — чувство невесомости тела. В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением со­судистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния.

Чем же объяснить силу оказываемого воздействия? Почему самовнушение стало вызывать у здоровых лиц такие явления, которые до того не вызывало? Видимо, здесь имеет значение, во-первых, то, что самовнушения проводятся в состоянии релаксации, т. е. на фоне гипно­тического фазового состояния, во-вторых, самовнушения многократно повторяются.

Опыт Coué и опыт аутогенной тренировки показывают следующее. Чтобы повлиять на вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно длительно и многократно вызывать представления, на­правленные на эту функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим эту функцию. Надо сказать, что этот ме­ханизм играет существенную роль и в патогенезе невро­зов, например в возникновении ложной истерической беременности у больной, длительно и страстно желав­шей иметь ребенка, в нарушении функции у тревожно-мнительных личностей, фиксирующих свое внимание на деятельности какого-либо органа.