ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 7960
Скачиваний: 170
A. Abraham Lincoln became America's greatest Precedent. Lincoln's mother died in infancy, and he was born in a log cabin which he built with his own hands. When Lincoln was President, he wore only a tall silk hat. He said: "In onion there is strength". He also freed the slaves by signing the Emasculation Proclamation, and the Fourteenth Amendment gave the ex-Negroes citizenship.
B. Queen Victoria was the longest queen. She sat on a thorn for 63 years.
ЗАДАНИЕ 4. Объясните случай, имевший место в разговоре между двумя дамами в троллейбусе:
- "Моя соседка купила такой замечательный холодильник!"
- "Стиморол", наверное. Я тоже такой хочуГ.
ЗАДАНИЕ 5. Дайте объяснение противоречий между задуманным и реализованным в предвыборной листовке одного из кандидатов в депутаты; укажите на факторы, создающие неоднозначность высказывания и вызывающие определенную реакцию со стороны читателя:
201
- "Я также выступаю категорически против продажи Земли!"
ЗАДАНИЕ 6. Ознакомьтесь с выдержками из рекламного текста (г. Курск) и объясните причины создаваемой двусмысленности (написание слов, согласование и знаки препинания сохранены точно по оригиналу). В какой мере этот текст отвечает задачам именно рекламного текста?
ОТЛИЧИЕ "ДИАНЫ" — КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
Сейчас нет ни одного вуза, который не имеет платного обучения. И напрасно государственные учреждения пытаются выдавать в качестве своего превосходства принадлежность бюджета. Главное отличие "Дианы" — это качество обучения и желания научить людей зарабатывать деньги.
Тех, кого обучили и трудоустроили не без помощи "Дианы" — сотни. Конечно, есть как и везде другая категория — пьяницы и жулики. 70% обучающихся: официант-бармен и охрана, как само собой разумеется запускают руку в чужой карман. Не смотря на то, что "чаевые" в сфере обслуживание — это деньги, которые посетитель оставил в благодарность за хорошее обслуживание, а не получили сдачи. Потому что ее целый час искали. Ученики, находясь на практике в носке и просто в трусах, прячут и выносят соломку для соков, салфетки.
Даже если вы уже учитесь в одном из учебных заведений. Получите для страховки одну из наших специальностей. Уверяю вас в перспективе, именно они позволяют добиться материальной независимости и благополучия.
Звоните. Приходите и не говорите, что мы вас не предупреждали.
ТЕМЫ
для докладов на семинарах и материалы для реферирования
1. Слово и его семантическое строение [Лурия 1979: 31-50].
2. Развитие значения слова в онтогенезе [Лурия 1979: 51-66].
3. Механизмы опознавания слов и поиска их в памяти [Леонтьев A.A. 1969а: 196-205].
4. Функционирование слова в сознании человека [Горелов, Седов 1997: 32-46].
5. Экспериментальное изучение лексики [Сахарный 1989: 88-104].
202
III. ПРОБЛЕМЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Глава 7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА
Вопросы для ознакомления
/. Что понимается под "продуцированием речи1?
2. Какие существуют источники информации о ходе процесса продуцирования речи?
3. Какие основные этапы процесса продуцирования речи принято выделять при разных подходах?
4. Какие наиболее актуальные вопросы обсуждаются в связи с моделированием процессов речепроизводства?
5. Каковы основные причины речевых ошибок?
7.1. Специфика процессов продуцирования речи
Необходимо прежде всего уточнить ряд терминов, с которыми нам предстоит встречаться в этой главе. На раннем этапе истории ПЛ разрабатывались модели коммуникативного процесса в целом: с позиций общей теории связи изучались процессы "кодирования" и "декодирования", т.е. то, как интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в некоторой культуре кода, а у слушающих такие сигналы преобразуются в их интерпретации [Osgood & Sebeok 1954]. С появлением работ Н. Хомского внимание исследователей переключилось на модели порождения речи в русле идей трансформационной порождающей грамматики. Тому, что модель "языковой компетенции" была принята за модель реального функционирования языка, в значительной мере способствовала публикация ряда работ известного американского психолога Дж. Миллера по проверке "психологической реальности" положений, постулировавшихся на базе моделей порождения речи. Далее в зарубежной ПЛ произошло расхождение путей ученых: одни ведут исследования в рамках идей Н. Хомского (значительно переработанных за последние годы), а другие пытаются максимально приблизиться к раскрытию тайны продуцирования речи носителем языка. Сторонники второго из этих подходов оперируют словосочетанием speech production, терминологически и сущностно отмежевываясь от генеративной лингвистики.
В отличие от этого в отечественной ПЛ имеется устойчивая традиция следования идеям Л.С. Выготского, от которого идет понимание
203
говорения как переливания мысли в слово, от Л.С. Рубинштейна — как формирования мысли в ходе её формулирования, т.е. фактически с 30-х гг. нашего века рассматриваются процессы речепроизводства, непосредственно связанного с речемыслительным процессом^ При использовании слова "порождение" в работах такого направления внимание акцентируется на аспекте развития соответствующего процесса и на зависимости такого развития от некоторых исходных ("пусковых") моментов. Например, Л.С. Выготский говорил о мотиве, порождающем какую-либо мысль [Выготский 1982, т.2: 358]. Такое значение слова "порождение" по умолчанию принимается отечественными авторами как само собой разумеющееся, однако при наличии параллельного "занятого" терминологического словосочетания "порождение речи", вызывающего устойчивые ассоциации с концепцией Н. Хомского, пользование им может вести к смешению понятий, на что еще в 60-е гг. указывал М.М. Копыленко.
В работе [Копыленко 1969] детально обсуждаются различия между производством, порождением и синтезом речи и делается обоснованный вывод: "Совершенно очевидно, что если производство речи — процесс естественный и скрытый (поскольку дело касается той стадии, которая предшествует превращению его в поток звуков или иных материальных символов), то порождение и синтез — процессы искусственные, существующие лишь в теоретических построениях лингвистов или в учебных пособиях" [Op. cit.: 99. Выделено мною. — А.З.].
Начинающему исследователю необходимо быть внимательным к использованию терминов, стараться избегать смешения понятий и возможности неточного понимания собеседника или читаемого текста за счет приписывания некоторому термину "не того" значения или, наоборот, недоучета не только сущностных различий в оперировании терминами, но и увязываемых с ними более широких научных и темпорально-личностных (т.е. "привязанных" к определенному периоду времени или автору) исходных теоретических позиций, контекстов и коннотаций. Термин "порождение речи" относится к числу именно таких "помеченных" терминов, но, к сожалению, устойчиво используется "по инерции".
В связи со сказанным выше следует уточнить, что в этой главе рассматриваются вопросы, связанные с исследованием естественного процесса, посредством которого облако мысли проливается дождем слов (здесь и далее будут фигурировать различные образные высказывания Л.С. Выготского, о метафорическом характере которых важно помнить). Отсюда оправданным является использование таких терминов, как "производство речи", "речепроизводство", "продуцирование речи". Несомненно, каждый из них может оспариваться как недостаточно точно отображающий суть и специфику исследуемых процессов, тем не менее они акцентируют внимание именно на поступательном движении, приводящем к некоторому продукту, что дает возмож-
1 В написанной Ю.Г. Панкрацем статье "Речь, речевая деятельность" для "Краткого словаря когнитивных терминов" справедливо указывается, что отечественные исследования по психолингвистике внесли огромный вклад в зарождающуюся когнитивную науку, и хотя авторы не употребляли в 60-е и 70-е гг. "когнитивных терминов, настаивая на определении речевой деятельности как РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ, они совершали ее познание именно с когнитивной точки зрения и тем самым стояли у истоков когнитивной науки" [Кубрякова и др. 1996: 167].
204
ность трактовать их далее как взаимозаменимые и в то же время отображающие суть соответствующего направления исследований. С учетом сказанного при дальнейшем обзоре исследований названного направления термин "порождение речи" будет заменяться одним из трех перечисленных выше терминов.
Некоторые особенности процесса (или точнее множества взаимодействующих процессов) речепроизводства уже были названы выше, о других будет говориться по ходу главы. Сейчас важно подчеркнуть, что эти процессы недоступны прямому наблюдению, и судить о них можно только по их продуктам — конечным или промежуточным. Конечный продукт (текст, высказывание или отдельное слово) может в какой-то мере и по различным параметрам не соответствовать общеязыковым (системным, нормативным, узусным), прагматическим и т.д. требованиям, т.е. содержать ошибки, анализ которых дает возможность строить гипотезы относительно тех или иных сбоев в работе речемысли-тельного механизма говорящего (или пишущего) человека. Нередко говорящий замедляет речь, останавливается, заменяет слово или структуру фразы, что позволяет строить предположения о различных этапах обсуждаемого процесса на основании эксплицированных продуктов таких этапов и судить о факторах, влияющих на успешность преодоления возникающих трудностей. Самоисправление оговорок, замены, хезитации, паузы также служат полезным материалом для суждений о ходе процессов продуцирования речи. Одним из важнейших источников информации об изучаемых процессах являются наблюдения над нарушениями и восстановлением речи после разного рода заболеваний и мозговых травм, т.е. в условиях патологии речи, при лечении разных форм афазий. Весьма ценный материал обеспечивают наблюдения над развитием речи у детей, над особенностями "языка жестов" у людей с нарушениями слуха и т.д. Разработаны различные экспериментальные процедуры, позволяющие целенаправленно создавать условия для выведения во вне (экспликации) тех или иных промежуточных продуктов речемыслительных процессов в контролируемых лабораторных условиях.
С рядом экспериментальных подходов к исследованию процессов продуцирования речи и с возникающими при этом проблемами можно ознакомиться по книге [Prideaux 1984], хотя основное внимание в этой книге уделено экспериментальной проверке положений синтаксических теорий, популярных в 70-е гг., но утративших свою актуальность в настоящее время. В связи с вопросом использования экспериментальных методик представляет интерес замечание А. Гарнхама [Garnham 1985: 205] относительно того, что исследователи процессов продуцирования речи чаще обращаются к говорению, чем к письму, поскольку проще регистрировать временные характеристики этих процессов (в том числе замедления, паузы) через запись речи на магнитную ленту, чем применять значительно более сложные приёмы регистрации активности мускулов руки. Из опыта отечественных экспериментальных исследований можно назвать, например, следующие. С целью уточне-
205
ния принципов работы механизма продуцирования высказывания Ю.В. Красиков [1990] применил анализ письменных работ студентов, фиксировавших вертикальной чертой паузы обдумывания с включением в чистовик текста вариантов слов, групп слов, предложений. При исследовании механизма контроля правильности высказывания Г.В. Ейгер [1989; 1990] в сочетании с анализом речевых ошибок и метаязыковыми вопросами студентов использовал запись на магнитную ленту рассуждений ии. вслух в составе триад. В целях обнаружения и объяснения механизмов лексической ошибки оригинальную экспериментальную методику прослеживания особенностей речемыслительного процесса в условиях продуктивного и репродуктивного продуцирования речи на иностранном языке разработала A.A. Поймёнова [1999]. Ниже в главе 10 будут обсуждаться различные исследовательские подходы к изучению особенностей овладения вторым языком; некоторые из названных там процедур (в том числе интроспекция) успешно оправдывают себя при выявлении хода речемыслительного процесса как такового. На анализе речевых ошибок мы остановимся в 7.4.
Исследование процесса речепроизводства — это разработка гипотез о ходе названного процесса, его моделирование на основании получаемых из разных источников данных. Первоначально имело место построение разного рода схем, отображающих соответствующие гипотезы, затем подключилось машинное моделирование интеллектуальных процессов, нацеленное как на проверку различных гипотез, так и на разработку действующих программ, "продуцирующих" речь при имитировании естественно протекающих процессов2. В задачи этой главы входит информирование читателя о динамике подходов к процессам речепроизводства и о моделях, отражающих определенный этап научных изысканий в этой области или позволяющих составить представление о научных концепциях сегодняшнего дня; будет затронут и опыт анализа и классификации речевых ошибок, проливающих свет на ход процессов продуцирования речи.
7.2. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства
При взгляде на историю некоторого вопроса с позиций сегодняшнего дня имеется тенденция прослеживать то, что соответствует наиболее актуальной на текущий момент проблематике, непосредственно входит в круг интересов автора того или иного обзора и к тому же ограничивается доступными первоисточниками. С точки зрения наиболее актуальной в настоящее время проблематики в разных обзорах указывается, что первоначально модели продуцирования речи были по
2 Насколько успешно это удается делать — вопрос довольно спорный, см., например, мнения, высказанные рядом ученых в интервью по комплексу непосредственно связанных с этим проблем [Baumgartner & Рауг 1995].
206
своей сути моделями последовательной переработки, т.е. предполагали переход к каждой очередной ступени/этапу/уровню по завершении работы предыдущей ступени/этапа/уровня, затем появились модели параллельной переработки, основывающиеся на признании возможности одновременной переработки на многих уровнях в процессе продуцирования речи. Например, Д. Кэрролл [Carroll 1994: 195-202] рассматривает сначала модели последовательной переработки [Fromkin 1971; Garrett 1975; 1988], а затем модели параллельной переработки [Dell 1985; 1986; 1988; МасКау 1982; 1987; Stemberger 1985]. Заметим, что далее стали предлагаться и модели гибридного типа (см., например, [Levelt 1993]), допускающие способ переработки, который некоторым образом сочетает последовательную и параллельную переработку (об инкрементальном способе переработки см. выше 2.6; модель В. Левелта будет подробно обсуждаться в 7.3).
Следует предостеречь начинающего исследователя от поспешных прямолинейных выводов, которые напрашиваются при буквальном прочтении информации о том, что "произошел переход от моделей последовательной переработки к моделям параллельной переработки". На самом деле при разработке моделей продуцирования речи в 70-е гг. их еще не называли "моделями последовательной переработки": такая переработка первоначально была единственным реально осуществимым путем моделирования интеллектуальных процессов вследствие ограниченности технических возможностей первых поколений компьютеров. Здесь наглядно прослеживается воздействие компьютерной метафоры на моделирование переработки речи в естественных условиях. В то же время разработчики отечественных моделей принимали как само собой разумеющееся (и по ряду причин никак не связанное с машинным моделированием) представление о параллельной реализации ряда процессов (см. ниже), однако не видели необходимости специально оговаривать это.
Нетрудно заметить, что в приведенном выше разграничении моделей продуцирования речи явно прослеживается акцентирование внимания на общетеоретических аспектах проблемы и на комплексе связанных с этим вопросов, ставших актуальными в результате развития смежных с ПЛ наук, в том числе когнитивной психологии, исследований искусственного интеллекта (см. 2.6 о различных подходах к описанию работы речевого механизма человека). Подобную линию прослеживают обычно авторы, затрагивающие проблемы ПЛ или когнитивной психологии в общем плане, наряду со многими другими темами. С этой позиции можно сделать еще ряд наблюдений. Так, в русле общенаучных тенденций при описании процессов продуцирования речи произошел переход от метафор, связанных с информационным и компьютерным подходами, к представлениям об "архитектуре мозга". Фактически имел место переход от глобальной модели коммуникативного процесса, трактуемого с позиций общей теории связи, к ПЛ анализу процессов производства речи у индивида с дальнейшим возвращением к коммуникативному процессу в целом, но уже с другими целями, исходными позициями и приоритетами: для изучения дискурса и взаимодействия его участников при междисциплинарном подходе с вытекающим