Файл: Залевская А.А. - Введение в психолингвистику.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 7956

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

207

отсюда многообразием проблем, которые затрагиваются и при моделировании процессов продуцирования речи индивидом3.

Авторы обзоров, сами занимающиеся исследованием процессов продуцирования речи, несомненно рассматривают названные выше общетеоретические проблемы, но они больше заинтересованы в динамике конкретной трактовки структуры речемыслительного процесса, количества и характера этапов переработки, их взаимодействия и т.д.

При этом внимание может акцентироваться на том или ином аспекте моделируемого процесса и/ил и на трактовке такого аспекта или модели в целом с позиций некоторого исследовательского подхода. Например, в обзорах, которые даются в [Ахутина 1975; 1989], особенно пристально рассматриваются уровни синтаксической переработки высказывания и важные для моделирования процессов речепроизводства результаты ней-ролингвистических исследований.

Динамика такого "авторского" подхода к трактовке обсуждаемых процессов заставляет обратить внимание на то, что выступает в качестве продукта этих процессов: сначала имелось в виду сообщение, затем — грамматически правильное предложение, а позже — высказывание] последнее к тому же первоначально рассматривалось само по себе4, теперь — в составе дискурса. В этом плане представляется возможным отметить также значительное расширение круга обсуждаемых вопросов, ряд которых 20-30 лет тому назад либо вообще не возникал, либо затрагивался попутно, вскользь. К их числу прежде всего относятся многие вопросы из тех, с которыми мы уже встретились в главах, связанных со словом, его значением и функционированием. Так, постепенно произошел перенос акцентов с синтаксиса на семантику, а в число дискуссионных вошли вопросы соотношения языковых и энциклопедических, декларативных и процедурных знаний, роли и места лексикона при продуцировании речи, характера контроля (мониторинга) на разных этапах переработки и т.д. Вполне естественно, что в зависимости от исходных теоретических позиций и от конкретных исследовательских задач внимание при этом обращается на соответствующие аспекты рассматриваемых моделей.

В связи с тем, что авторы обзоров обычно делают выводы о динамике исследований по доступному им кругу первоисточников, следует отметить, что зарубежные обзоры обычно ограничиваются освещением

Это очень важное наблюдение, показывающее, что при поступательном развитии научных интересов то и дело происходит своеобразный возврат к отброшенному или полузабытому, но уже на ином, более высоком уровне, позволяющем в других ракурсах и в русле новых теоретических подходов рассмотреть "рациональное зерно" имевшихся ранее концепций.

4 К сожалению, для ряда авторов на этом этапе имела место просто замена терминов ("предложение" на "высказывание"), поскольку продолжали применяться те же процедуры синтаксического анализа и интерпретации отдельных этапов продуцирования речи или результатов экспериментальных исследований. Важно помнить, что замена терминов как "смена вывески" без осмысления лежащих за ними "систем координат" (т.е. теоретических оснований) является профанацией, видимостью прогресса в науке.


208

англоязычных публикаций; более того, даже в переводах работ Л.С. Выготского и А.Р. Лурии не принято замечать того, что имеет непосредственное отношение к процессам речепроизводства, хотя учет появляющихся в разных странах публикаций может оказаться полезным для совместных поисков ответов на весьма актуальные вопросы. Для примера сопоставим представления о ходе речемыслительного процесса по ряду работам. В табл.7.1 приведены шесть стадий продуцирования речи по [Fromkin 1971]; переводной вариант таблицы подготовлен по источнику: [Carroll 1994: 196].

Таблица 7.1

Стадии

Процессы

1

Идентификация значения

Порождается значение, которое должно быть передано.

2

Выбор синтаксической структуры

Конструируется синтаксическая схема предложения с установлением слотов для слов.

3

Порождение интонационного контура

Словам приписываются различные показатели характера и силы ударения (stress values).

4

Вставление полнозначных слов

Нужные существительные, глаголы и прилагательные извлекаются из лексикона и помещаются в соответствующие слоты.

5

Добавление аффиксов и служебных слов

Добавляются служебные слова (артикли, союзы, предлоги), префиксы и суффиксы.

6

Установление фонетических сегментов

В соответствии с фонологическими правилами предложение воплощается в фонетические сегменты.

Для сопоставления приводится в несколько трансформированном виде таблица из книги И.А. Зимней [Зимняя 1985: 68], где сведены представления о ходе речемыслительного процесса по работам Л.С. Выготского, A.A. Леонтьева -и Т.В. Рябовой, Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурии (см. табл.7.2). Вдумчивому читателю предоставляется возможность самостоятельно сделать выводы о характере совпадений и расхождений между содержанием стадий/этапов в приведенных таблицах.

Л. Барсалоу [Barsalou 1992a: 263] отмечает, что хотя исследования последних лет обнаружили много нового относительно механизмов продуцирования речи, остается многое из того, что в начале 70-е гг. разработали В. Фромкин [Fromkin 1971] и М. Гарретт [Garrett 1975], давшие довольно точное описание этого процесса. С этим мнением можно спорить: действительно, принцип разграничения ряда стадий, этапов процесса продуцирования речи сохранился, однако имеют место расхождения в понимании роль синтаксиса и семантики в начале 70-х гг. и в моделях последних лет.

209

Таблица 7.2

Л.С. Выгот-

А.А.Леонтьев,

Т.В. Ахутина

А.Р. Лурия

ский

Т.В. Рябова

[1975]

[1975]

[1982, Т.2]

[1970]

1

Мотив

Мотив

Мотив

Мотив

|

j

j

1

2

т

т

Т

Т ' --------

мысль

мысль

мысль (речевая ин-

основная мысль

1

1

тенция)

высказывания

3

внутреннее

внутреннее

внутрен- грамма-

семантическая

слово

програм-

нее про- тическое

запись

(смысл)

мирование

грамми- структу-

1

1

рование рирова-

1

1

| н„Ч

v

4

значение

лексическая

смысле- грамма-

глубинная

внешнего

развертка,

вая стру- тическая

синтаксическая

слова

-рамматическое

ктура структура

структура

структурирование

ι ι

Т

поверхностная

I

синтаксическая

V

1

кинетическая программа

структура

5

СЛОВО

внешняя

внешняя

морфо- фоно- фоне-

речь

речь

логи- логи- тиче-

ческая ческая екая

развертка


Основанием для такого заключения может, например, служить сопоставление приведенной выше табл.7.1 (по работе В. Фромкин) с табл.7.3, которая составлена по материалам названной книги Л. Бар-салоу. Перечисляя семь уровней переработки в процессе продуцирования речи на пути от абстрактной пропозиции через поиск слов и синтаксических структур для выражения пропозиций к конструированию фонологической репрезентации слов и линейной последовательности артикулируемых звуков речи, Л. Барсалоу отмечает, что данные уровни признаются в настоящее время многими авторами, тем не менее эта теоретическая картина является упрощенной. Названные уровни не обязательно функционируют в строгой последовательности, они также не являются независимыми друг от друга. Так, фонологическая репрезентация слова на 4-м уровне может оказать влияние на извлечение семантических репрезентаций 2-го уровня, что свидетельствует о необязательном завершении работы на предшествующем уровне до начала работы последующего уровня (со ссылкой на работу [Dell 1986] указывается, что исследования

210

последних лет свидетельствуют о параллельном протекании и сложном взаимодействии многих уровней).

Таблица 7.3

Уровни

Процессы

1

Формирование сообщения

Говорящий устанавливает концептуальную репрезентацию, которая должна быть передана сообщением.

2

Формирование абстрактной репрезентации предложения

Извлекается семантическая репрезентация содержательных слов для выражения сообщения, сформулированного на 1-м уровне, а затем говорящий извлекает синтаксический фрейм для глагола и приписывает семантическим репрезентациям содержательных слов позиции в этом фрейме (т.е. устанавливает, что будет выступать в роли субъекта, что — в роли прямого дополнения и т.д.).

3

Конструирование фразового маркера

На основе абстрактной репрезентации последовательности заполнения слотов фрейма, полученной на предшествующем уровне, говорящий конструирует фразовый маркер предложения и формирует группу субъекта и группу предиката, после чего во фразовый маркер вставляются семантические репрезентации служебных слов и аффиксов (например, для артиклей, окончаний).

4

Формирование фонологической репрезентации полнозначных слов

С опорой на абстрактную семантическую репрезентацию 2-го уровня извлекаются из памяти фонологические репрезентации для каждого слова, которые вставляются в соответствующие позиции фразового маркера, сконструированного на 3-м уровне.

5

Детализация первичной фонологической репрезентации

Фонологическая репрезентация каждого полнозначно-го слова трансформируется в соответствующую последовательность фонем.

6

Завершение фонологической репрезентации

Для каждой семантической репрезентации служебного слова и аффикса, вставленного во фразовый маркер *на 3-м уровне, говорящий извлекает соответствующую фонологическую репрезентацию и передает её как последовательность фонем.

7

Формирование фонетических сегментов

Для каждой из выделенных на 5-м и 6-м уровнях фонем говорящий определяет артикуляторные признаки звуковых единиц (phones), что направляет дальнейшую артикуляцию.


Начинающему исследователю необходимо ознакомиться с классическими работами Л.С. Выготского и Л.С. Лурии. Ссылки на первоисточники и анализ основных положений этих авторов даются в книге Т.В. Ахутиной, где также приводится информация о некоторых моделях того времени и излагаются результаты собственного исследования автора по данным нейролингвистического анализа динамической афазии

211

[Ахутина 1975: 31-48; 122-138]. Ряд зарубежных моделей продуцирования речи рассматривается в [Ахутина 1989: 79-96]; там же дается предлагаемая автором схема процесса производства речи [Op. cit.: 196]. Сопоставление этапов процесса речепроизводства по работам Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, A.A. Леонтьева, Т.В. Ахутиной предпринято И.А. Зимней, предлагающей свою схему формирования и формулирования мысли посредством языка [Зимняя 1985: 65-83]. К схемам Т.В. Ахутиной и И.А. Зимней мы вернемся ниже. Специальная глава по обсуждаемым здесь проблемам выделена в книге A.A. Леонтьева "Основы психолингвистики" [1997а: 84-126], где детально рассматриваются стохастические модели, модели непосредственно составляющих, модели на основе трансформационной грамматики и дается их критика, приводится информация о когнитивных моделях и об особенностях отечественных исследований (в том числе А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина и их учеников), а также подробно описывается теория производства речи, предложенная в [Леонтьев A.A. 1969а] и трактуемая как "принципиальная схема порождения, реализующаяся независимо от выбора конкретной порождающей модели" [Op. cit.: 113].

7.3. Некоторые модели речемыслительного процесса и продуцирования речи

В работе [Ахутина 1989: 95-96] выделено несколько принципиальных положений, совпадающих в отечественных и зарубежных исследованиях процессов продуцирования речи. К их числу автором отнесены: 1) представление этого процесса как многоуровневого со специфической репрезентацией будущего высказывания на каждом из уровней; 2) разделение синтаксических и лексических операций, результаты которых объединяются через функционирование специфического механизма — фрейма с заполнением соответствующих позиций (слотов); 3) разделение выбора значений слов и выбора форм слов и соответственно различных уровней синтаксиса; 4) принципиальное единообразие разноуровневых механизмов типа "фрейм — слот"; 5) трактовка продуцирования речи как взаимодействия прямых ("сверху — вниз") и обратных связей при наличии конкурирующих стратегий (см. об этом выше 2.6). Тем не менее представляется полезным обратить внимание и на то, в чем состоят некоторые различия в названных подходах. Фактически разговор об этом уже был начат в предшествующем параграфе (см. табл.7.1 — 7.3). Частично это отражено и в названии предлагаемого параграфа: отечественные модели берут за исходное мотив, акцентируя внимание на речемыслительном процессе, в то время как зарубежные модели продуцирования речи строятся с уровня сообщения (message), и хотя под этим тоже понимается коммуникативное намерение говорящего, не ясно, откуда оно берется и чем побуждается. Ниже будут кратко рассмотрены вытекающие из работ Л.С. Выготского основополагающие представления о ходе речемыслительного процесса и отдель-


212

ные примеры ранних отечественных моделей, после чего представляется важным соотнести некоторые модели последнего десятилетия и тем самым проследить определенное смещение акцентов в способах репрезентации и интерпретации рассматриваемых процессов.

Основные положения концепции Л.С. Выготского, которые определили направление отечественных исследований в области процессов производства речи, удачно суммированы в работе A.A. Леонтьева и Т.В. Рябовой (Ахутиной), где также уточнены базовые этапы речемыслительного процесса, что вошло в научную литературу как "модель Леонтьева-Рябовой" [Леоньев A.A., Рябова 1970]. Авторы взяли за основу следующие высказывания Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский трактовал путь от мысли к слову как процесс движения "от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию её во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах" [Выготский 1982, т.2: 358]; "Но мысль не есть нечто готовое, подлежащее выражению. Мысль стремится, выполняет какую-то функцию, работу. Эта работа мысли есть переход от чувствования задачи — через построение значения — к развертыванию самой мысли"; "Мысль есть внутренний опосредствованный процесс. <Это путь от смутного желания к опосредствованному выражению через значения, вернее, не к выражению, а к совершению мысли в слове>" [Выготский 1968: 190]. Высказывания Л.С. Выготского становятся более понятными при опоре на его концепцию значения слова, специфики внутренней речи, внутренней ситуации, личности и т.д. На с.42 книги [Ахутина 1975] дается схема, в общем виде представляющая ход речемыслительного процесса, там же подробно обсуждаются все обозначенные на схеме этапы и раскрывается смысл, который вкладывается в них, исходя из соответствующих положений Л.С. Выготского. Поскольку эта схема компактно представляет основные идеи, которые были приняты как руководство к действию при разработке ранних отечественных моделей, важно привести её здесь (см. рис.7.1). Принципиально важными являются следующие особенности развертывания исследуемого процесса: для возникновения мысли необходим мотив; оформление мысли идет по линии значений; имеет место разграничение "внутреннего слова" и "значений внешних слов"; предусматриваются различные виды синтаксиса — "синтаксис значений" и "словесный синтаксис".

Названные положения еще ждут своего обсуждения для выяснения, насколько и в каком смысле заложенные в работах Л.С. Выготского идеи опережали то "новое" и "новейшее", что появлялось и появляется в исследованиях значения, речемыслительных процессов и т.д. Следует подчеркнуть, что для тех, кто начал заниматься проблематикой ПЛ еще в 60-70-е гг., отображенные в приведенной схеме представления служили основными ориентирами, что и определило принципиальное сходство ранних отечественных моделей речепроизводства.