Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия
1.2. Методика формирования организационной культуры
Глава 2. Организационная культура предприятия АО «Российские железные дороги»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организационной культуры предприятия
Глава 3. Разработка проекта оптимизации организационной культуры в АО «Российские железные дороги»
3.1. Проектные мероприятия по совершенствованию организационной культуры
3.2. Расчет эффективности мероприятий по оптимизации организационной культуры
Основными ценностями фирмы являются:
1. Внимательное отношение к клиентам;
2. Забота о сотрудниках, условия труда;
3. Хороший психологический климат в компании;
4. Социальная ответственность за услуги перед обществом;
5. Гарантии социальной защиты сотрудников.
Не смотря на то, что в компании четно сформулированы принципы и ценности, однако они нигде не отражены документально.
Деятельность компании осуществляется по действующим законам РФ, установленным правилам и стандартам.
Основные мероприятия по управлению деятельности производственной компании направлены на укрепление фирменного стиля компании и повышение узнаваемости марки среди клиентов и посредников ОАО «РЖД».
Третьим компонентом корпоративной культуры являются организационные нормы поведения. В организации разработана линейно-функциональная структура управления, где происходит грамотное делегирование полномочий. Каждый сотрудник имеет должностную инструкцию, где написаны функции и обязанности каждого работника.
Четвертым компонентом корпоративной культуры является психологический климат в компании.
Работа компании строится через индивидуальный подход, высокий профессионализм сотрудников и постоянный анализ рынка. ОАО «РЖД» уважительно относится к своим партнерам и конкурентам.
Отличительными чертами являются постоянное новаторство во всех сферах деятельности и наиболее полное удовлетворение запросов потребителей.
Ценность и приоритет компании — это ее сотрудники. Сотрудники компании уделяют большое внимание для привлечения новых клиентов и для удержания старых. Они делаю все для того, чтобы клиенты, которые не решаются о покупке того или иного товара (услуги) могли сделать выбор в их пользу. Данное направление строится на квалификации и профессионализме сотрудников компании. Для этого большое внимание уделяется обучению персонала по программам "Тренинг продаж", "Правовая азбука", "Страноведение", "Бухгалтерский учет" и другие. Также периодически проходят выездные стажировки в разных городах, где расположены филиалы данной компании и странах.
Не маловажное значение уделяется мотивационной политике персонала в компании (таблица 3).
Таблица 3 - Методы мотивации, используемые на предприятии
Метод |
Характеристика |
Экономические |
Заработная плата |
Премии |
|
Штрафы, взыскания |
|
Социально-психологические |
Награды, грамоты |
Корпоративные мероприятия |
|
Техника безопасности |
|
Административные |
Должностная инструкция |
Правила внутреннего распорядка |
|
Приказы, распоряжения, указания |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Наиболее значимым экономическим методом мотивации на предприятии является заработная плата.
С целью определения, является ли удовлетворительной существующая система мотивации и стимулирования деятельности персонала, в ОАО «РЖД», было проведено анкетирование, в котором участвовало 3500 работников организации.
Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса, в процессе которого были опрошены 3500 человек, включая управленческий персонал.
Возможной причиной нарушения соотношения темпа роста заработной платы и производительности труда может служить неэффективная система мотивации персонала предприятия ОАО «РЖД» (рис. 4).
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Материальная
Нематериальная
Фиксированный оклад
Премии
Организационные
мероприятия
Мотивация
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Рисунок 4. Система мотивации персонала
Мотивированием работников в организации занимается руководитель. В своей деятельности он использует разные системы вознаграждения за труд. Основным средством роста производительности труда является вознаграждение за труд и качество работы.
Для выявления проблем мотивации труда использовалась методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, на основании которой проводилась оценка степени стремления сотрудников организации к достижению цели, к успешному труду. Подобный опрос разработан для диагностирования мотивационной направленности личности на достижение успеха. Данная методика содержит в себе 41 утверждение, на которые респонденты отвечают «да» или «нет». Итог подводится с помощью суммирования баллов согласно ключа ответов.
Текст вопросника представлен в приложении 5.
В опросе участвовали 5 работников (экспертов (случайная выборка)). Ниже представлены результаты анкетирования (таблица 4).
Таблица 4 - Результаты анкеты «Мотивация к успеху»
Номер вопросы |
Количество человек ответивших «да» |
Количество человек ответивших «нет» |
Эксперты |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
По 1 баллу начисляется за ответ «да» |
|||||||
Вопросы со 2 по 5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вопросы с 7 по 10 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вопросы с 14 по 17 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Вопрос 21 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вопрос 22 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вопросы с 25 по 30 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Вопрос 32 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вопрос 37 |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вопросы 41 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
По 1 баллу начисляется за ответ «нет» |
|||||||
Вопросы |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6,13,18,20,24,31,36,38,39 |
|||||||
Итого |
3 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Согласно данных таблицы 4 можно сделать выводы, что в коллективе существует низкая мотивация к успеху, которая объясняется тем, что в организации нет стабильного улучшения труда работников, работникам не предоставляется гибкий график работ в случае необходимости. Об этом можно судить по результатам проведенного анкетирования. Как показывают данные таблицы 3 – общая сумма баллов у каждого работника ОАО «РЖД» оказалась меньше 10 баллов, что говорит о низкой мотивации в успеху.
В компании был опробован экспертно-аналитический метод оценки системы мотивации и стимулирования труда персонала (приложение 6).
В качестве экспертов выступал персонал компании - 5 человек.
Были получены результаты мнений экспертов, которые отражены в таблице 5.
Формы системы стимулирования:
I - Организация оплаты труда рабочих;
II - Система премирования поощрений и наказаний;
III - Программы обучения персонала;
IV - Система социальных льгот на предприятии.
Максимальная оценка формы системы стимулирования 21 балл (7б+7б+7б) - 100%.
Таблица 5 - Мнения независимых экспертов в баллах о формах системы мотивации и стимулирования ОАО «РЖД»
Формы |
Эксперты |
||||||||||||||
Э1 |
2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
|||||||||||
вопрос |
вопрос |
вопрос |
вопрос |
вопрос |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
баллы |
|||||||||||||||
I |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
7 |
6 |
5 |
7 |
6 |
6 |
II |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
III |
6 |
3 |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
6 |
6 |
IV |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Итого |
26 |
23 |
24 |
28 |
25 |
27 |
27 |
25 |
26 |
28 |
23 |
26 |
27 |
25 |
26 |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Рассчитаем процент исполнения системы стимулирования персонала по каждой форме:
I форма = ((6+7+7+7+7)/5) + ((7+7+6+6+6)/5) + ((6+7+5+5+6)/5) = 19
Исходя из максимальной суммы баллов в 21, % стимулирования = 19/21 = 90,5%
II форма = ((7+7+7+7+6)/5) + ((6+6+7+7+6)/5) + ((7+7+7+7+7)/5) = 20
Исходя из максимальной суммы баллов в 21, % стимулирования = 20/21 = 95,2%
III форма = ((6+7+6+7+7)/5) + ((3+5+5+4+6)/5) + ((5+6+7+7+6)/5) = 17,4
Исходя из максимальной суммы баллов в 21, % стимулирования = 17,4/21 = 82,8%
IV форма = ((7+7+7+7+7)/5) + ((7+7+7+6+7)/5) + ((6+7+7+7+7)/5) = 20,6
Исходя из максимальной суммы баллов в 21, % стимулирования = 20,6/21 = 98,1%
Рисунок 5. Оценка стимулирования труда персонала ОАО «РЖД» экспертно-аналитическим методом
По результатам проведенных расчетов можно сделать следующий вывод:
I форма системы мотивации и стимулирования - организация оплаты труда работников - удовлетворяет требованиям на 90,5%, то есть можно сказать, что организация оплаты труда персонала организована не достаточно эффективно;
II форма системы стимулирования труда – программы обучения - удовлетворяет на 95,2%, следовательно, она организована и функционирует эффективно;
III форма системы стимулирования труда – система премирования персонала - удовлетворяет на 82,8%; она организована и функционирует неэффективно;
IV форма системы стимулирования труда - система социальных льгот в компании - удовлетворяет на 98,1%, функционирует достаточно эффективно, при этом имеются резервы для ее совершенствования.
Таким образом, только оценка организации оплаты труда и система социальных льгот составляет более 90%, а по остальным формам системы стимулирования получен недостаточно хороший результат, следовательно, система мотивации и стимулирования труда работников ОАО «РЖД» требует совершенствования и доработки.
Проведенный анализ мотивации персонала ОАО «РЖД» позволяет сделать вывод о том, что существующая система мотивации персонала не способствует эффективной работе персонала и требует совершенствования и доработки.
Для исследования стиля руководства была применена методика «решетка менеджмента» Р. Блэйка и Д. Моутона в интерпретации Н.Н. Обозова (Приложение 6), которая направлена на самоопределение стиля руководства самими руководителями.
Таблица 6 - Результаты опроса директора компании