Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

+

2

+1

3

+

4

+

5

+1

6

+1

7

+1

8

+

9

+

Продолжение таблицы 6

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

10

+1

11

+1

12

+

13

+1

14

+1

15

+

16

+1

17

+

18

+1

П=7; З=3

Результаты ответов занесены в «решетку» представлены на рис. 6.

Как видно из данных «решетки», директор больше ориентирован на сотрудников.

Рисунок 6. Стиль руководства директора

Следующая методика заимствована из книги Деркач А.А. «Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности» (Приложение 7), которая предназначена для определения степени развития профессиональных качеств руководителя.

Данные исследования показали, что директор относится к демократическому стилю управления, набрав при этом 16 баллов данного стиля, 4 балла показал либеральный стиль и 2 балла - авторитарный.

Социально-психологические методы управления персоналом в настоящее время в ОАО «РЖД» официально практически нигде не закреплены, отсутствует документация, которая фиксирует социальные и психологические требования к должности.

Проанализируем использование социально-психологических методов в ОАО «РЖД» (в отделе внутреннего контроля и аудита):

  1. Проведем опрос персонала компании в количестве 3-х человек (50% от общего числа персонала) (специалисты отдела).

Таблица 7 - Опрос персонала организации

Вопросы

Специалист внутреннего контроля

Заместитель генерального директора по внутреннему контролю и аудиту

Специалист по внутреннему аудиту

Оцените атмосферу в коллективе

Увлеченность работой

Нормальная деловая

+

+

Отсутствие интереса к работе

+

Напряженная, конфликтная

Трудно сказать

Существует ли по вашему мнению команда в коллективе?

Да

Нет

+

+

+

Трудно сказать

Удовлетворены ли вы отношениями с коллегами?

Скорее удовлетворен

+

+

Скорее неудовлетворен

Трудно сказать

+

Удовлетворены ли вы отношениями с руководством?

Скорее удовлетворен

Скорее неудовлетворен

+

Трудно сказать

+

+

1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

По результатам опроса, который был проведен только с несколькими работниками организации, видно, что атмосфера в коллективе напряженная, потому что по мнению только 3-х работников, атмосфера нормальная (2 человека) и нет интереса к работе (1 человек). «Существует ли команда в коллективе» единогласно ответили «нет». На вопрос «Удовлетворены ли вы коллегами» 2 человека удовлетворены, 1 – затруднился ответить. «Удовлетворены ли вы отношениями с руководством» 1 человек неудовлетворен, 2 – затруднились ответить. Из данного опросника можно сделать следующий вывод, что персонал не заинтересован в работе, его не устраивают отношения как с коллективом, так и с руководством компании.

Далее рассмотрим уровень конфликтности коллектива в таблице 8.

Таблица 8 - Уровень конфликтности коллектива

Тип конфликта/частота возникновения

Очень часто

Время от времени

Очень редко

Не было совсем

Трудно сказать

Между трудовым коллективом и администрацией

+

Между отдельными коллективами

+

Между отдельными работниками

+


1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Рассмотрев уровень конфликтности коллектива компании, видно, что персонал конфликтный, время от времени возникают конфликты между трудовым коллективом и руководством и между отдельными работниками. И очень часто возникают конфликты между коллективами.

Следовательно причинами конфликта в личной неприязни, уровне оплаты труда, распределении социальных благ, деятельности высшей структуры управления.

2. Проведем тест «Атмосфера в группе», в котором приняли участие 5 человек. Данная методика выполнялась проставлением баллов, чем больше баллов - тем отрицательнее показатель.

Таблица 9 - Атмосфера в группе

1

Дружелюбие

1

2

3

4

5

6

7

8

Враждебность

2

Согласие

1

2

3

4

5

6

7

8

Несогласие

3

Удовлетворенность

1

2

3

4

5

6

7

8

Неудовлетворенность

4

Увлеченность

1

2

3

4

5

6

7

8

Равнодушие

5

Продуктивность

1

2

3

4

5

6

7

8

Непродуктивность

6

Теплота

1

2

3

4

5

6

7

8

Холодность

7

Сотрудничество

1

2

3

4

5

6

7

8

Отсутствие сотрудничества

8

Взаимная поддержка

1

2

3

4

5

6

7

8

Недоброжелательность

9

Занимательность

1

2

3

4

5

6

7

8

Скука

10

Успешность

1

2

3

4

5

6

7

8

Неуспешность


1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Итог = 4+5+4+6+6+5+6+5+6+4 = 51 балл

В коллективе не самый низкий балл (10) и не самый высокий (80), поэтому в коллективе атмосфера удовлетворительная.

3. Далее проведем тест на психологический климат в коллективе, в котором приняли участие тот же персонал, что в предыдущем опросе – 5 человек.

Таблица 10 - Психологический климат

Ситуация

нет

иногда

да

  1. В период неудач и сбоев в работе в моем коллективе идет поиск виновных

+

  1. Цели организации или группы неизвестны ее членам

+

  1. Информацией о делах владеют только руководители

+

  1. В коллективе есть тенденция обезопасить себя докладными записками, рапортами и т.д.

+

  1. Воспринимают ли работники решения руководства как «чужие» решения?

+

  1. Часто ли отвлекают работников от выполнения своей работы?

+

  1. Конфликты между сотрудниками и руководством чаще всего возникают по мелочам

+

  1. «Награждают» сотрудники своих руководителей нелестными эпитетами?

+

  1. Много ли проводится длительных совещаний коллектива?

+

  1. Коллективное руководство и творчество в организации не практикуются. Действует приказ

+

  1. Четко ли разделяется коллектив на «старичков» и «новичков»?

+

  1. Оценка результатов работы кажется несправедливой и вызывает неудовольствие некоторых сотрудников

+

1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

На основании данного теста можно сказать следующее, что в ОАО «РЖД» высокий уровень опасности конфликтных ситуаций и плохой психологический климат, т.к. большинство ответов в столбце «иногда».

Исходя из результатов исследования организационной культуры туристической компании, можно сказать, что она развита совсем не плохо. Однако имеются некоторые негативные моменты, такие как данная политика не отражается в документальном стиле, только на словах, хотя все сотрудники стараются придерживаться установленным нормам поведения, ценностям и правилам организации; также, не совсем эффективно развита система стимулирования персонала, которая по результатам анкетирования набрала только 82,8% из 100%; также имеются недочеты в социально-психологическом климате организации, которые выражаются в конфликтах, соперничестве между персоналом.


Следовательно, необходимо устранить выявленные проблемы, для совершенствования организационной культуры организации.

Глава 3. Разработка проекта оптимизации организационной культуры в АО «Российские железные дороги»

3.1. Проектные мероприятия по совершенствованию организационной культуры

Выявленные во второй главе недостатки в управлении организацией ОАО «РЖД» позволяют сгруппировать их по направлению деятельности и представить в виде путей совершенствования организационной культуры данной компании.

С целью совершенствования организационной культуры предприятия необходимо создать документ "Философия предприятия", который позволит руководству закрепить права и обязанности сотрудников, где будут отражены требования к работнику, его обязанности, условия режима и отдыха. Данный документ поможет создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

Для этого необходимо выявить экономический эффект и эффективность с учетом расчета доходов и расходов от реализации предложенного мероприятия (таблица 11).

Таблица 11 - Годовые расходы ОАО «РЖД» на реализацию проекта

Статьи расходов

Формула расчета

Расчет

Сумма, руб.

Расходы на разработку и внедрение «Философии предприятия»

1. Оплата труда специалистов, занятых в разработке

кол-во чел-к*средняя часовая тариф.ставка* *2*кол-во часов

5*37,5*2*90

33 750

2.Необходимые материалы:

- законодательные акты

- книги

- канцелярские товары

средняя стоимость*

*кол-во штук

100*6

500*7

50*25

5 350

3. Юридические услуги

-

-

15 000

4. Годовые потери рабочего времени для изучения документа

кол-во чел-к*среднее время изучения док-та* *сред. час. тариф. ставка

179*3*37,5

20 137,5

Итого расходов

74 237,5