Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия
1.2. Методика формирования организационной культуры
Глава 2. Организационная культура предприятия АО «Российские железные дороги»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организационной культуры предприятия
Глава 3. Разработка проекта оптимизации организационной культуры в АО «Российские железные дороги»
3.1. Проектные мероприятия по совершенствованию организационной культуры
3.2. Расчет эффективности мероприятий по оптимизации организационной культуры
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы |
||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+1 |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
+1 |
||||
6 |
+1 |
||||
7 |
+1 |
||||
8 |
+ |
||||
9 |
+ |
Продолжение таблицы 6
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы |
||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
10 |
+1 |
||||
11 |
+1 |
||||
12 |
+ |
||||
13 |
+1 |
||||
14 |
+1 |
||||
15 |
+ |
||||
16 |
+1 |
||||
17 |
+ |
||||
18 |
+1 |
П=7; З=3
Результаты ответов занесены в «решетку» представлены на рис. 6.
Как видно из данных «решетки», директор больше ориентирован на сотрудников.
Рисунок 6. Стиль руководства директора
Следующая методика заимствована из книги Деркач А.А. «Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности» (Приложение 7), которая предназначена для определения степени развития профессиональных качеств руководителя.
Данные исследования показали, что директор относится к демократическому стилю управления, набрав при этом 16 баллов данного стиля, 4 балла показал либеральный стиль и 2 балла - авторитарный.
Социально-психологические методы управления персоналом в настоящее время в ОАО «РЖД» официально практически нигде не закреплены, отсутствует документация, которая фиксирует социальные и психологические требования к должности.
Проанализируем использование социально-психологических методов в ОАО «РЖД» (в отделе внутреннего контроля и аудита):
- Проведем опрос персонала компании в количестве 3-х человек (50% от общего числа персонала) (специалисты отдела).
Таблица 7 - Опрос персонала организации
Вопросы |
Специалист внутреннего контроля |
Заместитель генерального директора по внутреннему контролю и аудиту |
Специалист по внутреннему аудиту |
Оцените атмосферу в коллективе |
|||
Увлеченность работой |
|||
Нормальная деловая |
+ |
+ |
|
Отсутствие интереса к работе |
+ |
||
Напряженная, конфликтная |
|||
Трудно сказать |
|||
Существует ли по вашему мнению команда в коллективе? |
|||
Да |
|||
Нет |
+ |
+ |
+ |
Трудно сказать |
|||
Удовлетворены ли вы отношениями с коллегами? |
|||
Скорее удовлетворен |
+ |
+ |
|
Скорее неудовлетворен |
|||
Трудно сказать |
+ |
||
Удовлетворены ли вы отношениями с руководством? |
|||
Скорее удовлетворен |
|||
Скорее неудовлетворен |
+ |
||
Трудно сказать |
+ |
+ |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
По результатам опроса, который был проведен только с несколькими работниками организации, видно, что атмосфера в коллективе напряженная, потому что по мнению только 3-х работников, атмосфера нормальная (2 человека) и нет интереса к работе (1 человек). «Существует ли команда в коллективе» единогласно ответили «нет». На вопрос «Удовлетворены ли вы коллегами» 2 человека удовлетворены, 1 – затруднился ответить. «Удовлетворены ли вы отношениями с руководством» 1 человек неудовлетворен, 2 – затруднились ответить. Из данного опросника можно сделать следующий вывод, что персонал не заинтересован в работе, его не устраивают отношения как с коллективом, так и с руководством компании.
Далее рассмотрим уровень конфликтности коллектива в таблице 8.
Таблица 8 - Уровень конфликтности коллектива
Тип конфликта/частота возникновения |
Очень часто |
Время от времени |
Очень редко |
Не было совсем |
Трудно сказать |
Между трудовым коллективом и администрацией |
+ |
||||
Между отдельными коллективами |
+ |
||||
Между отдельными работниками |
+ |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Рассмотрев уровень конфликтности коллектива компании, видно, что персонал конфликтный, время от времени возникают конфликты между трудовым коллективом и руководством и между отдельными работниками. И очень часто возникают конфликты между коллективами.
Следовательно причинами конфликта в личной неприязни, уровне оплаты труда, распределении социальных благ, деятельности высшей структуры управления.
2. Проведем тест «Атмосфера в группе», в котором приняли участие 5 человек. Данная методика выполнялась проставлением баллов, чем больше баллов - тем отрицательнее показатель.
Таблица 9 - Атмосфера в группе
1 |
Дружелюбие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Враждебность |
2 |
Согласие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Несогласие |
3 |
Удовлетворенность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Неудовлетворенность |
4 |
Увлеченность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Равнодушие |
5 |
Продуктивность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Непродуктивность |
6 |
Теплота |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Холодность |
7 |
Сотрудничество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Отсутствие сотрудничества |
8 |
Взаимная поддержка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Недоброжелательность |
9 |
Занимательность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Скука |
10 |
Успешность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Неуспешность |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Итог = 4+5+4+6+6+5+6+5+6+4 = 51 балл
В коллективе не самый низкий балл (10) и не самый высокий (80), поэтому в коллективе атмосфера удовлетворительная.
3. Далее проведем тест на психологический климат в коллективе, в котором приняли участие тот же персонал, что в предыдущем опросе – 5 человек.
Таблица 10 - Психологический климат
Ситуация |
нет |
иногда |
да |
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
||
|
+ |
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
На основании данного теста можно сказать следующее, что в ОАО «РЖД» высокий уровень опасности конфликтных ситуаций и плохой психологический климат, т.к. большинство ответов в столбце «иногда».
Исходя из результатов исследования организационной культуры туристической компании, можно сказать, что она развита совсем не плохо. Однако имеются некоторые негативные моменты, такие как данная политика не отражается в документальном стиле, только на словах, хотя все сотрудники стараются придерживаться установленным нормам поведения, ценностям и правилам организации; также, не совсем эффективно развита система стимулирования персонала, которая по результатам анкетирования набрала только 82,8% из 100%; также имеются недочеты в социально-психологическом климате организации, которые выражаются в конфликтах, соперничестве между персоналом.
Следовательно, необходимо устранить выявленные проблемы, для совершенствования организационной культуры организации.
Глава 3. Разработка проекта оптимизации организационной культуры в АО «Российские железные дороги»
3.1. Проектные мероприятия по совершенствованию организационной культуры
Выявленные во второй главе недостатки в управлении организацией ОАО «РЖД» позволяют сгруппировать их по направлению деятельности и представить в виде путей совершенствования организационной культуры данной компании.
С целью совершенствования организационной культуры предприятия необходимо создать документ "Философия предприятия", который позволит руководству закрепить права и обязанности сотрудников, где будут отражены требования к работнику, его обязанности, условия режима и отдыха. Данный документ поможет создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Для этого необходимо выявить экономический эффект и эффективность с учетом расчета доходов и расходов от реализации предложенного мероприятия (таблица 11).
Таблица 11 - Годовые расходы ОАО «РЖД» на реализацию проекта
Статьи расходов |
Формула расчета |
Расчет |
Сумма, руб. |
Расходы на разработку и внедрение «Философии предприятия» |
|||
1. Оплата труда специалистов, занятых в разработке |
кол-во чел-к*средняя часовая тариф.ставка* *2*кол-во часов |
5*37,5*2*90 |
33 750 |
2.Необходимые материалы: - законодательные акты - книги - канцелярские товары |
средняя стоимость* *кол-во штук |
100*6 500*7 50*25 |
5 350 |
3. Юридические услуги |
- |
- |
15 000 |
4. Годовые потери рабочего времени для изучения документа |
кол-во чел-к*среднее время изучения док-та* *сред. час. тариф. ставка |
179*3*37,5 |
20 137,5 |
Итого расходов |
74 237,5 |