Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- изменения в корпоративной культуре реализовываются понемногу, чередуются фазы активных изменений и стабилизации ситуации для выведения итогов;

- развитие корпоративной культуры является следствием усилий и активности всех сотрудников;

- корпоративная культура передается вначале руководящему звену организации, а потом сотрудникам организации;

- развитие корпоративной культуры неразрывно с изменениями форм найма и обучения персонала;

- при формировании корпоративной культуры все конфликты решаются по большей части положительно с учетом интересов всех участников.

Таким образом, корпоративная культура характеризуется системой ценностей организации, которые воплощены в всевозможных сторонах ее деятельности (микроклимат, атмосфера, стиль руководства и ведение бизнеса, нормы и правила, производственные традиции и т. д.). 

Создание корпоративной культуры исходит от формальных лидеров (руководства компании) или, что бывает реже, неформальных. Следовательно, чтобы менеджер, который желает создать корпоративную культуру, выразил для себя (в первую очередь) главные ценности своей организации или своего подразделения.

Глава 2. Организационная культура предприятия АО «Российские железные дороги»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

ОАО "РЖД" учреждено Правительством Российской Федерации – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Свою деятельность ОАО "РЖД" начало с 1 октября 2003 года.


В таблице 1 представлены все необходимые реквизиты компании.

Таблица 1 - Реквизиты расчетного счета «ОАО «РЖД»»

Наименование:

«Российские Железные Дороги», ОАО

Основной ОКВЭД:

Деятельность магистрального железнодорожного транспорта

Страна:

РОССИЯ

Регион:

г. Москва

ИНН:

7708503727

ОКПО или др.:

00083262

Данные госрегистрации:

№1037739877295 от 23.09.2003, ИМНС РФ № 46 по г. Москве

Почтовый адрес:

107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2

Вид собственности:

Корпоративная

Уставный капитал:

2 100 163 180 000 RUB

Контакты:

Телефон: (499) 2608999; (499) 2620147; (499) 2622201
Факс: (495) 6233446; (495) 2626619; (495) 5779688

Миссия Компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества:

  • обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом;
  • извлечение прибыли.

Стратегические цели Компании:

  • увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • повышение производственно-экономической эффективности;
  • повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
  • повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидерпв железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозпк;

- высокие финансовые рейтинги;

- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

- большая научно-техническая база;

- проектные и строительные мощности;

- значительный опыт международного сотрудничества.

Имущество Компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.


Техническая характеристика ОАО "РЖД":

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплуатационная длина – 85,2 тыс. км.

ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 43,3 тыс. км.

ОАО "РЖД" обеспечивает почти 43,3% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 31,5% пассажирооборота.

Систему управления ОАО «РЖД» можно охарактеризовать как многоуровневую, территориально-функциональную, предусматривающую управление крупными территориальными хозяйственными единицами - железными дорогами и производственными предприятиями. За время с момента создания ОАО «РЖД» трансформировалось в вертикально-интегрированную структуру, состоящую из бизнес-единиц, специализирующихся на определенных видах деятельности (рис. 2).

Рисунок 2. Организационная структура ОАО «РЖД»

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Холдинг «РЖД» в течение последних лет сохранил за собой лидирующие позиции на рынке грузовых перевозок в России. Практически не изменился уровень монопольной позиции холдинга «РЖД» в сегменте грузовых железнодорожных перевозок. При этом наблюдается значительное усиление конкурентных позиций ОАО «РЖД» в ряде новых сегментов транспортного рынка, таких как: контейнерные перевозки, примыкающая интермодальная логистика, портовые операции и пр.

Представим анализ основных технико-экономических показателей, характеризующих деятельность ОАО «РЖД». Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «РЖД» за 2016 – 2017 гг.

Наименование показателя

Ед. измерения

Величина показателя

Изменения 2018/2016

2016 года

2017 года

2018 год

Абсолютное отклонение, (+/-)

Относительное отклонение, %

Выручка (нетто) от продажи услуг

млн. руб.

2133264

2251703

2412881

279617

113,1

Себестоимость проданных услуг

млн. руб.

2094854

2049278

2318257

223403

110,7

Валовая прибыль (убыток)

млн. руб.

38410

202425

94624

56214

246,4

Чистая прибыль (убыток)

млн. руб.

10294

139704

35408

25114

343,9

Среднесписочная численность работающих

тыс. чел.

66515

63109

64152

-2363

96,4

Среднегодовая стоимость ОПФ

млн. руб.

3491546

3812780

4102538

610992

117,5

Фонд оплаты труда

млн. руб.

34396

38171

40521

6125

117,8


Продолжение таблицы 2

Наименование показателя

Ед. измерения

Величина показателя

Изменения 2018/2016

2016 года

2017 года

2018 год

Абсолютное отклонение, (+/-)

Относительное отклонение, %

Производительность труда: - на 1 работающего

тыс. руб.

32072

35679

37612

5540

117,3

Фондоотдача

млн. руб.

0,61

0,59

0,59

-0,02

96,7

Фондовооруженность

тыс. руб./чел.

52493

60416

63950

11457

121,8

Рентабельность продаж по чистой прибыли

%

0,5

6,2

1,5

1

300

Таким образом, за анализируемый период выручка ОАО «РЖД» увеличилась на 279617 млн.руб. или 13,1% в связи с увеличением себестоимости товаров и услуг на 223403 млн.руб. или 10,7 %, а также за счет увеличения объема грузоперевозок и пассажирских перевозок. Валовая прибыль увеличилась на 56214 млн.руб. или 146,4 %. Чистый финансовый результат прироста прибыли положительный. Так в 2016 году чистая прибыль составляет 10294 млн.руб., а в 2018 году составляет 35408 млн.руб. Следует оценить положительно его повышение на 25114 млн.руб. или 243,9%. Увеличение чистой прибыли говорит о снижении себестоимости, улучшении свойств, характеристик и структуры оказываемых услуг, возможно об избавлении от простаивающего оборудования (его продаже или сдаче в аренду), а также грамотной реорганизации персонала.

Штатная численность персонала организации составляет 64152 тыс. человек, что на 2363 тыс.человек и 3,6% меньше относительно данных 2016 г. Это связанно с реорганизацией персонала. Фонд оплаты труда за рассматриваемый период увеличился с 34396 млн.руб. на начало года, до 40521 млн.руб. в конце года, т.е. увеличился на 6125 млн. руб. или 17,8%, при этом и производительность труда возросла на 5540 тыс.руб. или на 17,3%.

В целом за анализируемый период на предприятии наблюдается улучшение всех основных технико-экономических показателей. Наблюдается рост показателей фондоотдачи и рост себестоимости оказываемых услуг соответственно. Не смотря на заметное снижение числа рабочих в организации, негативных тенденций на предприятии не наблюдается, и даже наоборот мы видим увеличение производительности труда и рост заработной платы рабочим.


2.2. Анализ организационной культуры предприятия

Организационная культура предприятия строится на философии компании, ее ценностях, организационных нормах поведения, психологическом климате в компании.

Миссия холдинга "РЖД" заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

ОАО «РЖД» в своей деятельности преследует следующие цели (рис. 3).

В связи с тем, что у компании достаточно много целей на ближайшее будущее, рассмотрим только самые основные, которые наибольшим образом увеличат прибыль предприятия.

Также компания работает на следующих принципах:

- открытость - руководство обращает внимание на мнение клиентов, партнеров по бизнесу и сотрудников, учитывает все комментарии и претензии;

- ответственность - руководство компании ответственно относится за предоставленные товары и услуги перед обществом и персоналом;

- творческий подход к работе - руководство учитывает все способности каждого сотрудника, учитывает мнение работников в области принятия решений, считается с ними в области предложенных инноваций;

- качество предоставленных товаров и услуг.

Завоевание лидирующих позиций по объемам перевозок грузов среди железнодорожных операторов СНГ и стран Балтии и увеличение стоимости компании

Стратегия

Финансы

Клиенты

Процессы

Рост стоимости бизнеса

Повышение производительности труда

Увеличение степени удовлетворенности клиентов

Сокращение длительности операционного цикла

Увеличение рентабельности капитала

Рост числа клиентов

Повышение производительности вагонов

Обучение и развитие

Повышение уровня подготовки персонала

Увеличение доли рынка

Снижение текучести кадров

Увеличение количества созданных инноваций

Рисунок 3. Дерево целей ОАО «РЖД»

Вторым компонентом в области корпоративной политики являются ценности компании. В современном бизнесе корпоративные ценности и правила рассматриваются как ключевые факторы успешного развития не только кадровой политики, но и бизнеса в целом.