Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

1.1. Понятие индустрии гостеприимства

1.2. Современные системы классификаций гостиниц

Важным условием для качественного предоставления гостиничных услуг является их структурно-функциональное обеспечение, создание инфраструктуры, которая включает в себя стандарты и требования к осуществлению видов деятельности.

Исследования общемировых тенденций функционирования основных моделей сферы гостиничных услуг показывает, что эффективное предоставление услуг осуществляется на основании стандартов и правил сертификации гостиничных услуг. Существуют национальные системы классификаций, которые поддерживаются государством или гостиничными ассоциациями. Внутригосударственная классификация это набор требований и нормативов, обязательных для выполнения средствами размещения конкретного государства.

Таблица 2

снижать затраты на управление внутри крупного города, где работает несколько гостиниц сети, совмещая некоторые кадровые позиции (например, нанимая лишь одного генерального управляющего);

экономить при ведении совместных мероприятий по продвижению продаж и маркетингу для региона.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ

2.1. Характеристика современных тенденций гостиничного бизнеса в России

2.2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА МОСКВЫ

3.1. Тенденции развития гостиничного рынка г. Москвы

3.2. Изменения операционных показателей деятельности гостиниц

3.3. Структура гостиничного рынка г. Москвы

3.4. Прогноз и перспективы развития гостиничного рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3.2. Изменения операционных показателей деятельности гостиниц

Анализируя деятельность гостиниц Москвы, необходимо отметить, что 2017 г. является одним из наиболее успешных. Операционные показатели деятельности гостиничных предприятий продемонстрировали значительное улучшение по сравнению с предыдущими годами. Это связано с тем, что в Москве высокий туристический сезон в 2017 г. продлился до сентября, что в сочетании с началом нового делового сезона позволило большинству гостиниц увеличить загрузку и повысить тарифы на проживание.

Среднерыночная загрузка за три квартала 2017 г. выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 72%. Средний тариф на гостиничный номер (Average Daily Rate) вырос на 8% и остановился на отметке 7,5 тысяч рублей. Это, в свою очередь, вызвало повышение средней доходности на номер (Revenue Per Available Room) на 15% (700 руб.) − до 5,3 тыс. руб.

Люксовый сегмент стал лидером по росту доходности. Высокий спрос на роскошные гостиницы привел к 83%-й загрузке в сентябре и 67%-й за три квартала года. Кроме того, произошло увеличение среднего тарифа на 16% и составило 17,1 тысяч рублей. В результате по итогам трех кварталов в данном сегменте показатель RevPAR был зафиксирован на уровне 11,5 тыс. руб., что на 22% выше аналогичного показателя в предыдущем году.

Во всех оставшихся сегментах, кроме среднего, также был отмечен рост тарифов на проживание. Гостиницы среднего сегмента по итогам трех кварталов 2017 г. потеряли 2,8% в тарифе, опустившись до 3,8 тыс. руб. Данное снижение вызвано переориентацией отелей на «массового» гостя в погоне за загрузкой. Существенный рост спроса на размещение в гостиницах Москвы поспособствовал увеличению загрузки во всех сегментах. Это, в свою очередь, вызвало рост показателя RevPAR в сегментах от среднего до верхнего в диапазоне от 7% до 17%. При этом темпы увеличения данного показателя повышались равномерно от нижних сегментов к более высоким. За первые три квартала текущего года загрузка гостиниц среднего и верхнего сегментов составила 70%. Причем в верхнем уровне среднего сегмента она достигла максимального уровня на рынке – 80%.

Кроме того, следует отметить изменившуюся структуру спроса на гостиничные услуги − увеличение доли российских гостей, а также групп с высокой чувствительностью к стоимости размещения.


Сравнение средних показателей операционной деятельности гостиничных предприятий за 9 месяцев 2016 и 2017 гг. представлено на рис. 4.

Рисунок 5. Ключевые показатели операционной деятельности гостиниц

Исходя из представленных на рисунке данных, следует отметить тот факт, что основные показатели операционной деятельности в 2017 г. по сравнению с предыдущим 2016 г. продемонстрировали прирост: уровень загрузки − 5%, средняя цена за номер − 8,7%, доход на доступный номер − 15,2%.

3.3. Структура гостиничного рынка г. Москвы

Особый интерес представляет анализ распределения гостиниц по административным округам г. Москва. Консалтинговая компания Praedium Oncor International провела маркетинговое исследование распределения номерного фонда гостиниц Москвы по территориальному признаку (административным округам). Результаты исследования представлены в таблице 3.

В структуре номерного фонда коллективных средств размещения Москвы на долю гостиниц 3* приходится 46 %, 4* − 20%, 5* − 15%, 2* − 12%, остальные средства размещения – 7% (гостиницы без категории, мини-отели, апарт-отели, хостелы, гостиницы 1*).

Москва на сегодняшний день остается самым привлекательным регионом для иностранных инвесторов и международных цепей. На гостиничном рынке Москвы присутствуют такие всемирно известные гостиничные цепи, как Carlson Rezidor Hotel Group, Inter Continental Hotel Group, Marriott International, Accor Hotels. Мировая известность и высокий уровень качества предоставления гостиничных услуг во многом способствует росту популярности Москвы не только среди иностранных, но и российских туристов.

Таблица 3

Распределение номерного фонда по административным округам г. Москва

Административный округ

Доля номеров гостиниц в совокупном
номерном фонде Москвы

Центральный

37%

Северо-Восточный

12%

Северный

12%

Восточный

12%

Юго-Западный

8%

Южный

8%

Юго-Восточный

5%

Западный

5%

Северо-Западный

1%

Итого:

100%


Несмотря на это российские гостиничные предприятия, учитывая зарубежный опыт, продолжили создавать собственные сети гостиниц, предлагая качественные продукты. Среди отечественных гостиничных цепей выделяют Intourist Hotel Group, AMAKS Hotels & Resorts, AZIMUT Hotel Chain, Cronwell Hotels & Resorts, Heliopark Hotel Group[28] .

Более 850 гостиниц Москвы прошли государственную сертификацию, приуроченную к проведению Чемпионата мира по футболу-2018. Среди классифицированных гостиниц «пять звезд» имеют 27 отелей, «четыре звезды» − 75 гостиниц, «три звезды» − 184 гостиницы, «две звезды» получили 94 гостиницы, «одну звезду» − 39. Также в Москве функционируют 439 гостиниц «без звезд» и 225 хостелов.

Успешному развитию гостиничной индустрии в России в целом и в Москве в частности способствует следующее: благоприятная политическая и социально-экономическая ситуация в стране, грамотная политика государства в сфере гостиничного бизнеса, государственная поддержка отрасли, хорошее состояние материально-технической базы, инвестиционная привлекательность государства, грамотная ценовая политика, соответствующая параметру «цена-качество», безопасность, деятельность профессиональных кадров, национальные особенности и колорит.

3.4. Прогноз и перспективы развития гостиничного рынка

Для эффективности функционирования гостиничных систем необходимо:

  • разработка новых гостиничных и туристических продуктов для привлечения потенциальных потребителей в РФ;
  • улучшение организационно-правовых документов, которые регламентируют деятельность гостиничных предприятий, в частности по проведения классификации гостиниц и других средств размещения;
  • изучение и адаптация международного опыта по профессиональной подготовке, а также переподготовке кадров в сфере гостеприимства в отечественную практику;
  • развитие и применение маркетинговых стратегий;
  • создание методологии оценки инвестиционной привлекательности предприятий в целях привлечения средств инвесторов туристско-гостиничный бизнес;
  • расширение взаимодействия с работодателями по улучшению системы профессионального образования в сфере гостеприимства;
  • внедрение прогрессивных технологий обеспечения высокой доходности (радиочастотная идентификация, овербукинг, ревеню-менеджмент);
  • решение проблемы подготовки кадров высокой квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что индустрия гостеприимства в смысловом понимании шире чем индустрия туризма, однако именно индустрия туризма задает конкурентные контуры и темпы развития индустрии гостеприимства, определяя наиболее перспективные направления развития индустрии туризма и гостеприимства.

Кроме того, в индустрии гостеприимства и туризма выделяются инфраструктурные элементы, такие как – сектор дорожной и транспортной инфраструктуры, сектор торгового обслуживания (общего и специального назначения), сектор безопасности и правопорядка, здравоохранения и средств связи в зонах отдыха и туризма и сектор науки и образования для подготовки профессиональных кадров в сфере индустрии гостеприимства, туризма, курортно-санаторного и спортивного менеджмента.

Вследствие того, что индустрия гостеприимства в состоянии обеспечить стабильный доход в федеральный бюджет, число гостиниц и прочих мест размещения в РФ постоянно растет. По этой причине существует жесткая конкуренция и руководителям приходится прибегать к оригинальным маркетинговым ходам. На данный момент в гостиничном бизнесе в РФ лидируют Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Сочи, Казань, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Калининград, Ярославль, Новосибирск и Краснодар.

На протяжении последних десяти лет в РФ отмечается подъем гостиничного бизнеса. Крупные города привлекают международные гостиничные компании, растет число маленьких частных отелей, происходит реконструкция старых советских гостиниц. Тем не менее, рост далеко не во всех случаях сопровождается одновременным повышением уровня сервиса и качества обслуживания.

Важнейшими проблемами гостиничного бизнеса в РФ являются:

отсутствие квалификации по «звездам» в большинстве российских отелей;

высокий уровень стоимости гостиничных номеров при относительно низком уровне обслуживания гостей; трудности получения въездных виз в РФ;

большая часть гостиничных групп и сетей находятся в крупных городах страны, таких как Санкт-Петербург и Москва;

остальные регионы проявляют бездействие в привлечении клиентов; наличие проблем расизма и терроризма, небезопасности, отпугивающих потенциальных клиентов;

устаревшая транспортная инфраструктура и дорогостоящие передвижения по стране.

Для эффективности функционирования гостиничных систем необходимо:

  • разработка новых гостиничных и туристических продуктов для привлечения потенциальных потребителей в РФ;
  • улучшение организационно-правовых документов, которые регламентируют деятельность гостиничных предприятий, в частности по проведения классификации гостиниц и других средств размещения;
  • изучение и адаптация международного опыта по профессиональной подготовке, а также переподготовке кадров в сфере гостеприимства в отечественную практику;
  • развитие и применение маркетинговых стратегий;
  • создание методологии оценки инвестиционной привлекательности предприятий в целях привлечения средств инвесторов туристско-гостиничный бизнес;
  • расширение взаимодействия с работодателями по улучшению системы профессионального образования в сфере гостеприимства;
  • внедрение прогрессивных технологий обеспечения высокой доходности (радиочастотная идентификация, овербукинг, ревеню-менеджмент);
  • решение проблемы подготовки кадров высокой квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 3 мая 2012 г. № 132 // Рос. газета. 2012. 5 мая.

  1. Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (ред. от 13.03.2013) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

Аль-Сенди А. А. Специфика рекламной деятельности в сфере гостиничного бизнеса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 1. – С. 151-155.

Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства.- М.: Аспект Пресс, 2015.

Денисова Н. И. Организация гостиничного хозяйства: учеб. Пособие. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014.

Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учебн. пособие. – М.: Академия, 2012.

Доброжанская Е. Б. Управление инновационной деятельностью в сфере гостеприимства: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. –СПб., 2011.

Дручевская Л. Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – № 6. – С. 16-19.

Елканова Д. И., Осипов Д. А., Романов В. В. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2015.

Ефимова О. П.Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / О. П. Ефимова, Н. А. Ефимова; Кабушкин Н.И. - М.: Новое знание, 2014.

Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: [справочник] / Рос. междунар. акад. туризма. М.: Финансы и статистика, – 2013.

Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов; КноРус - Москва, 2013.

Кнышова Е. Н., Белозерова Ю. М. Менеджмент гостеприимства: учеб.пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М: Знание. – 2015.

К 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров туризма – прогноз [Электронный ресурс] // РИА Новости. – URL: http://ria.ru/society/ 20080927/151650618.html. – (дата обращения: 07.07.2018).

Кондрамашина А. Э. Непрямая реклама в сфере гостиничного бизнеса// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 37. – С. 28-32.

Костин К. Б. Проблемы развития туристско-гостиничного бизнеса России и пути их решения // Известия Санкт-Петербургского государственного университета. – 2013. – № 4. – С. 61-66.

  1. Лайко М. Ю., Кобяк М. В., Ильина Е.Л., Латкин А.Н. Экономика индустрии гостеприимства: учебное пособие. - М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011.

Макринова Е. И., Иваницкая Т. Ю. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие для студентов. Белгород: Изд-во БУКЭП. – 2012. –

Орлова Д. И. Основные тенденции развития индустрии гостеприимства в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 49. – С. 41-44.