Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
1.1. Понятие индустрии гостеприимства
1.2. Современные системы классификаций гостиниц
экономить при ведении совместных мероприятий по продвижению продаж и маркетингу для региона.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ
2.1. Характеристика современных тенденций гостиничного бизнеса в России
2.2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА МОСКВЫ
3.1. Тенденции развития гостиничного рынка г. Москвы
3.2. Изменения операционных показателей деятельности гостиниц
3.3. Структура гостиничного рынка г. Москвы
Для российских исследователей характерен подход, в рамках которого индустрии гостеприимства входит в индустрию туризма являясь ее составной частью, в определенной степени это связано с правовыми рамками закрепления понятия «индустрия туризма», содержащегося в ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[11] .
В свою очередь для зарубежных исследователей принята более широкая трактовка индустрии гостеприимства, данная сфера экономики понимается шире чем сфера туризма, поэтому в «индустрии гостеприимства объединяются все родственные отрасли экономики, связанные с обслуживанием людей через специализированные предприятия, причем принцип гостеприимства объединяет все эти сферы в единое целое, являясь их общим детерминантом.
Кроме того, услугами гостеприимства пользуются не только туристы, но и другие категории путешественников, которые, согласно статистике Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО), объединены в понятие «посетителей» (visitors)[12]. Другими словами, услугами индустрии гостеприимства могут пользоваться не только туристы, но и другие категории путешественников (посетители), а также жители местного и регионального сообщества, которые получают выгоды от развития в регионе гостиничной, транспортной инфраструктуры, а также выгоды связанные с развитием сектора общественного питания, бытового обслуживания.
В тоже время следует отметить, что жители местного и регионального сообщества несут не только выгоды, но и отрицательные эффекты, связанные с туристической деятельностью (экологические риски, технологические риски, террористические риски) Хотя все элементы индустрии гостеприимства и туризма взаимосвязаны, но тем не менее можно предложить следующую их классификацию – рис. 2.
Как видно из рис. 2, к специализированным секторам индустрии гостеприимства и туризма относятся гостиничный сектор, сектор культуры и просвещения, сектор общественного питания, сектор бытового обслуживания, сектор туроператоров и турагентов, сектор экскурсионного обслуживания, сектор конгрессного обслуживания, сектор санаторно–курортного и оздоровительно обслуживания, а также сектор развлечения, досуга и спорта.
Рисунок 2. Структурные элементы индустрии гостеприимства
1.2. Современные системы классификаций гостиниц
Важным условием для качественного предоставления гостиничных услуг является их структурно-функциональное обеспечение, создание инфраструктуры, которая включает в себя стандарты и требования к осуществлению видов деятельности.
Исследования общемировых тенденций функционирования основных моделей сферы гостиничных услуг показывает, что эффективное предоставление услуг осуществляется на основании стандартов и правил сертификации гостиничных услуг. Существуют национальные системы классификаций, которые поддерживаются государством или гостиничными ассоциациями. Внутригосударственная классификация это набор требований и нормативов, обязательных для выполнения средствами размещения конкретного государства.
Таблица 2
Системы классификаций средств размещения, принятые в разных странах[13]
Страна |
Принципы классификации |
1 |
2 |
Австралия |
5-звездочная классификация |
Австрия |
5-звездочная европейская система. Существуют внекатегорийные малые гостиницы в сельской местности и дешевые средства размещения. |
Аргентина |
Национальная система классификации. Пять категорий, соответствующих следующим уровням системы пяти звезд: Т (tourist class) - 2 звезды; F (first class) — 3 звезды; FS (first superior class) - от 3 до 5 звезд; L (luxe); DL (de luxe) - 5 звезд и суперкомфортабельные |
Страны Бенилюкс |
5-звездочная система в некоторым завышением звездности (кроме отелей известных сетей) |
Великобритания |
Система «корон» или «ключей» (в сравнении с общеевропейской звездой корона на одну единицу выше) Используется и классификация BTA (ассоциации британских турагентств) — также 5-звездочная, но с простой методикой назначения звезд |
Германия |
Классификация гостиниц государственная, по 5-звездочной системе. Средства размещения разделяются на гостиницы, курортные гостиницы (Kurhotei), постоялые дворы (Gabthoi), отели-пансионы и отели-гарни |
Греция |
Четыре категории, обозначаемые буквами (А, В, С, D). Высшая |
Египет |
5-звездочная классификация с завышенным уровнем качества (на 1 -2 звезды) |
Израиль |
Гостиницы разделены на три категории, которым на практике ставятся общепринятые категории 5 звезд |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Испания |
Градация категорий, обозначаемых звездами, введена для каждой группы средств размещения: для гостиниц - от 1 до 5 звезд; для бунгало (апартаментов) — от 1 до 4 звезд; для постоялых дворов и пансионов — от 1 до 3 звезд |
Италия |
Гостиницы разделены на три категории, по качеству примерно |
Китай |
5-звездочная классификация для комфортабельных отелей. |
Мальдивы |
Комфортабельные средства размещения подразделяются на категории: «standart», «de luxe», «junior suite», «presidential suite» |
Мальта |
5-звездочная система сохраняется при внедрении новой национальной системы, разделяющей отели на три категории: золотая, серебряная, бронзовая |
Мексика |
5-звездочная национальная классификация, сходная с европейской. Класс отеля устанавливается на основе анализа большого числа параметров - от 52 до 108. Кроме того, есть еще категория выше 5 звезд – gran turismo |
Норвегия |
5-звездочная система для комфортабельных отелей. Развита система некатегорийных молодежных общежитий (youth hostel) |
ОАЭ |
5-звездочная система для отелей. Распространены виллы и апартаменты (некатегорийные средства размещения) |
Россия |
5-звездочная классификация в соответствии с ГОСТ 0 50645-94 |
Франция |
5-звездочная классификация |
Ряд наиболее крупных международных гостиничных сетей (Hilton, Rezidor, Accor) фактически перешел к использованию концепции «hub-and-spoke». Суть концепции состоит в том, что развитая страна представляет собой ось, к которой присоединен через соглашения ряд развивающихся стран, не заключающих соглашения между собой. Хотя в международной экономической литературе до настоящего времени этот термин в отношении гостиничных сетей практически не применялся, такой способ географической экспансии данных международных гостиничных сетей несколько отличается от традиционных методов выхода на рынок, применяемых при построении внутрифирменной структуры ТНК, и может быть охарактеризован именно концепцией «hub-and-spoke». Концепция «hub-and-spoke» в гостиничном бизнесе сводится к созданию в рамках единой сети центральной гостиницы 5* в крупном городе и ряда отелей меньшей звездности в ее окружении в этом же населенном пункте или в соседних городах.
Наблюдаемая экспансия международных гостиничных сетей происходит благодаря использованию механизмов слияния и поглощения, а также франчайзинга и заключения контрактов на управление. В ряде случаев укрупнение сетей происходит за счет включения в портфолио брендов различных ценовых сегментов (примерами такого процесса могут служить американская компания Hilton и французская – Accor). В тоже время крупные сети реализуют при освоении новых рынков концепцию «hub-and-spoke».
Крупные международные гостиничные операторы из Северной Америки и Западной Европы уделяют основное внимание развитию отелей класса люкс в наиболее населенных городах-хабах развивающихся стран (Пекин, Шанхай, Мумбай). В то же время доминирующие позиции среди гостиничных сетей эконом-класса (2 и 3*) принадлежат местным операторам. Можно предположить, что в ближайшее время может наступить перенасыщение рынка гостиниц 4 и 5* в крупных городах-хабах, а сегмент эконом-класса может стать весьма перспективным для иностранных компаний с использованием стратегии слияний и поглощений действующих местных операторов, а также с применением модели «hub-and-spoke».
Применение подхода «hub-and-spoke» дает международной гостиничной сети дополнительные конкурентные преимущества при выходе на международный уровень, а именно позволяет:
- подписывать новые договора франчайзинга или контракты на управление, привязывая их к крупнейшей гостинице, работающей в регионе под их брендом;
- снижать затраты при совместных закупках оборудования, услуг аутсорсинга для нескольких гостиниц внутри региона;
- обучать в центральном городе региона новый персонал для последующей работы в гостиницах в малых городах региона;
снижать затраты на управление внутри крупного города, где работает несколько гостиниц сети, совмещая некоторые кадровые позиции (например, нанимая лишь одного генерального управляющего);
экономить при ведении совместных мероприятий по продвижению продаж и маркетингу для региона.
Выводы
Несмотря на то, что индустрия гостеприимства в смысловом понимании шире чем индустрия туризма, однако именно индустрия туризма задает конкурентные контуры и темпы развития индустрии гостеприимства, определяя наиболее перспективные направления развития индустрии туризма и гостеприимства.
Кроме того, в индустрии гостеприимства и туризма выделяются инфраструктурные элементы, такие как – сектор дорожной и транспортной инфраструктуры, сектор торгового обслуживания (общего и специального назначения), сектор безопасности и правопорядка, здравоохранения и средств связи в зонах отдыха и туризма и сектор науки и образования для подготовки профессиональных кадров в сфере индустрии гостеприимства, туризма, курортно-санаторного и спортивного менеджмента.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ
2.1. Характеристика современных тенденций гостиничного бизнеса в России
Главной целью всех предприятий гостиничного бизнеса является победа в конкурентной борьбе. В условиях перенасыщенности рынка аналогичными услугами уже не хватает простого предоставления качественных услуг по более низкой цене, чем у конкурентов. Предприятие должно разработать целый ряд услуг, которые бы позволили обслужить клиентов наиболее полным образом.