Файл: НК_2_гл22_комм_Лермонтов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1940

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом свидетельство не выполняло роль лицензии по смыслу Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия на производство и реализацию нефтепродуктов представляет собой документ, подтверждающий право на ведение указанной в лицензии деятельности, а свидетельство лица, совершающего операции с нефтепродуктами, - одно из условий возникновения у соответствующего налогоплательщика объекта обложения акцизами и права на налоговый вычет сумм акциза в установленном порядке.

Пунктом 3 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) устанавливалось, что порядок выдачи свидетельства определяется Минфином России.

Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, был приведен в приложении к Приказу Минфина России от 23.12.2005 N 156н.

В соответствии с пунктом 4 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) свидетельства выдавались организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении следующих требований:

1) свидетельство на производство - при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

2) свидетельство на оптовую реализацию (если иное не установлено пунктом 4 статьи 179.1 НК РФ) - при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 процентов);

3) свидетельство на оптово-розничную реализацию (если иное не установлено пунктом 4 статьи 179.1 НК РФ) - при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 процентов);


4) свидетельство на розничную реализацию - при наличии в собственности организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел;

5) свидетельство на переработку прямогонного бензина - при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии.

Налоговый орган был обязан выдать свидетельство (уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства) не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления о выдаче свидетельства и представления копий предусмотренных статьей 179.1 НК РФ документов. Уведомление направлялось налогоплательщику в письменной форме с указанием причин отказа. Для получения свидетельства налогоплательщик (если иное не установлено статьей 179.1 НК РФ) представлял в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства, и сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей, и копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности (копии документов, подтверждающих право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления закрепленным за ним имуществом).

Для получения свидетельства на оптовую реализацию организация или индивидуальный предприниматель - собственник сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, мог представить в налоговый орган заверенную копию договора на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки. Указанная отметка проставлялась при представлении в налоговый орган по месту нахождения этой организации копии договора на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки.


Для получения свидетельства на переработку прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель - собственник сырья вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии, могли представить в налоговые органы заверенную копию договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии, с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей производство продукции нефтехимии. Указанная отметка проставлялась при представлении в налоговый орган по месту нахождения организации, осуществляющей производство продукции нефтехимии, копии договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина.

Свидетельства, предусмотренные статьей 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ), выдавались также организации или индивидуальному предпринимателю, обратившимся с заявлением о выдаче соответствующего свидетельства, при наличии мощностей, необходимых для получения свидетельств, в собственности организации, в которой организация или индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявлением о выдаче свидетельства, владели более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявлением о выдаче свидетельства, представляли в налоговый орган документы, подтверждающие права организации на владение, пользование и распоряжение указанным имуществом, и документы, подтверждающие владение указанной выше долей (соответствующим количеством голосующих акций) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации.

Пунктом 5 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) предусматривалось, что налоговые органы приостанавливали действие свидетельства в случаях:

- невыполнения организацией или индивидуальным предпринимателем положений действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;

- непредставления организацией или индивидуальным предпринимателем - покупателем (получателем) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы в соответствии со статьей 201 НК РФ. В указанном случае приостанавливалось действие свидетельства организации или индивидуального предпринимателя - покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;

- использования технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также оснащенного вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием, нарушения работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования, установленного на указанном технологическом оборудовании.


Внимание!

Из содержания статьи 179.1 НК РФ следовало, что приостановление налоговым органом действия свидетельства при наличии ситуаций, указанных выше, являлось правом, а не обязанностью налогового органа. На это указывает и ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 06.09.2006, 30.08.2006 N Ф03-А51/06-2/2545.

В случае приостановления действия свидетельства налоговый орган обязан был установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Указанный срок не мог превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется.

Организация или индивидуальный предприниматель, имеющие свидетельство, обязаны были уведомить в письменной форме налоговый орган, выдавший свидетельство, об устранении ими нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Налоговый орган, выдавший свидетельство, принимал решение о возобновлении его действия и сообщал об этом в письменной форме организации или индивидуальному предпринимателю, имеющим свидетельство, в течение трех рабочих дней после проверки устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, и принятия решения о возобновлении действия свидетельства.

Срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевался.

Налоговые органы аннулировали свидетельство в случаях:

- представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления;

- передачи организацией или индивидуальным предпринимателем выданного в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 179.1 НК РФ, свидетельства иному лицу;

- завершения реорганизации организации, если в результате реорганизации данная организация утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;

- завершения реорганизации организации в форме выделения или разделения;

- изменения наименования организации (изменения фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя);

- изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);

- прекращения права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.

Внимание!

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.08.2004 N Ф08-3428/2004-1308А отметил, что пункт 5 статьи 179.1 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для аннулирования свидетельства.

На это же ФАС Северо-Кавказского округа указал и в Постановлении от 04.08.2004 N Ф08-3427/2004-1310А, отметив, что пункт 5 статьи 179.1 НК РФ не содержит такого основания для аннулирования свидетельства, как неправильная постановка на налоговый учет.

Пункт 6 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) устанавливал, что в случаях аннулирования свидетельства, предусмотренных пунктом 5 статьи 179.1 НК РФ, а также в случае утраты организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства организация или индивидуальный предприниматель вправе были подать заявление о получении нового свидетельства.


Согласно пункту 7 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) налоговый орган, выдавший свидетельство, обязан был уведомить организацию или индивидуального предпринимателя о приостановлении действия или об аннулировании соответствующего свидетельства в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения.

Внимание!

Итак, положения статьи 179.1 НК РФ утратили силу с 01.01.2007. При этом следует учитывать и положения статьи 5 Закона N 134-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 134-ФЗ лица, имевшие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (за исключением свидетельства на переработку прямогонного бензина), до 01.01.2007 и осуществляющие с 01.01.2007 реализацию нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 01.01.2007 и (или) отгруженных им до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов.

Согласно части 2 статьи 5 Закона N 134-ФЗ по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) налогоплательщиками до 01.01.2007 и (или) отгруженным им до указанной даты, применяются положения главы 22 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2006, если иное не установлено статьей 5 Закона N 134-ФЗ.

На основании части 3 статьи 5 Закона N 134-ФЗ уплата акцизов по нефтепродуктам, указанным в части 1 статьи 5 Закона N 134-ФЗ (за исключением нефтепродуктов, реализуемых за пределы Российской Федерации), производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реализация нефтепродуктов.

Согласно части 4 статьи 5 Закона N 134-ФЗ по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) до 01.01.2007, и по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) после указанной даты, которые были отгружены налогоплательщику до 31.12.2006 включительно, и реализованным за пределы Российской Федерации, применяются положения главы 22 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2006.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 134-ФЗ по прямогонному бензину, в том числе произведенному из давальческого сырья (материалов), полученному (оприходованному) налогоплательщиками до 01.01.2007 и (или) отгруженному им до указанной даты, в дальнейшем реализуемому (передаваемому) лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в части вычетов сумм акциза с 01.01.2007 применяются положения главы 22 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2006.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона N 134-ФЗ уплата сумм акциза производится налогоплательщиком по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом в отношении налогоплательщика.