Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2082

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Учитывая изложенное, имуществом государственных и муниципальных предприятий является имущество, закрепленное за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, которым они в соответствии с нормами ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются. Соответственно, норма подпункта 3 пункта 2 статьи 146 НК РФ распространяется только на случаи передачи имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемых в порядке приватизации, то есть на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 3 Закона N 178-ФЗ установлено, что действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Официальная позиция.

По мнению налоговых органов, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в ведении соответствующих органов власти (см., например, письма ФНС России от 09.08.2005 N 03-1-02/1341/11, от 14.02.2005 N 03-1-03/204/9@, от 24.10.2005 N ММ-6-03/895@).

А в письме от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184@ "Об освобождении от НДС услуг Государственной противопожарной службы" МНС России указывает, что при применении порядка, изложенного в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, следует иметь в виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъекта Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере деятельности.

При применении подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;


- обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

- на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

Актуальная проблема.

На практике возникает множество вопросов, какими именно критериями определения состава органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимо руководствоваться для целей применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость по подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Например, между налогоплательщиками и налоговыми органами нет единой точки зрения на то, относятся ли к таким органам ПФР и его территориальные управления.

В Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти, утвержденном распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 06.08.2001 N 1363/1001, ПФР не поименован.

Согласно Положению о ПФР, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (далее - Положение), ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением. ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются только на выплату государственных пенсий.

Следует указать, что КС РФ в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" (далее - Постановление N 9-П) указал, что полномочия ПФР по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти.

Судебная практика.

Сложившаяся к настоящему времени судебная практика по вопросу отнесения ПФР к органам государственной власти и управления придерживается подхода, изложенного в Постановлении N 9-П.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 01.03.2006 N А31-8833/2005-1 обращает внимание на то, что Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, в разделе II установлены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач. К числу таких объектов отнесен и ПФР, денежные средства которого входят в состав казны Российской Федерации и который от имени Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, то есть управляет средствами, входящими в состав казны Российской Федерации.


Кроме того, суд отмечает, что согласно статье 143 БК РФ вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. В статье 144 БК РФ к числу таких фондов отнесен ПФР. Суд также указывает на то, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ПФР и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.

На основании изложенного ФАС Волго-Вятского приходит к выводу о том, что ПФР и его территориальные органы, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления. При этом суд указал, что в своей деятельности Отделение ПФР подчиняется ПФР, руководствуется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, финансируется Отделение из бюджета ПФР, относящегося в соответствии со статьей 10 БК РФ к бюджету первого уровня, как и федеральный бюджет, имеет в оперативном управлении федеральное имущество.

К аналогичным выводам приходил ФАС Волго-Вятского округа в Постановлениях от 20.01.2006 N А31-3343/2005-19, от 30.06.2005 N А29-11066/2004а, от 09.10.2003 N А79-3278/2003-СК1-3124, от 07.07.2003 N А39-203/03-28/9.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.05.2006 N А12-33225/05-С10 также указал, что ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, для чего наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, что позволяет отнести возложенные на ПФР и его территориальные органы полномочия к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Мнение о том, что ПФР и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, содержится также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2006 N Ф04-5226/2006(25510-А45-40), от 23.11.2005 N Ф04-8448/2005(17208-А45-33), от 23.03.2005 N Ф04-1601/2005(9595-А03-34), ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2006 N А13-14428/2005-05, от 21.04.2006 N А66-14295/2005, ФАС Центрального округа от 28.08.2003 N А48-631/03-13, ФАС Московского округа от 09.06.2006 N КА-А41/5020-06, от 20.01.2005 N КА-А40/12821-04, от 25.08.2004 N КА-А41/7280-04, от 20.07.2004 N КА-А41/5926-04, от 26.02.2004 N КА-А41/663-04.


Необходимо отметить, что предметом рассмотрения вышеуказанных судебных Постановлений явились споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о распространении на ПФР и его территориальные органы положений пункта 14 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), согласно которым от уплаты земельного налога освобождались земли, предоставляемые для обеспечения органов государственной власти и управления. Положения пункта 14 статьи 12 Закона N 1738-1 утратили силу с 01.01.2006.

Однако Минфин России в письме от 26.07.2004 N 03-06-10/83 разъяснил, что ПФР является финансово-кредитным учреждением (пункт 1 Положения), следовательно, данный фонд и его территориальные органы не имеют права на льготу по земельному налогу. Данная позиция была подтверждена также и письмом Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-02/137, которое письмом ФНС России от 30.11.2006 N ММ-6-21/1160@ направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам.

Исходя из положений вышеизложенных норм, с учетом позиции Минфина России (а также вышеизложенного общего подхода налоговых органов по данному вопросу), Управление ПФР является финансово-кредитным учреждением и не является органом, входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Учитывая сформировавшуюся судебную практику по данному вопросу и положения Постановления N 9-П, противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Внимание!

В письме от 07.05.2008 N 03-07-11/178 Минфин России отметил, что предоставление органами местного самоуправления владельцам рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в целях применения НДС следует относить к договору оказания услуг. При этом оказание органами местного самоуправления владельцам рекламных конструкций услуг в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, исключительным полномочием органов местного самоуправления в этой сфере деятельности не является. Поэтому при оказании данных услуг органы местного самоуправления должны осуществлять исчисление и уплату НДС.

Нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ на услуги по предоставлению права установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не распространяются. В связи с этим данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Минфин России в письме от 25.12.2009 N 03-07-11/331 пришел к выводу, что поскольку автономное учреждение органом местного самоуправления не является, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) данным учреждением, следует производить в общеустановленном порядке независимо от источника оплаты этих работ (услуг), в том числе выполняемых (оказываемых) безвозмездно.


Внимание!

Необходимо учитывать, кроме того, что из нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ также следует, что данное положение применяется лишь в случае, когда государственный орган имеет в данной сфере услуг исключительные полномочия.

Пример.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, введенному в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность вневедомственной охраны классифицируется по коду 75.24.1 - деятельность органов внутренних дел.

Следовательно, услуги вневедомственной охраны подпадают под действие подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Также МНС России в письме от 29.06.2004 N 03-1-08/1462/17@ разъяснило, что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 N 10500/03 услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под услуги, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Таким образом, услуги вневедомственной охраны по охране имущества на основании гражданско-правовых договоров не облагаются НДС, так как не являются объектом обложения НДС.


Статья 147. Место реализации товаров


Комментарий к статье 147


Правила статьи 147 НК РФ, посвященные определению места реализации товаров, кажутся простыми.

Понятие территории Российской Федерации в НК РФ не содержится, поэтому в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ подлежит применению в том значении, в котором оно используется в других отраслях законодательства.

В соответствии со статьей 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Статьей 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) предусмотрено, что пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации определяется Государственной границей Российской Федерации, которая устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

При этом следует иметь в виду, что согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары одним лицом для другого лица - на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Пунктом 2 статьи 38 НК РФ предусмотрено, что под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.