Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2077

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 454 ГК РФ положения, предусмотренные ГК РФ к договорам купли-продажи, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

Внимание!

В пункте 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Из указанных положений следует, что при отсутствии перехода права собственности на товары, работы услуги от одного лица к другому реализация отсутствует.

Например, передача организацией продукции своим представительствам для последующей реализации не может рассматриваться как объект обложения НДС согласно статье 146 НК РФ, поскольку не происходит переход права собственности на эту продукцию. Данный вывод содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.10.2006 N Ф04-4382/2005(27876-А27-14).

Как отмечено в письме Минфина России от 18.11.2005 N 03-04-11/308, выбытие товаров в связи с хищением объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.

В Постановлениях ФАС Центрального округа от 10.11.2005 N А62-644/2005 и от 08.11.2005 N А62-1130/2005 суд признал, что передача произведенной налогоплательщиком продукции для последующей розничной продажи в собственные магазины не является реализацией в смысле положений статьи 39 НК РФ, поэтому начисление НДС исходя из торговой наценки на переданную в магазины продукцию собственного производства неправомерно.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 01.11.2006 N А64-867/06-13, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2005 N А56-1215/2005 содержится вывод о том, что доходы (проценты), полученные ломбардами от осуществления ими деятельности по предоставлению гражданам кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для их личного потребления, не облагаются НДС. Суд исходил из того, что по смыслу статьи 358 ГК РФ право собственности на предмет залога не переходит от залогодателя (физического лица) к залогодержателю (ломбарду). В силу этого обязанность по уплате НДС при реализации предмета залога возникает у залогодателя (собственника имущества), а не у залогодержателя.

Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2006 N Ф09-9697/06-С2, где суд признал неправомерным доначисление ломбарду НДС и привлечение его к ответственности за неуплату налога по пункту 1 статьи 122 НК РФ в связи с невключением в налогооблагаемую базу выручки от реализации предметов залога, предоставлявшегося гражданами в обеспечение кредитов, выданных ломбардом. Арбитражный суд исходил из того, что объект налогообложения НДС при реализации заложенного имущества возникает у залогодателя (при условии что он является плательщиком этого налога), а не у залогодержателя, реализующего его имущество; а оказанные ломбардом финансовые услуги по предоставлению займа в денежной форме в силу подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС.


Как отметил ФАС Уральского округа в Постановлении от 27.02.2008 N Ф09-640/08-С2, арбитражный управляющий не осуществляет передачу результатов выполненных работ, а также не оказывает какому-либо лицу услугу. Таким образом, полученное управляющим вознаграждение не является выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и не облагается НДС.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 25.07.2006 N А65-24270/2005-СА1-19 арбитражный суд пришел к выводу о неправомерном доначислении налоговым органом НДС на суммы полученных налогоплательщиком денежных средств в оплату товаров от несуществующей организации (не зарегистрированной в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица), ссылаясь на то, что согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. Вследствие ничтожности сделок между налогоплательщиком и организацией, не зарегистрированной в ЕГРЮЛ, реализация по товарам, переданным налогоплательщиком последней, не состоялась, следовательно, отсутствует объект налогообложения, предусмотренный статьями 39 и 146 НК РФ.

Внимание!

Статья 146 НК РФ относит к объекту налогообложения НДС безвозмездную передачу.

В налоговом законодательстве не дано определение понятия "безвозмездная передача", поэтому согласно статье 11 НК РФ необходимо учитывать положения иных отраслей законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

В соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Таким образом, говорить о безвозмездном характере можно лишь в том случае, если одаряемый не совершает никаких встречных действий.

Как отметило Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.02.2005 N 19-11/10539, закрытие обязательств путем передачи здания в счет погашения долга признается реализацией имущества и облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Актуальная проблема.

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о том, возникает ли объект налогообложения при хищении товарно-материальных ценностей и основных средств.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признается передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество могут устанавливаться лишь законом.


В главе 14 ГК РФ хищение, противоправное завладение имуществом не названы в числе оснований для возникновения права собственности.

Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьей 154 ГК РФ для совершения сделки необходимо волеизъявление сторон.

Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения.

Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, по гражданскому законодательству при хищении право собственности на похищенные товарно-материальные ценности, основные средства не переходит.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 14.08.2007 N 03-07-15/120, выбытие имущества в связи с хищением при выявлении виновных лиц следует рассматривать как реализацию товаров и, соответственно, как объект налогообложения НДС.

Что касается выбытия имущества без выявления виновных лиц (в связи с потерей, порчей, боем, хищением, стихийным бедствием и др.), то на основании статей 39 и 146 НК РФ данные операции объектом налогообложения НДС, по мнению Минфина России, не являются.

Судебная практика.

Арбитражные суды, как правило, считают, что выбытие товарно-материальных ценностей, основных средств в результате хищения не относится к объектам обложения НДС, так как не связано с переходом права собственности и, следовательно, не является реализацией по смыслу пункта 1 статьи 39 НК РФ. При этом объект налогообложения отсутствует независимо от того, установлены ли виновные лица.

Данный вывод содержится, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2007, 14.03.2007 N Ф04-1274/2007(32292-А27-41), Ф04-1274/2007(32405-А27-26), Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2005 N А49-13280/04-398А/11.

Актуальная проблема.

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о том, является ли объектом обложения НДС безвозмездная передача товаров, выполнение работ, оказание услуг в рекламных целях.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из статьи 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (утратил силу с 01.07.2006 в связи со вступлением в силу Закона N 38-ФЗ) (далее - Закон N 108-ФЗ) следует, что реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.


Расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. К расходам на рекламу могут быть отнесены расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий; на приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции; на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, и т.д.

Согласно письму Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52 бесплатная, то есть безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Данная точка зрения содержится также в письмах МНС России от 05.07.2004 N 03-1-08/1484/18@, от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18, а также в письме Управления ФНС России по г. Москве от 07.12.2006 N 09-14/107054.

Вместе с тем с 01.01.2006 Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ пункт 3 статьи 149 НК РФ дополнен подпунктом 25, в соответствии с которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Таким образом, исходя из позиции официальных органов с 01.01.2006 в случае реализации в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых составляют более 100 рублей, следует начислять НДС в общем порядке.

При этом налоговая база согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ определяется как стоимость таких товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Судебная практика.

Вместе с тем в арбитражной практике отсутствует единый подход по данному вопросу.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2007 N А13-16685/2005-21, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2006 N А82-9118/2005-99 арбитражным судом сделан вывод о том, что распространение собственной продукции в рекламных целях не подлежит обложению НДС, поскольку не может рассматриваться как безвозмездная передача товара применительно к пункту 1 статьи 146 НК РФ.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.2006 N А82-5176/2005-15 суд признал, что со стоимости подарков (презентационных книг, сувенирной и новогодней продукции с логотипом налогоплательщика), переданных участникам рекламных мероприятий в рамках рекламных акций, не уплачивается НДС, отметив, что назначение распространения рекламного продукта - способствовать реализации продукции, производимой налогоплательщиком, порождать интерес к этому товару, поэтому реклама не является самостоятельной передачей товара, его реализацией. Затраты на изготовление рекламы относятся к затратам, из которых формируется стоимость реализуемой в дальнейшем продукции.


В Постановлении ФАС Московского округа от 09.11.2006, 16.11.2006 N КА-А40/10964-06 арбитражный суд также отклонил доводы о том, что передача рекламной продукции должна быть квалифицирована как безвозмездная сделка, подлежащая включению в объект обложения по НДС. Суд исходил из того, что при распространении сувенирной продукции налогоплательщик преследовал предпринимательскую цель (экономическую выгоду) - привлечь внимание к своей деятельности со стороны. В данной ситуации передача рекламно-сувенирной продукции обусловлена для получателя совершением действий по пользованию услугами налогоплательщика в большем объеме, чем без использования этой рекламной продукции. Поэтому передача рекламной продукции не может рассматриваться как безвозмездная сделка и не подлежит включению в объект обложения по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, в данной ситуации имеется встречное предоставление - внимание к деятельности налогоплательщика и обращение за его услугами.

Кроме того, суд сослался на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, в соответствии с которым объектом налогообложения признается передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. Между тем на основании подпункта 28 пункта 1 и пункта 4 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Из этого следует, что расходы по распространению рекламно-сувенирной продукции при проведении рекламных акций признаются расходами, которые принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ как "иные виды рекламы".

В Постановлении ФАС Московского округа от 28.08.2006 N КА-А40/7856-06 арбитражный суд, признавая неправомерным доначисление НДС по безвозмездно переданным рекламным материалам, указал, что в силу пункта 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Как следует из статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В данном случае рекламные материалы - брошюры, каталоги, содержащие информацию о заявителе, технические характеристики отопительной техники, которые не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, не могут быть реализованы на рынке, т.е. не являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ.